Май 2025

07.05.2025

Мастер-класс «Развитие читательской и естественно-научной грамотности на уроках физики»

06.05.2025

В современном образовательном процессе особое внимание уделяется развитию не только предметных знаний, но и универсальных навыков, таких как читательская и естественно-научная грамотность. На примере фрагмента урока в 9 классе «Модели атомов. Опыт Резерфорда» учитель физики Елена Петровна Князева показала, как можно интегрировать эти навыки в учебный процесс.

Цель мастер-класса — продемонстрировать методы и приёмы, которые способствуют развитию читательской и естественно-научной грамотности учащихся на уроках физики. Это особенно важно в контексте подготовки школьников к сдаче экзаменов и участию в олимпиадах.

На уроке педагог использовала фрагмент урока «Модели атомов. Опыт Резерфорда», чтобы показать, как можно работать над развитием этих навыков. Она предложила несколько методов и приёмов, которые могут быть полезны для учителей физики.

  1. Анализ текста. Ученикам было предложено прочитать отрывок из учебника, посвящённый опыту Резерфорда, и выделить ключевые идеи и понятия. Это помогло учащимся не только понять содержание, но и развить навыки чтения и понимания научного текста.

  2. Обсуждение и вопросы. После прочтения текста ученики обсудили его содержание в классе. Учитель задавал вопросы, которые помогали ученикам глубже понять материал и выявить противоречия или неясности. Это способствовало развитию критического мышления и анализа.

  3. Работа с моделями и схемами. Учитель предложил ученикам построить модель атома по Резерфорду, используя подручные материалы. Это помогло ученикам визуализировать и лучше понять модель атома, а также развить пространственное мышление.
    Хочу такой сайт

  4. Применение знаний. Ученикам было предложено объяснить, как опыт Резерфорда повлиял на развитие модели атома. Это помогло им увидеть практическое применение полученных знаний и развить навыки применения теории на практике.

Использование этих методов и приёмов на уроке позволило:

развить читательскую грамотность учеников через анализ и понимание научных текстов; способствовать формированию естественно-научной грамотности путём применения теоретических знаний на практике;

  • стимулировать критическое мышление и анализ у учащихся.

Мастер-класс Елены Петровны показал, что развитие читательской и естественно-научной грамотности может быть интегрировано в учебный процесс по физике и способствовать более глубокому пониманию предмета.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».