Информация от педагога-психолога

01.01.2017

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него значимая - деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Кризис 7 лет 

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой- то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Как всякий кризис, кризис 7 лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений – значит, меняется социальная ситуация развития и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка. 
Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То что, было значимо раньше становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою свою побудительную силу, на смену им приходят новые Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связанно с игрой, - менее важным. Маленький школьник с увлечение играет, и играть еще будет долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. 
В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний. В период кризиса 7 лет проявляется, что называется обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. 
Благодаря обобщению переживаний в 7 лет проявляется логика чувств. Такое усложнение эмоционально – мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Это не слепок с внешней его жизни. Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д. скажем, одна и та же отметка, полученная на уроке разными детьми, вызовет у них совершенно разный эмоциональный отклик: четверка для одного – источник бурной радости, для другого – разочарования и обиды, одним воспринимается как успех, другим – как неудача. С другой стороны, внутренняя жизнь – жизнь переживаний – влияет на поведение и, тем самым, на внешнюю канву событий, в которые активно включается ребенок. 
Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связанна с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что – то сделать и разворачивающимися действиями. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность в поведении ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будет в значительной мере сохранять открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется. 
Такие внешние особенности как: кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения, склонность к капризам, конфликтам, начинают исчезать когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст. 
Наибольшее значение для развития жизненного мира (мир в котором «живет» ребенок, внутренний мир) имеет ведущая деятельность – главная сторона жизни. У младших школьников это учебная деятельность, либо – при неблагоприятном развитии – какая – либо другая деятельность, опосредованная учебой. Помимо учебы формирование жизненного мира определяется в младшем школьном возрасте и другими значимыми сторонами жизни. Важную роль играет общение, прежде всего общение с одноклассниками. Наряду с привязанностью к родителям и другим близким родственникам уже в это время может зародиться дружба с кем – либо из сверстников.

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста. 

1. Развитие теоретического мышления 

Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связанна с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. 

Ребенок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Чтобы сформировать у него научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предмета. Надо показать ребенку, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие. Если учащиеся 1-2 класса отмечают прежде всего наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?) или его назначение (для чего он?), то к 3-4-му классу школьники уже больше опираются на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения. 

Третьеклассники должны уметь устанавливать иерархию понятий, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.

К окончанию 3-го класса учащийся должен научиться и таким элементам анализа, как выявление и других связей между явлениями и понятиями: рядоположенность, порядок следования, противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое. 

Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.
Рефлексия – это процесс самопознания своих внутренних актов и состояний. 

2. Память становится мыслящей 

Под влиянием обучения память у детей в младшем школьном возрасте развивается в двух направления: 

  • Усиливается роль и удельный вес словесно – логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно – образным); 
  • Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). 

У младших школьников более развита наглядно – образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путем механического повторения, без осознания смысловых связей. Они часто заучивают дословно! Это объясняется тем, что механическая память развита у них хорошо, и тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах, этому надо учить), еще плохо владея речью, ему легче заучит все, чем воспроизводить своими словами. Дети еще не умеют организовывать смысловое запоминание: не умеют разбивать материалы на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста. 
К переходу в среднее звено у учащегося должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобиться в скором времени, то материал запоминается быстрее, помниться дольше, воспроизводиться точнее.Хочу такой сайт

3. Восприятие становится думающим

В процессе обучения восприятие становится: 

1) более анализирующим, 
2) более дифференцирующим, 
3) принимает характер организованного наблюдения, 
4) изменяется роль слова в восприятии (у первоклассников слово по преимуществу несет функцию названия, т.е. является словесным обозначением после узнавания предмета; у учащихся более старших классов слово – название является скорее самым общим обозначением объекта, предшествующим более глубокому его анализу). 
Развитие восприятия не проходит само по собой. В развитии восприятия учащихся немалую роль могут сыграть и родители, организуя занятия с детьми. Одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

4. Внимание становится произвольным

Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Если старший школьник может заставить себя сосредоточиться на неинтересной, на трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточиться, упорно работать лишь при наличии «близкой» мотивации (перспективы получить пятерку, заслужить похвалу учителя). 

В младшем школьном возрасте лучше развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированными устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.

5. Складывается характер

Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина – возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли – школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности; капризность, упрямство – объясняются недостатками семейного воспитания. Ребенок привык, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что «хочется», во имя того, что «надо». 

К окончанию начальной школы у ребенка формируются: трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность. Постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения, формируется умение сдерживать и контролировать свои поступки, не поддаваться непосредственным импульсам, растет настойчивость.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.11.2018

Дата обновления: 28.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».