мир вокруг нас

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы – естественнонаучная.
Актуальность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир
вокруг нас» разработана в соответствии с:
 Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (последняя редакция);
 Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р);
 Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (утв. постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28);
 Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в ред.
от 30 сентября 2020 г.);
 Концептуальными подходами к развитию дополнительного образования детей
в Свердловской области (утв.
приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 06.05.2022 г. № 434-Д);
 Приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 04.03.2022 № 219-д «О внесении
изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от
01.11.2021 г. № 934-д»;
Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 20162030г обусловила потребность в развитии наукоемких компетенций, в том числе
медицины и биохимии, что и определяет региональную стратегию развития
дополнительного образования детей.
Сейчас, совершенно невозможно представить, как бы развивались без
микроскопа такие области человеческой деятельности как биология и медицина,
металлургия и геология, криминалистика и петрография, иммунология и генетика,
а также огромное число других.
В современной жизни развитие микроскопирования открыло новые горизонты
для многих отраслей науки и техники, медицина также не стала исключением.
Сейчас довольно трудно представить диагностические и лабораторные
мероприятия, проведенные без применения микроскопа. Наиболее часто
используют микроскоп в медицинской практике такие врачи, как стоматологи,
нейрохирурги, офтальмологи.
Использование микроскопа в медицине не только облегчает и делает работу
докторов комфортной, но и открывает совершенно новые горизонты и
перспективы для диагностики, как консервативного, так и оперативного лечения.

Применение микроскопов позволило сделать многие вещи, которые раньше
казались просто недостижимыми: разрабатывать безопасные и эффективные
медицинские препараты, создавать новые виды синтетических материалов,
которые наделены удивительными свойствами, наладить производство
электронной техники и высокоточных приборов, ставить верный диагноз,
помогающий излечить различные заболевания. В этих условиях возрастает роль и
ответственность персонала в грамотном применении нового оптического
оборудования.
Всё
вышесказанное
определяет
актуальность
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программа «Мир вокруг нас»
естественнонаучной направленности.
Новизна программы заключается в расширении и углублении изучаемого
на уроках биологии материала, через увеличение практической составляющей при
использовании электронных микроскопов. Это позволит увеличить количество
заинтересованных обучающихся. Также программа будет осуществлять
интеграцию с программой основного общего образования по биологии, позволяя
достичь более высоких предметных, метапредметных и личностных результатов.
Адресат общеразвивающей программы категория обучающихся 12-13 лет,
проявляющих интерес к естественнонаучным направлениям. По данной программе
могут обучаться дети всех социальных групп, включая детей-инвалидов, сирот и
детей из неблагополучных семей. Допускаются совместные занятия детей разного
возраста в одной группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с
учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Дети принимаются в
группу по желанию, по заявлению родителей.
Режим занятий: продолжительность одного академического часа – 40 минут
с перерывом между занятиями 5 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения, всего 68 часов. Форма
обучения - очная.
Организация образовательного процесса осуществляется на основе
последовательного освоения содержания.
Уровень программы - базовый.
Основные формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Виды занятий - беседы, доклады учащихся, практические работы,
познавательные игры.
Основные методы, используемые на занятиях, опираются на системнодеятельностный подход такие как исследовательские, проблемные, методы,
связанные с использованием проектных технологий, ИКТ.
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: прямыми
критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы,
отзывы детей и родителей об отношениях к занятиям, выполнение учащимися
практических работ, участие в научно-практических конференциях и творческих
конкурсах.
Формы подведения итогов реализации программы: по результатам
выполнения практических работ.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

индивидуальные сводные таблицы успеваемости.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в
процессе обучения создаются условия к формированию и воспитанию людей
творческих, конструктивно мыслящих, готовых к решению стандартных и
нестандартных жизненных задач. На занятиях формируются умения безопасного и
правильного обращения с оборудованием, используемыми для научных
исследований. Программа направлена на дальнейшее развитие принципа
индивидуализации обучения.
Практическая значимость программы заключается в создании и
расширении условий для развития естественнонаучной функциональной
грамотности
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: формирование умений применять методы биологической науки для
формирования системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности
биологических систем клеточного уровня организации,
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Обучающие:
 Изучить устройство электронного микроскопа и правила работы с ним;
 расширить знания о представителях различных царств природы;
 уметь применять полученные знания при решении конкретных задач.
Воспитательные:
 формировать личностные умения (целенаправленность, настойчивость,
ответственность, дисциплинированность, волевые качества и т.д.);
 воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к
сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Развивающие:
 овладевать умениями проводить исследования с использованием
биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного
организма;
 формировать ИКТ-компетентости;
 развивать логическое мышление, внимание, творческие способности
посредством выработки рациональных приемов обучения.
Эффект от реализации программы. После прохождения данного курса у
учащихся повысится интерес к естественнонаучным вопросам, правильность
выполнения практических работ с использованием электронного микроскопа,
получения корректной информации о рассматриваемом объекте.

1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план

№
п/п

1

2

3

4

5

6

7
8
9
10

11
12
13

14
15

Название раздела, темы
Введение
Вводное занятие. Методы
работы биологии. История
микроскопии. Инструктаж
по ТБ
Строение микроскопа.
Строение растения и
растительных клеток
Строение микроскопа
Почему клетки назвали
клетками? Строение
растительной клетки
Рассматривание среза
пробки.
Клетки растенийбутылочки. Виды
растительной ткани
Приготовление препарата
кожицы лука.
Рассматривание под
микроскопом. Определение
вида ткани
Хлоропласты в клетке.
Строение органоидов
Хлоропласты в клетках
элодеи
Строение стебля растений
Рассматривание готовых
препаратов стебля
хлопчатника и сосны. Их
сравнение
Изготовление препаратов
растений с помощью
микротома.
Что такое пыльца?
Изготовление препарата
пыльцы растений
Грибы. Строение клеток
грибов
Виды грибов. Строение
грибной клетки

Количество часов
всего
теория
практика
1
1
0

Формы контроля

Опрос

1

1

-

13

6

7

1

-

1

Тест

1

1

-

Опрос

1

-

1

Предъявление
результатов
практической работы

1

1

-

Опрос

1

-

1

Предъявление
результатов
практической работы

1

1

-

Тест

1

-

1

1

1

-

Предъявление
результатов
практической работы
Тест

1

-

1

2

-

2

1

1

-

1

-

1

2

1

1

1

1

-

Тест
Предъявление
результатов
практической работы

Эксперименты с дрожжами

1

-

1

Бактериальные клетки

2

1

1

Предъявление
результатов
практической работы
Предъявление
результатов
практической работы
Опрос
Предъявление
результатов
практической работы

16

17

Мир в капле мясного
бульона
Животный организм.
Особенности строения и
функционирования
Простейшие организмы. Их
многообразие. Вольвоксколониальный организм.

2

1

1

18

7

11

2

1

1

18

Мир в капле из вазы с
цветами

2

1

1

19

Рассматривание воды из
мелкого водоема, лужи,
определение простейших

1

-

1

20

Сравнение обитателей
разных водоемов

1

-

1

21

Эти удивительные рачки
артемии. Рассматривание
рачков. Подготовка
эксперимента.

2

1

1

22

Эксперимент с рачками.
Видеозапись рачков

2

-

2

23

Покровы тела рыбы

2

1

1

24

Покровы тела кошки, собаки

2

1

1

25

Конечности насекомых,
крылья бабочки

2

1

1

26

Ротовые органы насекомых

2

1

1

Организм человека. Ткани
Из чего состоит человек?
Эпителиальная ткань.
Волосы и ногти.

12

5

7

2

1

1

27

28

Кожа человека.
Эпителиальная ткань

1

-

1

29

Клетки внутреннего
эпителия

1

-

1

30

Слюна и зубной налет

2

1

1

31

Кровь человека.
Соединительная ткань

2

1

1

Опрос. Предъявление
результатов
практической работы

Тест. Предъявление
результатов
практической работы
Опрос. Предъявление
результатов
практической работы
Предъявление
результатов
практической работы
Предъявление
результатов
практической работы
Опрос. Предъявление
результатов
практической работы
Предъявление
результатов
практической работы
Опрос. Предъявление
результатов
практической работы
Тест. Предъявление
результатов
практической работы
Опрос. Предъявление
результатов
практической работы
Тест. Предъявление
результатов
практической работы
Опрос. Предъявление
результатов
практической работы
Предъявление
результатов
практической работы
Предъявление
результатов
практической работы
Тест. Предъявление
результатов
практической работы
Опрос. Предъявление
результатов
практической работы

32

Мышечная ткань

2

1

1

33

Нервная ткань

2

1

1

Предметы вокруг нас

16

8

8

34

Еда под микроскопом.
Крахмал, хлеб

2

1

1

35

Определение качества меда

2

1

1

36

Еда под микроскопом. Мясо,
сало, колбаса

2

1

1

37

Еда под микроскопом.
Кристаллы. Соль, сахар

2

1

1

38

Что мы носим? Лен, хлопок,
шерсть

2

1

1

39

Что мы носим? Трикотаж,
искусственная и
натуральная кожа

2

1

1

40

Дом. Ковер, линолеум,
паркет

2

1

1

41

Интересные вещи. Пыль.
Бумажные деньги

2

1

1

Резервное время
Всего:

4
68

2
31

2
37

Тест. Предъявление
результатов
практической работы
Тест. Предъявление
результатов
практической работы
Опрос. Предъявление
результатов
практической работы
Опрос. Предъявление
результатов
практической работы
Опрос. Предъявление
результатов
практической работы
Тест. Предъявление
результатов
практической работы
Опрос. Предъявление
результатов
практической работы
Опрос. Предъявление
результатов
практической работы
Опрос. Предъявление
результатов
практической работы
Тест. Предъявление
результатов
практической работы

Содержание учебного (тематического) плана
1.Введение.
Вводное занятие. Методы работы биологии. История микроскопии. Инструктаж по
ТБ
2.Строение микроскопа. Строение растения и растительных клеток
Почему клетки назвали клетками? Строение растительной клетки. Клетки
растений-бутылочки. Виды растительной ткани. Хлоропласты в клетке. Строение
органоидов. Строение стебля растений. Что такое пыльца?
Практические работы с использованием микроскопа: Строение микроскопа.
Рассматривание среза пробки. Приготовление препарата кожицы лука.
Рассматривание под микроскопом. Определение вида ткани. Хлоропласты в
клетках элодеи. Рассматривание готовых препаратов стебля хлопчатника и сосны.
Их сравнение. Изготовление препаратов растений с помощью микротома.
Изготовление препарата пыльцы растений.
3.Грибы. Строение клеток грибов
Виды грибов. Строение грибной клетки.

Практические работы с использованием микроскопа: Эксперименты с
дрожжами
4.Бактериальные клетки
Мир в капле мясного бульона
Практические работы с использованием микроскопа: Рассматривание капли
мясного бульона
5.Животный организм. Особенности строения и функционирования
Простейшие организмы. Их многообразие. Вольвокс-колониальный организм. Мир
в капле из вазы с цветами. Эти удивительные рачки артемии.
Покровы тела рыбы. Покровы тела кошки, собаки. Конечности насекомых, крылья
бабочки. Ротовые органы насекомых
Практические работы с использованием микроскопа: Рассматривание
представителей простейших. Рассматривание простейших в капле из вазы с
цветами. Рассматривание воды из мелкого водоема, лужи, определение
простейших. Сравнение обитателей разных водоемов. Рассматривание рачков.
Подготовка эксперимента. Эксперимент с рачками. Видеозапись рачков.
Рассматривание покровов тела рыбы. Рассматривание волосяного покрова
млекопитающих. Рассматривание конечностей насекомых, крыльев бабочки.
Рассматривание ротовых органов насекомых.
6.Организм человека. Ткани
Из чего состоит человек? Эпителиальная ткань. Волосы и ногти. Кожа человека.
Эпителиальная ткань. Клетки внутреннего эпителия. Слюна и зубной налет. Кровь
человека. Соединительная ткань. Мышечная ткань. Нервная ткань.
Практические работы с использованием микроскопа: Рассматривание волос и
ногтей. Рассматривание кожи человека. Рассматривание слизистой оболочки
ротовой полости. Рассматривание слюны и зубного налета. Рассматривание
готовых препаратов крови. Рассматривание готовых препаратов мышечной ткани.
Рассматривание готовых препаратов нервной ткани.
7.Предметы вокруг нас
Еда под микроскопом. Крахмал, хлеб. Определение качества меда. Мясо, сало,
колбаса. Кристаллы. Соль, сахар. Что мы носим? Лен, хлопок, шерсть. Трикотаж,
искусственная и натуральная кожа. Дом. Ковер, линолеум, паркет. Интересные
вещи. Пыль. Бумажные деньги.
Практические работы с использованием микроскопа: рассматривание крахмала
и продуктов, содержащих крахмал. Рассматривание меда. Рассматривание
колбасы, сала, мяса. Рассматривание соли и сахара. Рассматривание волокон льна,
хлопка, шерсти. Рассматривание трикотажа, искусственной и натуральной кожи.
Рассматривание пыли, бумажных дене
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
 готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении
исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
 ориентация на современную систему научных представлений об основных
биологических закономерностях;

 понимание роли биологической науки в формировании научного
мировоззрения;
 развитие научной любознательности, интереса к биологической науке,
навыков исследовательской деятельности;
 интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией;
 принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на
основании анализа биологической информации;
 планирование действий в новой ситуации на основании знаний
биологических закономерностей.
Метапредметные результаты:
 выявлять и характеризовать существенные признаки биологических
объектов;
 с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических
явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
 проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный
биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинноследственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
биологическую информацию различных видов и форм представления;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
 публично представлять результаты выполненного биологического опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению.







Предметные результаты:
применять биологические термины и понятия;
различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям
доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты:
растения, животных, грибы, лишайники, бактерии;
выполнять практические и лабораторные работы по морфологии и
физиологии растений, микологии, микробиологии, гистологии в том числе
работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными
микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов
и инструментов цифровой лаборатории;
выявлять причинно-следственные связи между строением и функциями
тканей и органов растений, строением и жизнедеятельностью
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I четверти
Недель во II четверти
Недель в III четверти
Недель в IV четверти
Начало занятий

10

Каникулы

11

Выходные дни

12

Окончание учебного года

34
34
2
68
8
8
10
8
05.09.2022 г.
31.10.2022 – 06.11.2022
30.12.2022 – 08.01.2023
27.03.2023 – 02.04.2023
04.11.2022, 23.02.2023,
24.02.2023, 08.03.2023,
01.05.2023, 08.05.2023,
09.05.2023
26.05.2023

2.2 Условия реализации программы
Для эффективного обеспечения образовательного процесса занятия
проходят в кабинете биологии, химии, отвечающем требованиям техники
безопасности и оформленном необходимым наглядным материалом.
Материально-техническое обеспечение должно быть в соответствии с
требованиями к кабинету биологии.
Кадровое обеспечение: программу реализует педагог дополнительного
образования естественнонаучной направленности или учитель биологии.

Методические материалы
№
п/п

1

Название
раздела, темы

Введение

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Оборудование
кабинета
биологии

Строение
микроскопа.
Строение растения
и растительных
клеток

Оборудование
кабинета
биологии

3

Грибы. Строение
клеток грибов

Оборудование
кабинета
биологии

4

Бактериальные
клетки

Оборудование
кабинета
биологии

5

Животный
организм.
Особенности
строения и
функционирования

Оборудование
кабинета
биологии

2

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии
Беседа.
Объяснительноиллюстративная
технология с элементами
демонстрационного
эксперимента
Занятия, практикумы, с
применением
исследовательских,
проблемных методов с
использованием
проектных технологий,
метапредметных
технологий
мыследеятельностной
педагогики и ИКТ
Занятия, практикумы, с
применением
исследовательских,
проблемных методов с
использованием
проектных технологий,
метапредметных
технологий
мыследеятельностной
педагогики и ИКТ
Занятия, практикумы, с
применением
исследовательских,
проблемных методов с
использованием
проектных технологий,
метапредметных
технологий
мыследеятельностной
педагогики и ИКТ
Занятия, практикумы, с
применением
исследовательских,
проблемных методов с
использованием
проектных технологий,
метапредметных
технологий
мыследеятельностной
педагогики и ИКТ

Формы
учебного
занятия

Фронтальная

Фронтальная,
групповая,
индивидуальная

Фронтальная,
групповая,
индивидуальная

Фронтальная,
групповая,
индивидуальная

Фронтальная,
групповая,
индивидуальная




6

Организм человека.
Ткани

Оборудование
кабинета
биологии

7

Предметы вокруг
нас

Оборудование
кабинета
биологии

Занятия, практикумы, с
применением
исследовательских,
проблемных методов с
использованием
проектных технологий,
метапредметных
технологий
мыследеятельностной
педагогики и ИКТ
Занятия, практикумы, с
применением
исследовательских,
проблемных методов с
использованием
проектных технологий,
метапредметных
технологий
мыследеятельностной
педагогики и ИКТ

Фронтальная,
групповая,
индивидуальная

Фронтальная,
групповая,
индивидуальная

Информационное обеспечение программы:
компьютер с выходом в интернет;
учебная и научная литература.
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Планируемые
результаты
Личностные
результаты

Критерии оценивания
Соблюдение норм и правил
поведения, принятых в ОУ
Прилежность и ответственность за
результаты обучения

Виды
контроля
Текущий,
итоговый

Текущий,
итоговый

Диагностический
инструментарий
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение, методика
измерения уровня
воспитанности ученика
(Н.П. Капустин)
Методика измерения
уровня воспитанности
ученика
(Н.П. Капустин),
методика
П.В. Степанова
«Диагностика
личностного роста»
Исследование учебной
мотивации школьников
по методике
М.Р. Гинзбурга
Тесты, карты
мониторинга

Текущий,
итоговый

Тесты, карты
мониторинга

Ценностно- смысловые установки
обучающихся

Мотивация к учебной
деятельности
Метапредметные
Предметные

Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Полнота освоения предметных
результатов

Уровень освоения учебными
действиями
Сформированный интерес к
данной предметной области

3. Список литературы

1.

2.

3.

4.

5.
6.

7.

8.

9.

10.
11.

12.

13.

Нормативные документы
Международный документ. Конвенция. О правах ребенка (одобрена
Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.: вступила в силу для СССР
15 сентября 1990 г.)
Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации:
федер. закон (принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом
Федерации 26 декабря 2012 г.)
Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации: федер. закон (принят Гос. Думой 3 июля 1998 г.:
одобр. Советом Федерации 9 июля 1998 г.)
Российская Федерация. Концепция развития дополнительного образования
детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р)
Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства».
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
стратегии развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025
года».
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018
N 16.
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»
Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2016 г. № 919ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области
“Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года”»
Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года №
900-ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской
области до 2025 года»
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 06.05.2022 г. № 434-Д «Об утверждении концептуальных подходов
к развитию дополнительного образования детей в Свердловской области»

14. Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении
изменений в методические рекомендации “Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях”, утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 г. № 934-д»
15. Устав МАОУ «Школа № 58» КГО.

1.
2.

3.
4.

Литература, использованная при составлении программы
Кузнецова О. Враг под микроскопом. - М.: Издательство детской литературы
ЦК ВЛКСМ, 2007. - 188 c.
Огнев И.Ф.Микроскоп и первые работы с ним. Исследование животных клеток
и тканей / И.Ф. Огнев. - М.: Издание Товарищества И. Д. Сытина, 1986. - 184
c.
Райнер К.// Микроскоп. Мир книги. 2008г.
Роджерс Кристин Все о микроскопе. Энциклопедия / Кирстин Роджерс. - М.:
Росмэн, 2000. - 963 c.

Литература для обучающихся и родителей
1. Жданов В.М.Занимательная микробиология: Издательство «Знание»
Москва—1967
2. Основы
микроскопических
исследований
в
ботанике
Справочное руководство (2000 год)
3. Шлегель Г.Г.История микробиологии /; Пер. с нем. Т.Г. Мирчинк. - М. : УРСС,
2002. - 302 с.
4.
Хаусман К. при участии М. Мулиш, Д. Пэттерсона Протозоология / ; Перевод
с нем. И. Б. Райкова. - М. : Мир, 1988. - 334 с.

1.
2.
3.
4.

1.
2.
3.

Интернет-ресурсы:
http://www.ebio.ru/index-1.html Проект Вся биология
http://www.cellbiol.ru/ Информационно-справочный ресурс по биологии
http://www.bioword.narod.ru/ Биологический словарь онлайн
http://www.ancientbeasts.ru/ Биологический каталог
Сайты по теме:
Подробный путеводитель по Интернет-источникам в области световой и
электронной микроскопии с алфавитным указателем http://www.mwrn.com
Большая база данных по микроскопии с возможностью поиска по ключевым
словам http://www.kaker.com/mvd/vendors.html
Источники применения электронного микроскопа в биологии и медицине по
разделам: микробиология и одноклеточные организмы, вирусы. биология
животных, медицина, разное http://www.dac.neu.edu/biology


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».