АРП по природоведению (ИН), 6 класс

Приложение к адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) МАОУ «Школа№58» КГО, утвержденной приказом
директора № 156 -о/д от 27 августа 2024 года

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 58»
Камышловского городского округа

Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от 27.08.2025 года

Утверждена
приказом директора
№ 158 -о\д от 29.08.2025 года

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»
6 КЛАСС
СРОК- ОСВОЕНИЯ: 2025-2026гг.

2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области
«Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Природоведение» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение».
Цель обучения - освоение знаний о многообразии природных объектов,
развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного
эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических
сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы;
− воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе
определяет следующие задачи:
− формирование правильного понимания природных явлений;
− формирование у обучающихся знаний об основных элементах неживой
природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о
строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его
здоровье);
− формирование правильного понимания таких природных явлений, как
дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
− формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и
обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и
закономерности;
− формирование и отработка практических навыков и умений.
1.Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение
предмета «Мир истории»
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе состоит из
трёх разделов: «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».

При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и
систематизируются знания, полученные в начальной школе.
Приводятся
простейшие классификации растений и животных. Учитель должен обратить
внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и
животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как
следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В
содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных
климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена на
изучение растений и животных нашей страны и своего края.
При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными
растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся,
воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы,
умение видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его
строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде
здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и
формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о
живой и неживой природе, полученные в процессе изучения учебного предмета
«Природоведение".
Основными организационными формами работы на уроке природоведения
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа.
Коррекционно-развивающее значение предмета «Природоведение» формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний
как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.
2.Содержание учебного предмета «Природоведение»
«Введение» (1ч)
Что такое природоведение? Знакомство с учебником, рабочей тетрадью.
Живая природа: растения, животные, человек.
Раздел 1. Растительный мир Земли (17ч)
Разнообразие растительного мира, где в природе встречаются растения,
какую пользу получает человек от растений. Среда обитания растений, растения
сада, огорода, водоемов. Строение растений, части растения: корень, стебель,
лист, цветок. Деревья кустарники, травы, чем отличаются травы от кустарников,
однолетние и многолетние растения. Лиственные деревья: дикорастущие,
культурные, листопад. Хвойные деревья, еловый лес, сосновый бор, тайга.
Дикорастущие кустарники: орешник, дикорастущая малина, боярышник.
Культурные кустарники: сирень, чубушник (жасмин), садовая малина,
крыжовник, смородина, ежевика. Травы: дикорастущие (подорожник, ромашка),
культурные (укроп, петрушка). Декоративные растения: розы, пионы, астры,
флоксы, гвоздики, сирень, жасмин. Лекарственные растения: ромашка, шиповник,
малина, календула. Комнатные растения: герань, бегония, фиалка, традесканция.
Уход за комнатными растениями: поливать, рыхлить почву в горшке, мыть и
протирать листья растений. Растительный мир разных районов Земли: климат
холодный, умеренный, жаркий. Растения нашей страны. Растения своей

местности: дикорастущие и культурные. Красная книга России и своей области
(края): охрана растений, заповедники.
Практические работы
− Зарисовка деревьев, кустарников, трав.
− Выделение составных частей растений.
− Изготовление гербариев.
− Сезонные наблюдения за растениями.
− Зарисовка растений в разные времена года.
− Заполнение таблиц, игры на классификацию растений по месту
произрастания.
− Уход за комнатными растениями.
− Составление букетов из сухоцветов.
− Сбор лекарственных растений, запись в тетрадь правил их использования.
Экскурсии.
Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород.
Межпредметные связи.
Мир природы и человека, русский язык, математика, основы социальной
жизни, ручной труд, изобразительная деятельность.
Раздел 2. Животный мир Земли (34ч)
Разнообразие животного мира, различие животных по размеру, месту
обитания, способом передвижения, питания. Среда обитания животных.
Животные суши, водоёмов и воздуха. Животные: насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Насекомые: части тела насекомого,
роль насекомого в природе. Бабочки, стрекозы, жуки: строение тела, питание,
какую пользу и вред приносят. Кузнечики, муравьи, пчелы: общественные
насекомые, жизни и обитание в муравейнике. Рыбы: строение тела рыбы, как
человек использует рыбу, чем отличаются морские рыбы от речных. Морские и
речные рыбы: среда обитания, как появляются на свет в реке, а живут в море,
хищные рыбы, охрана рыб. Земноводные: лягушки, жабы: среда обитания, охота
лягушек на насекомых, чем жаба отличается от лягушки, почему лягушек и жаб
называют земноводными. Пресмыкающиеся змеи, ящерицы, крокодилы: среда
обитания, строение тела, чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных.
Птицы: среда обитания, строение тела, чем питаются, каких птиц называют
перелетными, какую пользу приносят. Ласточки, скворцы, снегири, орлы:
внешний вид, среда обитания, чем питаются, где строят гнезда. Лебеди, журавли,
чайки: внешний вид, среда обитания, чем питаются, где строят гнезда. Птицы
своего края: какие птицы живут в вашей местности, где живут, строят гнезда.
Охрана птиц. Млекопитающие: среда обитания, внешний вид, питание.
Млекопитающие суши: среда обитания, образ жизни животных. Млекопитающие
морей и океанов: среда обитания, образ жизни животных. Домашние животные в
городе и в деревне: каких животных называют домашние, животноводство.
Сельскохозяйственные животные: лошади. Сельскохозяйственные животные:
коровы. Сельскохозяйственные животные: козы, овцы, свиньи. Внешний вид, чем
питаются летом и зимой, содержание, польза человеку. Домашние птицы: куры,
утки, индюки. В чем сходство по внешнему виду курицы и утки, чем отличаются,

чем питаются, какую пользу приносят. Уход за животными в живом уголке или
дома: как ухаживать и содержать животных. Аквариумные рыбки: чем
декоративные рыбки отличаются от остальных рыб, уход. Канарейки, попугаи:
внешний вид, уход. Морские свинки, хомяки, черепахи: образ жизни, ход.
Домашние кошки: породы кошек, уход. Собаки: породы собак, уход. Животные
холодных районов Земли. Животные умеренного пояса. Животные жарких
районов Земли. Особенности образа жизни, питания животных. Животный мир
нашей страны. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России. Животные
вашей местности. Красная книга области (края).
Практические работы.
-Зарисовка животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.
- Упражнения в классификации животных (таблицы, игры).
- Изготовление кормушек, скворечников.
- Сезонные наблюдения за животными.
- Составление правил ухода за домашними животными.
- Составление рассказов о домашних животных.
Экскурсии.
Экскурсии в зоопарк, парк, живой уголок, на животноводческую,
птицеводческую ферму или
звероферму.
Межпредметные связи.
Мир природы и человека, русский язык, математика, ручной труд,
изобразительная
деятельность, географии.
Раздел 3. Человек (13ч)
Как устроен наш организм, строение человека, внутренние органы. Как
работает наш организм, какие имеются органы и системы органов. Здоровый
образ жизни человека, правила здорового образа жизни. Осанка, соблюдение
правил осанки. Органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Правила
гигиены и охрана органов чувств. Здоровое питание: белки, жиры, углеводы,
витамины, режим питания. Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены.
Оказание первой медицинской помощи: при царапинах, ушибах, ожогах.
Профилактика простудных заболеваний: закаливание, переохлаждение, признаки
простуды. Специализации врачей: врач – педиатр, терапевт, окулист, стоматолог,
медицинская сестра. Медицинские учреждения вашего города: поликлиника,
больница, диспансер. Телефон экстренной помощи: куда позвонить и вызвать
врача, как объяснить, что беспокоит.
Обобщающий урок. Неживая природа.
Как называется планета, на которой мы живем? Что такое природа, какая
бывает природа? Как солнце влияет на жизнь на Земле? Как называются оболочки
Земли? Какой газ нужен людям и животным для дыхания? Что такое почва? Для
чего нужны полезные ископаемые? Что такое глобус? В каких состояниях
встречается вода в природе? Свойства воды. Какие водоемы называют
искусственными, а какие – естественными? Какие меры принимает человек для
охраны воды? Что относится к неживой природе? Как растения, животные и
человек связаны с неживой природой.

Обобщающий урок. Живая природа (3 ч).
Что относится к живой природе? Где в природе встречаются растения?
Растения, которые помогают бороться с болезнями. В какие группы можно
объединить деревья? Растения сада и огорода. Какие растения занесены в
Красную книгу? Где обитают животные? На какие группы делятся все животные?
Какую роль играют насекомые в природе? Каких рыб называют морскими, а
каких – пресноводными? Чем рыбы отличаются от других животных? Чем
отличаются птицы от других животных? Почему животных называют
млекопитающими? Каких животных называют дикими, а каких – домашними?
Почему некоторых животных занесли в Красную книгу? Как устроен организм
человека? Из каких частей состоит наше тело? Главные правила здорового образа
жизни. Что нужно делать если человек заболел? Экскурсия в медицинский
кабинет школы.
Практические работы
− показ частей тела и важнейших органов на таблицах, муляжах, торсе
человека.
− составление схем, зарисовка по контору частей тела и важнейших органов,
работа на магнитной доске.
− с помощью различных органов чувств определение качеств и свойств
различных предметов.
− физические упражнения, направленные на поддержание правильной
осанки.
− составление и запись в тетрадь правил личной гигиены. - составление
распорядка дня.
− упражнение в оказании первой доврачебной помощи (обработка ссадин и
мелких ран – порезов, наложение пластыря). подсчет частоты пульса, измерение
температуры тела.
− уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).
Экскурсии.
Экскурсия в медицинский кабинет, поликлинику, аптеку.
Межпредметные связи.
Физическая культура, основы социальной жизни, изобразительная
деятельность.
Содержание разделов
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Название раздела
Введение
Растительный мир
Животный мир
Человек
Обобщение
Итого:

Количество
часов
1
17
34
13
3
68

Контрольные
работы
1
1
1
1
1
5

3.Планируемые
результаты
освоения
учебного
«Природоведение»
Личностные:
− воспитание уважительного отношения к чужому мнению;

предмета

− формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам в
разных социальных ситуациях; формирование умений соблюдать правила
здорового питания, ухаживать за комнатными растениями и домашними
животными;
− формирование знаний о здоровом образе жизни, стремления соблюдать и
вести здоровый образ жизни;
− овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни, формирование правильной осанки, оказании первой
медицинской помощи при незначительных травмах;
− формирование бережного отношения к материальным ценностям, к
предметам живой и неживой природы.
Предметные:
Минимальный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
− иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
− относить изученные объекты к определенным группам (осина- лиственное
дерево леса);
− называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой группе
(рыбы, декоративные растения, лекарственные растения);
− называть заповедники, растения и животные, занесенные в Красную книгу
России;
− соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни,
понимать их значение в жизни человека;
− соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и
обществе (под контролем взрослого);
− выполнять несложные задания под контролем учителя;
− адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение,
понимать оценку педагога.
Достаточный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в
естественных условиях;
− уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах по
заданию педагога;
− устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
− относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (клевер- травянистое дикорастущее растение,
растение луга, кормовое растение, медоносное, растение, цветущее летом);
− называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые
были изучены на уроках, известны из других источников, объяснять свое
решение;
− выделять существенные признаки групп объектов;
− знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе,
правила здорового образа жизни;

− участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная оценка
своей работы:
− соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
− выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
− осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными
растениями.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Оценка
предметных
результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий.
При оценке
предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося
и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов за устный ответ:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
− даёт правильные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить
правильность ответа предметно практическими действиями;
− грамотно строит предложения;
− адекватно использует терминологию;
− умеет подводить итоги.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
− при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
− допускает незначительные речевые ошибки;
− частично использует терминологию;
− подводит итоги с незначительной помощью учителя.
Все недочёты ученик исправляет при незначительной помощи учителя, если
ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки,
то ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
− при помощи учителя или учащихся даёт правильные односложные ответы
на поставленные вопросы;
− в речи не использует изученную терминологию;
− подводит итоги только при максимальной помощи учителя.
Оценка «2» - не ставится.

Оценка письменных ответов.
Оценка «5» ставится - при самостоятельном безошибочном выполнении
всех заданий.
Оценка «4» ставится - при выполнении задании, в случае двух негрубых
недочётов или одной ошибки; допускается незначительная помощь учителя.
Оценка «3» ставится – при более двух грубых недочетов и одной ошибки
выполненных заданий; при использовании преимущественной помощи учителя,
материала учебника.
Оценка «2» - не ставится.

4.Тематическое планирование
№
п/п

№ урока
по
разделу

1

1.1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17

19
20
21

3.1
3.2
3.3

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
3.13
3.14
3.15
3.16
3.17
3.18
3.19
3.20
3.21
3.22
3.23
3.24
3.25

Название раздела, тема урока
Введение - 1 час
Живая природа: растения, животные, человек
Растительный мир – 17 часов
Разнообразие растительного мира
Среда обитания растений
Строение растений
Деревья, кустарники, травы
Лиственные деревья
Хвойные деревья
Дикорастущие кустарники
Культурные кустарники
Травы
Декоративные растения
Лекарственные растения
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями
Комнатные растения: герань, бегония, фиалка, традесканция
Растительный мир разных районов Земли
Растения нашей страны
Растения своей местности: дикорастущие и культурные
Красная книга России и своей области (края)
Животный мир – 34 часа
Разнообразие животного мира
Среда обитания животных
Животные:
насекомые,
рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие
Насекомые
Бабочки, стрекозы, жуки
Кузнечики, муравьи, пчелы
Рыбы
Морские и речные рыбы
Земноводные. Лягушки. Жабы
Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы
Птицы
Ласточки, скворцы, снегири, орлы
Лебеди, журавли, чайки
Птицы своего края. Охрана птиц
Млекопитающие
Млекопитающие суши
Млекопитающие морей и океанов
Домашние животные в городе и деревне
Сельскохозяйственные животные: лошади
Сельскохозяйственные животные: коровы
Сельскохозяйственные животные: козы, овцы, свиньи
Домашние птицы: куры, утки, индюки
Уход за животными в живом уголке или дома
Аквариумные рыбки
Канарейки, попугаи

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

44
45
46
47
48
49
50
51
52

3.26
3.27
3.28
3.29
3.30
3.31
3.32
3.33
3.34

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10

63
64
65

4.11
4.12
4.13

66
67
68

5.1
5.2
5.3

Морские свинки, хомяки, черепахи
Домашние кошки
Собаки
Животные холодных районов Земли
Животные умеренного пояса
Животные жарких районов Земли
Животный мир нашей страны
Охрана животных. Заповедники. Красная книга России
Животные вашей местности. Красная книга области (края)
Человек – 13 часов
Как устроен наш организм
Как работает наш организм
Здоровый образ жизни человека
Осанка
Органы чувств
Правила гигиены и охрана органов чувств
Здоровое питание
Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены
Оказание первой медицинской помощи
Профилактика простудных заболеваний Обращение за
медицинской помощью
Специализация врачей
Медицинские учреждения нашего города
Медицинские учреждения нашего города
Обобщение - 3 часа
Неживая природа
Живая природа
Живая природа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».