Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Направленность программы – общекультурная Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр.Творчество.Дети» разработана в соответствии с: 1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция); 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 678-р 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” 4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28) 5. Концептуальные подходы к развитию дополнительного образования детей в Свердловской области (утв. приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 06.05.2022 г. № 434-Д) 6. Приказ министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» а соответствии с социальным сертификатом» 7. Приказ министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 25.08.2023 №963-Д «О внесении изменений в Приказ министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» а соответствии с социальным сертификатом» Актуальность Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует: формированию и развитию творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театр. Творчество. Дети.» состоит в том, что обучение учащихся театральному искусству, как искусству синтетическому, является одним из средств воспитания школьника через слово, движения, голос, отношение к окружающему миру, что в результате характеризует действительно культурного человека, человека, любящего свое Отечество. Тенденции, происходящие в современном обществе, политика государства в области образования и духовно-нравственного воспитания, диктуют особые требования к развитию и воспитанию учащихся. С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности, воспитания общественного сознания. История приобщения учащихся к искусству театра в России начинается с 17 века, так же, как и вся история русского театрального искусства. В настоящее время занятия театральным творчеством учащихся не потеряли своей актуальности. Гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой. Оба эти процесса идут в теснейшей связи друг с другом, находятся в диалектическом единстве. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству. Новизна данной программы в осуществлении учебно-воспитательного процесса через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. А также изучение национально-регионального компонента, который интегрирован с федеральным компонентом и используется для знакомства дошкольников с культурой народов Урала, фольклором и произведениями авторов Урала. Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы – педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 1 раз в год. Форма проведения: наблюдение, концерт, театрализованная постановка. Адресат общеразвивающей программы категория обучающихся 711лет, проявляющих интерес к сценическому искусству. По данной программе могут обучаться дети всех социальных групп, включая детей-инвалидов, сирот и детей из неблагополучных семей. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Дети принимаются в группу по желанию, по заявлению родителей. Режим занятий: Общее количество часов в неделю: в 1 год – 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Во 2 – 4 годы – 3 часа. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу. Настоящая программа рассчитана на 4 года обучения. Форма обучения очная. Организация образовательного процесса осуществляется на основе последовательного освоения содержания. Уровень программы - базовый. Виды занятий – театрализация и ролевая игра; ритмопластика; культура и техника речи; сценические движения; сценография; основы театральной культуры; основы актёрского мастерства; создание спектакля. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: Формирование творческой индивидуальности Задачи: Обучающие: • Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость • Формировать умения и навыки сценической культуры поведения • Прививать любовь к театру как многомерному и многоликому жанру искусства Развивающие: • Развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения, речевое дыхание и дикцию Воспитательные: • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива. 1.4 Планируемые результаты Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД. Личностные результаты. У обучающихся будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающиеся научатся: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающиеся научатся: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающиеся научатся: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: Обучающиеся научатся: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; различать произведения по жанру; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; сочинять этюды по сказкам; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) Основные формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Эффект от реализации программы. В процессе театрализованной деятельности происходит развитие личности ребенка: развивается: внимание, память, воображение; совершенствуется словарный запас, звукопроизношение; совершенствуется моторика, целенаправленность движений; происходит коррекция поведения; развивается чувство коллективизма; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности; участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает интерес. Формы и методы организации занятий: Все занятия по программе построены с учетом основных принципов педагогики искусства: 1. От постановки творческой задачи до достижения творческого результата. 2. Вовлечение в творческий процесс всех учеников. 3. Смена типа и ритма работы. 4. От простого к сложному. 5. Индивидуальный поход к каждому учащемуся. Основными формами организации образовательного процесса являются коллективная, групповая, индивидуально-групповая. Формы проведения занятий: беседа, игра, тренинг, творческая мастерская, учебный показ, репетиция, дистанционное обучение, спектакль, просмотр спектакля с последующим обсуждением, дискуссия, экскурсия, проектная деятельность. В процессе обучения используются следующие методы: методы формирования интереса к учению: общеразвивающие и познавательные игры, поддержка, создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание эмоциональных нравственных ситуаций, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, использование занимательных примеров. Словесный - рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении записей, работе с наглядным материалом. Наглядный демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц), просмотр спектаклей, видеофильмов и т.д. Практический - тренинги, упражнения, творческие задания и показы. Данный метод является основным. Педагогическая целесообразность Образовательная программа «Театр. Творчество. Дети» педагогически целесообразна, т.к. направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом учащемся, на выражение его личного «Я» и помогает решить следующие проблемы: 1) Занятия в детском театральном коллективе способствуют более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. 2) Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического и духовного здоровья. 3) Знакомство с основами театральной культуры расширяет кругозор школьников, философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры, формирует данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал обучающегося, обогатить словарный запас, сформировать нравственно эстетические чувства. Практическая значимость программы: введение театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательнообразовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение) Сильной стороной программы является её прикладная направленность. 1.3 Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план №п/п Раздел Количество часов всего Формы контроля теория практика 1 год обучения (68 часов) 1 Знакомство театром с 14 7 7 Беседа 2 23 Театральные профессии, или Кто создает спектакль? 3 20 Обсуждение, моделирование, проектирование 3 Мы идем театр! в 12 2 10 Выполнение заданий на выражение впечатления в рисунке, в «облаке слов» 4 15 Искусство выразительной речи 6 9 Творческая игра 5 Итоговый концерт, выставкапоказ 2 2 Концерт 4 2 год обучения (102 часа) 1 Вводное занятие. 2 1 1 Опрос, беседа 2 Театральная игра. 18 3 15 Тренинг 3 Культура и 20 техника речи 10 10 Обсуждение правил «Культура театрального зрителя». 4 Ритмопластика 16 4 12 Игра, этюд, танец 5 Основы театральной культуры 19 9 10 Обсуждение, моделирование, проектирование 6 Работа над 23 спектаклем 2 21 Обсуждение спектакля. Выполнение заданий на выражение впечатления в рисунке, в «облаке слов» и пр. 7 Показ спектакля 2 1 1 Театрализация сказки 8 Подведение итогов обучения 2 1 1 Беседа 3 год обучения (102 часа) 1 2 3 4 5 Знакомимся с театром Театральные профессии, или Кто создает спектакль? Мы идем в театр! Учимся актерскому мастерству Создаем свой спектакль 17 9 8 Проект 32 15 17 Беседа 12 2 10 Устный опрос 26 7 19 Тренинг 15 3 12 Спектакль 4 год обучения (102 часа) 1 2 Знакомимся с 16 театром 24 Театральные профессии, или Кто 9 7 Проект 12 12 Беседа 3 4 5 создает спектакль? Мы идем в 13 театр! 31 Учимся актерскому мастерству Создаем свой 20 спектакль 3 10 Устный опрос 11 21 Тренинг 2 18 Спектакль Содержание учебного (тематического) плана Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов. 1 год обучения Знакомство с театром Теория. Знакомство с коллективом, правилами поведения на кружке. Практика. Игра на сплочение. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Знакомство с театрами (презентация) Театральные профессии, или Кто создает спектакль? Теория. Понятие о событии как определенном задании исполнителю, требующем определенной логики поведения, т.е. особой последовательность и действий. Как и что играет актер. Практика. Работа над «вежливыми действиями». Работа над этюдами – распределение функций сочинителя, режиссера, актера, художника Мы идем в театр! Теория. Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Практика. Театральные профессии. Правила поведения в театре. Искусство выразительной речи Теория. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Практика. Речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. Итоговый концерт, выставка-показ Теория. Вариативность трактовки и оформления басни Практика. Работа над выразительным чтением. Спектакль. 2 год обучения Вводное занятие Теория. Знакомство с коллективом, правилами поведения на кружке. Практика. Игра на сплочение. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Знакомство с театрами (презентация) Театральная игра Теория. Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Сценический этюд «Уж эти профессии театра…» Оформление и технические средства сцены. Практика. Научить ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества. Культура и техника речи. Теория. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Практика. Речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. Ритмопластика Теория. Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Практика. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Основы театральной культуры Теория. Особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя. Практика. Театральная терминология. Основные виды театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) Теория. Базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой. Практика. Работа над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля. Теория. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; Практика. Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи. Подведение итогов обучения. Теория. Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого обучающегося. Практика. Отчёт, показ любимых инсценировок 3 год обучения Знакомимся с театром Теория. Знакомство с коллективом, правилами поведения на кружке. Практика. Игра на сплочение. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Знакомство с театрами (презентация) Театральные профессии, или Кто создает спектакль? Теория. Понятие о событии как определенном задании исполнителю, требующем определенной логики поведения, т.е. особой последовательность и действий. Как и что играет актер. Практика. Работа над «вежливыми действиями». Работа над этюдами – распределение функций сочинителя, режиссера, актера, художника Мы идем в театр! Теория. Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Практика. Театральные профессии. Правила поведения в театре. Учимся актерскому мастерству Теория. Понятие о сценической речи. Понятие о событии как определенном задании исполнителю, требующем определенной логики поведения, т.е. особой последовательность и действий. Практика. Игра со словом. Работа с таблицей гласных. Работа над «вежливыми действиями». Создаем свой спектакль Теория. Базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой. Практика. Работа над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. 4 год обучения Знакомимся с театром Теория. Знакомство с коллективом, правилами поведения на кружке. Практика. Игра на сплочение. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Знакомство с театрами (презентация) Театральные профессии, или Кто создает спектакль? Теория. Понятие о событии как определенном задании исполнителю, требующем определенной логики поведения, т.е. особой последовательность и действий. Как и что играет актер. Практика. Работа над «вежливыми действиями». Работа над этюдами – распределение функций сочинителя, режиссера, актера, художника Мы идем в театр! Теория. Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Практика. Театральные профессии. Правила поведения в театре. Учимся актерскому мастерству Теория. Понятие о сценической речи. Понятие о событии как определенном задании исполнителю, требующем определенной логики поведения, т.е. особой последовательность и действий. Практика. Игра со словом. Работа с таблицей гласных. Работа над «вежливыми действиями». Создаем свой спектакль Теория. Базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой. Практика. Работа над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. 2.2 Условия реализации программы 2. Организационно-педагогические условия 2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год (Приложение 1) Материально-техническое обеспечение: Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, пригодной для использования в качестве выгородки, в соответствии с нормами СанПиН. Элементы театральной декорации (ширмы, кубы, скамейки), костюмы. Компьютер, проектор, экран. Звуковая аппаратура: динамики, микрофоны Информационное обеспечение: интернет-ресурсы, видео материал. Кадровое обеспечение: программу реализует педагог начальных классов Методическое обеспечение программы: • Наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, видеоматериал, презентации, фонограммы, карточки для заданий). • Музыкальная фонотека: классическая и современная музыка, театральные шумы и звуки, звуки природы, аудиотеатр. • Видеотека: записи спектаклей. • Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.) Средства общения: • Участие в детских театральных фестивалях, мероприятиях школы. • Посещение профессиональных и самодеятельных театров, встречи с членами 40 других детских театральных коллективов. • Взаимное общение учащихся из различных творческих объединений Информационное обеспечение программы: интернет-ресурсы, видео материал. 3. Список литературы используемой при составлении программы 1. Базанов, В. В. Сцена XX века: учеб. пособие для студентов театр. вузов и сред. спец. учеб. заведений / В. В. Базанов. - Ленинград: Искусство, Ленингр. отдние, 2010. - 238 с. 2. Бауэн, Н. Игры со светом в 3ds max. Освещение и световые эффекты / Н. Бауэн. - М.: НТ Пресс, 2007. - 432 с. 3. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра: вторая половина ХХ в.: В зеркале Праж. Квадриеннале 1967-1999 гг. / В.И. Березкин; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. - М.: УРСС, 2011. - 807 с. 4. Благов, Ю.А. В содружестве с Мельпоменой / Ю.А. Благов - Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2013. - 187 с. 5. Бланк, Б. В защиту дизайнерской сценографии / Б. Бланк, на вопр. "ДИ" отвечает худож. и реж. Борис Бланк // Декоративное искусство. - 2014. - N 2. - С. 52-55 Беседа о том, чем должна быть современная сценография - дизайнерством или содержательным элементом спектакля. 6. Беляев Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий, учебное пособие / Д.А. Беляев Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013. - 81 с. 7. Буйлова, Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие [Текст] / Л.Н. Буйлова. Педагогическое общество России, 2015. – 272с. 8. Гвоздев, А. А. История европейского театра: театр эпохи феодализма / А.А. Гвоздев. - Москва: URSS; Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013. - 330 с.: ил.- (Школа сценического мастерства). 9. Головня, В.В. Древнегреческий театр / В.В. Головня в кн.: История зарубежного театра. Театр Западной Европы, т.1, с. 11-54. - М. Искусство 2013. 400 с. 10. Карпов Н. В. Уроки сценического движения [Текст]: пособие для вузов / Н. В. Карпов. - М., 2015. - 200с. 11. Кузнецова Н. А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]: пособие для руководителей и педагогов / Н. А. Кузнецова, Д. Е. Яковлев. - М.: Айрис - пресс, 2014. - 96с. 12. Латышев, В.В. Очерк греческих древностей / В.В. Латышев - СПб.: Алетейя. Богослужебные и сценические древности, 2007 - 317 с. 13. Медведева И. А. Улыбка судьбы. Роли и характеры. [Текст]: пособие для вузов / И. А. Медведева.- М.: Линка - ПРЕСС, 2012. - 240с. 14. Никитина А. Б. Театр, где играют Учащиеся [Текст]: учебно-методическое пособие / А. Б. Никитина. - М.: Владос, 2014. - 288с. 15. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: пособие для пед. доп. обр. / Н. Ф. Сорокина. - М.: Аркти, 2012. - 208с. Список рекомендуемой литературы для учащихся и родителей (законных представителей несовершеннолетнего учащегося) 1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст] - М.: Просвещение, 2015. - 126 с. 2. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. [Текст] Ульяновск, ИПКПРО, 2010. - с.3 3. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология. [Текст] - М., 2016. - 483 с. 4. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. [Текст] - М., 2015. 5. Генов, Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2015. - 154 с. 6. Ершова, А. Вреден ли театр дошкольникам? // Обруч. - 2013. - № 4. - С.3-4. 7. Жуковская, Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. [Текст] - М., 2015. 8. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2т. - М., 2016. Т. 1. 682 с. 9. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. [Текст] - Ярославль: Академия развития, 2011. - 240 с. 10. Макаренко, Л. Здравствуй театр: К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1. - С.39-44. 11. Маханева, М.Д. Театральная деятельность дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11. - С.6-14.с. 12. Неменова, Т. Развитие творческого проявления детей в процессе театральных игр // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С.19. 13. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 2008. - 28 с. 14. Прохорова, Л.Н. Путешествие по Фанталии: Практические материалы по развитию творческой активности дошкольников. - СПб.: Детство-пресс,2009. - 160 с. 15. Рогов, Е.И. Психология человека. - М.: Азбука психологии, 2009. - 320 с. 16. Селиванова, Л.Т. Кукольный театр в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12.Томчикова, С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. - Магнитогорск: МаГУ, 2012. - 69 с. 17. Фурмина, Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2012. - 99 с. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М., 2009 – 113с. Аудиоиздания 1. Шедевры классической музыки [Звукозапись] / Фрагменты из произведений, исполненных симфоническими оркестрами Лондона, Вены - М.: "Весть - ТДА", 2012 - 92. - 5 мк. 1. Волшебная флейта [Звукозапись] / классика для детей - СПб.: Лаборатория звука, 2015. - 1 мк Приложение 1 Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год № Основные характеристики образовательного п/п процесса 1 Количество учебных недель 34 2 Количество учебных дней 132 3 Количество часов в неделю 3 4 Количество часов 3 5 Недель в I четверти 8 6 Недель во II четверти 8 7 Недель в III четверти 10 8 Недель в IV четверти 8 9 Начало занятий 04.09.2022 г. Осенние каникулы с 28 октября по 6 ноября 2023 года; зимние каникулы с 29 декабря 2023 года по 8 января 2024 года 10 Каникулы весенние каникулы с 23 по 31 марта 2024 Дополнительные каникулы для учащихся 1 классов: с 12 по 20 февраля 2024 года. с 1 по 8 января 2024 г.; с 23 по 25 февраля; с 8 по 10 марта; 11 Выходные дни с 28 апреля по 1 мая; с 9 по 12 мая; с 3 по 4 ноября; с 29 по 31 декабря. 12 Окончание учебного года 26.05.2023