Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ «Школа№58» КГО, утвержденной приказом директора №103-од от 28.08.2020 г. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №58» Камышловского городского округа Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 73 от «30» августа 2023 года Утверждена приказом директора № 137-о\д от «30» августа 2023 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 11КЛАСС СРОК ОСВОЕНИЯ: 1 ГОД Составитель: Матвеева А.Р. 2023 1 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание» Предметными результатами освоения данного курса на базовом уровне являются: Человек. Человек в системе общественных отношений – Выделять черты социальной сущности человека; – определять роль духовных ценностей в обществе; – распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами; – различать виды искусства; – соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали; – выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни; – выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида; – раскрывать связь между мышлением и деятельностью; – различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности; – выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности; – анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия; – различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами; – выявлять особенности научного познания; – различать абсолютную и относительную истины; – иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека; – выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе; – выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека. Общество как сложная динамическая система – Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; – выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития; – приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы; – формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем. Социальные отношения – Выделять критерии социальной стратификации; 2 – анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения; – выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества; – высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда; – выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов; – конкретизировать примерами виды социальных норм; – характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля; – различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества; – определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм; – различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами; – выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения; – характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе; – характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи; – характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе; – высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране; – формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости; – осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; – оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности. Политика – Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия; – различать политическую власть и другие виды власти; – устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности; – высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике; – раскрывать роль и функции политической системы; – характеризовать государство как центральный институт политической системы; 3 – различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии; – обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии; – характеризовать демократическую избирательную систему; – различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы; – устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства; – определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе; – конкретизировать примерами роль политической идеологии; – раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем; – формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе; – оценивать роль СМИ в современной политической жизни; – иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса; – различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике. 2.Содержание учебного предмета 10 класс Раздел 1. Человек (13 часов) Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Культура и духовный мир человека. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Познание мира человеком. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Раздел 2. Общество и социальные отношения (18 часов) Общество как система. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. 4 Основные институты общества. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Образование как социальный институт. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Семья как социальная группа и социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Социальная структура общества. Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Социальные взаимодействия и социальные отношения. Социальный контроль и самоконтроль. Социальные нормы, виды социальных норм. Мораль. Нравственная культура. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. 11 класс Раздел 1. Политика ( 23 часа) Политика и власть. Политическая деятельность. Политические отношения. Политическая власть. Политическая система общества. Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типология политических режимов. Политические институты. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Государство как основной институт политической системы общества. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Демократия и гражданское общество. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и правовое государство. Человек в политической жизни. Политическая психология. Политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Политическая идеология. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии и общественно-политические движения. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы 5 партийных систем. Понятие, признаки, типология общественнополитических движений. Политическая элита и политическое лидерство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Избирательная система. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Политический процесс. Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Раздел 2. Общество как динамичная система (9 часов) Общественное развитие. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Многовариантность общественного развития. Многовариантность общественного развития. Глобализация и вызовы XXI века. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 11 класс № п/п Наименование раздела Тема урока 1 Раздел 1. Политика. 23 часа 1. Политика и власть. 2. Политическая система общества. 3. Государство как основной институт политической системы общества. 4. Демократия и гражданское общество. 5. Человек в политической жизни. 6. Политическая идеология. 7. Политические партии и общественнополитические движения. 8. Политическая элита и политическое лидерство. 9. Избирательная система. 10. Политический процесс. 11. Повторительно-обобщаюций урок по теме: «Политика» . 12. Общественное развитие. 13. Многовариантность общественного 2 Раздел 2. Общество как 6 Колво часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 динамичная система. 9 часов 3 развития. 14. Глобализация и вызовы XXI века. 15. Повторительно-обобщаюций урок по теме: «Общество как динамичная система» Итоговое повторение 2 3 2 Всего 34 часа 7