ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Геометрия как один из основных разделов школьной математики, имеющий своей целью обеспечить изучение свойств и размеров фигур, их отношений и взаимное расположение, опирается на логическую, доказательную линию. Ценность изучения геометрии на уровне основного общего образования заключается в том, что обучающийся учится проводить доказательные рассуждения, строить логические умозаключения, доказывать истинные утверждения и строить контрпримеры к ложным, проводить рассуждения «от противного», отличать свойства от признаков, формулировать обратные утверждения. Второй целью изучения геометрии является использование её как инструмента при решении как математических, так и практических задач, встречающихся в реальной жизни. Обучающийся должен научиться определить геометрическую фигуру, описать словами данный чертёж или рисунок, найти площадь земельного участка, рассчитать необходимую длину оптоволоконного кабеля или требуемые размеры гаража для автомобиля. Этому соответствует вторая, вычислительная линия в изучении геометрии. При решении задач практического характера обучающийся учится строить математические модели реальных жизненных ситуаций, проводить вычисления и оценивать адекватность полученного результата. Крайне важно подчёркивать связи геометрии с другими учебными предметами, мотивировать использовать определения геометрических фигур и понятий, демонстрировать применение полученных умений в физике и технике. Эти связи наиболее ярко видны в темах «Векторы», «Тригонометрические соотношения», «Метод координат» и «Теорема Пифагора». Учебный курс «Геометрия» включает следующие основные разделы содержания: «Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин», «Декартовы координаты на плоскости», «Векторы», «Движения плоскости», «Преобразования подобия». На изучение учебного курса «Геометрия» отводится 204 часа: в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю). 3 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 7 КЛАСС Начальные понятия геометрии. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Ломаная, многоугольник. Параллельность и перпендикулярность прямых. Симметричные фигуры. Основные свойства осевой симметрии. Примеры симметрии в окружающем мире. Основные построения с помощью циркуля и линейки. Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, их свойства. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Неравенство треугольника. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Свойства и признаки параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Прямоугольный треугольник. Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой к гипотенузе. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Прямоугольный треугольник с углом в 30°. Неравенства в геометрии: неравенство треугольника, неравенство о длине ломаной, теорема о большем угле и большей стороне треугольника. Перпендикуляр и наклонная. Геометрическое место точек. Биссектриса угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек. Окружность и круг, хорда и диаметр, их свойства. Взаимное расположение окружности и прямой. Касательная и секущая к окружности. Окружность, вписанная в угол. Вписанная и описанная окружности треугольника. 8 КЛАСС Четырёхугольники. Параллелограмм, его признаки и свойства. Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства. Трапеция, равнобокая трапеция, её свойства и признаки. Прямоугольная трапеция. Метод удвоения медианы. Центральная симметрия. Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках. Средние линии треугольника и трапеции. Центр масс треугольника. Подобие треугольников, коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Применение подобия при решении практических задач. Свойства площадей геометрических фигур. Формулы для площади треугольника, параллелограмма, ромба и трапеции. Отношение площадей подобных фигур. Вычисление площадей треугольников и многоугольников на клетчатой бумаге. 4 Теорема Пифагора. Применение теоремы Пифагора при решении практических задач. Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество. Тригонометрические функции углов в 30, 45 и 60°. Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. Углы между хордами и секущими. Вписанные и описанные четырёхугольники. Взаимное расположение двух окружностей. Касание окружностей. Общие касательные к двум окружностям. 9 КЛАСС Синус, косинус, тангенс углов от 0 до 180°. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Решение треугольников. Теорема косинусов и теорема синусов. Решение практических задач с использованием теоремы косинусов и теоремы синусов. Преобразование подобия. Подобие соответственных элементов. Теорема о произведении отрезков хорд, теоремы о произведении отрезков секущих, теорема о квадрате касательной. Вектор, длина (модуль) вектора, сонаправленные векторы, противоположно направленные векторы, коллинеарность векторов, равенство векторов, операции над векторами. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов, применение для нахождения длин и углов. Декартовы координаты на плоскости. Уравнения прямой и окружности в координатах, пересечение окружностей и прямых. Метод координат и его применение. Правильные многоугольники. Длина окружности. Градусная и радианная мера угла, вычисление длин дуг окружностей. Площадь круга, сектора, сегмента. Движения плоскости и внутренние симметрии фигур (элементарные представления). Параллельный перенос. Поворот. 5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОМЕТРИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия» характеризуются: 1) патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах; 2) гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного; 3) трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей; 4) эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве; 5) ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности; 6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: 6 готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7) экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения; 8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; 7 делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников 8 диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи. Измерять линейные и угловые величины. Решать задачи на вычисление длин отрезков и величин углов. 9 Делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в реальной жизни, размеров природных объектов. Различать размеры этих объектов по порядку величины. Строить чертежи к геометрическим задачам. Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и свойства равнобедренных треугольников при решении задач. Проводить логические рассуждения с использованием геометрических теорем. Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством медианы, проведённой к гипотенузе прямоугольного треугольника, в решении геометрических задач. Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними секущая. Определять параллельность прямых с помощью равенства расстояний от точек одной прямой до точек другой прямой. Решать задачи на клетчатой бумаге. Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения углов в геометрических задачах с использованием суммы углов треугольников и многоугольников, свойств углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей. Решать практические задачи на нахождение углов. Владеть понятием геометрического места точек. Уметь определять биссектрису угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек. Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра окружности, пользоваться их свойствами. Уметь применять эти свойства при решении задач. Владеть понятием описанной около треугольника окружности, уметь находить её центр. Пользоваться фактами о том, что биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке, и о том, что серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке. Владеть понятием касательной к окружности, пользоваться теоремой о перпендикулярности касательной и радиуса, проведённого к точке касания. Пользоваться простейшими геометрическими неравенствами, понимать их практический смысл. Проводить основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки. К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы, пользоваться их свойствами при решении геометрических задач. 10 Применять свойства точки пересечения медиан треугольника (центра масс) в решении задач. Владеть понятием средней линии треугольника и трапеции, применять их свойства при решении геометрических задач. Пользоваться теоремой Фалеса и теоремой о пропорциональных отрезках, применять их для решения практических задач. Применять признаки подобия треугольников в решении геометрических задач. Пользоваться теоремой Пифагора для решения геометрических и практических задач. Строить математическую модель в практических задачах, самостоятельно делать чертёж и находить соответствующие длины. Владеть понятиями синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Пользоваться этими понятиями для решения практических задач. Вычислять (различными способами) площадь треугольника и площади многоугольных фигур (пользуясь, где необходимо, калькулятором). Применять полученные умения в практических задачах. Владеть понятиями вписанного и центрального угла, использовать теоремы о вписанных углах, углах между хордами (секущими) и угле между касательной и хордой при решении геометрических задач. Владеть понятием описанного четырёхугольника, применять свойства описанного четырёхугольника при решении задач. Применять полученные знания на практике – строить математические модели для задач реальной жизни и проводить соответствующие вычисления с применением подобия и тригонометрии (пользуясь, где необходимо, калькулятором). К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Знать тригонометрические функции острых углов, находить с их помощью различные элементы прямоугольного треугольника («решение прямоугольных треугольников»). Находить (с помощью калькулятора) длины и углы для нетабличных значений. Пользоваться формулами приведения и основным тригонометрическим тождеством для нахождения соотношений между тригонометрическими величинами. Использовать теоремы синусов и косинусов для нахождения различных элементов треугольника («решение треугольников»), применять их при решении геометрических задач. Владеть понятиями преобразования подобия, соответственных элементов подобных фигур. Пользоваться свойствами подобия произвольных фигур, уметь вычислять длины и находить углы у подобных фигур. Применять 11 свойства подобия в практических задачах. Уметь приводить примеры подобных фигур в окружающем мире. Пользоваться теоремами о произведении отрезков хорд, о произведении отрезков секущих, о квадрате касательной. Пользоваться векторами, понимать их геометрический и физический смысл, применять их в решении геометрических и физических задач. Применять скалярное произведение векторов для нахождения длин и углов. Пользоваться методом координат на плоскости, применять его в решении геометрических и практических задач. Владеть понятиями правильного многоугольника, длины окружности, длины дуги окружности и радианной меры угла, уметь вычислять площадь круга и его частей. Применять полученные умения в практических задачах. Находить оси (или центры) симметрии фигур, применять движения плоскости в простейших случаях. Применять полученные знания на практике – строить математические модели для задач реальной жизни и проводить соответствующие вычисления с применением подобия и тригонометрических функций (пользуясь, где необходимо, калькулятором). 12 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы 1 Простейшие геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин 14 2 Треугольники 22 1 14 1 14 1 4 1 68 4 3 4 5 Параллельные прямые, сумма углов треугольника Окружность и круг. Геометрические построения Повторение, обобщение знаний ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415e2e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415e2e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415e2e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415e2e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415e2e 0 13 8 КЛАСС Количество часов № п/п 1 2 3 4 5 6 Наименование разделов и тем программы Четырёхугольники Всего Контрольные работы 12 1 15 1 14 1 10 1 13 1 Повторение, обобщение знаний 4 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 6 Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках, подобные треугольники Площадь. Нахождение площадей треугольников и многоугольных фигур. Площади подобных фигур Теорема Пифагора и начала тригонометрии Углы в окружности. Вписанные и описанные четырехугольники. Касательные к окружности. Касание окружностей Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417e18 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417e18 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417e18 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417e18 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417e18 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417e18 0 14 9 КЛАСС Количество часов № п/п 1 2 Наименование разделов и тем программы Тригонометрия. Теоремы косинусов и синусов. Решение треугольников Преобразование подобия. Метрические соотношения в окружности Всего Контрольные работы 16 1 10 1 3 Векторы 12 1 4 Декартовы координаты на плоскости 9 1 5 Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга. Вычисление площадей 8 6 Движения плоскости 6 7 Повторение, обобщение, систематизация знаний ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a12c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a12c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a12c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a12c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a12c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a12c 7 2 68 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a12c 0 15 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема урока Простейшие геометрические объекты Многоугольник, ломаная Смежные и вертикальные углы Смежные и вертикальные углы Смежные и вертикальные углы Смежные и вертикальные углы Смежные и вертикальные углы Смежные и вертикальные углы Количество часов Контрольные Всего работы 1 1 1 1 1 1 1 1 Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866b724 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866cb6a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866c5c0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866c7be Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866c7be Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866c7be Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866c7be Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866c7be 16 9 10 11 12 13 14 15 Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов Периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников Периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников Понятие о равных треугольниках и первичные 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866c3ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866c3ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866c3ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866c3ea 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866ce80 17 16 17 18 19 20 21 22 23 24 представления о равных фигурах Три признака равенства треугольников Три признака равенства треугольников Три признака равенства треугольников Три признака равенства треугольников Три признака равенства треугольников Три признака равенства треугольников Признаки равенства прямоугольных треугольников Признаки равенства прямоугольных треугольников Свойство медианы прямоугольного 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866d1fa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866d34e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866e01e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866e01e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866e01e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866e88e 1 https://resh.edu.ru/subject/les son/7309/conspect/ 1 https://resh.edu.ru/subject/les son/7309/conspect/ 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866e9ec 18 25 26 27 28 29 30 31 32 треугольника, проведённой к гипотенузе Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой к гипотенузе Равнобедренные и равносторонние треугольники Признаки и свойства равнобедренного треугольника Признаки и свойства равнобедренного треугольника Признаки и свойства равнобедренного треугольника Неравенства в геометрии Неравенства в геометрии Неравенства в геометрии 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866e9ec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866d6fa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866d880 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866d880 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866e26c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866e3a2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866e3a2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866e3a2 19 33 34 35 36 37 38 39 40 Неравенства в геометрии Прямоугольный треугольник с углом в 30° Прямоугольный треугольник с углом в 30° Контрольная работа по теме "Треугольники" Параллельные прямые, их свойства Пятый постулат Евклида Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8866e3a2 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8866eb22 Библиотека ЦОК 1 1 1 1 1 1 https://m.edsoo.ru/8866eb22 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866ecbc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866ef64 https://resh.edu.ru/subject/les son/7300/conspect/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866f086 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866f086 20 41 42 43 44 параллельных прямых секущей Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей Признак параллельности прямых через равенство расстояний от 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866f086 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866f086 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866f3b0 https://resh.edu.ru/subject/les son/7298/conspect/ 21 45 46 47 48 49 50 51 52 точек одной прямой до второй прямой Признак параллельности прямых через равенство расстояний от точек одной прямой до второй прямой Сумма углов треугольника Сумма углов треугольника Внешние углы треугольника Внешние углы треугольника Контрольная работа по теме "Параллельные прямые, сумма углов треугольника" Окружность, хорды и диаметр, их свойства Касательная к окружности https://resh.edu.ru/subject/les son/7298/conspect/ 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8866f630 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8866f8ba Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8866fa5e Библиотека ЦОК 1 1 1 1 https://m.edsoo.ru/8866fa5e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866fe6e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88670800 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88670e9a 22 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 Окружность, вписанная в угол Окружность, вписанная в угол Понятие о ГМТ, применение в задачах Понятие о ГМТ, применение в задачах Биссектриса и серединный перпендикуляр как геометрические места точек Окружность, описанная около треугольника Окружность, описанная около треугольника Окружность, вписанная в треугольник Окружность, вписанная в треугольник Простейшие задачи на построение 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8867013e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88670508 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88670a62 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88670a62 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8867103e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88670a62 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88671188 23 Простейшие задачи на построение Контрольная работа по теме "Окружность и 64 круг. Геометрические построения" Повторение и обобщение знаний 65 основных понятий и методов курса 7 класса Итоговая 66 контрольная работа Повторение и обобщение знаний 67 основных понятий и методов курса 7 класса Повторение и обобщение знаний 68 основных понятий и методов курса 7 класса ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 63 Библиотека ЦОК 1 1 https://m.edsoo.ru/886712d2 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/88671462 Библиотека ЦОК 1 1 https://m.edsoo.ru/886715b6 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/886716ec Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/886719bc Библиотека ЦОК 1 68 https://m.edsoo.ru/886719bc 4 0 24 8 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 1 2 Параллелограмм, его признаки и свойства 1 3 Параллелограмм, его признаки и свойства 1 4 5 6 Практические работы Дата изучения Библиотека ЦОК Параллелограмм, его признаки и свойства Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства Контрольные работы Электронные цифровые образовательные ресурсы https://m.edsoo.ru/88671 af2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88671 ca0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88671 ca0 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/88671 dea Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/88671 f20 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/88672 09c 25 Библиотека ЦОК 7 Трапеция 1 8 Равнобокая и прямоугольная трапеции 1 9 Равнобокая и прямоугольная трапеции 1 10 Метод удвоения медианы 1 11 Центральная симметрия 1 12 Контрольная работа по теме "Четырёхугольники" 1 13 Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках 1 https://m.edsoo.ru/88672 358 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88672 52e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88672 858 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88672 b14 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88672 b14 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/88672 c9a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88673 37a Библиотека ЦОК 14 Средняя линия треугольника 1 15 Средняя линия треугольника 1 16 Трапеция, её средняя линия 1 https://m.edsoo.ru/88672 e0c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88672 f38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88672 358 26 Библиотека ЦОК 17 Трапеция, её средняя линия 1 18 Пропорциональные отрезки 1 https://m.edsoo.ru/88673 064 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88673 794 Библиотека ЦОК 19 Пропорциональные отрезки 1 20 Центр масс в треугольнике 1 21 Подобные треугольники 1 22 Три признака подобия треугольников 1 23 Три признака подобия треугольников 1 24 Три признака подобия треугольников 1 25 Три признака подобия треугольников 1 26 Применение подобия при решении практических задач 1 https://m.edsoo.ru/88673 794 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88673 8fc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88673 a78 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88673 bae Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88673 d52 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88674 00e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88674 00e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88674 00e 27 Библиотека ЦОК 27 Контрольная работа по теме "Подобные треугольники" 1 28 Свойства площадей геометрических фигур 1 29 30 31 32 33 Формулы для площади треугольника, параллелограмма Формулы для площади треугольника, параллелограмма Формулы для площади треугольника, параллелограмма Формулы для площади треугольника, параллелограмма Формулы для площади треугольника, параллелограмма 1 https://m.edsoo.ru/88674 45a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88674 5fe Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/88674 860 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/88674 a22 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/88674 a22 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/88675 288 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/88675 42c Библиотека ЦОК 34 Вычисление площадей сложных фигур 1 35 Площади фигур на клетчатой бумаге 1 36 Площади подобных фигур 1 https://m.edsoo.ru/88674 e78 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88674 73e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88674 73e 28 Библиотека ЦОК 37 Площади подобных фигур 1 38 Задачи с практическим содержанием 1 39 Задачи с практическим содержанием 1 40 Решение задач с помощью метода вспомогательной площади 1 41 Контрольная работа по теме "Площадь" 1 42 Теорема Пифагора и её применение 1 43 Теорема Пифагора и её применение 1 44 Теорема Пифагора и её применение 1 45 Теорема Пифагора и её применение 1 46 Теорема Пифагора и её применение 1 https://m.edsoo.ru/88674 73e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88675 558 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88675 684 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88674 f90 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/88675 79c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88675 918 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88675 918 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88675 abc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88675 abc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88675 abc 29 47 48 49 50 51 52 53 54 55 Определение тригонометрических функций острого угла прямоугольного треугольника, тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике Основное тригонометрическое тождество Основное тригонометрическое тождество Основное тригонометрическое тождество Контрольная работа по теме "Теорема Пифагора и начала тригонометрии" Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой Углы между хордами и секущими Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/88675 d32 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/88675 f44 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/88675 f44 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/88675 f44 Библиотека ЦОК 1 1 https://m.edsoo.ru/8a140 7e8 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a141 5b2 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a141 940 Библиотека ЦОК 1 1 https://m.edsoo.ru/8a141 b34 30 56 57 58 59 60 61 62 Углы между хордами и секущими Вписанные и описанные четырёхугольники, их признаки и свойства Вписанные и описанные четырёхугольники, их признаки и свойства Вписанные и описанные четырёхугольники, их признаки и свойства Применение свойств вписанных и описанных четырёхугольников при решении геометрических задач Применение свойств вписанных и описанных четырёхугольников при решении геометрических задач Взаимное расположение двух окружностей, общие касательные 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a140 f86 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a141 6d4 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a141 6d4 1 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a141 0a8 Библиотека ЦОК 63 Касание окружностей 1 64 Контрольная работа по теме "Углы в окружности. Вписанные и описанные четырехугольники" 1 https://m.edsoo.ru/8a141 0a8 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a141 c88 31 65 66 67 Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний Итоговая контрольная работа Повторение основных понятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a141 ddc Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a141 efe Библиотека ЦОК 1 1 https://m.edsoo.ru/8a142 368 Библиотека ЦОК 1 68 https://m.edsoo.ru/8a142 0ac 6 0 32 9 КЛАСС № п/п 1 2 Тема урока Определение тригонометрических функций углов от 0° до 180° Формулы приведения Количество часов Контрольные Всего работы 1 1 3 Теорема косинусов 1 4 Теорема косинусов 1 5 Теорема косинусов 1 6 Теорема синусов 1 7 Теорема синусов 1 8 Теорема синусов 1 9 10 11 Нахождение длин сторон и величин углов треугольников Решение треугольников Решение треугольников 1 1 1 Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1424bc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1424bc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14336c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14336c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a142d5e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a142e8a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a142e8a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a142e8a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1430b0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a142ac0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a142ac0 33 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Решение треугольников Решение треугольников Практическое применение теорем синусов и косинусов Практическое применение теорем синусов и косинусов Контрольная работа по теме "Решение треугольников" Понятие о преобразовании подобия Соответственные элементы подобных фигур Соответственные элементы подобных фигур Теорема о произведении отрезков хорд, теорема о произведении отрезков секущих, теорема о квадрате касательной Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a142ac0 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a142ac0 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a142c3c Библиотека ЦОК 1 1 1 1 1 1 https://m.edsoo.ru/8a142c3c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14392a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a143ab0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a143de4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a143de4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14406e 34 21 22 23 24 25 26 Теорема о произведении отрезков хорд, теорема о произведении отрезков секущих, теорема о квадрате касательной Теорема о произведении отрезков хорд, теорема о произведении отрезков секущих, теорема о квадрате касательной Применение теорем в решении геометрических задач Применение теорем в решении геометрических задач Применение теорем в решении геометрических задач Контрольная работа по теме "Преобразование Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a1441a4 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a1442da Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a143f06 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a1443fc Библиотека ЦОК 1 1 https://m.edsoo.ru/8a144578 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1447a8 35 27 28 29 30 31 подобия. Метрические соотношения в окружности" Определение векторов. Физический и геометрический смысл векторов Сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число Сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число Сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам 1 1 1 1 1 32 Координаты вектора 1 33 Скалярное произведение векторов, его применение для 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a144960 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a144a8c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a144d52 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a144d52 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a144d52 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a144fbe Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14539c 36 34 35 36 37 38 39 нахождения длин и углов Скалярное произведение векторов, его применение для нахождения длин и углов Решение задач с помощью векторов Решение задач с помощью векторов Применение векторов для решения задач физики Контрольная работа по теме "Векторы" Декартовы координаты точек на плоскости https://m.edsoo.ru/8a144c3a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1458c4 Библиотека ЦОК 1 1 1 1 41 Уравнение прямой 1 43 Библиотека ЦОК 1 Уравнение прямой Уравнение окружности Координаты точек пересечения https://m.edsoo.ru/8a14550e 1 40 42 Библиотека ЦОК 1 1 1 https://m.edsoo.ru/8a1458c4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a145b08 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a145c48 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a145c48 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a145c48 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14635a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a146620 37 44 45 46 47 48 49 50 51 окружности и прямой Метод координат при решении геометрических задач, практических задач Метод координат при решении геометрических задач, практических задач Метод координат при решении геометрических задач, практических задач Контрольная работа по теме "Декартовы координаты на плоскости" Правильные многоугольники, вычисление их элементов Число π. Длина окружности Число π. Длина окружности Длина дуги окружности https://resh.edu.ru/subject/les son/6083/conspect/ 1 https://resh.edu.ru/subject/les son/6083/conspect/ 1 https://resh.edu.ru/subject/les son/6083/conspect/ 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a146e0e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a146fda Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1472c8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14714c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14714c 38 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 Радианная мера угла Площадь круга, сектора, сегмента Площадь круга, сектора, сегмента Площадь круга, сектора, сегмента Понятие о движении плоскости Параллельный перенос, поворот Параллельный перенос, поворот Параллельный перенос, поворот Параллельный перенос, поворот Применение движений при решении задач Контрольная работа по темам "Правильные многоугольники. Окружность. Движения плоскости" Повторение, обобщение, Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a14714c Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a147426 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a147750 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a147750 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a147c82 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a147f16 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a147f16 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a147f16 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a147f16 Библиотека ЦОК 1 1 1 https://m.edsoo.ru/8a1480e2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a148524 39 64 65 66 67 68 систематизация знаний. Измерение геометрических величин. Треугольники Повторение, обобщение, систематизация знаний. Параллельные и перпендикулярные прямые Повторение, обобщение, систематизация знаний. Окружность и круг. Геометрические построения. Углы в окружности Повторение, обобщение, систематизация знаний. Вписанные и описанные окружности многоугольников Итоговая контрольная работа Повторение, обобщение, Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a148650 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8a148650 Библиотека ЦОК 1 1 1 https://m.edsoo.ru/8a148650 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a148920 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a148650 40 систематизация знаний ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 6 0 41 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Геометрия, 7-9 классы/ Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ • Геометрия, 7-9 классы/ Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/subject/17/7/http://school-collection.edu.ru