Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) МАОУ «Школа№58» КГО, утвержденной приказом директора № 156-од от 27.08.2024 года Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 58» Камышловского городского округа Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 81 от 26.08.2024 года Утверждена приказом директора № 157 -о\д от 27.08.2024 года АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 2 КЛАСС СРОК ОСВОЕНИЯ: 1 ГОД Составитель:Харитончук Ю.Н. 2024 1. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета «Русский язык» На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам. Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: • приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке 2 как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; • овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо; • овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; • использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; • развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». Категория обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата неоднородная по составу группа. Она объединяет обучающихся со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития, которые отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1: обучающиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих обучающихся часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной 3 внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Программа строит обучение детейс НОДА на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Программа предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию предмета «Русский язык» при условии сохранения обязательной части содержания учебного предмета. Вариант 6.1 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения. В структуру особых образовательных потребностей входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для обучающихся с НОДА. К общим потребностям относятся: получение специальной помощи средствами образования; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогическими работниками и одноклассниками; психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья; особая пространственная и временная организация образовательной среды; максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом. К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с НОДА, относятся: обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам; использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды. Для этой группы обучающихся обучение в образовательной организации возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения 4 специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого, обучающиеся с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь. Коррекционно-развивающие занятияпроводятся с обучающимися по мере выявления педагогическим работником, педагогом-психологом, учителемдефектологом, учителем-логопедом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. При изучении индивидуальных особенностей обучающегося принимаются во внимание следующие показатели: психофизическое состояние и развитие, особенности и уровень развития познавательной сферы, особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой. 2. Содержание учебного предмета «Русский язык». 2 класс Общие сведения о языке Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ. Фонетика и графика Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я (повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твёрдости - мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного). Орфоэпия[4] Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне 5 слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач. Лексика Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов. Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение). Морфология Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и другие), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое. Синтаксис Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения. Орфография и пунктуация Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе). 6 Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Правила правописания и их применение: разделительный мягкий знак; сочетания чт, щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия; раздельное написание предлогов с именами существительными. Развитие речи Выбор языковых средствв соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы. Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы. Изучение русского языка во 2 классе позволяет на пропедевтическом уровне организовать работу над рядом метапредметных результатов: познавательных 7 универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать однокоренные (родственные) слова и синонимы; однокоренные (родственные) слова и слова с омонимичными корнями: называть признаки сходства и различия; сравнивать значение однокоренных (родственных) слов: указывать сходство и различие лексического значения; сравнивать буквенную оболочку однокоренных (родственных) слов: выявлять случаи чередования; устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают; характеризовать звуки по заданным параметрам; определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений; находить закономерности в процессе наблюдения за языковыми единицами; ориентироваться в изученных понятиях (корень, окончание, текст); соотносить понятие с его краткой характеристикой. Базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: проводить по предложенному плану наблюдение за языковыми единицами (слово, предложение, текст); формулировать выводы и предлагать доказательства того, что слова являются (не являются) однокоренными (родственными). Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: словарь учебника для получения информации; устанавливать с помощью словаря значения многозначных слов; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; «читать» информацию, представленную в схеме, таблице; с помощью учителя на уроках русского языка создавать схемы, таблицы для представления информации. Общение как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах; 8 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковыми единицами; корректно и аргументированно высказывать своё мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами; строить устное диалогическое выказывание; строить устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста. Самоорганизация как часть регулятивных универсальных учебных действий: планировать с помощью учителя действия по решению орфографической задачи; выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль как часть регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать с помощью учителя причины успеха (неудач) при выполнении заданий по русскому языку; корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при списывании текстов и записи под диктовку. Совместная деятельность: строить действия по достижению цели совместной деятельности при выполнении парных и групповых заданий на уроках русского языка: распределять роли, договариваться, корректно делать замечания и высказывать пожелания участникам совместной работы, спокойно принимать замечания в свой адрес, мирно решать конфликты (в том числе с помощью учителя); совместно обсуждать процесс и результат работы; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат. 3. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку на уровне начального общего образования В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; 9 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка; духовно-нравственное воспитание: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; 10 экологическое воспитание: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; ценностинаучногопознания: первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Метапредметные результаты В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; 11 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; 12 готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини исследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Предметные результаты. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: осознавать язык как основное средство общения; характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости); согласный парный (непарный) по звонкости (глухости); 13 определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со стечением согласных); устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова; находитьоднокоренныеслова; выделять в слове корень (простые случаи); выделять в словеокончание; выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов); распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие; распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак; правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания; находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника; строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2 - 4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1-2 предложения); составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам; 14 определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; составлять текст из разрозненных предложений, частей текста; писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30 - 45 слов с опорой на вопросы; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы обучающимися с НОДА (вариант 6.1) соответствуют ФГОС НОО. 15 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС Наименованиеразделов и темпрограммы № п/п Количествочасов Всего 1 Общиесведения о языке 1 2 Фонетика и графика 6 3 Лексика 10 4 Составслова 14 5 Морфология 19 6 Синтаксис 8 7 Орфография и пунктуация 50 8 Развитиеречи 30 Резервноевремя ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 32 170 16 Электронные (цифровые) образовательныересурсы РЭШ:https://resh.edu.ru/subject/13/2/ РЭШ:https://resh.edu.ru/subject/13/2/ РЭШ:https://resh.edu.ru/subject/13/2/ РЭШ:https://resh.edu.ru/subject/13/2/ РЭШ:https://resh.edu.ru/subject/13/2/ РЭШ:https://resh.edu.ru/subject/13/2/ РЭШ:https://resh.edu.ru/subject/13/2/ РЭШ:https://resh.edu.ru/subject/13/2/ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № п/п Темаурока Количество часов Электронныецифровыеобразовательныересур сы 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4202/start/123206/ 2 Язык как явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира. Нашаречь и нашязык Диалогическаяформаречи 1 3 Происхождение слов 1 4 5 Текст Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли Тематекста Основнаямысль текста Заглавиетекста Подбор заголовков к предложенным текстам Заголовки. Отражение в заголовке темы или основной мысли текста Последовательность частей текста (абзацев). Абзац. Краснаястрока Текст с нарушенным порядком предложений Тексты с нарушенным порядком предложений Тексты с нарушенным порядком абзацев 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3581/start/179687/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4225/start/288075/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5128/start/271820/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5128/start/271820/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6476/start/178250/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6476/start/178250/ 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4217/start/288820/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4217/start/288820/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4217/start/288820/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4217/start/288820/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4217/start/288820/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5299/start/115031/ 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5299/start/115031/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5299/start/115031/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5299/start/115031/ 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 17 15 16 17 18 19 Тексты с нарушенным порядком абзацев Предложениекакединицаязыка Предложение и слово Связьслов в предложении Виды предложений по цели высказывания 1 1 1 1 1 20 Восклицательные и невосклицательныепредложения Повествовательные, вопросительные, побудительныепредложения Выделение в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение) Главные и второстепенные члены предложения 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5299/start/115031/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3487/start/178281/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3487/start/178281/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5623/start/179793/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3487/start/178281/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5289/start/201290/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5289/start/201290/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5289/start/201290/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5623/start/179793/ 1 Связи слов в предложении Предложение: систематизациязнаний Слово и егозначение Слова в словаре. Значение слова самостоятельно, по тексту или с помощью толкового словаря Однозначные и многозначныеслова Слово в словаре и тексте Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова Синонимы Синонимы в тексте Антонимы Антонимы Толковый словарь Выявление слов, значение которых требует уточнения 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5291/start/201322/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3501/start/201386/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5623/start/179793/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5292/start/179824/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4216/start/92450/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6079/start/179855/ 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6008/start/90930/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6079/start/179855/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6008/start/90930/ 1 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4203/start/201637/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4203/start/201637/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4204/start/201700/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4204/start/201700/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6079/start/179855/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4222/start/180190/ 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 18 37 Проверочная работа по разделу: лексика 1 38 39 Корень слова. Однокоренные (родственные) слова Корень слова. Признаки однокоренных (родственных) слов Коренькакчастьслова Корень как общая часть родственных слов Кореньслова: обобщение знаний Окончание как изменяемая часть слова Формы слова. Окончание Изменяемые и неизменяемые слова Состав слова: нулевое окончание Суффикскакчастьслова Приставка как часть слова Рольсуффиксов и приставок 1 1 Составслова Составслова Состав слова. Корень. Нахождение однокоренных слов Состав слова. Образование слов Суффикс как часть слова: его значение Деление слов на слоги. Алфавит. Работа со словарями Переноссловпослогам Перенос слов по слогам Звуки и буквы. Ударные и безударные гласные звуки Устный рассказ по репродукции картины З. Серебряковой "За обедом" 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6080/start/179887/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6080/start/179887/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6080/start/179887/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5315/start/185685/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5315/start/185685/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5315/start/185685/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5332/start/185902/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4388/start/271233/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5300/start/271975/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4388/start/271233/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5300/start/271975/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5332/start/185902/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5332/start/185902/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5332/start/185902/ 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5332/start/185902/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4388/start/271233/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6424/start/177721/ 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3712/start/179123/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3712/start/179123/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5295/start/201858/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5297/start/201986/ 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 https://drive.google.com/drive/folders/12iCFFwYVoh F_gRhWuHG9B6spHoqGU02S?usp=sharing https://resh.edu.ru/subject/lesson/6216/start/201827/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6216/start/201827/ Звуки и буквы Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы Правописание слов с безударным гласным звуком в корне Единообразное написание гласных в корне Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова Обозначение буквой безударного гласного звука в корне слова Правописание слов с безударным гласным звуком в корне Объяснительный диктант: безударные гласные в корне слова Непроверяемые гласные в корне слова Слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова Списываниетекста. Словарныйдиктант 1 1 1 73 74 Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов Парные и непарные по твёрдости - мягкости согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква Й. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения Знакомство с жанромпоздравления Функциимягкогознака 75 Характеристика звуков 1 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4205/start/202017/ https://drive.google.com/drive/folders/11TpEfTTJ5og QaWBm9rXUMoQqzLb0STeA?usp=sharing https://resh.edu.ru/subject/lesson/6097/start/220043/ 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6006/start/220105/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6097/start/220043/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6097/start/220043/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6097/start/220043/ 1 https://drive.google.com/drive/folders/12PMehIyQmz Wolp5GDchgPhqkXVA4dDtn?usp=sharing https://resh.edu.ru/subject/lesson/3552/start/202208/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6097/start/220043/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3552/start/202208/ https://drive.google.com/drive/folders/1rTNI1jmaGG FqYbHFJ8QBqV0bCZN4NXbk?usp=sharing https://resh.edu.ru/subject/lesson/6097/start/220043/ 1 1 1 1 1 1 20 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3582/start/141522/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3560/start/141460/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6000/start/271851/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5324/start/202489/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4226/start/129901/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3965/start/180493/ 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 Выбор языковых средств для ответа на заданный вопрос при работе в паре (группе) Выбор языковых средств для выражения собственного мнения при работе в паре (группе) Алгоритмсписываниятекста Диктант на изученные правила (безударные гласные в корне слова) Работа над ошибками, допущенными в диктанте 1 Знаки препинания в конце предложения Слог. Перенос слов Орфографический словарь учебника для определения (уточнения) написания слова Сочетания чк, чн, чт, щн, нч Выбор языковых средств для ведения разговора: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. при работе в паре (группе) Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением) Гласные после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу Диктант на изученные правила (гласные после шипящих, сочетания чк, чн, чт) Составление текста по рисунку на тему "День рождения" Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки Слова с парным по звонкости-глухости согласным в корне слова Правописание слов с парным по звонкостиглухости согласным в корне слова 1 1 1 1 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4223/start/129970/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6006/start/220105/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6006/start/220105/ 1 1 https://drive.google.com/drive/folders/1LeuGyNDKlB gCdYwSmdTlW-mz0SbBeicl?usp=sharing https://drive.google.com/drive/folders/1EgvUrBzLR9 XC8dHC-1ptFBNgJEeLZfyF?usp=sharing https://resh.edu.ru/subject/lesson/5305/start/185964/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5305/start/185964/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5305/start/185964/ 1 21 https://drive.google.com/drive/folders/1UrcxSJ2agePv zyPHJTVamxLDOjqH3lgx?usp=sharing https://drive.google.com/drive/folders/1UrcxSJ2agePv zyPHJTVamxLDOjqH3lgx?usp=sharing https://resh.edu.ru/subject/lesson/5289/start/201290/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3712/start/179123/ 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5305/start/185964/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5305/start/185964/ 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5305/start/185964/ https://drive.google.com/drive/folders/1ORom_6dW6 vsag3HUAT6wJGVSOVL5hh6t?usp=sharing https://resh.edu.ru/subject/lesson/5305/start/185964/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5305/start/185964/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3530/start/201764/ 100 Способы проверки согласных в корне слова Правописание слов с парным по глухости звонкости согласным в корне слова Буквы согласных в корне слова Объяснительный диктант: буквы согласных в корне слова Буквы гласных и согласных в корне слова Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы Списываниетекста. Словарныйдиктант 1 101 Разделительные ъ и ь 1 102 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6000/start/271851/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6000/start/271851/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6000/start/271851/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6000/start/271851/ 107 Правописание слов с разделительным мягким знаком Правописание слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами Слова с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами Способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Слова с разделительным мягким знаком Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов Списываниетекста. Словарныйдиктант https://drive.google.com/drive/folders/1HKmVyP1Slc xVtiQNV28mTdqUCx1Mb124?usp=sharing https://resh.edu.ru/subject/lesson/6000/start/271851/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4143/conspect/1883 39/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6000/start/271851/ 1 108 Имя существительное как часть речи 1 https://drive.google.com/drive/folders/1TD9F3royIam yBkhuJ1X3YbCkR_zayFiK?usp=sharing https://resh.edu.ru/subject/lesson/5338/start/202582/ 93 94 95 96 97 98 99 103 104 105 106 22 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 Имя существительное: употрбление в речи Имя существительное: значение Имя существительное: вопросы «кто?», «что?» Прописная и строчная буквы Устный рассказ по репродукции картины И. Шишкина "Утро в сосновом лесу" Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных Прописная буква в именах собственных: географические названия Устный рассказ с опорой на личные наблюдения и вопросы. Текст о своем любимом домашнем питомце по вопросам Имя существительное: единственное и множественое число Числоимёнсуществительных Изменение по числам имен существительных Объяснительный диктант на изученные правила (орфограммы корня, прописная буква и др.) Глагол как часть речи Глагол: значение Глагол: вопросы «что делать?», «что сделать?» и др. Единственное и множественное число глаголов Составление текста на тему «Пословицы» Текст-повествование Особенноститекстов-повествований Текст-повествование на тему "Как приготовить салат" Обобщение знаний о глаголе 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3591/start/202771/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3591/start/202771/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6005/start/180768/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3636/conspect/2030 21/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3626/start/219981/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3626/start/219981/ 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5346/start/220306/ 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5346/start/220306/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5346/start/220306/ https://drive.google.com/drive/folders/1tqGtS7aOv1K 1zpcokDYxQVOymZm9yB1K?usp=sharing https://resh.edu.ru/subject/lesson/5340/start/202803/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5340/start/202803/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5340/start/202803/ 1 1 1 23 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4241/start/220364/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5339/start/299685/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3986/start/289316/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3986/start/289316/ 130 131 Обобщение знаний о глаголе Диктант на изученные правила (орфограммы корня) 1 1 132 Работа над ошибками, допущенными в диктанте 1 133 134 135 136 Имя прилагательное как часть речи Имяприлагательное: значение Обобщение знаний об имени прилагательном Роль имён прилагательных в тексте. Единственное и множественное число имен прилагательных Связь имени прилагательного с именем существительным Текст-описание Текст (рассказ или сказка) на тему "Путешествие снежинки на землю" Особенноститекстов-описаний Составление текста-описания натюрморта Диктант на изученные орфограммы в корне слова 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5340/start/202803/ https://drive.google.com/drive/folders/1pl5iWvWtKFotPodz_fMRspP9mVUncpt?usp=sharin g https://drive.google.com/drive/folders/1pl5iWvWtKFotPodz_fMRspP9mVUncpt?usp=sharin g https://resh.edu.ru/subject/lesson/5341/start/220457/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5341/start/220457/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5341/start/220457/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4279/start/181105/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5341/start/220457/ 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3601/start/220598/ 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3601/start/220598/ Работа над ошибками, допущенными в диктанте Составление текста о своем любимом домашнем питомце по вопросам Составление текста по рисунку с включением в него диалога Текст-рассуждение Особенноститекстов-рассуждений Предлог. Отличие предлогов от приставок Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, 1 1 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 https://drive.google.com/drive/folders/1AqubJs1n9Liz aMEiJaHamvM_3HFjUSdX?usp=sharing 1 1 1 1 1 24 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5343/start/220689/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5343/start/220689/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4242/start/220863/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4242/start/220863/ 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 без, над, до, у, о, об и др. Раздельное написание предлогов с именами существительными Раздельное написание предлогов с именами существительными Части речи: обобщение Совместная деятельность при проведении парной и групповой работы Части речи: обобщение Различение текстов-описаний и текстовповествований Предлоги: обобщение Части речи: обобщение Роль имён существительных в тексте Роль глаголов в тексте Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов Проверочная работа по разделу: развитие речи Орфограммы, вызывающие трудности. Имена собственные Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: суффиксы имён существительных; парные по глухости-звонкости согласные в корне слова Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4242/start/220863/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4242/start/220863/ 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5344/start/220895/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5344/start/220895/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3601/start/220598/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3986/start/289316/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4242/start/220863/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5344/start/220895/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3911/start/186243/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6342/start/144953/ 1 1 1 1 1 25 1 https://drive.google.com/drive/folders/1nROyvW8gct NCa0UQQvjdGPa1M2z3wlrB?usp=sharing 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4394/start/199898/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5305/start/185964/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6000/start/271851/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4143/conspect/1883 ошибки: суффиксы имен прилагательных; слова с разделительным мягким знаком 166 Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: приставка; буквосочетания с шипящими звуками 167 Проверочная работа по разделу: орфография 168 Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием 169 Работа над ошибками, допущенными в диктанте 170 Слова с орфограммами в значимых частях слов ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 39/ 1 1 1 1 1 170 26