Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы – художественная
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Театр. Творчество. Дети» разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее —
СанПиН).
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 января 2021 г, № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от
11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
Актуальность
Программа «Театр. Творчество. Дети» отвечает современным
требованиям дополнительного образования. Она развивает творческие
способности, выявляет и поддерживает таланты.
Театр — это синтетическое искусство, которое воспитывает через
слово, движение, голос и отношение к миру. Это формирует культурного
человека, любящего свою страну.
Современное общество и государственная политика в образовании
требуют особого подхода к развитию и воспитанию детей. Театр всегда играл
важную роль в образовании и формировании личности. В России история
театрального искусства началась в XVII веке. Сегодня занятия театром
остаются актуальными. Гармоничное развитие личности связано с
духовными запросами и реализацией творческих возможностей. Эти
процессы тесно переплетаются.
Программа актуальна, потому что общество нуждается в людях с
развитыми нравственными и эстетическими качествами. Театр помогает
формировать социально активную творческую личность, которая понимает
общечеловеческие ценности, гордится культурой и искусством своей страны
и способна к творческому труду.
Новизна этой программы заключается в комплексном подходе к
учебно-воспитательному процессу. Мы развиваем зрительскую культуру,
исполнительские навыки и знания о театре. Все эти направления взаимно
обогащают друг друга, формируя нравственные качества у детей. Особое
внимание
уделяется
национально-региональному
компоненту.
Он
интегрирован с федеральным и знакомит дошкольников с культурой народов
Урала, их фольклором и произведениями местных авторов.
Отличительные особенности программы
Образовательная программа дополнительного образования «Театр.
Творчество. Дети» основана на методике Сорокиной Н. Ф. и Миланович Л.
Г., направленной на развитие творческих способностей детей через
театральное искусство.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности,
раскрытие
индивидуальности
каждого
ребенка и
соответствует
Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
от 29.12.12 и ФГОС НОО.
Обучение в рамках программы представляет собой целенаправленный
процесс, в ходе которого дети приобретают опыт в театрализованной
деятельности, развивают творческие способности и применяют полученные
знания в повседневной жизни.
Программа «Театр. Творчество. Дети» сохраняет светский и
гуманистический характер образования, делая акцент на общечеловеческих
ценностях, свободном развитии личности и интеграции в мировую и
отечественную культуру.
Программа соответствует государственным стандартам качества и
создает условия для психического, интеллектуального и духовнонравственного развития ребенка.
Она обеспечивает право ребенка на развитие и выбор творческой
деятельности, мотивируя его к познанию, труду и приобщению к ценностям
и традициям российской культуры. Программа позволяет выбрать
индивидуальный режим и темп обучения, что способствует развитию
творческого потенциала каждого ребенка, включая одаренных детей и детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Адресат общеразвивающей программы категория обучающихся 711лет, проявляющих интерес к сценическому искусству. Это время активного
физического роста, когда у детей формируются навыки целенаправленного и
систематического труда. В этом возрасте дети становятся более
внимательными и способны контролировать свои эмоции и поведение.
Младший школьный возраст особенно важен для развития учебных мотивов,
познавательных интересов и навыков. Он также помогает раскрыть
индивидуальные особенности и способности ребенка. Хотя учеба играет
ключевую роль, дети активно участвуют и в других видах деятельности,
таких как игры и элементы труда. Это помогает им совершенствовать и
закреплять новые навыки.
По данной программе могут обучаться дети всех социальных групп,
включая детей-инвалидов, сирот и детей из неблагополучных семей.
Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе, при
этом
осуществляется
дифференцированный
подход
с
учётом
индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Дети принимаются в группу
по желанию, по заявлению родителей.
Наполняемость групп на все периоды обучения не менее 10 человек.
Занятия проводятся групповые и индивидуальные, сочетая принцип
группового обучения с индивидуальным подходом.
Объём и срок освоения программы:
Настоящая программа рассчитана на 4 года обучения.
Объем программы - 270 часа
1 год обучения - 66 часов
2 год обучения - 68 часов
3 год обучения - 68 часов
4 год обучения - 68 часов
Особенности
организации
образовательного
процесса.
Организация образовательного процесса осуществляется на основе
последовательного освоения содержания.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями - 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут.
Форма обучения: очная
Форма организации образовательного процесса - фронтальная,
индивидуальная, групповая.
Формы проведения занятий
На занятиях применяются как индивидуальные, так и коллективные
формы работы. Иногда детей делят на подгруппы. Материалы подобраны
так, чтобы поддерживать интерес к творчеству. Занятия состоят из
организационной, теоретической и практической частей. Больше всего
времени отводится на практику. Теория должна быть краткой и включать
только самую важную информацию.
Ученики осваивают материал в основном через творчество. Поэтому
используются различные методы обучения:
• Словесные: беседа, объяснение, рассказ, мастер-класс, занятияфантазии. Они помогают создать игровую атмосферу, эмоциональный
настрой, объяснить правила выполнения задания и его последовательность.
Также они подбадривают учеников и помогают им при затруднениях.
• Практические: работа над этюдами и спектаклями. Постепенно
ученики осваивают алгоритм действий и начинают выполнять задания
самостоятельно.
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей
программы происходит через выступление на школьных праздниках,
торжественных и тематических линейках, участие в школьных
мероприятиях,
родительских
собраниях,
концертах;
участие
в
муниципальном смотре театральных коллективов с показом спектакля.
Форма итоговой аттестации: наблюдение, спектакль, творческий отчёт,
концерт, театрализованная постановка, творческий отчет, фестиваль,
презентация
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: Формирование нравственной, творческой личности
средствами театрального искусства.
Задачи:
Обучающие:
• Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения
обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти
себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость.
• Формировать умения и навыки сценической культуры поведения.
• Прививать любовь к театру как многомерному и многоликому жанру
искусства.
Развивающие:
• Развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое
внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию,
воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения,
речевое дыхание и дикцию.
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное
отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива.
Планируемые результаты
Личностные результаты. У обучающихся будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
• целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы;
• осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.
Метапредметными
результатами изучения
курса
является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
• понимать и
принимать учебную задачу, сформулированную
учителем;
• планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью
учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое
смогу».
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
• понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и
инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять
инициативу и активность
• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• осуществлять взаимный контроль;
•
адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
• читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
• выразительному чтению;
• различать произведения по жанру;
• развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
• видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
• сочинять этюды по сказкам;
• умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба, удивление, восхищение).
•
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный план первого года обучения
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
1.
Вводное занятие
1
1
-
Беседа
1.1.
Театральная игра.
9
1
8
Лекция, наблюдение
1.2.
Культура и техника речи
11
1
10
Лекция, прослушивание
1.3.
Ритмопластика
11
2
9
Лекция,
открытое занятие
1.4
Основы театральной
культур
13
2
11
Лекция,
прослушивание
1.5
Работа над спектаклем
19
2
17
1.6
Показ спектакля
1
-
1
Прослушивание,
наблюдение
Публичное выступление
1.7
Подведение итогов
обучения
1
1
-
Анализ, взаимоанализ
66
10
56
Итого
Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
Содержание учебного плана первого года обучения
1.Вводное занятие
Теория: Знакомство с понятием «театр».
1.1. Театральная игра.
Теория: Развитие фантазии при построении диалогов к сказке
Практика: Давайте поиграем. Театральный этюд
1.2. Культура и техника речи
Теория: Учимся говорить по - разному. Учимся говорить четко.
Практика: Играем в рифмы. Рассказываем про любимые игры и
сказки.
1.3 Ритмопластика
Теория: Сценическое движение.
Практика: Пантомима.
1.4 Основы театральной культуры
Теория: Виды театрального искусства. Кукольный театр. Виды кукол.
Практика: Мини-спектакль с куклами. Наши эмоции. Викторина по
сказкам
1.5 Работа над спектаклем
Теория: Выбор мультсказки, знакомство с текстом, распределение
ролей, диалоги героев. Настроение героев.
Практика: Творческий пересказ сказки. Репетиции диалогов. Реквизит
и костюмы. Репетиция спектакля.
1.6 Показ спектакля
Практика: Анализ спектакля. Самооценка.
1.7 Подведение итогов обучения
Практика: Праздничный огонек.
Учебный план второго года обучения
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
1.
Вводное занятие
1
1
-
1.1.
Театральная игра
10
1
9
Лекция, наблюдение
1.2.
Культура и техника речи
11
1
10
Лекция, прослушивание
1.3.
Ритмопластика
12
2
10
Лекция,
открытое занятие
1.4
Основы театральной
культур
13
2
11
Лекция, прослушивание
1.5
Работа над спектаклем
19
2
17
Прослушивание,
наблюдение
1.6
Показ спектакля
1
-
1
Публичное выступление
1.7
Подведение итогов
обучения
1
1
-
Анализ, взаимоанализ
68
10
58
Итого
Формы аттестации/
Всего Теория Практика контроля
Беседа
Содержание учебного плана второго года обучения
1.Вводное занятие
Теория: Мир фантазии и воображения. Знакомство с понятием «театр».
1.1. Театральная игра.
Теория: Фантазия при построении диалогов к сказке. Использование
в речи мимики и жестов
Практика: Давайте поиграем. Театральный этюд
1.2. Культура и техника речи
Теория: Учимся говорить по - разному. Учимся говорить четко.
Практика: Играем в рифмы. Рассказываем про любимые игры и
сказки.
1.3 Ритмопластика
Теория: Сценическое движение.
Практика: Пантомима.
1.4 Основы театральной культуры
Теория: Виды театрального искусства. Кукольный театр. Виды кукол.
Практика: Мини-спектакль с куклами. Наши эмоции. Викторина по
сказкам.
1.5 Работа над спектаклем
Теория: Выбор мультсказки, знакомство с текстом, распределение
ролей, диалоги героев. Настроение героев.
Практика: Творческий пересказ сказки. Репетиции диалогов. Реквизит
и костюмы. Репетиция спектакля.
1.6 Показ спектакля
Практика: Показ спектакля. Анализ спектакля. Самооценка.
1.7 Подведение итогов обучения
Практика: Праздничный огонек. Награждения.
Учебный план третьего года обучения
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/
Всего Теория Практика контроля
1.
Вводное занятие
1
1
-
Беседа
1.1.
Театральная игра.
10
2
8
Лекция, наблюдение
1.2.
Культура и техника речи
11
1
10
Лекция, прослушивание
1.3.
Ритмопластика
12
2
10
Лекция, открытое занятие
1.4
Основы театральной
культуры
13
2
11
Лекция, прослушивание
1.5
Работа над спектаклем
19
2
17
1.6
Показ спектакля
1
-
1
Прослушивание,
наблюдение
Публичное выступление
1.7
Подведение итогов
обучения
1
1
-
Анализ, взаимоанализ
68
10
58
Итого
Содержание учебного плана третьего года обучения
1.Вводное занятие
Теория: Познакомимся, мой друг! Знакомство с понятием «театр».
Практика: Игра «Назови свое имя ласково».
1.1 Театральная игра.
Теория: Работа над спектаклем «Спор овощей». Представление «Мы
любим учителей». Экскурсия в кинотеатр «Сороколетка».
Практика: Изображение героев. Попробуем измениться. Игра жестов,
мимики лица. Управление голосом. Сказка – миниатюра.
1.2 Культура и техника речи
Теория: Дикция.
Практика: Правильное дыхание в речи. Игра в рифмы. Узнай героя.
Наши эмоции. Творческий пересказ сказки. Играем пальчиками. Давайте
поиграем. Моя любимая игра. Постучимся в теремок. Характеристика героев
сказки.
1.3 Ритмопластика
Теория: Пантомима.
Практика: Пантомима. Изобрази героя. Узнай героя.
1.4 Основы театральной культуры
Теория: Театральная миниатюра.
Практика: Настроение героев. Изображение различных эмоций. Наши
эмоции. Разыгрывание сценок. Изобразим страх и его преодолеем. Если ты
поссорился с другом, подружись! Игры в интонировании диалогов.
1.5 Работа над спектаклем
Практика: Анализ спектакля. Самооценка.
1.6 Показ спектакля
Теория: Анализ спектакля. Самооценка.
Практика: Показ спектакля.
Учебный план четвёртого года обучения
№
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
1.
Вводное занятие
1
Всего
Теория
Практика
1
-
Формы аттестации/
контроля
Беседа
1.1.
Театральная игра
8
2
8
Лекция, наблюдение
1.2.
Культура и техника
речи
1
1
10
Лекция,
прослушивание
1.3.
Ритмопластика
1
2
10
Лекция,
открытое занятие
1.4
Основы театральной
культуры
31
2
11
Лекция,
прослушивание
1.5
Работа над
спектаклем
24
2
17
Прослушивание,
наблюдение,
1.6
Показ спектакля
1
-
1
Публичное
выступление
1.7
Итоговое занятие
1
1
-
Анализ, взаимоанализ
68
10
58
Итого
Содержание учебного плана четвёртого года обучения
1.Вводное занятие
Теория: Школа-театр.
1.1 Театральная игра.
Теория: Что такое искусство. Театр как вид искусства. Театральные
профессии.
Практика: В театре. Перед спектаклем. Антракт. Аплодисменты.
1.2 Культура и техника речи
Теория: Докучные сказки. Паллидромы.
Практика:
1.3 Ритмопластика
Теория: Пластическая выразительность.
Практика:
1.4 Основы театральной культуры
Теория: Тренинг.
Практика: В мастерской художника и костюмера. Мастерская актера и
режиссера. Придумываем и делаем костюмы. Театральные маски. Делаем
декорации. В мастерской бутафора. Делаем афишу и программки. Учимся
актерскому мастерству.
1.5 Работа над спектаклем
Практика: Выбор произведения, знакомство с текстом, распределение
ролей, диалоги героев. Репетиции диалогов Репетиция спектакля Реквизит и
костюмы.
1.6 Показ спектакля
Теория: Анализ спектакля. Самооценка.
Практика: Показ спектакля.
1.7 Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов. Награждение.
Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов.
Вводные занятия
Знакомство с коллективом, правилами поведения на кружке. Игра на
сплочение. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов
искусств. Знакомство с театрами (презентация)
Театральная игра
Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист,
художник,
гример.
Сценический
этюд
«Уж
эти
профессии
театра». Оформление и технические средства сцены.
Научить ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на
площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать
способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц,
запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое
внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию,
воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком
произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственноэстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие
естественных
психомоторных
способностей
детей,
свободы
и
выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела
с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Развивать умение произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в
действие одновременно или последовательно; развивать координацию
движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их;
развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических
движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую
дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь,
творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи;
тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться
интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры
Особенности театрального искусства; виды театрального искусства,
основы актерского мастерства; культура зрителя.
Познакомить с театральной терминологией; с основными видами
театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских
пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над
спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки
действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в
отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные
состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно,
презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас,
образный строй речи.
Заключительное занятие. Подведение итогов обучения, обсуждение и
анализ успехов каждого обучающегося. Отчёт, показ любимых инсценировок
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график оформляется отдельным
приложением
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Технические средства обучения: компьютер, звуковые колонки,
мультимедийный проектор, экран, микрофоны.
Помещение для занятий: зал, сцена, класс.
Оборудование для занятий: игровой реквизит.
Дидактический материал: медиатека с записью музыкальных и
художественных произведений, театральных постановок.
Элементы театральной декорации (ширмы, кубы, скамейки), костюмы.
Информационное обеспечение: интернет-ресурсы, видео материал.
Кадровое обеспечение: программу реализует педагог начальных
классов, воспитатель ДОУ, педагог дополнительного образования
Методические материалы:
№
п/п
Название
раздела, темы
1.
Вводные занятия
2.
Театральная игра
Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Наглядные пособия•
(иллюстрации,
таблицы,
Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии
Формы
учебного
занятия
Театральные занятия,
практические
упражнения, репетиции и
Театральные
игры, конкурсы,
викторины,
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Культура и
техника речи
Основы
театральной
культуры
Работа над
спектаклем
Показ спектакля
Ритмопластика
Итоговое занятие
видеоматериал,
презентации,
фонограммы,
карточки
для
заданий).
Музыкальная
фонотека:
•
классическая
и
современная музыка,
театральные шумы и•
звуки, звуки природы,
аудиотеатр.
Видеотека:
записи•
спектаклей.
декорации,
освещение, костюмы,
реквизит,
звуковое•
оборудование, сцена,
занавес,
системы
подвеса и другие
технические
•
элементы.
•
постановки спектаклей.
Работа
над
ролью:
развитие
актерской
техники,
работа
над
внешним и внутренним
выражением.
Театральные
игры.
Проблемные ситуации.
беседы,
спектакли,
праздники
Рассмотрение
спектаклей,
ролей
персонажей, сцен и т.д.
Имитация: повторение
движений, жестов,
выражений лица.
Постановка спектаклей:
совместная работа над
сюжетом,
режиссурой,
оформлением сцены и
костюмов.
Совместная работа:
создание спектаклей,
проектов.
Самоанализ:
размышление над своей
работой,
выявление
сильных
и
слабых
сторон.
•
Дискуссия:
обмен
мнениями, обсуждение
проблем и задач.
•
Игровые технологии
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формой подведения промежуточных и заключительных итогов
реализации программы являются выступления детей на праздниках и
досугах внутри ОУ, городских конкурсах
1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
педагогическое наблюдение
выполнение практических заданий педагога
журнал посещаемости;
видеозаписи выступлений,
фотографии;
наблюдения;
упражнения;
грамоты и дипломы;
отзывы педагогов и родителей.
Вид контроля
Цель проведения
Входной контроль
Определение
уровня
развития
обучающихся, выявление интересов,
творческих способностей
Беседа, наблюдение,
прослушивание,
тестирование и др.
Текущий контроль
Оценка
качества
освоения
учебного материала пройденной
темы: отслеживание активности
обучающихся, их готовности к
восприятию нового, корректировка
методов обучения
Опрос,
контрольное
задание,
открытое
занятие и др.
Промежуточный
контроль
(промежуточная
аттестация)
Определение успешности развития
обучающегося
усвоения
им
программы на определенном «этапе»
обучения
Зачет, конкурс
Итоговый контроль
(итоговая
аттестация)
Определение
успешности
освоения
программы
и
установления
соответствия
достижений
обучающихся
планируемым результатам
Публичное
выступление и др.
Планируемые
результаты
Личностные
Диагностический
нструментарий
(формы,
методы,
диагностики)
Критерии оценивания
Виды контроля
Высокий
уровень
(3
балла) – Демонстрирует•
умение
свободно
общаться
со
сверстниками,
договариваться, адекватно
отвечать на замечания. На
занятиях
всегда
самоорганизован,
дисциплинирован.
Помогает
сверстникам,
поправляет
недочёты.
Средний уровень (2 балла)
– Демонстрирует умение•
свободно общаться со
сверстниками,
Наблюдение:
1.Фиксация
поведения
участников
во
время репетиций и
выступлений
(например, умение
следовать
инструкциям,
работать
в
команде,
проявлять
инициативу).
2. Оценка уровня
вовлеченности,
концентрации
Диагностически
й
инструментарий
Публичное
выступление
Метапредметные
Предметные
договариваться. Но не
всегда умеет адекватно
отвечать на замечания. На
занятиях
всегда
самоорганизован,
дисциплинирован.
Не
активен
в
поддержке
партнера.
Низкий уровень (1 балл) –
Часто
проявляет
конфликтность
и
равнодушие.
Высокий
уровень
(3
балла) – демонстрирует
устойчивую
заинтересованность
к
виду
деятельности, к
творческим заданиям по
сценической
речи,
актерского
мастерства.
Проявляет
творческую
активность при создании
образов.
Средний уровень (2 балла)
–
демонстрирует
заинтересованность
к
виду
деятельности, к
творческим заданиям по
сценической
речи,
актерского мастерства. Но
не проявляет творческой
активности при создании
образов.
Низкий уровень (1 балл) –
поверхностный интерес к
занятиям,
часто
отвлекается.
Высокий
уровень
(3
балла)
проявляется
высокий
уровень
импровизации.
Воссоздаваемые образы
точно,
эмоционально
характеризуют
сюжет.
Средний уровень (2 балла)
творческие
задания
выполняются
на
репродуктивном уровне.
Присутствует
импровизация,
но
внимания,
способности
к
импровизации и
творческому
решению задач.
Зачёт, конкурс
наблюдения,
анализ продуктов
деятельности
умение работать в
команде,
общаться
с
партнерами,
слушать
и
слышать других.
Индивидуальная и
групповая работа,
интервью
с
участниками
и
зрителями
для
сбора
обратной
связи,
наблюдение
за
процессом
совместной
деятельности
учащихся в парах
и группах, анализ
результата
Анализ
творческих работ,
проведение
специальных
упражнений,
тестовые задания
и
опросники,
оценочный лист
для
анализа
этюдов
(оценивается
оригинальность,
логика
развития
Интервью
с
участниками
и
зрителями
для
сбора
обратной
связи
выполняется
неточно.
Низкий уровень (1 балл)творческие
задания
выполняются
на
репродуктивном уровне,
присутствуют
в
воссоздаваемых образах
неточности.
сюжета,
выразительность,
эмоциональность)
Список литературы
1. Базанов, В. В. Сцена XX века: учеб. пособие для студентов театр.
вузов и сред. спец. учеб. заведений / В. В. Базанов. - Ленинград: Искусство,
Ленингр. отдние, 2010. - 238 с.
2. Бауэн, Н. Игры со светом в 3ds max. Освещение и световые эффекты
/ Н. Бауэн. - М.: НТ Пресс, 2007. - 432 с.
3. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра: вторая
половина ХХ в.: В зеркале Праж. Квадриеннале 1967-1999 гг. / В.И.
Березкин; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. - М.: УРСС, 2011. 807 с.
4. Благов, Ю.А. В содружестве с Мельпоменой / Ю.А. Благов - Казань:
Изд-во Каз. ун-та, 2013. - 187 с.
5. Бланк, Б. В защиту дизайнерской сценографии / Б. Бланк, на вопр.
"ДИ" отвечает худож. и реж. Борис Бланк // Декоративное искусство. - 2014. N 2. - С. 52-55 Беседа о том, чем должна быть современная сценография –
дизайнерством или содержательным элементом спектакля.
6. Беляев Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и
понятий, учебное пособие / Д.А. Беляев Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013. 81 с.
7. Буйлова, Л.Н. Технология разработки и оценки качества
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое
время – новые подходы. Методическое пособие [Текст] / Л.Н. Буйлова.
Педагогическое общество России, 2015. – 272с.
8. Гвоздев, А. А. История европейского театра: театр эпохи феодализма
/ А.А. Гвоздев. - Москва: URSS; Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013. - 330 с.:
ил.- (Школа сценического мастерства).
9. Головня, В.В. Древнегреческий театр / В.В. Головня в кн.: История
зарубежного театра. Театр Западной Европы, т.1, с. 11-54. - М.
Искусство 2013. - 400 с.
10. Карпов Н. В. Уроки сценического движения [Текст]: пособие для
вузов / Н. В. Карпов. - М., 2015. - 200с.
11. Кузнецова Н. А. Управление методической работой в учреждениях
дополнительного образования детей [Текст]: пособие для
руководителей и педагогов / Н. А. Кузнецова, Д. Е. Яковлев. - М.: Айрис пресс, 2014. - 96с.
12. Латышев, В.В. Очерк греческих древностей / В.В. Латышев - СПб.:
Алетейя. Богослужебные и сценические древности, 2007 - 317 с.
13. Медведева И. А. Улыбка судьбы. Роли и характеры. [Текст]:
пособие для вузов / И. А. Медведева.- М.: Линка - ПРЕСС, 2012. - 240с.
14. Никитина А. Б. Театр, где играют Учащиеся [Текст]: учебнометодическое пособие / А. Б. Никитина. - М.: Владос, 2014. - 288с.
15. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: пособие для пед.
доп. обр. / Н. Ф. Сорокина. - М.: Аркти, 2012. - 208с.
Список рекомендуемой литературы для учащихся и родителей
(законных представителей несовершеннолетнего учащегося)
1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст] - М.:
Просвещение, 2015. - 126 с.
2. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников.
Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию.
[Текст] -Ульяновск, ИПКПРО, 2010. - с.3
3. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология. [Текст] - М., 2016. - 483 с.
4. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. [Текст] - М.,
2015.
5. Генов, Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2015. - 154 с.
6. Ершова, А. Вреден ли театр дошкольникам? // Обруч. - 2013. - № 4. С.3-4.
7. Жуковская, Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. [Текст] М., 2015.
8. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2т. - М., 2016.
Т. 1. - 682 с.
9. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер,
коммуникабельность. [Текст] - Ярославль: Академия развития, 2011. - 240 с.
10. Макаренко, Л. Здравствуй театр: К проблеме приобщения детей
старшего дошкольного возраста к театральному искусству // Дошкольное
воспитание. - 2007. - № 1. - С.39-44.
11. Маханева, М.Д. Театральная деятельность дошкольника //
Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11. - С.6-14.с.
12. Неменова, Т. Развитие творческого проявления детей в процессе
театральных игр // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С.19.
13. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.:
Педагогика, 2008. - 28 с.
14. Прохорова, Л.Н. Путешествие по Фанталии: Практические
материалы по развитию творческой активности дошкольников. - СПб.:
Детство-пресс,2009. – 160 с.
15. Рогов, Е.И. Психология человека. - М.: Азбука психологии, 2009. 320 с.
16. Селиванова, Л.Т. Кукольный театр в детском саду // Дошкольное
воспитание. - 2011. - № 12.Томчикова, С.Н. У истоков театра: Программа
творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной
деятельности. - Магнитогорск: МаГУ, 2012. - 69 с.
17. Фурмина, Я.С. Возможности творческих проявлений старших
дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок /
под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2012. - 99 с.
Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М., 2009 – 113с.
Аудиоиздания
1. Шедевры классической музыки [Звукозапись] / Фрагменты из
произведений, исполненных симфоническими оркестрами Лондона,
Вены - М.: "Весть - ТДА", 2012 - 92