АРП по речевой практике (ИН), 6 класс

Приложение к адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) МАОУ «Школа№58» КГО, утвержденной приказом
директора № 156 -о/д от 27 августа 2024 года

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 58»
Камышловского городского округа

Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от 27.08.2025 года

Утверждена
приказом директора
№ 158 -о\д от 29.08.2025 года

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
6 КЛАСС
СРОК- ОСВОЕНИЯ: 2025-2026гг.

2025

Пояснительная записка
Цель изучения учебного предмета - коррекция дефектов устной и
письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной
деятельности и дальнейшей социализации.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих
задач:
 развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
 коррекция и развитие психологической базы речи;
 постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;
 формирование просодической и темпо - ритмической стороны речи;
 уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;
 формирование грамматической стороны речи;
 развитие диалогической и монологической форм речи;
 формирование коммуникативных навыков;
 воспитание мотивации к учению, общения;
 формирование навыков простых форм звукового анализа и синтеза (на
материале изучаемых звуков);
 формирование слоговой структуры слов;
 формирование лексико-грамматических представлений (обогащение
словаря, именами прилагательными, глаголами, уточнение семантики слов,
формирование умения согласовывать слова в предложении, освоение
элементарных умений диалогической речи, основ повествования; отработка
простейших лексических моделей);
 развитие психологической базы речи высших психических функций.
На изучение речевой практики в 6 классе отводится 34 часа в год.
1.Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение
предмета «Речевая практика»
Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств
реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоциональноповеденческую природу обучающегося, личную активность каждого ребенка, где
он выступает в роли субъекта разговорной деятельности и поведения. Педагог
создает на занятиях эмоционально - положительную творческую атмосферу,
организует диалогическое общение с детьми.
Программа построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. В
связи с этим придается большое значение развитию умения не только отвечать на
вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и
драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст
полно, кратко, выборочно.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через
создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во
взаимоотношениях с одноклассниками, ситуации оценки и прогнозирования
последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по
отношению к другим людям.
Материал представлен в программе следующими содержательными
линиями:

• Слово.
• Предложение.
• Текст.
• Культура общения.
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение всего
курса.
Занятия построены следующим образом:
1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к
выполнению
заданий основной части.
2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и
творческого
характера.
3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.).
4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
 личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической
комфортности;
 личностно-ориентированные:
систематичности,
непрерывности,
ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
 деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к
языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной
деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Межпредметные связи.
 Письмо и развитие речи. Понимание особенностей и вычленение единиц
речи. Работа с текстом. Ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по
затрагиваемым в беседе вопросам.
 Чтение. Составление плана текста. Ответы на вопросы по тексту. Связные
высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
 Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений
природы.
 Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Основные виды организации учебного процесса.
Формы работы: урочная деятельность, фронтальная работа, индивидуальная
работа,
работа в парах и группах, коллективная работа, проект, театральная
постановка.
Основные виды деятельности на занятии.
Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно
воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение
различных текстов учителем, диктором).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения
доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я
буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.);

выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений
— логического и др., соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов
определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать
вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительновыразительные средства языка для создания собственного устного высказывания;
воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать
композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании
авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Каждое занятие по развитие устной речи оснащается необходимыми
наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами
обучения.
Методы обучения:
 словесные (беседы, пересказ, работа с книгой),
 наглядные (наблюдения, демонстрация).
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и
дифференцированного обучения.
Формы контроля: фронтальный опрос; пересказ текста произведений;
построение монологических и диалогических высказываний на заданную тему.
Коррекционно-развивающее значение предмета «Речевая практика» - курс
данного предмета помогает обучающимся повысить уровень социальной
адаптации. Способствует развитию устной речи, служит опорным элементом для
изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные
при их изучении, станут необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к жизни,
овладению доступными профессионально - трудовыми навыками и фундаментом
обучения в основной школе специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений.
2.Содержание учебного предмета «Речевая практика»
Тема 1. Слово (13 часов).
Слово. Значение слова. Состав слова. Синонимы. Омонимы.
Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять
лексическое
значение
слова
по
словарю,
контексту,
на
основе
словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое
и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение
сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из
данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при
составлении предложений, текстов описательного и повествовательного
характера.
Совершенствование умений, определённых программой 5 класса.
Тема 2. Предложение и словосочетание (5 часов).
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять

порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять
неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать
(произносить) предложения разных типов.
Тема 3. Текст (13 часов).
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики.
Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять план текста.
Связь между предложениями в тексте. Умение составлять цепочки связей из
опорных слов.
Умение писать творческое изложение, сочинение по данному началу и
опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Тема 4. Культура общения (3 часа).
Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения.
Слова - выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания,
извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной
ситуации общения.
3.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речевая
практика»
Предметные результаты
Достаточный уровень:
 различать единицы речи на слух и в собственном произношении, подбирая
правильную интонацию;
 составлять фразы предложения и короткие тексты;
 отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к
тексту,
 составлять небольшие рассказы по плану;
 составлять устные монологические и диалогические высказывания.
 Минимальный уровень:
 различать единицы речи на слух и в собственном произношении;
 читать отдельные слова, соотносить их с предметами и картинками;
 осмысленно слушать рассказ собеседника, правильно определяя интонации
услышанного;
 рассказывать самостоятельно и с помощью учителя, отвечать на вопросы
по содержанию услышанного текста, опираясь на наглядные средства.
Личностные результаты
 ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как
собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
 осознание роли речи в общении людей;
 понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения
мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

 устойчивая учебно-познавательной мотивация к обучению, интерес к
изучению русского языка.

4.Тематическое планирование
№
п/п

№ урока
по
разделу

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13

14
15
16
17
18

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
3.13

32

4.1

33
34

4.2
4.3

Название раздела, тема урока
Слово – 13 часов
Язык-мой друг
1
Как рождается слово
1
Из чего состоит слово
1
Где хранятся слова. Знакомство со словарями
1
Грамматическая игра «Составь слово»
1
Синонимы
1
Антонимы
1
Омонимы
1
Крылатые слова
1
Пословицы
1
Загадки
1
Что такое сравнение
1
Когда слова оживают (олицетворение)
1
Предложение и словосочетание – 5 часов
Из чего состоит предложение
1
Порядок слов в предложении
1
Виды предложений по цели высказывания
1
Составление предложений на заданную тему
1
Работа с деформированным текстом
1
Текст – 13 часов
Тема текста. Заглавие
1
Основная мысль текста
1
Из каких частей состоит текст
1
Текст. Опорные слова
1
План. Составление плана
1
Редактирование текста
1
Типы текста. Описание
1
Типы текста. Повествование
1
Типы текста. Рассуждение
1
Выборочный пересказ текста
1
Подробный пересказ текста
1
Составление текста по сюжетным картинкам
1
Составление текста по сюжетным картинкам
1
Культура общения – 3 часа
Поведение и культура общения со сверстниками и со 1
взрослыми людьми
Составление устного высказывания на выбранную тему
1
Заключительный урок. Творческая работа
1

Кол-во
часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».