АРП по практикуму (русский язык),7-9 класс

Приложение к адаптированной основной
образовательной программе основного общего
образования для обучающихся с задержкой
психического развития в МАОУ «Школа№58»
КГО, утвержденной приказом директора
№ 156-од от 27.08.2024 года

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 58»
Камышловского городского округа

Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № 81 от 26.08.2024 года

Утверждена
приказом директора № 157 -о\д
от 27.08.2024 года

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
« ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
7-9 КЛАССЫ
СРОК ОСВОЕНИЯ: 3ГОДА

Камышлов, 2024

1.Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение
предмета «Практикум по русскому языку»
Содержание обучения практикума по русскому языку на уровне
основного общего образования отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода. Специальной целью преподавания русского
языка
является
формирование коммуникативной, языковой,
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций у
обучающихся с ЗПР. Коммуникативная
компетенция
предполагает
овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и
письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в
жизненно важных сферах и ситуациях общения.
Языковая
и
лингвистическая
(языковедческая)
компетенции
предполагают освоение необходимых знаний о языке как языковой системе
и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение
словарного
запаса
и
грамматического
строя
речи учащихся;
формировании способности к анализу и оценке языковых явлений и
фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;
умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы
выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами
русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Цель и задачи преподавания
практикума по русскому языку
обучающимся с ЗПР максимально приближены к задачам, поставленным
ФГОС ООО, и учитывают специфические особенности учеников.
Курс практикума направлен на решение следующих задач,
обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивнокоммуникативного, деятельностного подходов к обучению обучающихся с
ЗПР на уровне основного общего образования:
 воспитание у обучающихся с ЗПР гражданственности и
патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры,
основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому
языку;
 совершенствование
речемыслительной
деятельности,
коммуникативных
умений
и навыков, обеспечивающих свободное
владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
2

 освоение
знаний
о
русском
языке,
его
устройстве
и
функционировании
в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного языка; о русском речевом этикете;
 формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом,
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию.
Особенности
психического
развития
обучающихся
с
ЗПР
обусловливают дополнительные коррекционные практикума, направленные
на социально-эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой
деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение
коммуникативной компетентности в разных социальных условиях.
Учащиеся с ЗПР в силу своих индивидуальных психофизических
особенностей не всегда могут освоить программный материал по
русскому
языку
в
соответствии
с требованиями
основной
образовательной программы, адресованной нормотипичным учащимся, так
как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в
информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении,
систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным
словарным запасом. Учащиеся работают на уровне репродуктивного
восприятия, основой при обучении является пассивное механическое
запоминание изучаемого материала. Таким обучающимся с трудом
даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение
интеллектуальными умениями. Процесс обучения подростков с ЗПР носит
коррекционно- развивающий характер, что выражается в использовании
заданий, направленных на коррекцию имеющихся у них недостатков и
опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с
реальной жизнью.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимального
числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.
Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было
объяснить на доступном для обучающихся с ЗПР уровне.
2.Содержание учебного курса «Практикум по русскому языку»
7 класс
Орфография
Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми,
чередующимися гласными (в рамках изученного).
Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми
и удвоенными согласными (в рамках изученного).
Правописание приставок на -з (-с).
Правописание гласных в приставках пре- и при-.
Правописание ы — и после приставок.
3

Правописание безударных окончаний имён существительных, имён
прилагательных, числительных.
Правописание безударных личных окончаний глагола.
Правописание суффиксов имён существительных и прилагательных.
Правописание н и нн в именах прилагательных.
Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имён
прилагательных.
Слитное и раздельное написание не с именами существительными,
прилагательными, глаголами.
Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Пунктуация
Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными
членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами
а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).
Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей,
связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да.
Пунктуационное оформление предложений с обобщающими словами.
Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.
Пунктуационное оформление диалога на письме.
Тире между подлежащим и сказуемым.
8 класс.
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста.
Тема текста, главная и второстепенная информация текста.
Микротема текста. Ключевые слова.
Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на
композиционно-смысловые части.
Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные
слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова.
Сжатое изложение содержания прослушанного текста. Приёмы сжатия
текста (исключение, упрощение, обобщение).
Функционально - смысловые типы речи: описание, повествование,
рассуждение; их особенности.
Описание как тип речи.
Повествование как тип речи. Рассказ.
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.
Структурные особенности текста-рассуждения.
Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров –
аргументов.
4

Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и
абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование
языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Синтаксис. Синтаксические нормы. Пунктуация
Словосочетание. Нормативное построение словосочетаний по типу
согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе
словосочетаний.
Предложение. Грамматическая основа предложения.
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом
осложнённом предложении.
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.
9класс
Орфография.
Правописание приставок.
Правописание суффиксов
имён существительных, прилагательных,
глаголов.
Правописание суффиксов причастий, наречий
Правописание корней.
Синтаксис. Пунктуация.
Словосочетание. Виды связи в словосочетании. Синтаксические нормы.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Грамматические нормы.
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом
осложнённом предложении: при обособленных определениях, при
обособленных обстоятельствах.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Сложные бессоюзные предложения.
Сложные предложения с разными видами связи.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении при сравнительных
оборотах, при уточняющих членах предложения.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Наличие и отсутствие знаков препинания в сложносочинённом и
сложноподчинённом предложениях.
3.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Практикум по
русскому языку»
Текст
Распознавать основные признаки текста; членить текст на композиционносмысловые части (абзацы); распознавать средства связи предложений и
5

частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы,
личные местоимения, повтор слова); применять эти знания при создании
собственного текста (устного и письменного).
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей,
определять количество микротем и абзацев.
Характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам
(наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений,
цельности и относительной законченности); с точки зрения его
принадлежности к функционально-смысловому типу речи.
Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский
опыт; тексты с опорой на сюжетную картину (в том числе сочиненияминиатюры объёмом 3 и более предложений; классные сочинения объёмом
не менее 70 слов).
Владеть умениями информационной переработки прослушанного и
прочитанного научно-учебного, художественного и научно-популярного
текстов:передавать содержание текста, в том числе с изменением лица
рассказчика; извлекать информацию из различных источников, в том числе
из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в
учебной деятельности.
Система языка
Морфемика, орфография
Применять знания по морфемике
в практике правописания
корней с
безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными (в
рамках изученного); корней с
проверяемыми, непроверяемыми,
непроизносимыми согласными (в рамках изученного);
Уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи.
Морфология. Орфография. Морфологические нормы.
Соблюдать
нормы
правописания
имён
существительных,
имён
прилагательных, глаголов. Образования причастий, деепричастий и
использования их в речи.
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация.
Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение);
проводить синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений;
проводить пунктуационный анализ простых осложнённых и сложных
предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и
пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой
практике.
Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова
(именные, глагольные, наречные); простые предложения, осложнённые
однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при
однородных членах, обращением; по количеству грамматических основ
(простые и сложные),
определять главные (грамматическую основу) и
второстепенные члены предложения.
6

Соблюдать на письме пунктуационные нормы при постановке тире между
подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с
однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом
и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но); с
обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в
предложениях с прямой речью; в сложных предложениях, состоящих из
частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да;
оформлять на письме диалог.
4.Тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и
возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-методическими
материалами, используемыми для обучения и воспитания различных
групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде
и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых
соответствует законодательству об образовании.
7 класс
№
Раздел, тема
Кол-во Электрон
часов
ные
образ.
ресурсы
1-2
Орфография. Правописание корней с 2
безударными
проверяемыми,
непроверяемыми гласными
3-4
Правописание корней с
чередующимися 2
гласными
5
Чередование согласных в корне слова. 1
Правописание корней с проверяемыми и
непроверяемыми согласными
6
Правописание корней с непроизносимыми и 1
удвоенными согласными
7
Правописание приставок на -з (-с).
1
8
Правописание гласных в приставках пре- и
1
при-.
9
Правописание ы — и после приставок
1
10-11 Правописание безударных окончаний имён 2
существительных, имён прилагательных,
числительных.
12-13 Правописание безударных личных окончаний 2
глагола.
14
Правописание
суффиксов
имён 1
существительных и прилагательных.
7

15-16
17-18
19-20

21-22

Правописание
н
и
нн
в
именах 2
прилагательных.
Правописание н и нн в суффиксах причастий 2
и отглагольных имён прилагательных.
Слитное и раздельное написание не с 2
именами
существительными,
прилагательными, глаголами, деепричастиями
Слитное и раздельное написание не с 2
полными и краткими причастиями.

23-24

Пунктуация. Пунктуационное оформление 2
предложений, осложнённых однородными
членами, связанными бессоюзной связью,
одиночным союзом и, союзами а, но, однако,
зато, да (в значении и), да (в значении но)

25-26

Пунктуационное
оформление
сложных
предложений,
состоящих из частей,
связанных бессоюзной связью и союзами и,
но, а, однако, зато, да
Пунктуационное оформление предложений с
обобщающими словами
Пунктуационное оформление предложений с
обращением
Пунктуационное оформление предложений с
прямой речью
Пунктуационное оформление диалога на
письме
Тире между подлежащим и сказуемым.
Повторение

27
28
29
30
31-32
33-34

8 класс
№
Раздел, тема

1-2
3-4
5-6
7-8

2

1
1
1
1
2
2
Кол-во
часов

Текст как речевое произведение. Основные
признаки текста
Тема текста,
главная и второстепенная
информация текста.
Микротема
текста.
Ключевые
слова.
Практикум
Композиционная структура текста. Абзац как
средство членения текста на композиционно8

2
2
2
2

Электро
нные
образ.
ресурсы

9 -10

11-12
13-14
15

16
17-18

смысловые части
Средства связи предложений и частей текста:
формы слова, однокоренные слова, синонимы,
антонимы, личные местоимения, повтор
слова. Практикум
Сжатое
изложение
содержания
прослушанного текста
Приёмы сжатия текста (исключение,
упрощение, обобщение)
Функционально - смысловые типы речи:
описание, повествование, рассуждение; их
особенности
Описание как тип речи
Повествование как тип речи. Рассказ

2

2
2
1

1
2

19-20

Рассуждение как функционально-смысловой 2
тип речи.
Структурные
особенности
текстарассуждения

21-22

Композиция
рассуждения.
Аргумент. 2
Способы введения примеров – аргументов

23-24

Смысловой
анализ
текста:
его
композиционных особенностей, микротем и
абзацев,
способов
и
средств
связи
предложений
в
тексте;
использование
языковых средств выразительности (в рамках
изученного)
Синтаксис.
Синтаксические
нормы.
Пунктуация
Словосочетание. Нормативное построение
словосочетаний по типу согласования,
управления.
Правильное употребление
предлогов в составе словосочетаний
Предложение.
Грамматическая
основа
предложения
Простое осложнённое предложение. Знаки
препинания
в
простом
осложнённом
предложении
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с
обособленными членами.

2

Повторение

2

25-26

27-28
29-30

31-32

33-34

9

2

2
2

2

9 класс
№
Раздел, тема

1
2
3
4-5
6
7
8

Кол-во
часов

Орфография. Трудности современной русской
орфографии. Правописание приставок
Правописание суффиксов существительных,
прилагательных, глаголов
Правописание суффиксов причастий, наречий
Правописание корней слов
Повторение по теме «Орфография»
Синтаксис. Словосочетание. Виды связи в
словосочетании. Синтаксические нормы
Предложение. Грамматическая основа
предложения. Грамматические нормы

1
1
1
2
1
1
1

9

Синтаксический анализ сложного предложения 1

10
11

Сложные бессоюзные предложения
Сложные предложения с разными видами
связи
Повторение по теме «Сложные предложения»
Пунктуация. Простое осложнённое
предложение. Знаки препинания в простом
осложнённом предложении: при обособленных
определениях, при обособленных
обстоятельствах
Знаки препинания в простом осложнённом
предложении при сравнительных оборотах, при
уточняющих членах предложения
Знаки препинания в сложносочинённом
предложении
Знаки препинания в сложноподчинённом
предложении
Наличие и отсутствие знаков препинания в
сложносочинённом и сложноподчинённом
предложениях
Повторение по теме «Пунктуация в простом и
сложном предложении».

12
13

14

15
16
17

18

10

1
1
1

1

1
1
1
1
1

Электро
нные
образ.
ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».