Приложение к адаптированной основной образовательной программе
начального общего образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) МАОУ «Школа№58» КГО, утвержденной приказом
директора № 156 -о/д от 27 августа 2024 года
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 58»
Камышловского городского округа
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от 27.08.2025 года
Утверждена
приказом директора
№ 158 -о\д от 29.08.2025 года
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЧТЕНИЕ»
6 КЛАСС
СРОК- ОСВОЕНИЯ: 2025-2026гг.
2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)»
составлена
на
основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г номер
1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Чтение (литературное чтение)» относится к предметной
области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного
плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Чтение (литературное чтение)» в 6 классе рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение (литературное чтение)».
Цель обучения – учить правильному объяснительному чтению слов,
предложений и текстов, направленному на изучение произведений, понимание
которых основано на имеющемся личном опыте обучающихся.
Задачи обучения:
− воспитание у обучающихся интереса к чтению;
− формирование техники чтения: правильного и плавного чтения целыми
словами в темпе, приближенном к темпу устной разговорной речи (в том числе и
сложных по звуко-слоговой структуре и значению слов после предварительной
обработки);
− формирование навыков сознательного чтения: читать доступный
пониманию текст, осмысленно воспринимать содержание прочитанного,
сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время
коллективного анализа;
− развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать на
вопросы учителя, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями о
прочитанном, дополнять пересказы текста, словесно иллюстрировать читаемый
текст, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)»
в 6 классе определяет следующие задачи:
− формирование умения читать доступный пониманию текст правильно,
осознанно, плавно, целым словом с постепенным переходом к чтению группами
слов (словосочетаниями) в соответствии с нормами орфоэпии;
− развитие умения осмысленно воспринимать содержание текста, умение
поделиться впечатлением о прочитанном, умение пересказывать текст;
− развитие навыка правильного, сознательного, беглого и выразительного
чтения;
− формирование читательской самостоятельности у обучающихся: развитие
у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию
произведениями художественной литературы;
− формирование и развитие навыка речевого общения обучающихся на
материале прочитанных и проанализированных литературных произведений;
− развитие и совершенствование навыка работы с различными текстами:
художественными, научно-художественными, научно-популярными статьями;
− формирование навыка самостоятельной работы с книгой.
1.Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение
предмета «Чтение»
В 6 классе особое внимание уделяется совершенствованию у обучающихся
беглого, сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами в
темпе, приближенном к темпу устной разговорной речи.
Работа над выразительным чтением включает соблюдение пауз между
предложениями, логического ударения, необходимой интонации. Для понимания
читаемого осуществляется следующая работа: выделение главной мысли
произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого,
деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям,
придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление
плана. Для развития устной речи используется метод полного и выборочного
пересказа, заучивание наизусть стихотворений, басен.
В процессе обучения целесообразно использовать следующие методы и
приемы:
− словесный метод (рассказ, беседа, работа с учебником);
− наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций, схемы);
− практический метод (упражнения, практическая работа, пересказ по
картинному плану, выборочное чтение);
− репродуктивный метод (работа по алгоритму).
Коррекционно - развивающее значение предмета «Чтение»
Программы для 6 класса содержат материал, способствующий достижению
обучающимися того уровня общеобразовательных знаний, умений и трудовых
навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Так как обучающиеся 6 класса в силу своих особенностей (нарушения
моторики, интеллекта, познавательной сферы) испытывают трудности в усвоении
программного материала по математике, русскому языку и чтению, то для них
определяются программы обучения, целью которых является всесторонняя
педагогическая поддержка ребёнка с интеллектуальными нарушениями.
2.Содержание учебного предмета «Чтение»
Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного
творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические
произведения отечественных и зарубежных писателей XIX-XXI вв. Книги о
приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы
и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская
энциклопедия.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических
подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду,
друг другу; о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; о нравственноэтических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда,
ложь).
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины,
легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка,
былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя
присказка, зачин, диалог, произведение;
герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя,
пейзаж;
стихотворение, рифма, строка, строфа;
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);
элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист,
оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и
целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение
произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование
навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий.
Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев.
Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и
собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их
озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ
произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.
Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение
дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью педагогического
работника).
Содержание разделов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Название раздела, темы
Давайте читать
Школьная страна
Круглый год. Осень
Истоки мудрости
Наша Родина
Круглый год. Зима
Среди людей
О мастерах и мастерицах, о
труде и трудолюбии
Защитники Отечества
Люби все живое
Круглый год. Весна
«Никто не забыт, ничто не
Количество
часов
13
8
9
14
10
9
13
8
Контрольные
работы
1 (тест)
1 (тест)
1 (тест)
1 (тест)
1 (тест)
1 (тест)
1 (тест)
1 (тест)
8
15
7
12
1 (тест)
1 (тест)
1 (тест)
1 (тест)
Внеклассное
чтение
1
1
1
1
1
1
1
1
13
забыто…»
Круглый год. Лето
Итого:
10
1 (тест)
128
13
8
3.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Чтение (литературное чтение)»
Минимальный уровень:
- правильное и плавное чтение целыми словами (чтение по слогам сложных
по звуко-слоговой структуре и значению слов);
- ответы на вопросы с помощью учителя;
- определение основной мысли с помощью учителя в том случае, когда она
прямо сформулирована в тексте;
- полный и выборочный пересказ несложных по содержанию и структуре
текстов (отрывков из них) с опорой на картинный план и наводящие вопросы
учителя;
- заучивание наизусть небольших по объёму стихотворений или отрывков
из них (количество заучиваемых стихотворений учитель определяет с учётом
индивидуальных возможностей обучающегося);
- элементарная оценка поступков героев произведений;
- определение своего отношения к героям и их поступкам.
Достаточный уровень:
- правильное и плавное чтение целыми словами в темпе, приближенном к
темпу устной разговорной речи (в том числе и сложных по звуко-слоговой
структуре и значению слов после предварительной отработки);
- чтение с соблюдением знаков препинания в конце предложений,
использование интонации, соответствующей знакам препинания в конце
предложений;
- самостоятельные ответы на вопросы по содержанию текста;
- словесное иллюстрирование отдельных отрывков текста (под
руководством учителя);
- составление элементарной характеристики героя с использованием
опорных слов;
- определение основной мысли с помощью учителя и подтверждение её
отрывками из текста;
- деление текста на части по предложенному плану;
- полный пересказ текста по предложенному словесно-логическому плану и
выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию;
- коллективное словесное иллюстрирование отдельных отрывков текста с
ясно выраженной фабулой (с помощью наводящих вопросов учителя);
- заучивание наизусть 6—8 стихотворений;
- выражение своего отношения к поступкам героев и объяснение их;
- определение (с помощью учителя) причины поступков героев и
элементарная оценка;
- определение (с помощью учителя) отношения автора к героям и их
поступкам;
- понимание эмоционального состояния героя произведения и установление
причин его переживаний.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
В 6 классе текущий контроль по предмету «Чтение (литературное чтение)»
осуществляется в форме устных ответов индивидуально или фронтально.
При оценке устных ответов принимается во внимание:
- чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко,
выборочно);
- выразительное чтение наизусть или с листа на материале изучаемых
программных произведений;
- умение ориентироваться в тексте;
- знание литературных произведений.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
- читает целыми словами правильно, с 1 – 2 самостоятельно исправленными
ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых
пауз, логических ударений;
- отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно,
правильно, последовательно;
- твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он:
- читает целыми словами, некоторые трудные слова – по слогам;
- допускает 1 – 2 ошибки при чтении, соблюдение смысловых пауз,
логических ударений, допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе
содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью
учителя;
- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки;
- читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
- читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам;
- допускает 3-4 ошибки при чтении, соблюдении смысловых и
синтаксических пауз, логических ударений;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с
помощью учителя;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2» не ставится.
Критерии отметки пересказа текста
Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно,
последовательно, не упуская главного, правильно отвечает на вопрос.
Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет.
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не
умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые
ошибки.
Оценка «2» - не ставится.
Критерии чтения стихотворения наизусть
Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку слов,
самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3»- читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое
усвоение текста.
Оценка «2» - не ставится.
4.Тематическое планирование
№
п/п
№ урока
по
разделу
1
2
3
1.1
1.2
1.3
4
5
1.4
1.5
6
1.6
7
1.7
8
1.8
9
1.9
10
1.10
11
1.11
12
1.12
13
1.13
14
2.1
15
16
17
2.2
2.3
2.4
18
19
20
21
2.5
2.6
2.7
2.8
22
3.1
23
24
3.2
3.3
25
3.4
Название раздела, тема урока
Давайте читать – 13 часов
Вступительная статья к разделу «Давайте читать»
Н. Найденова. Стихотворение «Мой друг»
Внеклассное чтение. М. Горький. Рассказ «Бабушкин
скворец». М. Горький. Рассказ «Случай с Евсейкой». Д.
Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (отдельные главы)
Биографические сведения о М. Горьком
По М. Горькому. Повесть «В людях» (в сокращении) часть
1
По М. Горькому. Повесть «В людях» (в сокращении) часть
2
С. Чёрный. Поучительная сказка «Люся и дедушка
Крылов» (в сокращении) часть 1
С. Чёрный. Поучительная сказка «Люся и дедушка
Крылов»
(в сокращении) часть 2
Э. Фонякова. Отрывок «Где учительница?» (Из повести
«Хлеб той зимы»)
Э. Фонякова. Отрывок из автобиографической повести
Робинзон Крузо» (в сокращении) (Из книги «Хлеб той
зимы») часть 1
Э. Фонякова. Отрывок из автобиографической повести
Робинзон Крузо» (в сокращении) (Из книги «Хлеб той
зимы») часть 2
Б. Заходер. Стихотворение «Товарищам детям».
Проверка техники чтения обучающихся
Обобщающий урок по разделу «Давайте читать»
Школьная страна – 8 часов
Вступительная статья к разделу. Внеклассное чтение. С.
Михалков. Стихотворение «Фома». В. Голявкин. Рассказ
«Сплошные
чудеса».
Б.
Заходер.
Стихотворение
«Перемена». Л. Кассиль. Рассказ «У классной доски»
М. Дружинина. Рассказ «Звоните, вам споют» часть 1
М. Дружинина. Рассказ «Звоните, вам споют» часть 2
Н. Волкова. Стихотворение «Сочинение на свободную
тему»
Л. Кассиль. Рассказ «Отметки Риммы Лебедевой» часть 1
Л. Кассиль. Рассказ «Отметки Риммы Лебедевой» часть 2
Л. Кассиль. Рассказ «Отметки Риммы Лебедевой» часть 3
А. Барто Стихотворение «Звонки».
Обобщение по разделу «Школьная страна»
Круглый год. Осень – 9 часов
Вступительная статья к разделу. Обряды и обрядовые
песни
Осенняя обрядовая песня «Жали, мы жали»
В. Гаршин. Сказка «Лягушка-путешественница» (в
сокращении) часть 1
В. Гаршин. Сказка «Лягушка-путешественница» (в
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
3.5
27
3.6
28
3.7
29
30
3.8
3.9
31
4.1
32
4.2
33
4.3
34
4.4
35
4.5
36
37
38
39
40
41
42
43
44
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
45
5.1
46
5.2
47
48
5.3
5.4
49
5.5
50
5.6
51
5.7
52
53
54
5.8
5.9
5.10
сокращении) часть 2
В. Гаршин. Сказка «Лягушка-путешественница» (в
сокращении) часть 3
Ф.
Тютчев.
Стихотворение
«Есть
в
осени
первоначальной…»
Осень (Из сказки-рассказа «Синичкин календарь») В.
Бианки. Сказка-рассказ «Октябрь»
С. Есенин Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы»
Н. Сладков. Рассказ «И грустно и радостно».
Обобщающий урок по разделу «Круглый год. Осень»
Истоки мудрости – 14 часов
Вступительная статья к разделу. Внеклассное чтение.
Русские народные сказки и былины в обработке А.
Афанасьева. Сказка «Кощей Бессмертный». Былина
«Алёша Попович». Сказка «Лиса-исповедница»
Русская народная сказка в обработке А. Афанасьева
«Жадная старуха»
Украинская народная сказка «Как мужик со спесивым
паном пообедал»
Русская народная сказка в пересказе А. Толстого «Кот и
лиса» часть 1
Русская народная сказка в пересказе А. Толстого «Кот и
лиса» часть 2
И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
И. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»
К. Паустовский Рассказ «Сказки Пушкина»
А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» часть 1
А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» часть 2
А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» часть 3
А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»
К. Бальмонт. Стихотворение «У чудищ».
Обобщающий урок по разделу «Истоки мудрости»
Наша Родина – 10 часов
Вступительная статья к разделу. Русская народная песня
«Как пойду я на быструю речку»
Внеклассное
чтение.
Шведская
народная
сказка
«Неведомый рай». Н. Телешов. Рассказы «Белая цапля»,
«Ёлка Митрича». Е. Пермяк. Сказка-присказка про родной
Урал. Г. Х. Андерсен. Сказка «Снежная королева»
Ю. Яковлев. Рассказ «Мама» (Из книги «Моя Родина»)
М. Матусовский Стихотворение «С чего начинается
Родина?»
К. Паустовский Рассказ «Собрание чудес» (в сокращении)
часть 1
К. Паустовский. Рассказ «Собрание чудес» (в сокращении)
часть 2
К. Паустовский. Рассказ «Собрание чудес» (в сокращении)
часть 3
Е. Пермяк «Сказка о большом колоколе» часть 1
Е. Пермяк «Сказка о большом колоколе» часть 2
П. Синявский. Стихотворение «Рисунок».
Обобщающий урок по разделу «Наша Родина»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
55
6.1
56
57
58
59
60
61
62
63
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
64
7.1
65
7.2
66
67
68
69
70
71
72
73
74
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
7.9
7.10
7.11
75
7.12
76
7.13
77
8.1
78
8.2
79
80
8.3
8.4
81
8.5
82
83
84
8.6
8.7
8.8
Круглый год. Зима – 9 часов
Вступительная статья к разделу. Колядка «Пришла
коляда…»
С. Чёрный. Сказка «Серебряная ёлка» глава 1
С. Чёрный. Сказка «Серебряная ёлка» глава 2
А. Фет. Стихотворение «Мама! глянь-ка из окошка»
А. Барков. Сказка «Почему ель зимы не боится?»
А. Пушкин. Стихотворение «Опрятней модного паркета»
В. Бианки. Рассказ «Снежная книга»
С. Есенин. Стихотворение «Пороша»
Г. Снегирёв. Рассказ «Бабочка на снегу». Обобщающий
урок по разделу «Круглый год. Зима»
Среди людей – 13 часов
Вступительная статья к разделу. Внеклассное чтение. Д.
Мамин-Сибиряк. Рассказ «Пора спать». А. Линдгрен.
Отрывок из повести «Карлсон играет в палатку». Г. Х.
Андерсен. Сказка «Дикие лебеди»
Художественная статья «Как вечерние семейные сказки
стали книгами»
А. Алексин. Рассказ «Самый счастливый день» часть 1
А. Алексин. Рассказ «Самый счастливый день» часть 2
А. Алексин. Рассказ «Самый счастливый день» часть 3
А. Плещеев. Стихотворение «Внучка»
В. Осеева. Рассказ «Бабка» (в сокращении) часть 1
В. Осеева. Рассказ «Бабка» (в сокращении) часть 2
В. Осеева. Рассказ «Бабка» (в сокращении) часть 3
В. Осеева. Рассказ «Бабка» (в сокращении) часть 4
А. Барков. Рассказ «Когда распускаются подснежники»
часть 1
А. Барков. Рассказ «Когда распускаются подснежники»
часть 2
В.
Сухомлинский.
Рассказ
«Скажи
человеку
«здравствуйте».
Обобщающий урок по разделу «Среди людей»
О мастерах и мастерицах, о труде и трудолюбии – 8 часов
Вступительная статья к разделу. Притча «Как относиться к
своей работе»
Внеклассное чтение. Армянская народная сказка "Ремесло
дороже золота". Былина «Алёша Попович и Тугарин Змей».
А. Мусатов Рассказ «Как хлеб на стол пришёл». С. Маршак
Стихотворение «Война с Днепром». Л. Кассиль Рассказ
«Твои защитники»
Е. Пермяк Сказка «Маркел-Самодел и его дети»
Шведская народная сказка в обработке А. Петрова «Гвоздь
из родного дома» часть 1
Шведская народная сказка в обработке А. Петрова «Гвоздь
из родного дома» часть 2
М. Зощенко. Рассказ «Кто ваши родители»
Нанайская народная сказка «Айога»
В. Осеева. Рассказ «Злая мать и добрая тётя». Обобщающий
урок по разделу «О мастерах и мастерицах, о труде и
трудолюбии»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
85
9.1
86
87
88
89
9.2
9.3
9.4
9.5
90
91
92
9.6
9.7
9.8
93
94
10.1
10.2
95
96
97
98
99
100
101
102
10.3
10.4
10.5
10.6
10.7
10.8
10.9
10.10
103
11.11
104
105
106
107
11.12
11.13
11.14
11.15
108
12.1
109
12.2
110
12.3
111
12.4
112
12.5
113
114
12.6
12.7
Защитники Отечества – 8 часов
Вступительная статья к разделу. С. Алексеев. «Рассказы о
Суворове и русских солдатах» (отрывок)
Былина «Первый бой Ильи Муромца» часть 1
Былина «Первый бой Ильи Муромца» часть 2
С. Алексеев Рассказ «Идут солдаты, ведут разговор»
А. Фатьянов Стихотворение «Как становится тихо у
переднего края»
А. Митяев. Рассказ «Щеглы для флота»
М. Исаковский. Стихотворение «У самой границы»
А. Барков Рассказ «Кот в сапогах». Обобщающий урок по
разделу «Защитники Отечества»
Люби всё живое – 15 часов
Вступительная статья к разделу «Люби всё живое»
Внеклассное
чтение.
К.
Паустовский.
Сказка
«Растрепанный воробей». Г. Скребицкий. Рассказ «Чир
Чирыч». Н. Сладков. Рассказ «Медвежья горка». В. Белов.
Рассказ «Малька провинилась»
Г. Скребицкий. Рассказ «Сиротка»
К. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» часть 1
К. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» часть 2
К. Паустовский Рассказ «Заячьи лапы» часть 3
К. Паустовский Рассказ «Заячьи лапы»
В. Астафьев Рассказ «Капалуха» (в сокращении)
А. Дмитриев. Стихотворение «Бездомная кошка»
Н. Гарин-Михайловский. Рассказ «Тёма и Жучка» (в
сокращении) часть 1
Н. Гарин-Михайловский. Рассказ «Тёма и Жучка» (в
сокращении) часть 2
Ю. Яковлев. Рассказ «Лебедь Борька» часть 1
Ю. Яковлев. Рассказ «Лебедь Борька» часть 2
Ю. Яковлев. Рассказ «Лебедь Борька» часть 3
В. Сухомлинский. Рассказ «Для чего говорят «спасибо».
Обобщающий урок по разделу «Люби всё живое»
«Круглый год. Весна» - 7 часов
Вступительная статья к разделу. Русская народная песня
Масленица Зиму замыкает, Весну Красну приглашает»
Веснянка «Жаворонки, жавороночки!..» Внеклассное
чтение. Э. Шим Рассказ «Весна». Г. Скребицкий Рассказ
«Старый блиндаж». Ю. Яковлев Рассказ «Память. Девочки
с Васильевского острова». В. Железников Рассказ
«Девушка в военном».
Н. Сладков. Рассказ «Воробьишкина весна» (отрывки)
часть 1
Н. Сладков. Рассказ «Воробьишкина весна» (отрывки)
часть 2
Е. Баратынский. Стихотворение «Весна, весна! Как воздух
чист!»
Э. Шим. Сказка «Дятел, зайцы и Медведь»
Ф. Тютчев. Стихотворение «Весенние воды». Н. Сладков.
Рассказ «Бар»сук и Медведь» Обобщающий урок по
разделу «Круглый год. Весна»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
115
13.1
116
117
118
13.2
13.3
13.4
119
13.5
120
13.6
121
13.7
122
123
13.8
13.9
124
125
126
13.10
13.11
13.12
127
14.1
128
14.2
129
130
131
132
133
134
14.3
14.4
14.5
14.6
14.7
14.8
135
136
14.9
14.10
«Никто не забыт, ничто не забыто…» - 12 часов
Вступительная
статья
к
разделу.
С.
Маршак.
Стихотворение «Мальчик из села Поповка»
С. Алексеев. Рассказ «Подвиг у Дубосеково»
Ю. Коринец. Стихотворение «Неизвестный солдат»
Б. Лавренёв. Рассказ «Большое сердце» (в сокращении)
часть 1
Б. Лавренёв. Рассказ «Большое сердце» (в сокращении)
часть 2
Б. Лавренёв. Рассказ «Большое сердце» (в сокращении)
часть 3
Б. Лавренёв. Рассказ «Большое сердце» (в сокращении)
часть 4
Б. Лавренёв. Рассказ «Большое сердце» (в сокращении)
Краткая
биографическая
справка
о
Константине
Михайловиче Симонове
К. Симонов. Стихотворение «Сын артиллериста» часть 1
К. Симонов. Стихотворение «Сын артиллериста» часть 2
В. Орлов. Стихотворение «Салют». Обобщающий урок по
разделу «Никто не забыт, ничто не забыто»
Круглый год. Лето – 10 часов
Вступительная статья к разделу. Русская народная песня
«Ой, купаленка…» Промежуточная аттестация. Проверка
техники чтения обучающихся
В. Белов Рассказ «Радуга» (отрывок).
Е. Благинина. Стихотворение «Радуга»
Г. Скребицкий. Рассказ «Лесное эхо» часть 1
Г. Скребицкий. Рассказ «Лесное эхо» часть 2
И. Бунин. Стихотворение «На пруде»
К. Сладков «Непослушные малыши»
К. Сладков Сказка «Непослушные малыши» (отрывок)
Н. Сладков Рассказ «Сердитые голоса» (Из книги «Сорочьи
тараторки»)
Обобщение по разделу «Круглый год. Лето»
Итоговое занятие. Задание на лето
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1