РП Основы правоведения

Приложение к основной образовательной
программе среднего общего образования
МАОУ «Школа№58» КГО, утвержденной
приказом директора № 135 -о/д от 30.08.2023г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 58»
Камышловского городского округа

Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № 73 от 30.08.2023 года

Утверждена
приказом директора № 137 -о\д
от 30.08.2023 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОВЕДЕНИЯ»
для обучающихся 10- 11 классов

Камышлов. 2023 год

1. Содержание учебного предмета
10 КЛАСС
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Происхождение государства и права. Основные теории происхождения
государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория
насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.
Государство, его признаки и формы. Общественный, классовый и
политико-правовой подходы к рассмотрению сущности государства.
Признаки и функции государства. Форма правления, форма
государственного
устройства,
политический
режим.
Признаки
тоталитарного, авторитарного, либерального и демократического режимов.
Понятие и признаки правового государства и гражданского общества.
Гарантированность прав человека. Верховенство закона. Законность и
правопорядок. Разделение властей на три ветви: законодательную,
исполнительную и судебную.
Понятие права. Система права. Представления о праве. Значение понятия
«право». Право — универсальный регулятор общественных отношений.
Признаки и функции права. Система права. Вертикальное строение права.
Отрасли и институты права. Норма права, ее структура. Виды норм права.
Горизонтальное строение права. Взаимосвязь государства, права и
общества.
Право в системе социального регулирования. Право и мораль. Право и
религия. Право и культура. Право и политика. Право и экономика.
Источники права. Правовой обычай, нормативный акт, судебный
прецедент, международный договор.
Правотворчество. Субъекты и объекты правотворчества. Виды
правотворчества.
Стадии
правотворческого
процесса.
Способы
систематизации законодательства. Юридическая техника.
Реализация права и ее формы. Формы реализации правовых норм.
Толкование права.
Правоотношения. Объект правоотношений. Субъект правоотношений.
Правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособность. Содержание
правоотношений. Юридический факт.
Правомерное поведение. Правонарушение. Проступки. Преступления.
Юридический состав правонарушения.
Юридическая ответственность. Принципы юридической ответственности.
Виды юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие
юридическую ответственность. Обстоятельства, смягчающую юридическую

ответственность.
Основания
освобождения
от
юридической
ответственности.
Правовая культура и правосознание. Виды правовой культуры.
Структура правосознания. Уровни и виды правосознания. Правовая
деятельность.
Юридические
профессии
и
специальности.
Совершенствование правовой культуры. Правовой нигилизм. Правовой
цинизм. Правовая антикультура.
Правовые системы современности. Классификация правовых систем.
Правовая семья. Романо-германская правовая семья. Англо-саксонская
правовая семья. Религиозная правовая семья. Традиционная правовая семья.
Социалистическая
правовая
семья.
Правовая
система
России.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Конституция Российской Федерации.
Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. Конституционное
(государственное) право России, его принципы и источники.
Конституционная система. Понятие конституционализма.
Общая характеристика Конституции РФ. Основы конституционного
строя. Содержание преамбулы Конституции РФ. Российская Федерация —
демократическое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления. Социальное государство. Светское государство.
Человек, его права и свободы - высшая ценность. Многонациональный
народ России - носитель суверенитета и источник власти. Субъекты
осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
Избирательное право. Активное избирательное право. Пассивное
избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное
законодательство.
Избирательные системы и избирательный процесс.
Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательный процесс. Этапы. Избирательная кампания.
Избирательные комиссии. Референдум. День голосования.
Федеративное устройство России. Формы государственного устройства.
Унитарное
государство.
Федерация.
Конфедерация.
История
государственного устройства в России.
Россия — федеративное государство. Основы федеративного устройства
по Конституции РФ. Виды субъектов РФ. Равенство субъектов Федерации.
Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации.
Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Разграничение
предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов. Проблема
сепаратизма.

Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант
Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Компетенции и
полномочия Президента РФ. Порядок избрания Президента РФ. Условия
досрочного прекращения полномочий Президента РФ или отрешения его от
должности.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Россия — государство с
республиканской формой правления. Парламент. Парламенты в
европейской политической традиции и в России. Виды парламентов.
Федеральное Собрание. Совет Федерации и Государственная Дума, их
состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат.
Функции и предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы.
Законодательный процесс в Российской Федерации. Законотворчество.
Законодательная
инициатива.
Субъекты
права
законодательной
инициативы. Законопроект, его виды. Законодательный процесс, его стадии.
Порядок принятия законов РФ Государственной Думой, Советом
Федерации. Подписание и обнародование законов Президентом РФ.
Официальное и неофициальное опубликование законов.
Правительство Российской Федерации. Его состав и порядок
формирования. Аппарат Правительства РФ. Функции Председателя
Правительства РФ. Направления деятельности и полномочия Правительства
РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Структура
органов исполнительной власти в РФ. Законотворческая и правотворческая
деятельность Правительства РФ.
Судебная власть в Российской Федерации. Судебная система:
федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства.
Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная
система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения.
Муниципальная
собственность.
Самостоятельность
местного
самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование
местного самоуправления.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Правовой статус человека и гражданина РФ. Гражданство в
Российской Федерации. Структура правового статуса человека.
Гражданственность. Понятие гражданства. Гражданин. Источники
законодательства о гражданстве. Принципы гражданства в РФ. Основания
приобретения гражданства.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Содержание
главы 2 Конституции РФ. Конституционные свободы и права человека.

Обязанности граждан России. Значение Всеобщей декларации прав
человека. Виды прав человека: гражданские, политические, экономические,
социальные права. Положения философии прав человека. Международные
договоры о правах человека. Содержание Международного билля о правах
человека. Виды международных документов о правах человека.
Гражданские (личные) права. Равенство прав и свобод людей. Право на
жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип
презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на
свободу мысли, совести и религии.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу
мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении
своей страной непосредственно или через посредство избранных
представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть
имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в
экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на
свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право
участвовать в культурной и научной жизни общества.
Право на благоприятную окружающую среду. Экология. Ухудшение
экологической ситуации в мире и в нашей стране. Экологическое право.
Экологические
права
человека.
Экологические
преступления.
Природоохранительное законодательство.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Нарушения прав человека. Геноцид, апартеид, расизм, дискриминация
национальных меньшинств. Нарушения прав человека в социальноэкономической области.
Защита прав человека в мирное время. Международный механизм в
области защиты прав человека. Защита прав человека на национальном
уровне.
Международная защита прав человека в условиях военного времени.
Международное гуманитарное право. Комбатанты. Военнопленные.
Военные преступления. Военные преступники. Международный военный
трибунал.
11 КЛАСС
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА
Гражданское право

Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его
содержание и особенности. Субъекты гражданских отношений.
Гражданская
правоспособность
и
дееспособность.
Уровни
недееспособности. Признание гражданина недееспособным или ограниченно
дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.
Предпринимательство. Юридические лица. Формы предприятий.
Хозяйственные товарищества и общества. ООО. Акционерное общество.
Крестьянское хозяйство. Хозяйственное партнерство. Производственный
кооператив. Унитарное предприятие.
Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности.
Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения
права собственности. Приватизация. Защита права собственности.
Прекращение права собственности. Национализация. Приватизация.
Наследование. Страхование. Понятие наследования. Завещание. Институт
страхования. Договор страхования, его стороны.
Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки,
договора. Стороны договора. Виды гражданско-правовых договоров.
Защита материальных и нематериальных (гражданских) прав.
Причинение и возмещение вреда. Материальные и нематериальные блага.
Гражданская ответственность. Неосновательное обогащение. Моральный
вред.
Финансовое и налоговое право
Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. Понятие налога, сбора,
пошлины. Система налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ.
Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых
правоотношений. Налоговые органы. Аудит.
Виды налогов Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Виды
налогов: прямые и косвенные; федеральные, региональные и местные; налоги
с физических и юридических лиц. Административная и уголовная
ответственность. Дисциплинарная ответственность.
Налогообложение физических и юридических лиц. Понятие «юридическое
лицо». Налог на добавленную стоимость (НДС). Акцизы. Налог на прибыль
предприятий и организаций. Налоговые льготы предприятий и организаций.

Понятие «физическое лицо». Налоги с населения. Налог на доходы
физических лиц. Налог на имущество. Единая ставка налога. Декларация о
доходах.
Правовое регулирование банковской деятельности. Права и обязанности
вкладчиков. Банковское право. Структура Банковской системы РФ.
Центральный банк РФ и его полномочия. Коммерческие банки и их
полномочия. Банковские операции.
Семейное право
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие
семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.
Брак, условия его заключения. Понятие «брак». Условия вступления в
брак. Брачный возраст. Принцип моногамии. Порядок регистрации брака.
Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и
обязанности. Брачный договор. Причины развода. Прекращение брака.
Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека
(попечительство). Виды прав родителей. Виды прав детей. Ограничение в
родительских правах. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление,
опека и попечительство. Приемная семья.
Трудовое право
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые
правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.
Коллективный договор. Трудовой договор. Стороны и порядок
заключения коллективного договора. Условия трудового договора. Трудовая
книжка. Основания прекращения трудового договора.
Рабочее время. Время отдыха. Фактически отработанное время. Виды
рабочего
времени:
нормальная
продолжительность,
сокращенная
продолжительность и неполное рабочее время. Учет рабочего времени. Виды
отдыха. Праздничные дни. Ежегодный отпуск.
Оплата труда. Охрана труда. Заработная плата в производственной сфере.
Единая тарифная сетка (ЕТС). Системы оплаты труда. Государственный
надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и
здоровья женщин и несовершеннолетних.

Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. Ответственность
по трудовому праву. Индивидуальные и коллективные трудовые споры.
Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда.
Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная
и
материальная ответственность работников. Порядок возмещения ущерба.
Административное право
Административное право, понятие и источники. Административные
правонарушения
Административное
правовое
регулирование.
Административная ответственность. Кодекс РФ об административных
правонарушениях. Признаки и виды административных правонарушений.
Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об
административных
правонарушениях.
Судебное
производство
по
административным делам.
Уголовное право
Понятие и источники уголовного права. Принципы
уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности.

российского

Понятие, признаки и состав преступления. Признаки преступления.
Состав
преступления.
Категории
преступлений.
Неоднократность
преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений.
Виды преступлений. Преступления против личности; в сфере экономики;
против общественной безопасности и общественного порядка; против
государственной власти; против военной службы; против мира и
безопасности. Компьютерные преступления.
Уголовная ответственность и наказание. Уголовное наказание, его цели и
принципы. Виды наказания. Виды наказания: основные и дополнительные.
Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие наказание.
Необходимая оборона. Крайняя необходимость. Групповые преступления.
Явка с повинной. Амнистия. Помилование. Уголовная ответственность
несовершеннолетних, ее особенности. Возраст уголовной ответственности.
Принудительные меры воспитательного воздействия.
Основы
судопроизводства
Гражданское
процессуальное
право
(гражданский процесс). Гражданско-правовые споры. Гражданское
процессуальное право, судебное разбирательство, его этапы и участники.

Гражданский иск. Особенности уголовного судопроизводства (уголовный
процесс). Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Уголовно-процессуальное
право. Уголовное судопроизводство, его стадии, участники и принципы.
Приговор и его обжалование.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Международное (публичное) право. Источники международного права.
Принципы международного права. Отрасли международного права.
Международно-правовая
ответственность.

2..Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты программы по «Основам права» на уровне
среднего общего образования отражают готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности.
В результате изучения «Основ права» на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей, уважение ценностей иных
культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско­юношеских
организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с
их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;

3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
стремление проявлять качества творческой личности;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа
жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом
совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному
росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем выборе сферы
деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка
социально-экономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на
протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин.
В
процессе
достижения
личностных результатов
освоения
обучающимися программы среднего общего образования у обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и при принятии
решений;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
готовность и способность овладевать новыми социальными практиками,
осваивать типичные социальные роли;

эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную
проблему, рассматривать её разносторонне;
устанавливать существенные признаки или основания для сравнения,
классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов,
определять критерии типологизации;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения, выявлять связь мотивов, интересов и целей деятельности;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
социальных явлениях и процессах, прогнозировать возможные пути
разрешения противоречий;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
ресурсов и возможных рисков;
вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности,
отвечающие её целям, оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении учебно­познавательных,
жизненных проблем, при выполнении социальных проектов.
Базовые исследовательские действия:
развивать навыки учебно­исследовательской и проектной деятельности,
навыки разрешения проблем; проявлять способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания, включая специфические методы социального
познания;
осуществлять деятельность по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

формировать научный тип мышления, применять научную
терминологию, ключевые понятия и методы;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно­следственные связи социальных явлений и
процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу её
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания
социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретённый
опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и
процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса
социальных наук, учебных и внеучебных источников информации;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения социальной информации, в том числе об
основах общественных наук и обществе как системе социальных институтов,
факторах социальной динамики из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации, включая статистические данные, графики,
таблицы;
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и
форм представления, в том числе полученной из интернет-источников, её
соответствие правовым и морально­этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;

владеть
навыками
распознавания
информационной безопасности личности.

и

защиты

информации,

Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, учитывать разные точки зрения;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и в жизненных ситуациях, включая область профессионального
самоопределения;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и
практической деятельности, в межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений,
проявлять интерес к социальной проблематике;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии
альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за
принятое решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов, и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые учебно­исследовательские и социальные проекты,
оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
учитывать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 10 класса обучающийся будет:
владеть знаниями основ философии, социальной психологии,
экономической науки, включая знания о предмете и методах исследования,
этапах и основных направлениях развития, месте и роли в социальном
познании, в постижении и преобразовании социальной действительности;
объяснять взаимосвязь общественных наук, необходимость комплексного
подхода к изучению социальных явлений и процессов, знать ключевые темы,
исследуемые этими науками, в том числе таких вопросов, как системность
общества, разнообразие его связей с природой, единство и многообразие в
общественном развитии, факторы и механизмы социальной динамики, роль
человека как субъекта общественных отношений, виды и формы
познавательной деятельности; общественная природа личности, роль

общения
и
средств
коммуникации
формировании
социальнопсихологических качеств личности; природа межличностных конфликтов и
пути их разрешения; экономика как объект изучения экономической теорией,
факторы
производства
и
субъекты
экономики,
экономическая
эффективность, типы экономических систем, экономические функции
государства, факторы и показатели экономического роста, экономические
циклы,
рыночное
ценообразование,
экономическое
содержание
собственности, финансовая система и финансовая политика государства;
владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о
ценностно-нормативной основе их деятельности, основных функциях,
многообразии социальных институтов, их взаимосвязи и взаимовлиянии,
изменении их состава и функций в процессе общественного развития,
политике Российской Федерации, направленной на укрепление и развитие
социальных институтов российского общества, в том числе поддержку
конкуренции, развитие малого и среднего предпринимательства, внешней
торговли, налоговой системы, финансовых рынков;
владеть элементами методологии социального познания, включая
возможности цифровой среды; применять методы научного познания
социальных процессов и явлений, включая типологизацию, социологические
опросы, социальное прогнозирование, доказательство, наблюдение,
эксперимент, практику как методы обоснования истины; методы социальной
психологии, включая анкетирование, интервью, метод экспертных оценок,
анализ документов для принятия обоснованных решений, планирования и
достижения познавательных и практических целей, включая решения о
создании и использовании сбережений, инвестиций, способах безопасного
использования
финансовых
услуг,
выборе
будущей
профессионально­трудовой сферы, о возможностях применения знаний
основ социальных наук в различных областях жизнедеятельности;
уметь классифицировать и типологизировать: социальные институты,
типы обществ, формы общественного сознания, виды деятельности, виды
потребностей, формы познания, уровни и методы научного знания, формы
культуры, типы мировоззрения; типы социальных отношений, виды
социальных групп, разновидности социальных конфликтов и способы их
разрешения, типы рыночных структур, современные финансовые
технологии, методы антимонопольного регулирования экономики, виды
предпринимательской деятельности, показатели деятельности фирмы,
финансовые институты, факторы производства и факторные доходы;
уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и
обосновывать их на теоретическом и фактическо­эмпирическом уровнях при

анализе социальных явлений, вести дискуссию, в том числе при
рассмотрении ведущих тенденций развития российского общества,
проявлений общественного прогресса, противоречивости глобализации,
относительности истины, характера воздействия средств массовой
информации на сознание в условиях цифровизации, формирования установок
и стереотипов массового сознания, распределения ролей в малых группах,
влияния групп на поведение людей, особенностей общения в
информационном обществе, причин возникновения межличностных
конфликтов, экономической свободы и социальной ответственности
субъектов экономики, эффективности мер поддержки малого и среднего
бизнеса, причинах несовершенства рыночной экономики, путей достижения
социальной справедливости в условиях рыночной экономики;
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации,
используя источники научного и научно­публицистического характера,
ранжировать источники социальной информации по целям распространения,
жанрам с позиций достоверности сведений, проводить с опорой на
полученные из различных источников знания учебно­исследовательскую и
проектную работу по философской, социально-психологической и
экономической проблематике: определять тематику учебных исследований и
проектов, осуществлять поиск оптимальных путей их реализации,
обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие работ; владеть
навыками презентации результатов учебно-исследовательской и проектной
деятельности на публичных мероприятиях; уметь анализировать и оценивать
собственный социальный опыт, включая опыт самопознания, самооценки,
самоконтроля, межличностного взаимодействия, использовать его при
решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем,
конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами
социальной действительности, модельными ситуациями, теоретическими
положениями разделов «Основы философии», «Основы социальной
психологии», «Основы экономической науки», включая положения о
влиянии массовых коммуникаций на развитие человека и общества, способах
манипуляции общественным мнением, распространённых ошибках в
рассуждениях при ведении дискуссии, различении достоверных и
недостоверных сведений при работе с социальной информацией,
возможностях оценки поведения с использованием нравственных категорий,
выборе рациональных способов поведения людей в экономике в условиях
ограниченных ресурсов, особенностях профессиональной деятельности в
экономической
сфере,
практике
поведения
на
основе
этики
предпринимательства, о способах защиты своих экономических прав и

интересов, соблюдении правил грамотного и безопасного поведения при
пользовании финансовыми услугами и современными финансовыми
технологиями, особенностях труда молодёжи в условиях конкуренции на
рынке труда;
уметь проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с
общественными институтами на основе правовых норм для обеспечения
защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации и
установленных правил, уметь самостоятельно заполнять формы, составлять
документы, необходимые в социальной практике, рассматриваемой на
примерах материала разделов «Основы философии», «Основы социальной
психологии», «Основы экономической науки»;
проявлять умения, необходимые для успешного продолжения
образования по направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая
умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной
деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из
разных источников, эффективно взаимодействовать в исследовательских
группах, способность ориентироваться в направлениях профессиональной
деятельности, связанных с философией, социальной психологией и
экономической наукой.
К концу 11 класса обучающийся будет:
владеть знаниями основ социологии, политологии, правоведения,
включая знания о предмете и методах исследования, этапах и основных
направлениях развития, месте и роли в социальном познании, в постижении
и преобразовании социальной действительности; объяснять взаимосвязь
социальных наук, необходимости комплексного подхода к изучению
социальных явлений и процессов, знания ключевых тем, исследуемых этими
науками, в том числе такие вопросы, как социальная структура и социальная
стратификация, социальная мобильность в современном обществе,
статусно­ролевая теория личности, семья и её социальная поддержка, нация
как этническая и гражданская общность, девиантное поведение и социальный
контроль, динамика и особенности политического процесса, субъекты
политики, государство в политической системе общества, факторы
политической социализации, функции государственного управления,
взаимосвязь права и государства, признаки и виды правоотношений, отрасли
права и их институты, основы конституционного строя России,
конституционно-правовой статус высших органов власти в Российской
Федерации, основы деятельности правоохранительных органов и местного
самоуправления, пути преодоления правового нигилизма;

владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о
ценностно-нормативной основе их деятельности, основных функциях,
многообразии социальных институтов, включая семью, образование,
религию, институты в сфере массовых коммуникаций, в том числе средства
массовой информации, институты социальной стратификации, базовые
политические институты, включая государство и институты государственной
власти: институт главы государства, законодательной и исполнительной
власти, судопроизводства и охраны правопорядка, государственного
управления, институты всеобщего избирательного права, политических
партий и общественных организаций, представительства социальных
интересов, в том числе об институте Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации, институты права, включая непосредственно право
как социальный институт, институты гражданства, брака, материнства,
отцовства и детства, наследования; о взаимосвязи и взаимовлиянии
различных социальных институтов, об изменении их состава и функций в
процессе общественного развития, о политике Российской Федерации,
направленной на укрепление и развитие социальных институтов российского
общества; о способах и элементах социального контроля, о типах и способах
разрешения социальных конфликтов, о конституционных принципах
национальной политики в Российской Федерации;
владеть элементами методологии социального познания, включая
возможности цифровой среды; применять методы научного познания
социальных процессов и явлений, включая методы: социологии, такие как
социологический опрос, социологическое наблюдение, анализ документов и
социологический эксперимент; политологии, такие как нормативноценностный подход, структурно­функциональный анализ, системный,
институциональный, социально­психологический подход; правоведения,
такие как формально-юридический, сравнительно­правовой для принятия
обоснованных решений в различных областях жизнедеятельности,
планирования и достижения познавательных и практических целей, в том
числе в будущем при осуществлении социальной роли участника различных
социальных групп, избирателя, участии в политической коммуникации, в
деятельности политических партий и общественно-политических движений,
в противодействии политическому экстремизму, при осуществлении
профессионального выбора;
уметь классифицировать и типологизировать: социальные группы,
разновидности социальных конфликтов, виды социального контроля; виды
политических отношений, формы государства, типы политических режимов,
формы правления и государственно-территориального устройства, виды

политических институтов, типы политических партий, виды политических
идеологий, типы политического поведения; виды правовых норм, источники
права, отрасли права, виды правоотношений, виды правонарушений, виды
юридической ответственности;
уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и
обосновывать их на теоретическом и фактическо­эмпирическом уровнях при
анализе социальных явлений, вести дискуссию, в том числе при
рассмотрении миграционных процессов и их особенностей, проблемы
социального неравенства, путей сохранения традиционных семейных
ценностей, способов разрешения социальных конфликтов, причин
отклоняющегося поведения, деятельность политических институтов, роль
политических партий и общественных организаций в современном обществе,
роль средств массовой информации в формировании политической культуры
личности, трансформация традиционных политических идеологий,
деятельность правовых институтов, соотношение права и закона;
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации,
используя источники научного и научно-публицистического характера,
выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей, ранжировать
источники социальной информации по целям распространения, жанрам с
позиций достоверности сведений, проводить с опорой на полученные из
различных
источников
знания
учебно­исследовательскую,
проектно­исследовательскую и другую творческую работу по социальной,
политической, правовой проблематике: определять тематику учебных
исследований и проектов, осуществлять поиск оптимальных путей их
реализации, обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие
работ, владеть навыками презентации результатов учебно­исследовательской
и проектной деятельности на публичных мероприятиях;
уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт,
включая опыт самопознания и самооценки, самоконтроля, межличностного
взаимодействия, выполнения социальных ролей, использовать его при
решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем, в том
числе связанных с изучением социальных групп, социального
взаимодействия, деятельности социальных институтов (семья, образование,
средства массовой информации, религия), с деятельностью различных
политических
институтов
современного
общества,
политической
социализацией и политическим поведением личности, её политическим
выбором и политическим участием, действиями субъектов политики в
политическом процессе, деятельностью участников правоотношений в

отраслевом многообразии, осознанным выбором правомерных моделей
поведения;
уметь конкретизировать примерами из личного социального опыта,
фактами
социальной
действительности,
модельными
ситуациями
теоретические положения разделов «Основы социологии», «Основы
политологии», «Основы правоведения», включая положения об этнических
отношениях и этническом многообразии современного мира, молодёжи как
социальной группе, изменении социальных ролей в семье, системе
образования Российской Федерации и тенденциях его развития, средствах
массовой информации, мировых и национальных религиях, политике как
общественном явлении, структуре, ресурсах, функциях и легитимности
политической власти, политических нормах и ценностях, политических
конфликтах и путях их урегулирования, выборах в демократическом
обществе, о политической психологии и политическом сознании, влиянии
средств массовой коммуникации на политическое сознание, о защите прав
человека, сделках, обязательствах, основаниях наследования, правах на
результаты интеллектуальной деятельности, особенностях правового
регулирования труда несовершеннолетних в Российской Федерации, о
причинах преступности, необходимой обороне и крайней необходимости,
стадиях гражданского и уголовного процесса, развитии правовой культуры;
проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с социальными
институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав
человека и гражданина в Российской Федерации и установленных правил,
уметь самостоятельно заполнять формы, составлять документы,
необходимые в социальной практике, рассматриваемой на примерах
материала разделов «Основы социологии», «Основы политологии», «Основы
правоведения»;
проявлять умения, необходимые для успешного продолжения
образования по направлениям социально­гуманитарной подготовки, включая
умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной
деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из
разных источников, эффективно взаимодействовать в исследовательских
группах, способность ориентироваться в направлениях профессионального
образования, связанных с социально­гуманитарной подготовкой и
особенностями профессиональной деятельности социолога, политолога,
юриста.

3.Тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и
возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами, используемыми для обучения и воспитания различных
групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде
и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых
соответствует законодательству об образовании.
10 КЛАСС
№
п\п

Тема урока

1

Происхождение
государства и права
Государство, его
признаки и сущность
Форма государства
Функции государства
и государственный
механизм
Верховенство
правового закона.
Законность и
правопорядок.
Разделение властей.
Понятие права.
Признаки и функции
права. Система права.
Право в системе
социального
регулирования.
Источники права.
Действие
нормативно-правовых
актов во времени, в
пространстве и по
кругу лиц.
Правоотношения:
понятие, принципы,
виды. Юридическая

2
3
4

5

6

7

8

9

Колво
часов
1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5577/start/227145/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4164/start/227204/

1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4164/start/227204/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4038/start/226434/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4038/start/226434/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4038/start/226434/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5483/start/226465/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5843/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4164/start/227204/

10

11

12

13

14

15
16

17
18

19

20

21

техника.
Правомерное
поведение.
Правонарушение:
понятие и виды.
Юридическая
ответственность:
понятие, виды,
основания.
Правовые системы
современности.
Правовая система
России.
Общая
характеристика
Конституции
Российской
Федерации.
Основы
конституционного
строя Российской
Федерации.
Избирательное право.
Избирательная
система и
избирательный
процесс.
Федеративное
устройство
Президент
Российской
Федерации
Федеральное
Собрание. Совет
Федерации.
Государственная
Дума
Законодательный
процесс в Российской
Федерации
Правительство
Российской
Федерации

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5843/start/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5843/start/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2921/start/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2921/start/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4693/start/84726/

1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2921/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2921/start/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2921/start/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2921/start/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2921/start/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2921/start/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2921/start/

22

23
24

25

26
27
28

29

30
31
32
33
34

Судебная власть в
Российской
Федерации.
Прокуратура
Местное
самоуправление
Правовой статус
человека и
гражданина в
Российской
Федерации.
Гражданство в
Российской
Федерации.
Права, свободы и
обязанности человека
и гражданина.
Гражданские (
личные) права.
Политические права
Экономические,
социальные и
культурные права.
Право на
благоприятную
окружающую среду.
Права ребенка.
Нарушения прав
человека.
Защита прав человека
в мирное время
Обобщение и
повторение
Итоговый урок
Всего: 34 часа

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2921/start/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2921/start/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2921/start/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2921/start/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2921/start/

1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2921/start/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2921/start/

1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2921/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4880/start/99071/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4880/start/99071/

1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2921/start/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Право. Базовый и углубленный уровни. 10-11 кл. Никитин А.Ф.,
Никитина Т.И. Дрофа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Право. Базовый и углубленный уровни. 10—11 кл. :
методическое пособие к учебнику А. Ф. Никитина,
Т. И. Никитиной / Е. К. Калуцкая. Дрофа.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ https://resh.edu/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».