Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ «Школа№58» КГО, утвержденной приказом директора № 156 -о/д от 27.08.2024г Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 58» Камышловского городского округа Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 81 от 26.08.2024 года № 157-о\д ЛОДббООПО^Йх' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Практикум по русскому язык» для обучающихся 10-11 класса Камышлов 2024 2 Содержание учебного курса «Практикум по русскому языку» 10 -11 КЛАСС Орфоэпия. Орфоэпические нормы Нормы ударения в современном литературном русском языке. Лексикология и фразеология. Лексические нормы Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение (повторение, обобщение). Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Многозначные слова и омонимы, их употребление. Синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм. Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова. Морфология. Морфологические нормы Морфологические нормы современного русского литературного языка (общее представление). Основные нормы употребления имён существительных: форм рода, числа, падежа. Основные нормы употребления имён прилагательных: форм степеней сравнения, краткой формы. Основные нормы употребления количественных, порядковых и собирательных числительных. Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных местоимений, возвратного местоимения себя. Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа победить, убедить, выздороветь). Орфография. Основные правила орфографии Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания. Орфографические правила. Правописание гласных и согласных в корне. Употребление разделительных ъ и ь. Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок. Правописание суффиксов. Правописание н и нн в словах различных частей речи. Правописание не и ни. Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Текст. Информационно-смысловая переработка текста Текст, его основные признаки (повторение, обобщение). 2 3 Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее представление). Информативность текста. Информационно-смысловая переработка прочитанного текста. Планируемые результаты освоения учебного курса «Практикум русского языка» Текст Владеть умениями информационной переработки прочитанного художественного и научно-популярного текстов; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы. Система языка Орфоэпия Использовать знания по орфоэпии в практике произношения и правописания слов. Орфография Распознавать изученные орфограммы. Применять знания по орфографии в практике правописания Лексикология Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; уметь правильно употреблять слова-паронимы. Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия. Морфемика. Орфография Применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания неизменяемых приставок и приставок на -з (-с); ы — и после приставок; корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными (в рамках изученного); корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного); ё —о после шипящих в корне слова; ы — и после ц. Морфология. Орфография Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён существительных, прилагательных, глаголов, постановки в них ударения Соблюдать нормы правописания всех частей речи. 11 КЛАСС Синтаксис. Синтаксические нормы Порядок слов в предложении. Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим. Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложно-падежной формы управляемого слова. Основные нормы употребления однородных членов предложения. Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Основные нормы построения сложных предложений. 3 4 Пунктуация. Основные правила пунктуации Пунктуация как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Пунктуационный анализ предложения. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: знаки препинания внутри простого предложения; знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче чужой речи. Сочетание знаков препинания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обособлении. Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при передаче чужой речи. Функциональная стилистика. Культура речи Функциональная стилистика как раздел лингвистики. Стилистическая норма (повторение, обобщение). Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: отвлечённость, логичность, точность, объективность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: экспрессивность, призывность, оценочность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля: заметка, статья, репортаж, очерк, эссе, интервью (обзор). Язык художественной литературы и его отличие от других функциональных разновидностей языка (повторение, обобщение). Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других функциональных разновидностей языка. 4 5 3. Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании 10 класс № Раздел, тема Кол-во часов 1-2 2 7 Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Нормы ударения в современном литературном русском языке Лексикология и фразеология. Лексические нормы Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Многозначные слова и омонимы, их употребление. Синонимы, антонимы, паронимы и их употребление Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм 8- 9 Фразеология русского языка 2 10-11 Морфология. Морфологические нормы Основные нормы употребления имён существительных: форм рода, числа, падежа Основные нормы употребления имён прилагательных: форм степеней сравнения, краткой формы Основные нормы употребления количественных, порядковых и собирательных числительных Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных местоимений, возвратного местоимения Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа победить, убедить, выздороветь) 2 Орфография. Основные правила орфографии Правописание гласных и согласных в корне 2 3-4 5- 6 12-13 14 15 16 17-18 2 2 1 2 1 1 1 5 6 19 Употребление разделительных ъ и ь 1 20-21 Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок 2 22-23 Правописание суффиксов 2 24-25 Правописание н и нн в словах различных частей речи 2 26 Правописание не и ни. 1 27-28 Правописание окончаний имён существительных, имён 2 прилагательных и глаголов 29-30 Слитное, дефисное и раздельное написание слов 31-32 Текст. Информационно-смысловая переработка 2 текста Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее представление). Информационно-смысловая переработка прочитанного текста 2 Повторение 33-34 2 11 класс № Раздел, тема Кол-во часов 1-2 Культура речи и синтаксические нормы 2 3 Способы выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого Сложные случаи управления. Форма множественного числа родительного падежа Основные нормы употребления однородных членов предложения. Обобщающее слово. Знаки препинания при обобщающем слове Знаки препинания в предложениях с однородными членами Употребление причастных оборотов. Обособленные и необособленные определения 2 4 5-6 7-8 9 2 1 2 2 6 7 Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями, приложениями 12 -13 Употребление деепричастных оборотов. Обособленные обстоятельства. Случаи адвербиализации деепричастий 14-15 Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными дополнениями, обстоятельствами, уточняющими членами 16-17 Правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, вводными конструкциями, обращениями, междометиями 18 Правила постановки знаков препинания в сложном предложении 19-20 Знаки препинания в осложнённых предложениях и в сложных предложениях с разными видами связи. 21-22 Знаки препинания в сложных предложениях на стыке союзов 23-24 Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью 25- 26 Комплексное повторение. Осложнённое списывание. Орфография. Пунктуация. Работа с текстами 27-28 Стилистика. Научный стиль речи научного стиля 10-11 29-30 31-32 33-34 2 1 1 1 1 2 2 2 1 2 Публицистический стиль. Лексические, морфологические 2 и синтаксические особенности стиля. Работа с текстом публицистического стиля Язык художественной литературы. Образность и 2 выразительность Работа с текстом художественного стиля Комплексное повторение. Функциональные стили речи 2 7