АРП НОДА Технология. 1 класс

Приложение к адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования для обучающихся
с НОДА (вариант 6.1)
МАОУ «Школа№58» КГО,
утвержденной приказом директора № 135-од от 30.08.2023
года

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 58»
Камышловского городского округа

Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № 73 от 30.08.2023 года

Утверждена
приказом директора № 137 -о\д
от 30.08.2023 года

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ТЕХНОЛОГИЯ»
1 КЛАСС
СРОК ОСВОЕНИЯ: 1 ГОД

Составитель: Харитончук Ю.Н.

2023

1. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение
предмета «Технология»
Основной целью программы по технологии является успешная социализация
обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе
освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о
рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически
меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений.
Программа по технологии направлена на решение системы задач:
•
формирование общих представлений о культуре и организации трудовой
деятельности как важной части общей культуры человека;
•
становление элементарных базовых знаний и представлений о
предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его
взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически
развивающихся и современных производствах и профессиях;
•
формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения
работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз,
схема);
•
формирование элементарных знаний и представлений о различных
материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений;
•
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации,
глазомера через формирование практических умений;
•
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого
использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
•
развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной
деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе
выполнения практических заданий;
•
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к
изобретательской деятельности;
•
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным
традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в
материальном мире;
•
развитие социально ценных личностных качеств: организованности,
аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе,
взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
•
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной
созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к
творческой самореализации;
•
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого
отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с
миром природы;

2

воспитание положительного отношения к коллективному труду,
применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и
мнению других людей.
Содержание программы по технологии включает характеристику основных
структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждого года
обучения:
1. Технологии, профессии и производства.
2. Технологии ручной обработки материалов: технологии работы с
бумагой и картоном, технологии работы с пластичными материалами, технологии
работы с природным материалом, технологии работы с текстильными
материалами, технологии работы с другими доступными материалами (например,
пластик, поролон, фольга, солома).
3. Конструирование и моделирование: работа с «Конструктором» (с учётом
возможностей материально-технической базы образовательной организации),
конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов,
природных и текстильных материалов, робототехника (с учётом возможностей
материально-технической базы образовательной организации).
4. Информационно-коммуникативные технологии (далее – ИКТ) (с учётом
возможностей материально-технической базы образовательной организации).
В процессе освоения программы по технологии обучающиеся овладевают
основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих
черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и
использовать информацию.
В программе по технологии осуществляется реализация межпредметных
связей с учебными предметами: «Математика» (моделирование, выполнение
расчётов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с
геометрическими фигурами, телами, именованными числами), «Изобразительное
искусство» (использование средств художественной выразительности, законов и
правил декоративно-прикладного искусства и дизайна), «Окружающий мир»
(природные формы и конструкции как универсальный источник инженернохудожественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные
традиции), «Родной язык» (использование важнейших видов речевой
деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и
обсуждения результатов практической деятельности), «Литературное чтение»
(работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии). Технология
становится опорным предметом для формирования системы УУД в начальной
школе (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и
ставить задачи, добиваться достижения результата)  с учетом индивидуальных
особенностей психофизического развития и возможностей каждого обучающегося
с НОДА.
Категория обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 
неоднородная по составу группа. Она объединяет обучающихся со значительным
разбросом первичных и вторичных нарушений развития, которые отличаются
•

3

значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. Группа
обучающихся с НОДА по варианту 6.1: обучающиеся с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся
самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие
нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное
интеллектуальное развитие у этих обучающихся часто сочетается с отсутствием
уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной
внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений,
слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.
Программа строит обучение детей с НОДА на основе принципа
коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
Программа предоставляет возможности для реализации различных
методических подходов к преподаванию предмета «Технология» при условии
сохранения обязательной части содержания учебного предмета.
Вариант 6.1 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в те же сроки обучения.
В структуру особых образовательных потребностей входят, с одной
стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для
обучающихся с НОДА.
К общим потребностям относятся:
 получение специальной помощи средствами образования;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие
обучающегося с педагогическими работниками и одноклассниками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семьи и образовательной организации;
 индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;
 особая пространственная и временная организация образовательной
среды;
 максимальное расширение образовательного пространства за счет
расширения социальных контактов с широким социумом.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с
НОДА, относятся:
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
 введение в содержание обучения специальных разделов, не
присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся
сверстникам;
4

 использование специальных методов, приемов и средств обучения (в
том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий),
обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения;
 обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды.
Для этой группы обучающихся обучение в образовательной организации
возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения
специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим
местом. Помимо этого, обучающиеся с НОДА нуждаются в различных видах
помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что
обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим,
психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.
2. Содержание учебного предмета «Технология». 1 класс
Технологии, профессии и производства
Природное и техническое окружение человека. Природа как источник
сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие природных
форм, их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и
фантазия мастера – условия создания изделия. Бережное отношение к природе.
Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии.
Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида
работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов,
поддержание порядка во время работы, уборка по окончании работы.
Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов.
Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми
материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи.
Технологии ручной обработки материалов
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых
материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при
изготовлении изделий.
Основные технологические операции ручной обработки материалов:
разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия,
отделка изделия или его деталей. Общее представление.
Способы разметки деталей: на глаз и от руки, по шаблону, по линейке (как
направляющему инструменту без откладывания размеров) и изготовление
изделий с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему.
Чтение условных графических изображений (называние операций, способов и
приёмов работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономной
и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких
одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с
помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и другое. Приёмы и правила
5

аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание,
вышивка, аппликация и другое).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в
зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления
(ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и другие), их правильное,
рациональное и безопасное использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другое). Приёмы
изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз,
отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие
способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание,
обрывание, склеивание и другое. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной
работы, передачи и хранения ножниц. Картон.
Виды природных материалов (плоские – листья и объёмные – орехи,
шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор
материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение
деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с
помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах.
Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и другие). Отмеривание
и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
Конструирование и моделирование
Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические
массы, бумага, текстиль и другое) и способы их создания. Общее представление о
конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимное расположение в общей
конструкции. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов.
Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по
образцу, рисунку. Конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь
выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка
действий в зависимости от желаемого (необходимого) результата, выбор способа
работы в зависимости от требуемого результата (замысла).
Информационно-коммуникативные технологии
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных
носителях.
Информация. Виды информации.
3. Планируемые
результаты
освоения
учебного
«Технология» для обучающихся с НОДА (вариант 6.1)

предмета

Изучение технологии в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных
6

действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной
деятельности
Познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические и
исследовательские действия:
 ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах
изученного);
 воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную,
графическую);
 анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку,
выделять основные и второстепенные составляющие конструкции;
 сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и
различия в их устройстве.
Работа с информацией:
У обучающегося будут сформированы следующие умения работы с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
 воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или
в учебнике), использовать её в работе;
 понимать
и анализировать простейшую знаково-символическую
информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней.
Коммуникативные универсальные учебные действия
 участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное
мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное
отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;
 строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по
содержанию изученных тем).
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
 принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную
учебную задачу;
 действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на
графическую инструкцию учебника, принимать участие в коллективном
построении простого плана действий;
 понимать
и принимать критерии оценки качества работы,
руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ;
 организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку
рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить
необходимую уборку по окончании работы;
 выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным
критериям.
Совместная деятельность:
 проявлять положительное отношение к включению в совместную
работу, к простым видам сотрудничества;
7

принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в
процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
 осуществлять
сотрудничество в различных видах совместной
деятельности, предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к
мнению товарищей, договариваться, участвовать в распределении ролей,
координировать собственную работу в общем процессе.
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по технологии:
 правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и
убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда;
 применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной
работы с клеем;
 действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами
рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала, экономия
материала при разметке);
 определять названия и назначение основных инструментов и
приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон,
стека и другие), использовать их в практической работе;
 определять наименования отдельных материалов (например, бумага,
картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и способы их
обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и другие), выполнять
доступные технологические приёмы ручной обработки материалов при
изготовлении изделий;
 ориентироваться в наименованиях основных технологических операций:
разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;
 выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки,
выделение деталей способами обрывания, вырезания и другое, сборку изделий с
помощью клея, ниток и другое;
 оформлять изделия строчкой прямого стежка;
 понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец»,
«заготовка», «материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование»,
«аппликация»;
 выполнять задания с опорой на готовый план;
 обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем
месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их, соблюдать правила
гигиены труда;
 рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по
вопросам учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять
основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное
расположение, виды соединения, способы изготовления;
 распознавать изученные виды материалов (природные, пластические,
бумага, тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет, фактура,
форма, гибкость и другие);


8

называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и
приспособления (шаблон, стека, булавки и другие), безопасно хранить и работать
ими;
 различать материалы и инструменты по их назначению;
 называть и выполнять последовательность изготовления несложных
изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
 качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных
изделий: экономно выполнять разметку деталей на глаз, от руки, по шаблону, по
линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров), точно
резать ножницами по линиям разметки, придавать форму деталям и изделию
сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и
прочее, собирать изделия с помощью клея, пластических масс и другое, эстетично
и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого
стежка;
 использовать для сушки плоских изделий пресс;
 с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с
опорой на инструкционную карту, образец, шаблон;
 различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
 понимать простейшие виды технической документации (рисунок,
схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по
образцу, рисунку;
 осуществлять
элементарное
сотрудничество,
участвовать
в
коллективных работах под руководством учителя;
 выполнять несложные коллективные работы проектного характера.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы обучающимися с НОДА (вариант 6.1) соответствуют ФГОС НОО.


9

4.Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы
учебного предмета и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов,
являющихся учебно-методическими материалами, используемыми для обучения и воспитания различных групп
пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности
1 КЛАСС
№ п/п

Темаурока

1

Мир вокруг нас (природный и рукотворный)
Техника на службе человека (в воздухе, на земле
и на воде)
Природа и творчество. Природные материалы
Сбор листьев и способы их засушивания
Семена
разных
растений.
Составление
композиций из семян
Объемные природные материалы (шишки,
жёлуди, каштаны). Конструирование объемных
изделий из них
Объемные природные материалы (шишки,
жёлуди, каштаны). Конструирование объемных
изделий из них
Способысоединенияприродныхматериалов
Понятие «композиция». Центровая композиция.
Точечное наклеивание листьев
«Орнамент».
Разновидности
композиций,
Композиция в полосе
Материалы для лепки (пластилин, пластические
массы)
Изделие. Основа и детали изделия.Понятие
«технология»
Формообразование
деталей
изделия
из

2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13

Количество
часов
Всего
1

Электронные цифровые образовательные ресурсы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5363/

1
1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5365/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5365/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4224/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4224/

1
1
1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5095/

1
1
1
10

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

пластилина
Объемная композиция. Групповая творческая
работа – проект («Аквариум», «Морские
обитатели»)
Бумага. Ее основные свойства. Виды бумаги
Картон. Его основные свойства. Виды картона
Сгибание и складывание бумаги. (Cоставление
композиций из несложной сложенной детали)
Сгибание и складывание бумаги (Основные
формы оригами и их преобразование)
Складываниебумажнойдеталигармошкой
Режущий инструмент ножницы. Их назначение,
конструкция. Правилапользования
Приемы резания ножницами по прямой, кривой и
ломаной линиям
Резанаяаппликация
Шаблон – приспособление для разметки деталей.
Разметкапошаблону
Разметка по шаблону и вырезание нескольких
деталей из бумаги
Преобразование
правильных
форм
в
неправильные
Составление композиций из деталей разных форм
Изготовление деталей по шаблону из тонкого
картона
Общее представление о тканях и нитках
Швейные иглы и приспособления. Назначение.
Правила обращения. Строчка прямого стежка
Вышивка – способ отделки изделий. Мережка
(осыпание края заготовки из ткани)
Строчка прямого стежка, ее варианты – перевивы

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4230/

1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4230/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4230/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4230/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4230/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4230/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5965/

1
1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5969/

1
1
1
1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4228/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5366/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4228/

1
11

32
33

Отделка швейного изделия (салфетки, закладки)
строчками прямого стежка
Отделка швейного изделия (салфетки, закладки)
строчками прямого стежка

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5366/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5366/

33

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».