РП по обществознанию теория и практика

Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ «Школа№58» КГО,
утвержденной приказом директора № 135 -о/д от 30.08.2023г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 58»
Камышловского городского округа

Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № 73 от 30.08.2023 года

Утверждена
приказом директора № 137 -о\д
от 30.08.2023 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
"ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА"
(11 КЛАСС)
СРОК ОСВОЕНИЯ: 1 ГОД

Составитель:
Матвеева Альфия Раисовна

2023

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание:
теория и практика»
Предметными результатами освоения данного курса на базовом уровне
являются:
Человек. Человек в системе общественных отношений
–Выделять черты социальной сущности человека;
–определять роль духовных ценностей в обществе;
–распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их
примерами;
–различать виды искусства;
–соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
–выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной
жизни;
–выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации
индивида;
–раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
–различать виды деятельности, приводить примеры основных видов
деятельности;
–выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
–анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его
основания и последствия;
–различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их
примерами;
–выявлять особенности научного познания;
–различать абсолютную и относительную истины;
–иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни
человека;
–выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания роли образования и науки в
современном обществе;
–выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
–Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую)
систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
–выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию,
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
–приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных
изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
–формулировать собственные суждения о сущности, причинах и
последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных
проблем.
Экономика
–Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
2

–конкретизировать

примерами основные факторы
производства ифакторные доходы;
–объяснять механизм свободного ценообразования, приводить
примерыдействия законов спроса и предложения;
–оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую
жизнь,поведение основных участников экономики;
–различать формы бизнеса;
–извлекать социальную информацию из источников различного
типа отенденциях развития современной рыночной экономики;
–различать экономические и бухгалтерские издержки;
–приводить примеры постоянных и переменных издержек
производства;
–различать деятельность различных финансовых институтов,
выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской
Федерации в банковской системе РФ;
–различать формы, виды проявления инфляции, оценивать
последствия инфляции для экономики в целом и для различных
социальных групп;
–выделять объекты спроса и предложения на рынке труда,
описывать механизм их взаимодействия;
–определять причины безработицы, различать ее виды;
–высказывать
обоснованные
суждения
о
направлениях
государственной политики в области занятости;
–объяснять поведение собственника, работника, потребителя с
точки зрения
экономической
рациональности,
анализировать
собственное потребительское поведение;
–анализировать практические ситуации, связанные с реализацией
гражданами своих экономических интересов;
–приводить примеры участия государства в регулировании
рыночнойэкономики;
–высказывать обоснованные суждения о различных направлениях
экономической политики государства и ее влиянии на экономическую
жизнь общества;
–различать важнейшие измерители экономической деятельности и
показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП
(валовой внутренний продукт);
–различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
–Выделять критерии социальной стратификации;
–анализировать социальную информацию из адаптированных
источников оструктуре общества и направлениях ее изменения;
–выделять особенности молодежи как социально-демографической
группы,раскрывать на примерах социальные роли юношества;
–высказывать обоснованное суждение о факторах,
3

обеспечивающих
успешность
самореализации
молодежи в условиях современного рынка труда;
–выявлять причины социальных конфликтов, моделировать
ситуацииразрешения конфликтов;
–конкретизировать примерами виды социальных норм;
– характеризовать виды социального контроля и их
социальную
роль,различать санкции социального контроля;
– различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на
примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и
общества;
– определять и оценивать возможную модель собственного
поведения вконкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
– различать виды социальной мобильности, конкретизировать
примерами;
– выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов,
приводитьпримеры способов их разрешения;
– характеризовать основные принципы национальной политики
России насовременном этапе;
– характеризовать социальные институты семьи и брака;
раскрывать факторы, влияющие на формирование института
современной семьи;
– характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль
семьи всовременном обществе;
– высказывать обоснованные суждения о факторах,
влияющих
надемографическую ситуацию в стране;
– формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни
современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность
и значение веротерпимости;
– осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной
информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать,
анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и
проблемные задачи;
– оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими
людьми с позиций толерантности.
Политика
– Выделять субъектов политической деятельности и объекты
политическоговоздействия;
–
различать политическую власть и другие виды власти;
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и
методамиполитической деятельности;
– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств
и целейв политике;
–
раскрывать роль и функции политической системы;
– характеризовать государство как центральный институт
4

политическойсистемы;
– различать типы политических режимов, давать оценку роли
политическихрежимов различных типов в общественном развитии;
– обобщать и систематизировать информацию о сущности
(ценностях,принципах, признаках, роли в общественном развитии)
демократии;
–
характеризовать демократическую избирательную систему;
– различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную
избирательныесистемы;
– устанавливать взаимосвязь правового государства и
гражданскогообщества, раскрывать ценностный смысл правового
государства;
определять роль политической элиты и политического лидера в
современном обществе;
–конкретизировать примерами роль политической идеологии;
–раскрывать на примерах функционирование различных партийных
систем;
–формулировать суждение о значении многопартийности и
идеологического плюрализма в современном обществе;
–оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
–иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
–различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного
политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении
участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
–Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
–выделять основные элементы системы права;
–выстраивать иерархию нормативных актов;
–выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской
Федерации;
–различать понятия «права человека» и «права гражданина»,
ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами
и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и
свобод;
–обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и
гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от
выполнения конституционных обязанностей;
–аргументировать важность соблюдения норм экологического права и
характеризовать способы защиты экологических прав;
–раскрывать содержание гражданских правоотношений;
–применять полученные знания о нормах гражданского права в
практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
–различать организационно-правовые формы предприятий;
–характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
5

–давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного
поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного
права в повседневной жизни;
–находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах
приема в образовательные организации профессионального и высшего
образования;
–характеризовать условия заключения, изменения и расторжения
трудового договора;
–иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального
обеспечения;
–извлекать и анализировать информацию по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ,
АПК РФ, УПК РФ);
–объяснять основные идеи международных документов, направленных
на защиту прав человека.
2.
Содержание учебного предмета
Раздел 1.Роль учебного пособия в подготовке к ЕГЭ по обществознанию
(1час)
ЕГЭ по обществознанию: основная цель, форма проведения, объекты
проверки. Структура и содержание экзаменационной работы.
Раздел 2. ЕГЭ по обществознанию: общая характеристика (1час)
Характеристика заданий экзаменационной работы по обществознанию и
алгоритмы их выполнения.
Раздел 3.Содержательные блоки-модули, проверяемые на ЕГЭ по
обществознанию. (32часа)
Человек как творец и творение культуры. (8 часов)
Виды знаний. Истина и ее критерии. Мышление и деятельность.
Потребности и интересы. Культура. Наука. Образование. Религия. Искусство.
Тренировочные задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из
предложенного перечня ответов. Тренировочные задания на выявление
структурных элементов понятий с помощью таблиц, на установление
соответствия позиций. Тренировочные задания на определение терминов и
понятий, дифференциацию фактов и теоретических положений.
Тренировочные задания на характеристику текста. Тренировочные задания на
раскрытие смысла обществоведческих понятий. Тренировочные задания на
конкретизацию
примерами
изученных
теоретических
положений.
Тренировочные задания на анализ статистической и графической
информации. Тренировочные задания на составление плана развернутого
ответа по теме курса. Типичные ошибки при написании мини-эссе.
Выполнение тренировочного теста по теме «Человек и общество».
Экономика. (10 часов)
Рынок. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты.
Источники финансирования бизнеса. Банковская система. Ценные бумаги.
Рынок труда. Инфляция. Роль государства в экономике. Государственный
6

бюджет. Мировая экономика.
Тренировочные задания на выбор и запись нескольких правильных
ответов из предложенного перечня ответов. Тренировочные задания на
выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц, на
установление соответствия позиций. Тренировочные задания на определение
терминов и понятий, дифференциацию фактов и теоретических положений.
Тренировочные задания на характеристику текста. Тренировочные задания на
раскрытие смысла обществоведческих понятий. Тренировочные задания на
конкретизацию
примерами
изученных
теоретических
положений.
Тренировочные задания на анализ статистической и графической
информации. Тренировочные задания на составление плана развернутого
ответа по теме. Типичные ошибки при написании мини-эссе . Выполнение
тренировочного теста по теме «Экономика».
Социальные отношения (5 часов)
Социальная стратификация и мобильность. Социальный статус и
социальная роль. Отклоняющееся поведение. Конституционные основы
национальной политики в РФ.
Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение.
Соотнесение видовых понятий. Тренировочные задания на составление плана
развернутого ответа по теме. Применяем знания и умения: учебнотренировочные задания.
Политика как общественное явление (4 часа)
Избирательные системы. Политические партии и движения. Гражданское
общество. Правовое государство. Политическое участие. Обобщаем и
систематизируем: вопросы и задания на повторение. Тренировочные задания
на конкретизацию примерами изученных теоретических положений.
Тренировочные задания на анализ статистической и графической
информации. Тренировочные задания на составление плана развернутого
ответа по теме. Выполнение тренировочного теста по теме «Политика».
Правовое регулирование общественных отношений (5 часов)
Право в системе социальных норм. Система российского права.
Конституция РФ. Гражданство РФ. Правоохранительные органы.
Тренировочные задания Части 1. Анализ источников, характеристика текста.
Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение.
Тренировочные задания на конкретизацию примерами изученных
теоретических положений. Тренировочные задания на анализ статистической
и графической информации . Тренировочные задания на составление плана
развернутого ответа по теме. Решение тренировочных заданий по теме
«Право»
2. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых наосвоение каждой темы.
№ п\п
Тема раздела
7

Тема урока

Кол-во
часов

1
2

3

Роль учебного пособия в подготовке к ЕГЭ по
обществознанию (1час)
ЕГЭ по
1.Характеристика заданий
обществознан
экзаменационной работы по
ию:общая
обществознанию и алгоритмы их
характерист
выполнения.
ика(1час)
Содержательные
блокимодули,
проверяемы
е на
ЕГЭ по
обществознанию.
(32часа)

Человек как творец и творениекультуры.
(8часов)
2. Виды знаний. Истина и ее критерии.
Мышление и деятельность. Потребности
и интересы.
3. Культура. Наука. Образование.
Религия. Искусство
4. Тренировочные задания на выбор и
запись нескольких правильных ответов
из предложенного перечня.
5. Тренировочные задания на
характеристику текст
6. Тренировочные задания на раскрытие
смысла обществоведческих понятии
7. Тренировочные задания на
конкретизацию примерами изученных
теоретических положений
8. Тренировочные задания на анализ
статистической и графической
информации
9. Тренировочные задания на
составление плана развернутого ответапо
теме курса
Экономика (10 часов)
10. Рынок. Спрос и предложение.
Постоянные и переменные затраты.
Источники финансирования бизнеса.
11. Банковская система. Ценные бумаги.
Рынок труда. Инфляция.
12. Роль государства в экономике.
Государственный бюджет.
13. Тренировочные задания на выбор и
запись нескольких правильных ответовиз
предложенного перечня ответов
14. Тренировочные задания на
определение терминов и понятий,
8

1

1

1

1
1

1
1
1

1

1

1

1
1
1

1

дифференциацию фактов и
теоретических положений.
15. Тренировочные задания на
характеристику текста.
16. Тренировочные задания на
раскрытие смысла обществоведческих
понятий
17. Тренировочные задания на
конкретизацию примерами изученных
теоретических положений
18. Тренировочные задания на анализ
статистической и графической
информации
Политика как общественное
явление (4 часа)
25. Избирательные системы.
Политические партии и движения.
26. Гражданское общество.
Правовое государство.
Политическое участие.
27.Обобщаем и систематизируем:
вопросы и задания на повторение.
Тренировочные задания на
конкретизацию примерами изученных
теоретических положений
28. Тренировочные задания на анализ
статистической и графической
информации
Тренировочные задания на составление
плана развернутого ответа по теме
Правовое регулирование
общественных отношений (5 часов)
29. Право в системе социальных норм.
Система российского права.
Конституция РФ
Гражданство РФ.
Правоохранительные органы.
30. Тренировочные задания Части 1
31. Анализ источников, характеристика
текста.
32. Тренировочные задания на
конкретизацию примерами изученных
теоретических положений
Тренировочные задания на анализ
статистической и графической
9

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1

информации
33. Тренировочные задания на
составление плана развернутого ответапо
теме
ВСЕГО

10

1

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».