Надо ли родителям мотивировать своих детей на учебу?

02.11.2020

Многие скажут, что для мотивации детей к учебе существует школа. Они будут правы, но только частично. Желание учиться возникает на основе любознательности, которая формируется и поддерживается в семье, подкрепляясь системой жизненных ценностей. В школьные годы развитие познавательной активности продолжается. 

Почему же в некоторых, вроде бы благополучных семьях, дети не хотят учиться? Причин может быть много. Это и гиперопека, и конфликты в семье, и особенности развития ребенка, и давление со стороны родственников.

На первый план выходит проблема, которую назовем «формальный подход к воспитанию детей». Формальность выражается в том, что при воспитании соблюдается только форма: накормить, собрать в школу, одеть, купить ноутбук и телефон, следить за посещением кружков и секций и т.д. При таком подходе родителей очень сложно уличить в невыполнении своих родительских обязанностей. Но за всем этим «благополучием» нет искренней заинтересованности, нет «души». Процесс воспитания направлен как бы «напоказ». В таких семьях родители демонстрируют, как у них всё хорошо, какие у них замечательные дети, какие молодцы сами родители. 

Дети в таких семьях страдают из-за отсутствия контакта с родителями и другими членами семьи. Даже, если ребенок хорошо учится, очень редко у него формируется внутренняя мотивация к учебе. Чаще всего такие дети учатся, потому что не хотят быть хуже других. Следуя модели поведения родителей, эти дети учатся «напоказ». Вот и получается, что «ребенок учится тому, что у него в дому».

Чему может научиться ребенок, если у него перед глазами нет примера должного поведения. Нельзя требовать от ребенка желания учиться, если взрослые ничем не интересуются и не развиваются. 

Уважаемые родители! Не важно, что вы делаете, какова ваша профессия, я призываю вас постоянно открывать мир, осваивать что-то новое. Не важно, что это будет. Это может быть получение очередного высшего образования, освоение игры на гитаре или эксперименты на кухне. 

Важно постоянно делиться с ребенком радостью познания, показывать, как знания влияют на вашу жизнь. Не нужно стесняться говорить о неудачах, об ошибках и о том, как их можно исправить. В то же время ребенок должен видеть, что в результате открытия нового много положительного: от удовлетворения своих потребностей в самореализации и самоотверждении до практической пользы. 

Осваивая что-то новое, вовлекайте ребенка в познавательную деятельность. Пусть эта деятельность будет совместной. Вместе с ребенком читайте книги, ищите нужную информацию в Интернете, сочиняйте стихи, путешествуйте, занимайтесь спортом.

Занимаясь совместным делом, помните, что всё надо делать с интересом, без напряжения. Ребенок должен видеть ваше оптимистическое настроение, он должен быть уверен, что совместно можно «горы свернуть». 

И ещё!  Во всех делах больше креатива и позитивного мышления! Придумывайте интересные занятия, игры. Создавайте новое, не прибегая к большим тратам. Учите ребенка, что из любого положения есть выход. В жизни нет проблем, есть вопросы, на которые необходимо найти ответ. Хочу такой сайт

Прочитав эти строки, многие могут сказать, что я призываю оторваться от действительности и воспитывать ребенка «неким жизнерадостным чудаком». Ни в коем случае! Уважаемые родители, формируйте у своих детей здоровое позитивное мышление, основанное на радости познания, подкрепленное трудом. Ведь, как известно «под лежачий камень вода не течет».  При этом нельзя забывать о развитии критического мышления, основанного на умении видеть суть любого вопроса, мыслить самостоятельно, брать на себя ответственность за выполненную работу. И самое главное, в процессе ваших взаимодействий у ребенка должна формироваться здоровая самооценка. Ребенок учится не ждать одобрения со стороны, а сам адекватно оценивает своё поведение, свои поступки и продукты своего труда.

Вот сколько всего нужно сделать! А сейчас представим себе, что в семье нет личного примера познавательной деятельности, ребенок видит скучающего за компьютером папу и «замотанную» на кухне маму. Никто с ребенком не играет, не будит утром, чтобы пойти в лес или поехать на дачу, никто не зовет посмотреть интересное кино и т.д. Каким будет ребенок? Не стоит описывать портрет этого «несчастного дитя». 

Что в данном случае может сделать школа? При всех усилиях школа в полном объеме сформировать внутреннюю мотивацию не сможет. Надо помнить, что «один в поле не воин».

Я думаю, что ответ на вопрос «Надо ли родителям мотивировать своих детей на учебу?» однозначен: «Надо».  Способов мотивации много, давайте начнем с личного примера.


Татьяна Анатольевна Суворова, педагог-психолог

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.11.2020

Дата обновления: 02.11.2020

Дата публикации: 02.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».