Приложение к адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) МАОУ «Школа№58» КГО, утвержденной приказом
директора № 156 -о/д от 27 августа 2024 года
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 58»
Камышловского городского округа
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от 27.08.2025 года
Утверждена
приказом директора
№ 158 -о\д от 29.08.2025 года
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МИР ИСТОРИИ»
6 КЛАСС
СРОК- ОСВОЕНИЯ: 2025-2026гг.
2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Мир истории» относится к образовательной области
«Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана.
В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир
истории» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год
(2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Мир истории».
Цель обучения - подготовка обучающихся к усвоению курса «История
Отечества» в 7-9 классах.
Задачи обучения:
формирование первоначальных представлений об особенностях жизни,
быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;
формирование
первоначальных
исторических
представлений
о
«историческом времени» и «историческом пространстве»;
формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и
некоторых других;
формирование умения работать с «лентой времени»;
формирование умения разбирать и сопоставлять исторические факты;
делать простейшие выводы и обобщения;
воспитание интереса к изучению истории.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» в 6 классе
определяет следующие задачи:
формирование представлений о предмете «Мир истории»;
развитие у обучающихся устойчивой мотивации и интереса к изучению
истории Отечества;
овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации
исторической информации;
формирование нравственно-патриотических чувств к России, её культуре,
истории и современной жизни.
1.Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение
предмета «Мир истории»
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как
учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала,
коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка,
формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с
нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в
обществе.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания
учеников, причем не только по истории, но и иным предметам. Учитывается, что
уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы
позволяет шире реализовать интегративный подход к отечественной истории с
тем, чтобы сформировать целостную картину развития человеческой
цивилизации.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с
ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие
личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает
гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения
имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной
направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у
воспитанников специфических нарушений. Программа также строится на
принципе воспитывающей и развивающей направленности обучения, принципе
научности и доступности обучения,
принципе
систематичности и
последовательности в обучении, принципе наглядности в обучении, принципе
индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Важной составной частью курса «Мир истории» является историкокраеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение
истории с древности до настоящего времени. Живое слово учителя играет
ведущую роль в обучении истории. Сообщая новый материал, учитель должен
показать его взаимосвязь с изученным ранее. Усвоение исторических событий
значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный
материал, даются живые характеристики исторических событий. Создавая
историческую картину того или иного события, учитель должен включать в
рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию
правильных исторических представлений (внешний вид города, села,
характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).
Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной
книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить
умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет
способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход
является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять
себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт
представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный
элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных
исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории важно вести специальную работу по использованию
хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с
использованием исторических дат. Особое внимание уделяется краеведческой
работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая
работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.
Коррекционно-развивающее значение предмета «Мир истории»
Помогает развивать и корректировать различные психические процессы у
учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.Содержание учебного предмета «Мир истории»
Раздел 1. Представление о себе и окружающем мире
История имени. Как возникли имена. Значение имён. Полное и неполное
имя. Знаменитые имена в России (2-3 примера). История фамилии.
Происхождение фамилий. Отчество в имени человека. Понятие о семье.
Родственники близкие и дальние. Понятие о родословной. Понятия: поколения,
предки, потомки. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография. Дом, в
котором ты живёшь. Где находится твой дом (регион, город, посёлок, село). Кто и
когда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье,
соседях. История улицы. Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых
расположены мой дом, моя школа. Местность, где мы живём (город, село).
Название местности, происхождение названия. Край (область, республика), в
котором мы живём, главный город края. Национальный состав. Основные занятия
жителей края, города. Страна, в которой мы живём. Название страны. Столица.
Население, национальный состав страны. Главный город страны. Понятие о
государственных символах: Государственный герб, Государственный флаг,
Государственный гимн. Руководство страны. Понятия о большой и малой родине.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живём.
Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна. Понятия:
человечество, Отечество, страна, парламент, президент.
Раздел 2. Представление о времени в истории.
Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера,
сегодня, завтра. Приборы для отсчёта времени. Меры времени. Времена года,
месяцы, недели, сутки, части суток. История календаря. Понятие об историческом
времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление),
«лента времени». Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский
календарь, русский
земледельческий календарь). Понятие (ориентировка): давно, недавно, вчерапрошлое; сегодня, сейчас - настоящее; завтра, через день, через месяц, через годбудущее. Части века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного
века и начало другого); текущий век, тысячелетие, основные события 20 в.
(обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (21 в.).
Раздел 3. Начальные представления об истории.
История – наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом).
Значение исторических знаний для людей, необходимость их изучения.
Историческая память России (3-4 примера). Способы получения знаний о
прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология,
этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на
конкретных примерах). Источники исторических знаний: письменные памятники
материальной и духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и
рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки; памятники
строительства, зодчества, архитектуры, устные источники (фольклор).
Исторический музей, краеведческий музей. Архив. Библиотека. Понятие об
историческом пространстве, исторической карте.
Раздел 4. История древнего мира.
Человек – житель планеты Земля. Версии о появлении человека на Земле
(научные, религиозные). Отличие человека от животного. Время появления
человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания.
Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного
человека. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века. Древнейшие
люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда,
совершенствование занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота,
собирательство. Причины зарождения религиозных верований. Язычество.
Зарождение речи. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей изза климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких
животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда
древнего человека, основные занятия, образ жизни. Конец ледникового периода и
расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических
условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия,
скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый
образ жизни. Коллективы первых людей. Понятие о семье, общине, роде, племени
Раздел 5. История вещей и дел человека
История освоения человеком огня, энергии.
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком, культ
огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда,
выплавка металлов, приготовление пищи и др. Огонь в военном деле.
Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн. Огонь и
энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления).
Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы
получения большого количества энергии. Экологические последствия при
получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа,
газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества.
История использования человеком воды.
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озёр, морей. Рыболовство.
Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие
новых земель (общие представления). Вода и земледелие. Поливное земледелие,
причины его возникновения. Роль поливного земледелия, его значение в истории
человечества. Использование человеком воды для получения энергии: водяное
колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных
ископаемых. Профессии людей, связанных с освоением энергии и водных
ресурсов.
История жилища человека
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища:
пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы,
используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от
климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История
совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с
глубокой древности до наших дней. Влияние климата и национальных традиций
на строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках
в строительстве, их значение для изучения истории.
История появления мебели.
Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах,
материалах для её изготовления. История появления первой мебели. Влияние
исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие
представления). Изготовление мебели как искусство. Современная мебель.
Профессии людей, связанных с изготовлением мебели.
История питания человека.
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение
представлений о пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы
выживания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие
(выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство.
Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни
человека. История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения продуктов питания в связи с климатом, средой обитания,
национально-культурными традициями. Влияние природных условий на
традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление традиционной
пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
История появления посуды.
Понятие о посуде и её назначении. Материалы для изготовления посуды.
История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение
гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды.
Народные традиции в изготовлении глиняной посуды (3 – 4 примера). Деревянная
посуда. История появления и использования деревянной посуды, её виды.
Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции
её изготовления (3 – 4 примера). Посуда из других материалов. Изготовление
посуды как искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви.
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для
изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы
и поговорки об одежде, о внешнем облике человека. Одежда как потребность
защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды
одежды древнего человека.
Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование
видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование
инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических
условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды (2 –
3 примера). Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в
разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере
региона). История появления обуви. Влияние климатических условий на
возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти,
сапоги, туфли, сандалии и др. Профессии людей, связанные с изготовлением
одежды и обуви.
История человеческого общества
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком
морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире.
Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам.
Значение религии для духовной жизни человечества. Зарождение науки,
важнейшие человеческие изобретения. Направления в науке: астрономия,
математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы,
поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо,
клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История
книги и книгопечатания. Культура и человек как носитель культуры. Искусство
как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия.
Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика.
Политика государства, гражданские свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег,
торговли. Государства богатые и бедные. Войны. Причины возникновения войн.
Исторические уроки войн.
Содержание разделов
№
Название раздела
1.
2.
3.
Представление о себе и окружающем мире
Представление о времени в истории
Начальные представления об истории
4
5
5.1.
5.2.
5.3.
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
История Древнего мира
История вещей и дел человека.
История освоения человеком огня, энергии
История использования человеком воды
История жилища человека
История появления мебели
История питания человека
История появления посуды
История появления одежды и обуви
История человеческого общества
Итого
Количество
часов
15
6
6
Контрольные
работы
2
-
9
1
1
4
4
1
1
3
2
4
13
68
1
2
7
3.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир
истории»
Личностные:
овладение первоначальными представлениями о человеке как члене
общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных
отношений;
формирование представлений о Российской Федерации и государственной
символике;
привитие уважения к своему и другим народам России;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
использование доступных информационных технологий для коммуникации;
проявление социально-значимых мотивов учебной деятельности.
Предметные:
Минимальный уровень:
знать исторические события на уровне их понимания;
использовать часть понятий в активной речи.
уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать
правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);
уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды
заданий;
использовать помощь учителя при выполнении учебных задач;
усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток,
инструкций, опорных схем);
адекватно реагировать на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или
с помощью учителя;
владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий;
владеть элементами оценки и самооценки.
знать основные понятия и иметь представления по всем разделам
программы, использовать их в самостоятельной речи, в пересказах, в ответах на
вопросы;
участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы.
высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным
темам;
проявлять интерес к изучению истории.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка
предметных
результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий.
При оценке
предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося
и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
понимает материал; владеет пересказом по предложенному плану;
устанавливает хронологию событий;
самостоятельно формулирует ответы на вопросы;
допускает единичные ошибки и сам исправляет
правильно устанавливает причинно-следственные связи;
умеет выражать свои суждения о действиях, поступках участников
исторических событий.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
умеет воссоздавать в речи изучаемое событие и объяснять его причины;
самостоятельно формулирует ответы; частично владеет пересказом по
предложенному плану;
допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с
помощью учителя (1-2 ошибки);
преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
частично понимает материал;
излагает материал недостаточно полно и последовательно;
допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с
помощью учителя (3-4 ошибки);
затрудняется самостоятельно ответить на вопросы;
нуждается в постоянной помощи учителя;
смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи.
Оценка «2» - не ставится.
4.Тематическое планирование
№
п/п
№ урока
по
разделу
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
11
12
13
14
15
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
16
2.1
17
18
19
20
21
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
22
23
24
25
3.1
3.2
3.3
3.4
26
27
3.5
3.6
28
29
4.1
4.2
30
31
32
33
4.3
4.4
4.5
4.6
34
35
36
4.7
4.8
4.9
Тема урока
Представление о себе и окружающем мире - 15 часов
Введение в мир истории
История имени
Отчество в имени человека
Происхождение фамилий
Семья: близкие и дальние родственники
Понятие о биографии
Поколение, предки, потомки, родословная
Дом, в котором ты живешь
Названия городов и улиц
Россия - страна, в которой мы живем: её столица, население,
национальный состав
Москва-столица России
Государственные символы Росси
Другие страны мира
Планета, на которой мы живем
Обобщающий урок по разделу «Представление о себе и
окружающем мире»
Представление о времени в истории - 6 часов
Представление о времени как о прошлом, настоящем и
будущем
Календарь происхождение, виды
Представление об историческом времени
Историческое время. «Лента времени»
Основные события XX века (обзорно, с примерами)
Обобщающий урок по разделу «Представление о времени в
истории»
Начальные представления об истории - 6 часов
История-наука о прошлом
Науки, помогающие добывать исторические сведения
Работа археологов
Источники исторических знаний: вещественные, устные,
письменные
Историческая карта
Обобщающий урок по разделу «Начальные представления
об истории»
История Древнего мира – 9 часов
Версии о появлении человека на Земле
Время появления первобытных людей, их внешний вид,
среда обитания
Каменный век. Человек умелый
Человек разумный
Изменения климата земли, наступление ледников
Смена образа жизни древних людей из-за климатических
условий: борьба за выживание.
Развитие земледелия, скотоводства
Первые города
Обобщающий урок по разделу «История Древнего мира»
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
37
38
39
5.1
5.2
5.3
40
5.4
41
42
6.1
6.2
43
44
6.3
6.4
45
7.1
46
8.1
47
9.1
48
49
9.2
9.3
50
51
10.1
10.2
52
53
54
11.1
11.2
11.3
55
11.4
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
12.1
12.2
12.3
12.4
12.5
12.6
12.7
12.8
12.9
12.10
12.11
12.12
68
12.13
История освоения человеком огня, энергии - 4 часа
История освоения человеком огня
Использование огня в производстве. Изготовление посуды
Использование огня в производстве орудий труда, выплавка
металлов
Огонь и энергия
История использования человеком воды - 4 часа
Вода, её назначение в жизни человека
Судоходство, история мореплавания, открытие новых
земель
Вода и земледелие
Использование человеком воды для получения энергии
История жилища человека- 1 час
Первые жилища человека
История появления мебели- 1 час
История появления первой мебели
История питания человека - 3 часа
Добывание пищи древним человеком как борьба за его
выживание
Приручение человеком животных
История хлеба и хлебопечение
История появления посуды - 2 часа
Глиняная посуда
Деревянная посуда
История появления одежды и обуви – 4 часа
Виды одежды древнего человека
Образцы народной одежды
История появления обуви. Обувь в разные исторические
времена
Обобщающий урок по разделу «История вещей и дел
человека»
История человеческого общества – 13 часов
Коллективы древних людей: семья, община, род, племя
Причины зарождения религиозных верований. Язычество
Истоки возникновения мировых религий
Искусство как особая сфера человеческой деятельности
История возникновения письма
Латинский и славянский алфавит
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения
Войны. Причины возникновения войн
Исторические уроки войн
Условия для возникновения государства
История денег, торговли
Обобщающий урок по разделу «История человеческого
общества»
Заключительный урок
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1