РП ОИПД 5 класс

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Школа№58» КГО,
утвержденной приказом директора № 135 -о/д от 30.08.2023г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 58»
Камышловского городского округа

Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № 73 от 30.08.2023 года

Утверждена
приказом директора № 137 -о\д
от 30.08.2023 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
5 КЛАСС
СРОК ОСВОЕНИЯ: 1 год

Составитель: Потеряева О.В.

2023

1.Содержание учебного предмета
Модуль 1: Способы мыслительной деятельности. Введение. Цели и
задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как
ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
Реферат как научная работа. Структура учебного реферата. Этапы работы.
Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема,
предмет и объект.
Модуль 2: Работа с каталогами. Информация. Источники информации.
Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с
электронным пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы.
Оформление списка использованных электронных источников.
Модуль 3: От проблемы к цели и планированию. Проект. Особенности
и структура проекта. Критерии оценки. Этапы проекта. Виды проектов.
Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей проектной
работы. Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора
темы исследования. Цели и задачи исследования. Отличие цели от задач.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для
достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме исследования.
Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные
стадии, этапы исследования. Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование.
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской
деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения
в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе
наблюдений.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ,
синтез. Сбор материала для исследования. Что такое исследовательский поиск.
Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое
письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы
исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской
деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения,
выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать
свои действия и делать выводы. Обобщение полученных данных. Что такое
обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.
Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять
главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
2

Модуль 4: Как работать в команде. Включение в проектную
деятельность в группе или индивидуально. Составление плана работы. Сбор
материалов, информации. Поиск литературы. Выбор формы реализации проекта.
Самооценка своей деятельности. Оформление проекта в выбранной форме.
Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме; включение в
дискуссию; отстаивание своей позиции. Формы продуктов проектной
деятельности и презентация проекта.
Модуль 5: Этапы исследовательского проекта. Исследовательская
работа. Структура. Этапы исследовательской работы. Работа над введением
научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности. Методы
исследования. Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы,
графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение.
Отзыв. Рецензия.
Планирование работы. Составление плана работы над проектами.
Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. Обучение
анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет,
опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы
по теме исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой
литературы по теме проекта.
При выполнении исследовательского проекта в области естествознания,
изучение техники проведения эксперимента. Экспериментальная работа в
домашних условиях и в школьном кабинете.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных
Оформление презентации. Работа на компьютере – структурирование материала,
создание презентации.
Модуль 6: Выступление. Публичное выступление. Как знаменитые
люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и
личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Защита
проекта.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного курса:
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
•
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
•
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
•
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
3

нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;
•
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:
•
сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и
решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать
адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации,
формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого
решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого
решения и т. п.
•
сформированность предметных знаний и способов действий,
проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно
в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся
знания и способы действий;
•
сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью
во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей,
осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

4

•
сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении
ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты,
аргументировано ответить на вопросы.
3.Тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и
возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами, используемыми для обучения и воспитания различных групп
пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и
реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых
соответствует законодательству об образовании
№
Тема урока
Кол-во
ЭОР
п\п
часов
Модуль 1: Способы мыслительной деятельности (4)
1

Структура
учебного
проекта. Актуальность
проекта

1

2

Цели и задачи проектной
деятельности

1

3

План работы

1

4

Реферат
работа

как

научная

Обучонок https://obuchonok.ru/
Онлайн-конструктор
http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/
Обучонок https://obuchonok.ru/
Онлайн-конструктор
http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/
Онлайн-конструктор
http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/
Обучонок https://obuchonok.ru/
Онлайн-конструктор
http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/

1

Модуль 2: Работа с каталогами (4)
5

Информация.
информации

6

7

Источники

1

Российская
национальная
библиотека http://nlr.ru/
Русская
виртуальная
библиотека https://rvb.ru/

Библиотека

1

Российская
национальная
библиотека http://nlr.ru/
Русская
виртуальная
библиотека https://rvb.ru/

Работа
с
источником
информации. Работа с

1

Российская
национальная
библиотека http://nlr.ru/
5

книгой.
Работа
электронным пособием
8

с

Русская
виртуальная
библиотека https://rvb.ru/

Правила оформления
1
Российская
национальная
списка
библиотека http://nlr.ru/
использованной
Русская
виртуальная
литературы.
библиотека https://rvb.ru/
Оформление списка
использованных
электронных
источников
Модуль 3: От проблемы к цели и планированию (10 ч)

9

Проект. Особенности
структура проекта

и

1

10

Выбор темы исследования.
Классификация тем

1

11

Общие
направления
исследований

1

12

Цели
и
исследования

задачи

1

13

Основные стадии, этапы
исследования

1

14

Методы исследования

1

15

Мыслительные операции

1

16

Сбор
материала
исследования

1

для

Обучонок https://obuchonok.ru/
Онлайн-конструктор
http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/
Обучонок https://obuchonok.ru/
Онлайн-конструктор
http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/
Обучонок https://obuchonok.ru/
Онлайн-конструктор
http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/
Обучонок https://obuchonok.ru/
Онлайн-конструктор
http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/
Обучонок https://obuchonok.ru/
Онлайн-конструктор
http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/
Обучонок https://obuchonok.ru/
Онлайн-конструктор
http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/
Обучонок https://obuchonok.ru/
Онлайн-конструктор
http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/
Обучонок https://obuchonok.ru/
Онлайн-конструктор
http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/

6

17

Способы
фиксации
получаемых сведений

18

Практическое
занятие, 1
направленное на развитие
умений
анализировать
свои действия и делать
выводы
Модуль 4: Как работать в команде (6 ч)

19

Включение в проектную
деятельность в группе или
индивидуально
Составление плана работы

1

Сбор
материалов,
информации.
Поиск
литературы
Выбор формы реализации
проекта. Самооценка своей
деятельности
Оформление проекта в
выбранной форме

1

20
21

22

23

Обучонок https://obuchonok.ru/
Онлайн-конструктор
http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/

1

1

1

Обучонок https://obuchonok.ru/

1

Обучонок https://obuchonok.ru/
Онлайн-конструктор
http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/
Обучонок https://obuchonok.ru/

24

Защита
проекта
в 1
индивидуальной
или
коллективной
форме;
включение в дискуссию;
отстаивание своей позиции
Модуль 5: Этапы исследовательского проекта (6 ч)

25

Исследовательская работа.
Структура.
Этапы
исследовательской работы

1

26

Работа над введением
научного
исследования:
выбор темы, обоснование
ее актуальности

1

27

Планирование
работы.
Составление плана работы
над проектами
Работа в библиотеке с
каталогами

1

28

Обучонок https://obuchonok.ru/
Онлайн-конструктор
http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/
Обучонок https://obuchonok.ru/
Онлайн-конструктор
http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/

1

7

29

Экспериментальная работа

1

30

Обобщение полученных
данных
Оформление
презентации

1

Обучонок https://obuchonok.ru/
Онлайн-конструктор
http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/
Обучонок https://obuchonok.ru/
Онлайн-конструктор
http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/

Модуль 6: Выступление (4 ч)
31

32

3334

Публичное выступление.
Как знаменитые люди
готовились
к
выступлениям
Главные
предпосылки
успеха
публичного
выступления

1

Защита проекта

2

Онлайн-конструктор
http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskojraboty/https://obuchonok.ru/
Обучонок https://obuchonok.ru/
Онлайн-конструктор
http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/
Онлайн-конструктор
http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/

1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Справочные пособия, дидактический материал, научно-популярная и
историческая литература
1. Кружки 2.0. Научно-технические кружки в экосистеме практик
будущего. Методическое пособие
2. Методология Школы наставников проектного обучения
3. Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в
современном образовании
4. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа
школьников. 5-11 классы – Изд. Вако, 2018
5. Всероссийский конкурс проектных работ школьников в Сириусе
Электронные и интернет-ресурсы
1. Лекция 2.4 Типология проектов (Алексей Федосеев): [Электронный ресурс]
URL: https://www.youtube.com/watch?v=6YBIxnuyqaU&feature=emb_title
2. Федеральный
российский
общеобразовательный
портал:
http://www.school.edu.ru
3. Федеральный портал Российское образование: [Электронный ресурс] URL:
http://www.edu.ru
4. Образовательный портал Учеба: [Электронный ресурс] URL:
http://www.uroki.ru
5. Федерация Интернет образования: [Электронный ресурс] URL:
http://teacher.fio.ru

8

6. Всероссийская олимпиада школьников: [Электронный ресурс] URL:
http://rusolymp.ru/
7. Издательский дом «1 сентября»: [Электронный ресурс] URL:
http://www.1september.ru
8. Московский Институт Открытого Образования: [Электронный ресурс]
URL: http://www.mioo.ru
9. Обучонок https://obuchonok.ru/
10. Онлайн-конструктор
http://temagenerator.ru/frazy-shablony-dlyaissledovatelskoj-raboty/
11. Портал
«Исследовательская
деятельность
школьников»
https://elementy.ru/catalog/8698/Portal_Issledovatelskaya_deyatelnost_shkolni
kov_researcher_ru

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».