Трудности перехода детей из начальной в основную школу

31.01.2021

Время кризиса, время перемен, переломный момент… Как только не называют этап перехода детей из начальной школы в основную. 

В чем же заключаются трудности этого школьного периода? И можно ли избежать этих трудностей?

Необходимо помнить, что данный возрастной период характеризуется рядом важнейших изменений, происходящих в физическом, умственном и эмоциональном развитии ребенка. В период 10-11 лет у детей начинает происходить бурный физический рост и значительные изменения в строении организма. Физическое развитие определяет не только внешние и внутренние изменения в организме подростка, но и потенциальные способности их к интеллектуальной, умственной деятельности. 

Данный возраст характеризуется изменениями в эмоциональной сфере. Можно отметить, что в межличностных отношениях на первое место у младших подростков выходит общение в группе сверстников. В этом возрасте дети больше ориентируются в своих оценках и в выборе жизненных приоритетов на мнение друзей. 

По сравнению с начальной школой у детей интенсивно развивается самосознание, расширяются контакты.

В это время появляется потребность осознавать себя как личность, иметь собственную оценку, отличную от мнения взрослых. Идет активное формирование образа «Я».

Особенности младшего подросткового возраста накладывают особый отпечаток на учебную деятельность. 

Причиной возникновения трудностей при переходе из начальной в основную школу является неготовность детей воспринимать неизбежные изменения. 

Изменения заключаются: 

- в «кабинетной» системе обучения;

- в разных требованиях со стороны учителей-предметников, которые необходимо   учитывать и выполнять; 

- в возрастающем потоке информации;

- в отсутствии контроля со стороны первой учительницы и в повышении уровня самостоятельности.

А если эти изменения базируются на основе недостатка знаний, то ребенку становится тяжелее вдвойне.Хочу такой сайт

Поэтому уже в четвертом классе родители должны задуматься о предстоящем периоде перехода ребенка из начальной школы в основную и сделать всё возможное, чтобы этот переход стал максимально комфортным.

Во-первых, необходимо убедиться, что багаж знаний прочный и надежный. Если есть пробелы в знаниях, необходимо их устранить. Особое внимание следует уделить технике чтения. Если ребенок читает медленно, то это приведет к низкой успеваемости в пятом классе. 

Во-вторых, следует обратить внимание на развитие познавательных процессов. В настоящее время можно найти великое множество занимательных игр на развитие внимания, памяти и мышления, которые доставят удовольствие не только ребенку, но и всем членам вашей семьи. 

Третьим важным условием успеха является крепкое соматическое здоровье. Без крепкого здоровья никакая учеба «не пойдет на ум». 

Далее, я бы посоветовала, обратить внимание на развитие самостоятельности. Есть ещё время для развития самодисциплины, самоконтроля, самооценки и т.д.

И, конечно, детей надо постепенно готовить к изменениям в их жизни. Эти изменения естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям надо просто быть внимательнее к своим детям. Если у ребенка возникнут проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом, в чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанных с «двойками», в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает взаимоотношения родителей с ребенком. 

Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями его действий или бездействий. Только тогда он будет «взрослеть», становиться сознательным. Постепенно снимайте с себя ответственность за личные дела ребенка: пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение.

И ещё один пункт. Уважаемые родители, не стоит опасаться этого этапа в жизни детей. Это определенная ступенька на этапе взросления вашего сына или дочери, на которую дети обязательно поднимутся, но только с вашей помощью. 

                                                                     

Татьяна Суворова, педагог-психолог

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.02.2021

Дата обновления: 02.02.2021

Дата публикации: 31.01.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».