Май 2025
07.05.2025
Мастер-класс «Развитие читательской и естественно-научной грамотности на уроках физики»
06.05.2025
В современном образовательном процессе особое внимание уделяется развитию не только предметных знаний, но и универсальных навыков, таких как читательская и естественно-научная грамотность. На примере фрагмента урока в 9 классе «Модели атомов. Опыт Резерфорда» учитель физики Елена Петровна Князева показала, как можно интегрировать эти навыки в учебный процесс.
Цель мастер-класса — продемонстрировать методы и приёмы, которые способствуют развитию читательской и естественно-научной грамотности учащихся на уроках физики. Это особенно важно в контексте подготовки школьников к сдаче экзаменов и участию в олимпиадах.
На уроке педагог использовала фрагмент урока «Модели атомов. Опыт Резерфорда», чтобы показать, как можно работать над развитием этих навыков. Она предложила несколько методов и приёмов, которые могут быть полезны для учителей физики.
Анализ текста. Ученикам было предложено прочитать отрывок из учебника, посвящённый опыту Резерфорда, и выделить ключевые идеи и понятия. Это помогло учащимся не только понять содержание, но и развить навыки чтения и понимания научного текста.
Обсуждение и вопросы. После прочтения текста ученики обсудили его содержание в классе. Учитель задавал вопросы, которые помогали ученикам глубже понять материал и выявить противоречия или неясности. Это способствовало развитию критического мышления и анализа.
Работа с моделями и схемами. Учитель предложил ученикам построить модель атома по Резерфорду, используя подручные материалы. Это помогло ученикам визуализировать и лучше понять модель атома, а также развить пространственное мышление.
Применение знаний. Ученикам было предложено объяснить, как опыт Резерфорда повлиял на развитие модели атома. Это помогло им увидеть практическое применение полученных знаний и развить навыки применения теории на практике.
Использование этих методов и приёмов на уроке позволило:
развить читательскую грамотность учеников через анализ и понимание научных текстов; способствовать формированию естественно-научной грамотности путём применения теоретических знаний на практике;
стимулировать критическое мышление и анализ у учащихся.
Мастер-класс Елены Петровны показал, что развитие читательской и естественно-научной грамотности может быть интегрировано в учебный процесс по физике и способствовать более глубокому пониманию предмета.