РП -Обществознание (11 клас)

Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ «Школа№58» КГО,
утвержденной приказом директора №103-од от
28.08.2020 г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №58»
Камышловского городского округа

Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № 73 от «30» августа 2023 года

Утверждена
приказом директора № 137-о\д
от
«30» августа 2023 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
11КЛАСС
СРОК ОСВОЕНИЯ: 1 ГОД

Составитель:
Матвеева А.Р.

2023

1 Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Обществознание»
Предметными результатами освоения данного курса на базовом
уровне являются:
Человек. Человек в системе общественных отношений
–
Выделять черты социальной сущности человека;
– определять роль духовных ценностей в обществе;
– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их
примерами;
– различать виды искусства;
– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной
жизни;
– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации
индивида;
– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов
деятельности;
– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его
основания и последствия;
– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их
примерами;
– выявлять особенности научного познания;
– различать абсолютную и относительную истины;
– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни
человека;
– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания роли образования и науки в
современном обществе;
– выражать и аргументировать собственное отношение к роли
образования и самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
– Характеризовать
общество
как
целостную
развивающуюся
(динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;
– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию,
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных
изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и
последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных
глобальных проблем.
Социальные отношения
– Выделять критерии социальной стратификации;
2

– анализировать социальную информацию из адаптированных источников
о структуре общества и направлениях ее изменения;
– выделять особенности молодежи как социально-демографической
группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих
успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
– выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации
разрешения конфликтов;
– конкретизировать примерами виды социальных норм;
– характеризовать виды социального контроля и их социальную роль,
различать санкции социального контроля;
– различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах
последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
– определять и оценивать возможную модель собственного поведения в
конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
– различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
– выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов,
приводить примеры способов их разрешения;
– характеризовать основные принципы национальной политики России на
современном этапе;
– характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать
факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
– характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль
семьи в современном обществе;
– высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на
демографическую ситуацию в стране;
– формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни
современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и
значение веротерпимости;
– осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной
информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать,
анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и
проблемные задачи;
– оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми
с позиций толерантности.
Политика
– Выделять субъектов политической деятельности и объекты
политического воздействия;
– различать политическую власть и другие виды власти;
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и
методами политической деятельности;
– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и
целей в политике;
– раскрывать роль и функции политической системы;
– характеризовать государство как центральный институт политической
системы;
3

– различать типы политических режимов, давать оценку роли
политических режимов различных типов в общественном развитии;
– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях,
принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
– характеризовать демократическую избирательную систему;
– различать
мажоритарную,
пропорциональную,
смешанную
избирательные системы;
– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского
общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
– определять роль политической элиты и политического лидера в
современном обществе;
– конкретизировать примерами роль политической идеологии;
– раскрывать на примерах функционирование различных партийных
систем;
– формулировать
суждение
о
значении
многопартийности
и
идеологического плюрализма в современном обществе;
– оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного
политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении
участия граждан в политике.
2.Содержание учебного предмета
10 класс
Раздел 1. Человек (13 часов)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мотивация
деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в
человеческой деятельности. Самосознание индивида и социальное
поведение. Социальные ценности.
Культура и духовный мир человека. Понятие культуры. Материальная и
духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная,
массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие
и диалог культур. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное
и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы.
Познание мира человеком. Мышление, формы и методы мышления.
Мышление и деятельность. Познание мира. Формы познания. Понятие
истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих
знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности
научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного
познания. Особенности социального познания.
Раздел 2. Общество и социальные отношения (18 часов)
Общество как система. Системное строение общества: элементы и
подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения.
4

Основные институты общества. Искусство, его основные функции. Религия.
Мировые религии. Роль религии в жизни общества.
Образование как социальный институт. Основные направления
развития образования. Функции образования как социального института.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения
и навыки людей в условиях информационного общества. Порядок приема на
обучение
в
профессиональные
образовательные
организации
и
образовательные организации высшего образования. Порядок оказания
платных образовательных услуг.
Семья как социальная группа и социальный институт. Семья и брак.
Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Социальная структура общества. Социальная структура общества и
социальные
отношения.
Социальная
стратификация,
неравенство.
Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальная
мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические
общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути
их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в
Российской Федерации.
Социальные взаимодействия и социальные отношения. Социальный
контроль и самоконтроль. Социальные нормы, виды социальных норм.
Мораль. Нравственная культура. Отклоняющееся поведение (девиантное).
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы
разрешения конфликтов.
11 класс
Раздел 1. Политика ( 23 часа)
Политика и власть. Политическая деятельность. Политические
отношения. Политическая власть.
Политическая система общества. Политическая система, ее структура
и функции. Политический режим. Типология политических режимов.
Политические институты. Роль средств массовой информации в
политической жизни общества.
Государство как основной институт политической системы общества.
Государство как основной институт политической системы. Государство, его
функции.
Демократия и гражданское общество. Демократия, ее основные
ценности и признаки. Гражданское общество и правовое государство.
Человек в политической жизни. Политическая психология.
Политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и
опасность.
Политическая идеология. Политическая идеология, ее роль в обществе.
Основные идейно-политические течения современности.
Политические партии и общественно-политические движения.
Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы
5

партийных систем. Понятие, признаки, типология общественнополитических движений.
Политическая элита и политическое лидерство. Политическая элита и
политическое лидерство. Типология лидерства.
Избирательная система. Избирательная система. Типы избирательных
систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная
кампания.
Политический
процесс.
Политический
процесс.
Особенности
политического процесса в России.
Раздел 2. Общество как динамичная система (9 часов)
Общественное развитие. Эволюция и революция как формы социального
изменения. Основные направления общественного развития: общественный
прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа,
революция.
Многовариантность общественного развития. Многовариантность
общественного развития.
Глобализация и вызовы XXI века. Процессы глобализации. Основные
направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек
перед лицом угроз и вызовов XXI века.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.
11 класс
№
п/п

Наименование
раздела

Тема урока

1

Раздел 1.
Политика. 23 часа

1. Политика и власть.
2. Политическая система общества.
3. Государство как основной институт
политической системы общества.
4. Демократия и гражданское общество.
5. Человек в политической жизни.
6. Политическая идеология.
7. Политические партии и общественнополитические движения.
8. Политическая элита и политическое
лидерство.
9. Избирательная система.
10. Политический процесс.
11. Повторительно-обобщаюций урок по
теме: «Политика» .
12. Общественное развитие.
13. Многовариантность общественного

2

Раздел 2.
Общество как

6

Колво
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
2
2

динамичная
система. 9 часов

3

развития.
14. Глобализация и вызовы XXI века.
15. Повторительно-обобщаюций урок по
теме: «Общество как динамичная
система»

Итоговое
повторение

2
3

2
Всего 34 часа

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».