РП ИЗО 5-7 классы

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Школа№58» КГО,
утвержденной приказом директора № 135 -о/д от 30.08.2023г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 58»
Камышловского городского округа

Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № 73 от 30.08.2023 года

Утверждена
приказом директора № 137 -о\д
от 30.08.2023 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
5-7 КЛАСС
СРОК ОСВОЕНИЯ: 3 года

Составитель:
Кузнецова Юлия Владимировна

2023

1.Содержание учебного предмета «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕИСКУССТВО»
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» 5 класс
Модуль «Декоративно-прикладное и народное искусство» изучается 1 час в
неделю, общий объем составляет 34 часа.
Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве.
Декоративно-прикладное искусство и его виды.
Декоративно-прикладное искусство и предметная среда жизни людей.
Древние корни народного искусства.
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства.
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства.
Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом.
Роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта,
их значение в характере труда и жизненного уклада.
Образно-символический язык народного прикладного искусства.
Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства.
Выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по
дереву, вышивки.
Освоение навыков декоративного обобщения в процессе практической
творческой работы.
Убранство русской избы.
Конструкция избы, единство красоты и пользы – функционального и
символического – в её постройке и украшении.
Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.
Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.
Выполнение рисунков – эскизов орнаментального декора крестьянского дома.
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома.
Декоративные элементы жилой среды.
Определяющая роль природных материалов для конструкции и декора
традиционной постройки жилого дома в любой природной среде.
Мудрость соотношения характера постройки, символики её декора и уклада
жизни для каждого народа.
Выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости их
выразительной формы и орнаментально-символического оформления.
Народный праздничный костюм.
Образный строй народного праздничного костюма – женского и мужского.
Традиционная конструкция русского женского костюма – северорусский (сарафан)
и южнорусский (понёва) варианты.
Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для
различных регионов страны.
Искусство народной вышивки.
Вышивка в народных костюмах и обрядах.
Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной
вышивке.
Символическое изображение женских фигур и образов всадников
1

в орнаментах вышивки.
Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных
регионах страны.
Выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов, выражение в
форме, цветовом решении, орнаментике костюма черт национального своеобразия.
Народные праздники и праздничные обряды как синтез всех видов народного
творчества.
Выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию
коллективного панно на тему традиций народных праздников.
Народные художественные промыслы.
Роль и значение народных промыслов в современной жизни.
Искусство и ремесло.
Традиции культуры, особенные для каждого региона.
Многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение художественных
промыслов народов России.
Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с региональнонациональным бытом (дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть
и лён).
Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов.
Особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи
филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки.
Местные промыслы игрушек разных регионов страны.
Создание эскиза игрушки по мотивам избранного промысла.
Роспись по дереву. Хохлома.
Краткие сведения по истории хохломского промысла.
Травный узор, «травка» – основной мотив хохломского орнамента.
Связь с природой.
Единство формы и декора в произведениях промысла.
Последовательность выполнения травного орнамента.
Праздничность изделий «золотой хохломы».
Городецкая роспись по дереву.
Краткие сведения по истории.
Традиционные образы городецкой росписи предметов быта. Птица и конь –
традиционные мотивы орнаментальных композиций.
Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности
городецкой росписи.
Посуда из глины.
Искусство Гжели.
Краткие сведения по истории промысла.
Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового
декора.
Природные мотивы росписи посуды.
Приёмы мазка, тональный контраст, сочетание пятна и линии.
Роспись по металлу.
Жостово.
2

Краткие сведения по истории промысла.
Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей.
Приёмы свободной кистевой импровизации в живописи цветочных букетов.
Эффект освещённости и объёмности изображения.
Древние традиции художественной обработки металла в разных регионах
страны.
Разнообразие назначения предметов и художественно-технических приёмов
работы с металлом.
Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра – роспись
шкатулок, ларчиков, табакерок из папье-маше.
Происхождение искусства лаковой миниатюры в России.
Особенности стиля каждой школы.
Роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций
отечественной культуры.
Мир сказок и легенд, примет и оберегов в творчестве мастеров художественных
промыслов.
Отражение в изделиях народных промыслов многообразия исторических,
духовных и культурных традиций.
Народные художественные ремёсла и промыслы – материальные и духовные
ценности, неотъемлемая часть культурного наследия России.
Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов.
Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций.
Отражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и
ремесла, уклада жизни людей.
Характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства,
основные мотивы и символика орнаментов в культуре разных эпох.
Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов.
Выражение образа человека, его положения в обществе и характера деятельности в
его костюме и его украшениях.
Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта
– в культуре разных эпох.
Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного
искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани,
моделирование одежды).
Символический знак в современной жизни: эмблема, логотип, указующий или
декоративный знак.
Государственная символика и традиции геральдики.
Декоративные украшения предметов нашего быта и одежды.
Значение украшений в проявлении образа человека, его характера,
самопонимания, установок и намерений.
Декор на улицах и декор помещений.
Декор праздничный и повседневный.
Праздничное оформление школы.
3

Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура» 6 класс
Модуль «Живопись, графика, скульптура» изучается 1 час в неделю, общий
объем составляет 34 часа.
Общие сведения о видах искусства
Искусство — его виды и их роль в жизни людей. Пространственные и
временные виды искусства.
Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных
искусств, их место и назначение в жизни людей.
Основные виды живописи, графики и скульптуры.
Художник и зритель: зрительские умения, знания и творчество зрителя.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства
Живописные, графические и скульптурные художественные материалы и их
особые свойства. Живописные, графические и скульптурные художественные
материалы, их особые свойства.
Рисунок — основа изобразительного искусства и мастерства художника.
Выразительные возможности линии (коллективный проект). Рисунок — основа
изобразительного искусства и мастерства художника.
Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок.
Навыки размещения рисунка в листе, выбор формата. Ритм и ритмическая
организация плоскости листа.
Начальные умения рисунка с натуры. Зарисовки простых предметов. Линейные
графические рисунки и наброски.
Тёмное — светлое — тональные отношения. Тон и тональные отношения: тёмное
— светлое.
Основы цветоведения. Основы цветоведения: понятие цвета в художественной
деятельности, физическая основа цвета, цветовой круг, основные и составные цвета,
дополнительные цвета.
Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве. Цвет как
выразительное средство в изобразительном искусстве: холодный и тёплый цвет,
понятие цветовых отношений; колорит в живописи.
Выразительные средства скульптуры (коллективный проект). Виды скульптуры
и характер материала в скульптуре. Скульптурные памятники, парковая скульптура,
камерная скульптура.
Статика и движение в скульптуре. Круглая скульптура. Произведения мелкой
пластики.
Виды рельефа.
Жанры изобразительного искусства
Жанровая система в изобразительном искусстве. Жанровая система в
изобразительном искусстве как инструмент для сравнения и анализа произведений
изобразительного искусства.
Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного
искусства.
Натюрморт
Изображение объёмного предмета на плоскости листа. Изображение
4

предметного мира в изобразительном искусстве и появление жанра натюрморта в
европейском и отечественном искусстве.
Основы графической грамоты: правила объёмного изображения предметов на
плоскости.
Линейное построение предмета в пространстве: линия горизонта, точка зрения
и точка схода, правила перспективных сокращений.
Изображение окружности в перспективе.
Рисование геометрических тел на основе правил линейной перспективы.
Конструкция предмета сложной формы. Сложная пространственная форма и
выявление её конструкции.
Рисунок сложной формы предмета как соотношение простых геометрических
фигур. Линейный рисунок конструкции из нескольких геометрических тел.
Свет и тень. Правила светотеневого изображения предмета. Освещение как
средство выявления объёма предмета. Понятия «свет», «блик», «полутень»,
«собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Особенности освещения «по
свету» и «против света».
Рисунок натюрморта графическими материалами (коллективный проект).
Рисунок натюрморта графическими материалами с натуры или по представлению.
Творческий натюрморт в графике. Произведения художников-графиков.
Особенности графических техник. Печатная графика.
Живописное изображение натюрморта (коллективный проект). Живописное
изображение натюрморта. Цвет в натюрмортах европейских и отечественных
живописцев. Опыт создания живописного натюрморта.
Портрет
Портретный жанр в истории искусства. Портрет как образ определённого
реального человека. Изображение портрета человека в искусстве разных эпох.
Выражение в портретном изображении характера человека и мировоззренческих
идеалов эпохи.
Великие портретисты в европейском искусстве.
Особенности развития портретного
жанра в
отечественном
искусстве.
Великие портретисты в русской живописи.
Парадный и камерный портрет в живописи.
Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в.—отечественном и
европейском.
Конструкция головы человека. Построение головы человека, основные
пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы.
Графический портретный рисунок. Графический портрет в работах известных
художников. Разнообразие графических средств в изображении образа человека.
Графический портретный рисунок с натуры или по памяти.
Свет и тень в изображении головы человека. Роль освещения головы при
создании портретного образа. Свет и тень в изображении головы человека.
Портрет в скульптуре (коллективный проект). Портрет в скульптуре.
Выражение характера человека, его социального положения и образа эпохи в
скульптурном портрете.
5

Значение свойств художественных материалов в создании скульптурного
портрета.
Живописное изображение портрета. Живописное изображение портрета. Роль
цвета в живописном портретном образе в произведениях выдающихся живописцев.
Опыт работы над созданием живописного портрета.
Пейзаж
Правила построения линейной перспективы в изображении пространства.
Особенности изображения пространства в эпоху Древнего мира, в средневековом
искусстве и в эпоху Возрождения.
Правила построения линейной перспективы в изображении пространства.
Правила воздушной перспективы. Особенности изображения разных состояний
природы и её освещения.
Правила воздушной перспективы, построения переднего, среднего и дальнего
планов при изображении пейзажа.
Особенности изображения разных состояний природы и её освещения.
Романтический пейзаж. Морские пейзажи И. Айвазовского.
Особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и
постимпрессионистов. Представления о пленэрной живописи и колористической
изменчивости состояний природы.
Живописное изображение различных состояний природы.
Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре.
Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре.
История становления картины Родины в развитии отечественной пейзажной
живописи XIX в.
Становление образа родной природы в произведениях А. Венецианова и его
учеников: А. Саврасова, И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и её
значение для русской культуры. Значение художественного образа отечественного
пейзажа в развитии чувства Родины.
Творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей
Родины.
Пейзаж в графике (коллективный проект). Графический образ пейзажа в работах
выдающихся мастеров.
Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических
техник. Графические зарисовки и графическая композиция на темы окружающей
природы.
Городской пейзаж (коллективный проект). Городской пейзаж в творчестве
мастеров искусства. Многообразие в понимании образа города.
Город как материальное воплощение отечественной истории и культурного
наследия. Задачи охраны культурного наследия и исторического образа в жизни
современного города.
Опыт изображения городского пейзажа. Наблюдательная перспектива и
ритмическая организация плоскости изображения.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве
Изображение бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох.
Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох.
6

Значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории
человечества и современной жизни.
Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема,
сюжет, содержание в жанровой картине. Образ нравственных и ценностных смыслов
в жанровой картине и роль картины в их утверждении.
Работа над сюжетной композицией. Работа над сюжетной композицией.
Композиция как целостность в организации художественных выразительных средств
и взаимосвязи всех компонентов произведения.
Исторический жанр в изобразительном искусстве
Историческая картина в истории искусства, её особое значение. Историческая
тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества.
Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета:
мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и др.
Историческая картина в русской живописи. Историческая картина в русском
искусстве XIX в. и её особое место в развитии отечественной культуры.
Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», исторические картины в
творчестве В. Сурикова и др. Исторический образ России в картинах ХХ в.
Работа над сюжетной композицией. Работа над сюжетной композицией. Этапы
длительного периода работы художника над исторической картиной: идея и эскизы,
сбор материала и работа над этюдами, уточнения композиции в эскизах, картон
композиции, работа над холстом.
Разработка эскизов композиции на историческую тему с опорой на собранный
материал по задуманному сюжету.
Библейские темы в изобразительном искусстве
Библейские темы в истории европейской и отечественной живописи Библейские
темы в русском искусстве XIX в.. Исторические картины на библейские темы: место
и значение сюжетов Священной истории в европейской культуре. Вечные темы и их
нравственное и духовно-ценностное выражение как «духовная ось», соединяющая
жизненные позиции разных поколений.
Произведения на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, в
скульптуре «Пьета» Микеланджело и др. Библейские темы в отечественных картинах
XIX в. (А. Иванов. «Явление Христа народу», И. Крамской. «Христос в пустыне», Н.
Ге.
«Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и грешница»).
Иконопись в истории русского искусства. Иконопись как великое проявление
русской культуры. Язык изображения в иконе — его религиозный и символический
смысл. Великие русские иконописцы: духовный свет икон Андрея Рублёва, Феофана
Грека,
Дионисия.
Работа над эскизом сюжетной композиции.
Роль и
значение изобразительного искусства в
жизни
людей:
образ мира в изобразительном искусстве.
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн» 7 класс
7

Модуль «Архитектура и дизайн» изучается 1 час в неделю, общий объем
составляет 34 часа.
Архитектура и дизайн – искусства художественной постройки предметнопространственной среды человека
Архитектура и дизайн — предметно-пространственная среда, создаваемая
человеком. Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки —
конструктивные искусства.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» — предметнопространственной среды жизни людей.
Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней
мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества.
Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни
людей в разные исторические эпохи.
Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи
сохранения культурного наследия и природного ландшафта.
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного
развития. Единство функционального и художественного — целесообразности и
красоты.
Основы построения композиции в конструктивных искусствах. Композиция
как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Основы
формальной композиции в конструктивных искусствах.
Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст
и изображение.
Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания
геометрических фигур, без предметного содержания.
Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов.
Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и
асимметрия, динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент,
замкнутость или открытость композиции.
Практические упражнения по созданию композиции с вариативным
ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости.
Роль цвета в организации композиционного пространства. Роль цвета в
организации композиционного пространства.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Цвет и законы
колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм,
доминанта.
Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Шрифты и
шрифтовая композиция в графическом дизайне.
Форма буквы как изобразительно-смысловой символ. Шрифт и содержание
текста. Стилизация шрифта.
Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной
композиции.
Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква —
изобразительный элемент композиции».
Логотип. Построение логотипа. Логотип как графический знак, эмблема или
8

стилизованный графический символ. Функции логотипа. Шрифтовой логотип.
Знаковый логотип.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при
соединении текста и изображения. Искусство плаката. Композиционные основы
макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения.
Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката.
Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной
открытке.
Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала.
Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы,
составляющие
конструкцию и художественное оформление книги, журнала.
Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на
основе компьютерных программ.
Макетирование объёмно-пространственных композиций
Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация
пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.
Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его
обозначения на макете.
Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных
композиций. Объём и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых
объёмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их
сочетаний на образный характер постройки.
Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной
сущности сооружения и логики конструктивного соотношения его частей.
Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в
изменении архитектурных конструкций (перекрытия и опора — стоечно-балочная
конструкция — архитектура сводов; каркасная каменная архитектура; металлический
каркас, железобетон и язык современной архитектуры).
Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её
форма. Образ времени в предметах, создаваемых человеком.
Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы
через выявление сочетающихся объёмов. Красота — наиболее полное выявление
функции предмета. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы
предмета.
Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов.
Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и
материала изготовления.
Цвет в архитектуре и дизайне. Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и
формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на
восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.
Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с
использованием цвета.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
9

Образ и стиль материальной культуры прошлого. Образ и стиль материальной
культуры прошлого. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни,
изменения мировоззрения людей и развития производственных возможностей.
Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка
архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных
народов и эпох.
Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в
предметно- пространственной среде жизни разных народов.
Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде
аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и
другим видам изображения.
Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.
Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её технологические и
эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в
архитектуре.
Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материальностроительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации
ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.
Пространство городской среды. Пространство городской среды. Исторические
формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей.
Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность.
Современные поиски новой эстетики в градостроительстве.
Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и
архитектурного стиля будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города
будущего.
Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических
кварталов и значение культурного наследия для современной жизни людей.
Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Дизайн городской
среды. Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных форм и
архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе
города.
Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных
зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков,
информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.
Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов
городской среды» в виде создания коллажно-графической композиции или дизайнпроекта оформления витрины магазина.
Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его
интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера.
Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как
отражение стиля жизни его хозяев.
Зонирование интерьера — создание многофункционального пространства.
Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер.
Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа).
Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в
10

образно- стилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с
ландшафтно-парковой средой.
Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской
усадебной территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции
графического языка ландшафтных проектов.
Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в
виде схемы-чертежа.
Единство эстетического и функционального в объёмно-¬пространственной
организации среды жизнедеятельности ¬людей.
Образ человека и индивидуальное проектирование
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и
индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образноличностное проектирование в дизайне и архитектуре.
Проектные работы по созданию облика частного дома,
комнаты и сада. Дизайн предметной среды в интерьере частного дома.
Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта
одежды.
Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы.
Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и
в качестве манипулирования массовым сознанием.
Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультура и
подростковая мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в
костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе одежды.
Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной
одежды».
Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной,
вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический.
Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения,
рекламой, общественной деятельностью.
Дизайн и архитектура — средства организации среды жизни людей и
строительства нового мира.
Вариативный модуль.
Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и
художественная фотография» (Компоненты вариативного модуля могут дополнить
содержание в 5, 6 и 7 классах или реализовываться во внеурочное время)
Синтетические – пространственно-временные виды искусства.
Роль изображения в синтетических искусствах в соединении со словом,
музыкой, движением.
Значение развития технологий в становлении новых видов искусства.
Мультимедиа и объединение множества воспринимаемых человеком
информационных средств на экране цифрового искусства.
Художник и искусство театра.
Рождение театра в древнейших обрядах.
11

История развития искусства театра.
Жанровое многообразие театральных представлений, шоу, праздников и их
визуальный облик.
Роль художника и виды профессиональной деятельности художника в
современном театре.
Сценография и создание сценического образа.
Сотворчество
художника-постановщика с драматургом, режиссёром и
актёрами.
Роль освещения в визуальном облике театрального действия.
Бутафорские, пошивочные, декорационные и иные цеха в театре.
Сценический костюм, грим и маска.
Стилистическое единство в решении образа спектакля.
Выражение в костюме характера персонажа.
Творчество художников-постановщиков в истории отечественного искусства (К.
Коровин, И. Билибин, А. Головин и других художниковпостановщиков). Школьный
спектакль и работа художника по его подготовке.
Художник в театре кукол и его ведущая роль как соавтора режиссёра и актёра в
процессе создания образа персонажа.
Условность и метафора в театральной постановке как образная и авторская
интерпретация реальности.
Художественная фотография.
Рождение фотографии как технологическая революция запечатления
реальности.
Искусство и технология.
История фотографии: от дагеротипа
до компьютерных технологий.
Современные возможности художественной обработки цифровой фотографии.
Картина мира и «Родиноведение» в фотографиях С.М. ПрокудинаГорского.
Сохранённая история и роль его фотографий в современной отечественной культуре.
Фотография – искусство светописи.
Роль света в выявлении формы и фактуры предмета.
Примеры художественной фотографии в творчестве профессиональных
мастеров.
Композиция кадра, ракурс, плановость, графический ритм.
Умения наблюдать и выявлять выразительность и красоту окружающей жизни с
помощью фотографии.
Фотопейзаж в творчестве профессиональных фотографов.
Образные возможности чёрно-белой и цветной фотографии.
Роль тональных контрастов и роль цвета в эмоционально-образном восприятии
пейзажа.
Роль освещения в портретном образе.
Фотография постановочная и документальная.
Фотопортрет в истории профессиональной фотографии и его связь с
направлениями в изобразительном искусстве.
Портрет в фотографии, его общее и особенное по сравнению с живописным и
графическим портретом.
12

Опыт выполнения портретных фотографий. Фоторепортаж.
Образ события в кадре.
Репортажный снимок – свидетельство истории и его значение в сохранении
памяти о событии.
Фоторепортаж – дневник истории.
Значение работы военных фотографов.
Спортивные фотографии.
Образ современности в репортажных фотографиях. «Работать для жизни…» –
фотографии Александра Родченко, их значение и влияние на стиль эпохи.
Возможности компьютерной обработки фотографий, задачи преобразования
фотографий и границы достоверности.
Коллаж как жанр художественного творчества с помощью различных
компьютерных программ.
Художественная фотография как авторское видение мира, как образ времени и
влияние фотообраза на жизнь людей.
Изображение и искусство кино.
Ожившее изображение.
История кино и его эволюция как искусства.
Синтетическая природа пространственно-временного искусства кино и состав
творческого коллектива.
Сценарист – режиссёр – художник – оператор в работе над фильмом.
Сложносоставной язык кино.
Монтаж композиционно построенных кадров – основа языка киноискусства.
Художник-постановщик и его команда художников в работе по созданию фильма.
Эскизы мест действия, образы и костюмы персонажей, раскадровка, чертежи и
воплощение в материале.
Пространство и предметы, историческая конкретность и художественный образ
– видеоряд художественного игрового фильма.
Создание видеоролика – от замысла до съёмки.
Разные жанры – разные задачи в работе над видеороликом.
Этапы создания видеоролика.
Искусство анимации и художник-мультипликатор.
Рисованные, кукольные мультфильмы и цифровая анимация.
Уолт Дисней и его студия.
Особое лицо отечественной мультипликации, её знаменитые создатели.
Использование электронно-цифровых технологий в современном игровом
кинематографе.
Компьютерная анимация на занятиях в школе.
Техническое оборудование и его возможности для создания анимации.
Коллективный характер деятельности по созданию анимационного фильма. Выбор
технологии: пластилиновые мультфильмы, бумажная перекладка, сыпучая анимация.
Этапы создания анимационного фильма.
Требования и критерии художественности.
Изобразительное искусство на телевидении.
Телевидение – экранное искусство: средство массовой информации,
13

художественного и научного просвещения, развлечения и организации досуга.
Искусство и технология.
Создатель телевидения – русский инженер Владимир Козьмич Зворыкин.
Роль телевидения в превращении мира в единое информационное пространство.
Картина мира, создаваемая телевидением.
Прямой эфир и его значение.
Деятельность художника на телевидении: художники по свету, костюму, гриму,
сценографический дизайн и компьютерная графика.
Школьное телевидение и студия мультимедиа.
Построение видеоряда и художественного оформления.
Художнические роли каждого человека в реальной бытийной жизни.
Роль искусства в жизни общества и его влияние на жизнь каждого человека.
2.
Планируемые
результаты
освоения
учебного
предмета
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего
образования по
изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности.
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС
общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация
личности.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных
результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской
идентичности; ценностные установки и социально значимые качества личности;
духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение школьников к культуре;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному
участию в социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и
современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре,
народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в
процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни,
выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к
изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям,
эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства
воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и
значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм не в
декларативной форме, а в процессе собственной художественно-практической
деятельности обучающегося, который учится чувственно- эмоциональному
восприятию и творческому созиданию художественного образа.
Гражданское воспитание
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение
14

обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. При этом
реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника.
Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство
рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках
предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной
культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства
обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных
народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные
творческие работы, а также участие в общих
художественных проектах создают условия для разнообразной совместной
деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной
ответственности.
Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого
составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие
внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоционально образной, чувственной
сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания
обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностноориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному
искусству способствует освоению базовых ценностей - формированию отношения к
миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и
важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.
Эстетическое воспитание
Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) - это
воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических
категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное.
Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметнопространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений
о добре и зле.
Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием
развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует
формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим
людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как
главному принципу человеческого общежития, к самому себе как
самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию
в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию
ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным
искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в
соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир.
Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки
исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на
уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно15

исторической направленности.
Экологическое воспитание
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического
наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественнотворческой работе.
Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно
осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением
художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая
деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретиковиртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования
реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания
реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к
результату, понимание эстетики трудовой деятельности, а также умения
сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде — обязательные
требования к определённым заданиям программы.
Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет
значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны
быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления
пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды,
календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и
сам образ предметно пространственной среды школы, оказывает активное
воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных
ориентаций и восприятие жизни школьниками.

16

3.Тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность
использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных
ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, используемыми
для
обучения
и
воспитания
различных
групп
пользователей,
представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует
законодательству об образовании.
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс)-34 ч.
Тематические блоки, темы
Кол.
Электронные образ. ресурсы
часов
Модуль
№1
«Декоративно-11
прикладное и народное искусство»
Введение. Декоративно- прикладное 2
https://educont.ru/
искусство и его виды
https://content.edsoo.ru/lab
Древние образы в народном искусстве 1
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
Убранство русской избы
2
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
Внутренний мир русской избы
2
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
Конструкция и декор предметов
2
https://educont.ru/
народного быта и труда
https://content.edsoo.ru/lab
Народный праздничный костюм

2

Связь времени в народном
искусстве. Народные
художественные промыслы
Народные праздничные обряды
(обобщение темы)
Происхождение художественных
промыслов и их роль в современной
жизни народов России
Традиционные древние образы в
современных игрушках народных промыслов
Праздничная хохлома.
Роспись по дереву
Искусство Гжели. Кера- мика

11

Городецкая роспись по дереву

2

1
1

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

1

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

2

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

2

17

Жостово. Роспись по металлу

1

Искусство лаковой живописи

1

Декор – человек, общество, время

6

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

Роль декоративно-прикладного
1
искусства в культуре древних
цивилизаций
Особенности орнамента в культурах
2
разных народов
Особенности конструкции и декора
1
одежды
Целостный образ декоративно2
прикладного искусства для каждой
исторической эпохи и национальной
культуры
Декоративно-прикладное искусство 6
в современном мире
Многообразие видов, форм, материалов 2
и техник современного декоративного
искусства
Символический знак в современной
2
жизни
Декор современных улиц и помещений 2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/la
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/la
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

34

Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура» 6 класс (34 ч)
Тематические блоки, темы

Виды изобразительного искусства и
основы образного языка
Искусство — его виды и их роль в
жизни людей
Язык изобразительного искусства и
его выразительные средства
Живописные, графические и
скульптурные художественные
материалы и их особые свойства
Рисунок — основа изобра- зительного
искусства и мастерства художника

Кол.
часов

Электронные образ. ресурсы

1
1

8
1

1

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
18

Выразительные возможности линии

1

Тёмное — светлое — тональные
отношения
Основы цветоведения

1

Цвет как выразительное средство в
изобразительном искусстве

1

Выразительные средства скульптуры

1

Жанры изобразительного искусства

1

Мир наших вещей. Натюрморт
Изображение объёмного предмета на
плоскости листа
Конструкция предмета сложной формы

5
1

Свет и тень. Правила светотеневого
изображения предмета
Рисунок натюрморта графическими
материалами
Живописное изображение натюрморта

1

Вглядываясь в человека. Портрет
Портретный жанр в истории искусства

6
1

Конструкция головы человека

1

Графический портретный рисунок

1

Свет и тень в изображении головы
человека
Портрет в скульптуре

1

Живописное изображение портрета

1

Пространство и время в
изобразительном искусстве. Пейзаж и
тематическая картина
Правила построения линейной
перспективы в изображении
пространства

5

1

1

1
1

1

1

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
19

Правила воздушной перспективы

1

Особенности изображения разных
состояний природы и её освещения
Пейзаж в графике

1

Городской пейзаж

1

Бытовой жанр в изобразительном
искусстве
Изображение бытовой жизни людей в
традициях искусства разных эпох
Работа над сюжетной композицией

2

Исторический жанр в
изобразительном искусстве
Историческая картина в истории
искусства, её особое значение
Историческая картина в русской
живописи
Работа над сюжетной композицией

4

Библейские темы в изобразительном
искусстве
Библейские темы в истории европейской
и отечественной живописи
Библейские темы в русском искусстве
XIX в
Иконопись в истории русского искусства

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

1
1

1
1
2

1
1
1

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

Модуль № 3 «Архитектура и дизайн» -7 класс (34 ч)
Тематические блоки, темы

Кол.
часов
–
2

Архитектура
и
дизайн
конструктивные виды искусства
Архитектура и
дизайн — предметно- пространственная
среда, создаваемая человеком

1

Электронные образ. ресурсы

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

20

Архитектура —
«каменная
летопись»
истории
человечества
Графический дизайн
Основы построения ком- позиции в
конструктивных искусствах

1

Роль
цвета
в
организации
композиционного пространства
Шрифты и шрифтовая композиция в
графическом дизайне

1

Логотип. Построение логотипа

1

Композиционные
основы
макетирования в графическом дизайне
при соединении текста и изображения.
Искусство плаката
Многообразие форм гра- фического
дизайна. Дизайн книги и журнала
Макетирование
объёмнопространственных композиций
От плоскостного изображения к
объёмному
макету.
Объект
и
пространство.
Взаимосвязь объектов в архитектурном
макете
Здание как сочетание раз- личных
объёмных форм. Конструкция: часть и
целое
Эволюция архитектурных конструкций
и роль эволюции строительных
материалов
Красота
и
целесообразность
предметного мира.
Образ
времени
в
предметах,
создаваемых человеком
Форма, материал и функция
бытового предмета
Цвет в архитектуре и дизайне

2

Дизайн и архитектура как среда
жизни человека

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

9
2

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

1

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

2

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

8
2

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

1

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

1

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

2

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
1
1

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

9
21

Образ и стиль материальной
культуры прошлого
Пути развития современной
архитектуры и дизайна: город
сегодня и завтра
Пространство городской среды

2

1

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

Дизайн городской среды. Малые
архитектурные формы
Дизайн пространственно
- предметной среды интерьера.
Интерьер и предметный мир в доме
Природа и архитектура.
Организация архитектурноландшафтного пространства
Замысел архитектурного проекта и
его осуществление
Образ человека и индивидуальное
проектирование
Дизайн предметной
среды в интерьере личного дома
Дизайн и архитектура сада или
приусадебного участка
Композиционноконструктивные
принципы дизайна одежды
Дизайн современной одежды

1

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

Грим и причёска в практике
дизайна. Визажиста.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПРОГРАММЕ

34

2

1

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

1

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

1

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

6
2
1
1
1

https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab
https://educont.ru/
https://content.edsoo.ru/lab

22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».