АРП по труду (технологии) (ИН), 6 класс

Приложение к адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) МАОУ «Школа№58» КГО, утвержденной приказом
директора № 156 -о/д от 27 августа 2024 года

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 58»
Камышловского городского округа

Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от 27.08.2025 года

Утверждена
приказом директора
№ 158 -о\д от 29.08.2025 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Труд(технология)» (профильный уровень)
для обучающихся 6 класса

Камышлов 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на
основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1), и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания, входящей в состав ФАООП УО.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Реализация ФАООП УО (вариант 1) обеспечивает обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) уровень общего
образования, которое по итоговым достижениям не соответствует требованиям к
итоговым достижениям нормативно развивающихся сверстников на всех этапах и
к моменту завершения школьного обучения.
При реализации ФАООП УО (вариант 1) образовательный процесс
ориентирован на социальную адаптацию, нравственное развитие и на достижение
планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и предметов
(курсов) коррекционно-развивающей области.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» раскрывает
содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся по технологии
ручной и машинной обработки производственных материалов с учётом
требований
к
результатам
освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной программы. Рабочая программа разработана с учётом
актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и условий,
необходимых для достижения личностных и предметных результатов при
освоении учебного предмета.
Изучение учебного предмета в 5-9 классах способствует получению
обучающимися
первоначальной
профильной
трудовой
подготовки,
предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной
работы трудовых умений и навыков, развитие мотивов, знаний и умений
правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов,
склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Труд (технология)».
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) старшего возраста в процессе формирования их трудовой
культуры.

В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) в обобщенном виде
задачи реализации содержания учебного предмета включают:
формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных
сферах;
формирование умения адекватно применять доступные технологии и
освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и
трудового взаимодействия;
приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе,
воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.
Основные направления работы связаны с решением задач предмета:
развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде,
трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
обучение обязательному общественно полезному, производительному
труду;
подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов
труда дома, в семье и по месту жительства;
расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном
производстве;
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование
устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к
сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной
трудовой подготовки;
формирование представлений о производстве, структуре производственного
процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях
труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового
обучения в образовательной организации;
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным
профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из
выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных
мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья
обучающихся;
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для
участия в общественно полезном, производительном труде;
формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности;
совершенствование практических умений и навыков использования

различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности.
Коррекционные задачи направлены на:
коррекцию и развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
коррекцию и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
коррекцию и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование
практических умений;
развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью).
Согласно федеральной рабочей программе воспитания, к базовым
ценностям российского общества относятся семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек. При реализации рабочей программы по
предмету «Труд (технология)» приоритет воспитательных задач состоит в
формировании и развитии жизненной компетенции обучающихся с умственной
отсталостью, всестороннего развитии личности с целью социализации,
интеграции в общество.
В связи с этим определены воспитательные задачи:
выявление и поддержка детских инициатив и самостоятельности;
организация ранней профориентационной работы с обучающимися,
расширение знаний о современных профессиях;
развитие
здоровьесберегающей
предметно-пространственной
и
коммуникативной среды образовательной организации и реализация ее
воспитательных возможностей;
организация работы с семьями обучающихся, их родителями (законными
представителями), направленной на совместное решение проблем личностного
развития обучающихся, их будущего самоопределения;
воспитание у обучающихся положительного отношения к труду как к
важнейшей жизненной ценности, как основному способу достижения жизненного
благополучия человека;
воспитание трудолюбия и уважения к людям труда, к культурным
традициям;
воспитание социальной ценности трудового задания, умения согласованно и
продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы;
воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости,
ответственности), навыков культурного поведения.
Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из
региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с
учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья,

возможностей,
интересов
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и их родителей (законных представителей) на
основе выбора профиля труда. Освоение профиля труда включает в себя
подготовку обучающегося к индивидуальной трудовой деятельности.
Совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда
осуществляется в процессе трудовой практики, определение ее содержания и
организация осуществляется самостоятельно образовательной организацией с
учетом региональных условий и потребности в рабочих кадрах, а также в
соответствии с требованиями санитарных нормам и правил.
Обучение труду носит практическую направленность и тесно связано с
другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению
профессионально-трудовыми знаниями и навыками. Распределение учебного
материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить
постепенный переход от исключительно практического изучения профильного
труда к практико-теоретическому изучению, с обязательным учётом значимости
усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» включает
теоретические и практические занятия по выбранному трудовому профилю. При
составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала
и постепенного ввода нового.
Обучающиеся выполняют установочные и тренировочные упражнения, а
также учебно-производственные и рабочие упражнения, которые представлены в
виде определенных заданий. Учебно-производственные упражнения являются
совокупностью взаимосвязанных трудовых операций, при завершении которых
получается конечный результат в виде изделия, имеющего общественно полезное
значение. Эти упражнения, называемые обычно практическими работами,
обязательно включают элементы нового (новая конструкция изделия, новая
технология, новые материалы и т.д.).
В трудовом обучении широко применяется инструктаж, который
представляет собой не столько отдельный метод, сколько совокупность методов,
словесных и наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа способов
действия, демонстрации таблиц, схем и т. д.
Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых
обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других
предметов. Данная программа предусматривает обязательное обсуждение
характеристик изделия, продумывание плана предстоящей работы, оценку
сделанного. Большое внимание уделяется технике безопасности.
На уроках труда используются современные цифровые образовательные
ресурсы, которые служат средством развития трудовых навыков обучающихся.
Они включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой
составляют такие учебные действия, как умение ставить вопросы, наблюдать,
проводить эксперимент, объяснять, защищать свои идеи, давать определения
понятий, точно выражать свои мысли, работать в паре, в группе.

Применение современных информационных технологий при изучении
трудового профиля позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс
обучения, визуализировать учебную информацию; моделировать и имитировать
изучаемые процессы или явления; повысить мотивацию обучения (например,
применяя изобразительные средства программы или вовлекая в игровую
ситуацию); формировать культуру познавательной деятельности.
В Программе по учебному предмету «Труд (технология)» в 5-9 классах для
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) определен примерный перечень профилей трудовой подготовки:
«Столярное дело», «Слесарное дело», «Переплетно-картонажное дело»,
«Швейное дело», «Сельскохозяйственный труд», «Подготовка младшего
обслуживающего персонала», «Цветоводство и декоративное садоводство»,
«Художественный труд». Также в содержание программы включены
первоначальные сведения об элементах организации уроков трудового
профильного обучения.
Место учебного предмета «Труд (технология)» в учебном плане.
Учебный предмет «Труд (технология)» относится к предметной области
«Технология» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 5 - 9
классах рассчитана на 34 учебные недели в год и составляет: в 5 классе — 204
часа (6 часов в неделю), в 6 классе – 204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе – 238
часов (7 часов в неделю), в 8 классе – 238 часов (7 часов в неделю), в 9 классе –
238 часов (7 часов в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Структуру программы составляют обязательные содержательные линии
(материалы, инструменты, технологии производства, этика и эстетика труда и
др.), вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или
иного профиля обучения.
5 КЛАСС
Материалы, используемые в трудовой деятельности (дерево, металл, ткань,
бумага, продукты и прочие). Перечень основных материалов, используемых в
трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов
(природные, производимые промышленностью и прочие).
Знакомство с инструментами и приспособлениями: рабочие инструменты
(игла, ножницы, столярный угольник, ножовка, шило, лобзик, молоток и др.),
устройства (электровыжигатель, утюг и др.), станки (швейная машина,
сверлильный станок, слесарные тиски, бытовая кухонная техника и проч.).
Подготовка к работе инструментов и оборудования, простейшая наладка
оборудования, хранение инструментов.

Технологии изготовления предмета труда: основные профессиональные
операции и действия (разметка, соединение деталей, обработка срезов, строгание,
пиление, долбление, склеивание, отделка, выполнение машинных строчек и швов,
пришивание пуговиц, приготовление в микроволновой печи и пр.), работа по
технологическим картам (знакомство с техническим рисунком изделия,
составление плана, умение соблюдать порядок выполнение операций, следовать
инструкции).
Технологии изготовления стандартных изделий-предметов профильного
труда под руководством педагогического работника (полочка, шкатулка,
разделочная доска, полотенце, наволочка, сумка, приготовление горячих
напитков, яиц и др.). Применение элементарных специальных знаний в процессе
изготовления изделия.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов,
запреты и ограничения. Первичный инструктаж по технике безопасности
(правила поведения при проведении работ). Подготовка рабочей формы.
Требования к организации рабочего места. Правила профессионального
поведения.
6 КЛАСС
Материалы, их основные свойства. Происхождение материалов (дерево,
ткань, проволока, продукты и прочие). Условия хранения.
Инструменты и оборудование: рабочие инструменты (игла, ножницы,
рубанок, рейсмус, нож, молоток и др.), станки (швейная машина, столярный
станок, слесарные тиски, бытовая кухонная техника и проч.). Подготовка к работе
инструментов и оборудования, простейшая наладка оборудования, хранение
инструментов.
Технологии изготовления предмета труда: основные профессиональные
операции и действия (разметка, соединение деталей, обработка срезов, строгание,
пиление, долбление, склеивание, выполнение машинных швов, приготовление в
микроволновой печи и пр.), работа по технологическим картам (умение
соблюдать порядок выполнение операций, следовать инструкции, читать
простейшие чертежи).
Изготовление стандартных изделий-предметов профильного труда под
руководством педагогического работника (подставка под горячее, пенал, косынка,
фартук, ночная сорочка, приготовление горячих напитков, бутербродов и др.)
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов,
запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения
при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила
профессионального поведения.
7 КЛАСС
Материалы, их основные свойства, происхождение (дерево, ткань, металл,
продукты, химические средства ухода и прочие). Условия хранения.

Инструменты и оборудование: рабочие инструменты (игла, ножницы,
ножовка, рашпиль, плоскогубцы, зубило, отвертка, кухонный инвентарь и др.),
приспособления (дрель, электровыжигатель, миксер и др.), станки (швейная
машина, сверлильный станок, слесарные тиски, бытовая кухонная техника и
проч.). Подготовка к работе инструментов и оборудования, простейшая наладка
оборудования, хранение инструментов.
Технологии изготовления предмета труда: основные профессиональные
операции и действия (разметка по чертежу, соединение деталей, обработка
деталей, сверление, рубка, геометрическая резьба, строгание, пиление, долбление,
склеивание, выполнение машинных швов, приготовление на кухонной плите и
пр.), работа по технологическим картам (умение соблюдать порядок выполнение
операций, следовать инструкции, читать чертежи).
Изготовление стандартных изделий-предметов профильного труда под
руководством педагогического работника (ручка для ножовки, дверца для
тумбочки, юбка, приготовление каш, макарон, компота и др.)
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов,
запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения
при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила
профессионального поведения.
8 КЛАСС
Материалы, их основные свойства, происхождение (дерево, ткань, металл,
продукты, химические средства ухода и прочие). Подбор материала для изделия,
рациональное использование материалов. Условия хранения.
Инструменты и оборудование: рабочие инструменты (игла, ножницы,
ножовка, рашпиль, плоскогубцы, зубило, отвертка, поварской молоток и др.),
электроприборы (дрель, электровыжигатель, мясорубка и др.), станки (швейная
машина, сверлильный станок, слесарные тиски, бытовая кухонная техника и
проч.). Подготовка к работе инструментов и оборудования, простейшая наладка
оборудования, хранение инструментов.
Технологии изготовления предмета труда: основные профессиональные
операции и действия (разметка по чертежу, соединение деталей, обработка
деталей, сверление, рубка, геометрическая резьба, строгание, пиление, долбление,
склеивание, выполнение машинных швов, обработка продуктов, приготовление
на кухонной плите и пр.), работа по технологическим картам (умение соблюдать
порядок выполнение операций, следовать инструкции, читать чертежи). Анализ
объекта труда, снятие мерок, построение чертежа, изготовление основы,
составление плана работы.
Изготовление стандартных изделий-предметов профильного труда под
руководством педагогического работника (изготовление фурнитуры, ремонт
предметов мебели, пошив халата, блузки, сарафана, приготовление рыбы, блинов,
киселей и др.).
Представления о профессии. Правила техники безопасности (причины
травматизма, противопожарная безопасность в мастерской, электробезопасность

оборудования). Организация рабочего места. Анализ выполненной работы.
Исправление недочетов. Правила работы при коллективной организации работы.
9 КЛАСС
Материалы, их основные свойства, происхождение (дерево, ткань, металл,
продукты, химические средства ухода, теплоизоляционные материалы,
гидроизоляционные материалы и прочие). Подбор материала для конкретного
изделия. Правила экономного расходования материалов. Условия хранения.
Инструменты и оборудование: рабочие инструменты (игла, ножницы,
ножовка, рашпиль, плоскогубцы, зубило, отвертка, поварской молоток и др.),
электроприборы (электропила, электрорубанок, мясорубка и др.), станки (швейная
машина, сверлильный станок, слесарные тиски, бытовая кухонная техника и
проч.). Подготовка к работе инструментов и оборудования, простейшая наладка
оборудования, хранение инструментов.
Технологии изготовления предмета труда: основные профессиональные
операции и действия (разметка по чертежу, соединение деталей, обработка
деталей, сверление, рубка, геометрическая резьба, строгание, пиление, долбление,
склеивание, выполнение машинных швов, обработка продуктов, приготовление
на кухонной плите и пр.), работа по технологическим картам (умение соблюдать
порядок выполнение операций, следовать инструкции, читать чертежи). Анализ
объекта труда, снятие мерок, построение чертежа, изготовление основы,
составление плана работы.
Изготовление стандартных изделий-предметов профильного труда под
руководством
педагогического
работника
(изготовление
строительных
инструментов, мебели, паркета, строительный ремонт, пошив юбки, платья,
приготовление мяса, бульонов, десертов и др.).
Представления о профессии. Основы трудового законодательства. Правила
техники безопасности (причины травматизма, противопожарная безопасность в
мастерской, электробезопасность оборудования). Организация рабочего места.
Анализ выполненной работы. требования к качеству выполняемых операций.
Исправление недочетов. Правила работы при коллективной организации работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
начальные представления о собственных возможностях; о необходимости
жизнеобеспечения;
проявление уважения к труду, людям труда, результатам труда (своего и
других людей);
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии;
наличие мотивации к творческому труду; ориентировки на результат;
умение ориентироваться в мире современных профессий;

установка на безопасный образ жизни, бережное отношение к
материальным и духовным ценностям;
способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей
и социальных ролей;
восприятие эстетических качеств предметов труда; умение создавать
эстетически значимые изделия из различных материалов;
проявление этических чувств, доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, сопереживания к чувствам других
людей;
готовность к самостоятельной жизни.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ1
К концу обучения в 5 классе:
Минимальный уровень:
знать правила техники безопасности;
понимать значимость
организации
школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
знать названия некоторых материалов изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту;
иметь представления об основных свойствах используемых материалов;
знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических требований
при работе с производственными материалами;
уметь отобрать (с помощью учителя) материалы и инструменты,
необходимые для работы;
иметь представления о принципах действия, общем устройстве
оборудования (инструмента, станка) и его основных частей;
читать (с помощью учителя) технологическую карту, используемую в
процессе изготовления изделия;
заботливо и бережно относиться к общественному достоянию;
уметь выразить отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности («нравится» / «не нравится»);
выполнять доступные трудовые операции (действия) по изучаемому
профилю;
соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и
аккуратность.
Достаточный уровень:
знать правила техники безопасности и соблюдать их;
понимать значимость
организации
школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину и чёткое умение организовывать своё
рабочее место;

производить с помощью педагогического работника отбор материала и
инструментов, необходимых для работы;
знать и выполнять элементарные, доступные приемы ручных операций
(действий) в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществлять с помощью педагогического работника текущий
самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода
практической работы;
соблюдать правила подготовки инструмента (оборудования) к работе;
знать основные механизмы инструмента (оборудования);
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в
области трудовой деятельности.
К концу обучения в 6 классе:
Минимальный уровень:
знать правила техники безопасности;
понимать значимость
организации
школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
знать названия некоторых материалов изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту;
иметь представления об основных свойствах используемых материалов;
знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических требований
при работе с производственными материалами;
уметь отобрать (с помощью педагогического работника) материалы и
инструменты, необходимые для работы;
иметь представления о принципах действия, общем устройстве
оборудования (инструмента, станка) и его основных частей;
владеть
базовыми
умениями,
лежащими
в
основе
наиболее
распространенных производственных технологических процессов в соответствии
с изучаемым профилем;
читать (с помощью педагогического работника) технологическую карту,
используемую в процессе изготовления изделия и работать по ней, следуя
инструкции, выполнять технологическую последовательность при изготовлении
предмета труда;
заботливо и бережно относиться к общественному достоянию;
уметь выразить свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности («нравится» / «не нравится»);
соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и
аккуратность.
Достаточный уровень:
знать правила техники безопасности и соблюдать их;
понимать значимость организации школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину и чёткое умение организовывать своё
рабочее место;

производить (с незначительной помощью педагогического работника) отбор
материала и инструментов, необходимых для работы, в соответствии с
физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствами в
зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономно расходовать материалы;
планировать (с помощью педагогического работника) предстоящую
практическую работу;
знать элементарные и доступные технологические приемы трудовых
действий по профилю в зависимости от свойств материалов и поставленных целей
(например, обработать срез, соединить, склеить детали и т.д.);
осуществлять (с помощью педагогического работника) текущий
самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода
практической работы;
соблюдать правила подготовки оборудования (инструмента, станка) к
работе;
знать основные механизмы оборудования (инструмента, станка);
знать приемы выполнения ручных и машинных работ;
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в
области трудовой деятельности.
К концу обучения в 7 классе:
Минимальный уровень:
знать правила техники безопасности;
понимать значимость
организации
школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
знать названия основных материалов изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту;
иметь представления об основных свойствах используемых материалов;
знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических требования
при работе с производственными материалами;
уметь отобрать (с незначительной помощью педагогического работника)
материалы и инструменты, необходимые для работы;
иметь общие представления о принципах действия, общем устройстве
оборудования (инструмента, станка) и его основных частей;
владеть
базовыми
умениями,
лежащими
в
основе
наиболее
распространенных производственных технологических процессов в соответствии
с изучаемым профилем;
читать (с помощью педагогического работника) технологическую карту,
используемую в процессе изготовления изделия и работать по ней, следуя
инструкции, выполнять технологическую последовательность при изготовлении
предмета труда;
заботливо и бережно относиться к общественному достоянию;
уметь выразить свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности («нравится» / «не нравится»);

соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и
аккуратность.
Достаточный уровень:
знать правила техники безопасности и соблюдать их;
понимать значимость
организации
школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину и чёткое умение организовывать своё
рабочее место;
производить самостоятельно отбор материала и инструментов,
необходимых для работы, в соответствии с физическими, декоративнохудожественными и конструктивными свойствами в зависимости от задач
предметно-практической деятельности;
экономно расходовать материалы;
планировать
(с частичной помощью педагогического работника)
предстоящую практическую работу;
знать элементарные и доступные технологические приемы трудовых
действий по профилю в зависимости от свойств материалов и поставленных целей
(например, сверление, пиление, строгание, пришивание и т.д.);
осуществлять (с незначительной помощью педагогического работника)
текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку
хода практической работы;
соблюдать правила подготовки оборудования (инструмента, станка) к
работе;
знать основные механизмы оборудования (инструмента, станка);
знать приемы выполнения ручных и машинных работ;
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в
области трудовой деятельности.
К концу обучения в 8 классе:
Минимальный уровень:
знать правила техники безопасности;
иметь представления об основных свойствах используемых материалов;
уметь отобрать самостоятельно материалы и инструменты, необходимые
для работы;
иметь представления о принципах действия, общем устройстве
оборудования (инструмента, станка) и его основных частей;
владеть
базовыми
умениями,
лежащими
в
основе
наиболее
распространенных производственных технологических процессов (шитье,
деревообработка, приготовление пищи);
читать самостоятельно технологическую карту, используемую в процессе
изготовления изделия;
соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и
аккуратность.
Достаточный уровень:

знать правила техники безопасности и соблюдать их;
экономно расходовать материалы;
планировать
предстоящую практическую работу в соответствии с
технологической картой;
знать оптимальные и доступные технологические приемы трудовых
операций в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировку хода практической работы;
соблюдать правила подготовки оборудования (инструмента, станка)к работе;
знать основные механизмы оборудования (инструмента, станка);
знать основные механизмы оборудования (инструмента, станка);
знать приемы выполнения ручных и машинных работ;
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в
области трудовой деятельности.
К концу обучения в 9 классе:
Минимальный уровень:
понимать значимость
организации
школьного
рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
знать названия, свойства, происхождение некоторых материалов, изделий,
которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
знать правила хранения материалов, санитарно-гигиенических требований
при работе с производственными материалами;
уметь отобрать самостоятельно материалы и инструменты, необходимые
для работы;
иметь представления о принципах действия, общем устройстве
оборудования (инструмента, станка) и его основных частей (швейная машина,
кухонная плита, токарный станок);
знать правила безопасной работы с инструментами и оборудованием,
санитарно-гигиенических требования при выполнении работы;
владеть
базовыми
умениями,
лежащими
в
основе
наиболее
распространенных производственных технологических процессов (шитье,
сверление и др.);
уметь читать технологическую карту, используемую в процессе
изготовления изделия, выполнять трудовые операции по инструкции;
иметь представления о разных видах профильного труда;
уметь заботливо и бережно относиться к общественному достоянию и
родной природе;
выражать отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности ("нравится" и (или) "не нравится");
осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения трудовых
заданий порядка и аккуратности;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности других
обучающихся и результатам их работы;

выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков
трудового обучения.
Достаточный уровень:
уметь определять возможности различных материалов, осуществлять их
целенаправленный выбор в соответствии с физическими, декоративнохудожественными и конструктивными свойствами используемого материала
(изделия) в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
уметь экономно расходовать материалы;
уметь планировать предстоящую практическую работу;
знать оптимальные и доступные технологические приемы трудовых
операций в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
уметь осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы;
уметь анализировать результаты своего и чужого труда, выслушивать
предложения и мнения других обучающихся, адекватно реагировать на них,
исправлять собственные ошибки;
выражать отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности ("нравится" и (или) "не нравится");
комментировать и давать оценку в доброжелательной форме достижениям
других обучающихся, высказывать свои предложения и пожелания; понимать
общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой
деятельности.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия:
гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других
обучающихся;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны.
Коммуникативные учебные действия:
вступать и поддерживать коммуникацию в ситуациях коллективного
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых);
слушать собеседника,
вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач;
использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
принимать цели и задачи решения практических задач;

осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
проявлять готовность к осуществлению самоконтроля в процессе
выполнения трудового задания;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в процессе деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
Тематическое планирование 6 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тема урока

Количес
тво
часов
18
технике
1

Сельскохозяйственный труд
Вводное занятие. Вводный инструктаж по
безопасности в кабинете
Сельскохозяйственный
труд.
Сельскохозяйственные
профессии
Сельскохозяйственный инвентарь
Одежда и обувь для работы, защита рук
Техника безопасности при работе с секатором
Практическая работа по обрезке растений
Осенняя обрезка кустарников
Практическая работа по обрезке кустарников
Уход за цветниками. Луковичные культуры
Посадка луковичных растений
Техника безопасности при работе с граблями
Уборка опавших листьев
Техника безопасности при работе с метлой
Уборка территории, очистка дорожек
Уборка цветников
Уборка цветников
Осенняя побелка деревьев
Практическая работа
Поварское дело

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28

19/1
20/2
21/3
22/4
23/5
24/6
25/7
26/8
27/9
28/10
29/11
30/12
31/13
32/14
33/15
34/16
35/17
36/18
37/19
38/20
39/21
40/22
41/23
42/24
43/25
44/26
45/27
46/28
47/1
48/2
49/3
50/4
51/5
52/6
53/7
54/8
55/9
56/10
57/11
58/12

Значение пищи в жизни человека
Рациональное питание
Молоко и молочные продукты. Их свойства
Выбор молочных продуктов в магазине
Столовые приборы и столовая, чайная и кухонная посуда
Сервировка стола
Технология приготовления каши
Практическая работа
Технология приготовления молочного супа
Практическая работа
Технология приготовления молочного напитка
Практическая работа
Технология приготовления молочного десерта
Практическая работа
Куриные яйца. Первичная и термическая обработка
Практическая работа: приготовление яичницы
Профессии кондитер, хлебопек
Разные виды теста
Технология приготовления теста для оладьев
Практическая работа
Технология приготовления дрожжевого теста
Практическая работа
Различные виды начинок для пирогов
Практическая работа
Технология приготовления песочного теста
Практическая работа
Кондитерские изделия из теста
Практическая работа
Швейное дело
Сведения о волокнах, нитках и тканях. Производство пряжи,
ниток
Строение ткани. Нити основы и утка. Кромка
Признаки определения лицевой стороны ткани
Переплетение нитей в ткани
Хлопчатобумажная ткань, ее свойства, внешний вид
Выполнение образца ткани полотняного переплетения
из цветной бумаги
Оформление в альбоме образцов натуральных тканей
Получение тканей из хлопка
Ассортимент хлопчатобумажных тканей в магазине
Свойства хлопчатобумажных тканей
Уход за хлопчатобумажными тканями
Аппликация из хлопчатобумажных тканей

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
62
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

59/13
60/14
61/15
62/16
63/17
64/18
65/19
66/20
67/21
68/22
69/23
70/24
71/25
72/26
73/27
74/28
75/29
76/30
77/31
78/32
79/33
80/34
81/35
82/36
83/37
84/38
85/39
86/40
87/41
88/42
89/43
90/44
91/45
92/46
93/47
94/48
95/49
96/50
97/51
98/52
99/53

Аппликация из хлопчатобумажных тканей
Подготовка к выполнению ручных швейных работ. Правила
безопасной работы с иглой, ножницами, электроутюгом
Сведения о ручных иглах. Классификация ручных игл
Организация рабочего места при раскрое
Ручные стежки и строчки
Виды ручных стежков
Прямые стежки
Выполнение прямых стежков
Косые стежки
Выполнение косых стежков
Стежки «вперед иголку»
Выполнение стежков на образце
Стебельчатые стежки
Выполнение стежков на образце
Тамбурные стежки
Выполнение стежков на образце
Ручной стачной шов
Технология изготовления ручного стачного шва
Ручной шов вподгибку с закрытым срезом
Выполнение ручного шва
Выполнение ручных швов на подарочном мешочке
Выполнение ручных швов на подарочном мешочке
Оформление подарочного мешочка
Устройство и назначение швейной машины
Заправка верхней нити
Заправка нижней нити
Выполнение машинных строчек
Выполнение шва вподгибку с открытым срезом
Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом.
Столовая салфетка. разновидности, материалы
Последовательность изготовления салфетки, чертеж
Раскрой салфетки
Обработка срезов салфетки
Обработка углов салфетки
Виды отделки швейных изделий.
Отделка салфетки
История постельного белья. Наволочка
Последовательность изготовления наволочки. Построение
чертежа
Подготовка выкройки к раскрою
Подготовка ткани к раскрою
Раскрой наволочки

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

100/54
101/55
102/56
103/57
104/58
105/59
106/60
107/61
108/62
109/1
110/2
111/3
112/4
113/5
114/6
115/7
116/8
117/9
118/10
119/11
120/12
121/13
122/14
123/15
124/16
125/17
126/18
127/19
128/20
129/21
130/22
131/23
132/24
133/25
134/26
135/27
136/28
137/29
138/30
139/31

Обработка поперечных срезов наволочки
Мягкие игрушки. Ткани для игрушек
План работы по пошиву игрушки
Подготовка выкройки и ткани
Раскрой деталей туловища
Технология пошива игрушки
Соединение деталей туловища
Набивка игрушки синтепоном
Отделка игрушки
Художественный труд
История вязания спицами
Материалы и инструменты для вязания спицами
Соответствие толщины ниток и спиц
Способы набора петель. вывязывания лицевых и краевых
петель
Определение длины нити при наборе петель
Набор петель, вязание образца платочной вязкой
Вязание образца платочной вязкой
Вязание образца платочной вязкой
Закрытие петель
Оформление образца в альбом
Вязание повязки на голову платочной вязкой
Вязание повязки на голову платочной вязкой
Вязание повязки на голову платочной вязкой
Вязание повязки на голову платочной вязкой, завершение
работы
История рукоделий: русская счетная вышивка
Материалы и приспособления для вышивания
Понятия «мулине» и «пасма»
Рациональная длина нити
Техника вышивания крестообразных стежков
Виды схем. Работа по схеме
Подбор ниток. Упражнения в технике вышивания крестом
Закрепление нити в начале и в конце работы
Выбор схемы для вышивания, подбор ниток
Вышивание по схеме крестом
Вышивание по схеме крестом
Вышивание по схеме крестом
Картина нитью. Выбор сюжета
Подбор материалов
Практическая работа по выкладыванию картины
Практическая работа по выкладыванию картины
Практическая работа по выкладыванию картины

1
1
1
1
1
1
1
1
1
54
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

140/32
141/33
142/34
143/35
144/36
145/37
146/38
147/39
148/40
149/41
150/42
151/43
152/44
153/45
154/46
155/47
156/48
157/49
158/50
159/51
160/52
161/53
162/54
163/1
164/2
165/3
166/4
167/5
168/6
169/7
170/8
171/9
172/10
173/11
174/12
175/13
176/14
177/15

Гипс, цемент, его свойства
Технология изготовления гипсовых фигурок
Отлив гипсовых фигурок
Отлив гипсовых фигурок
Раскрашивание фигур
Отделка декоративными элементами
История украшений. Браслеты
Технология изготовления браслетов из бусин и бисера
Виды плетений
Выбор браслета, подготовка материалов
Плетение браслета
Плетение браслета
Плетение браслета
Ободок для волос-элемент украшения
Виды ободков
Технология изготовления ободка своими руками
Выбор материалов для работы
Составление технологической карты
Изготовление ободка
Изготовление ободка
Изготовление декоративных элементов для украшения ободка
Изготовление декоративных элементов для украшения ободка
Соединение ободка и декоративных элементов
Цветоводство и декоративное садоводство
Определение всхожести семян
Способы определения всхожести у семян овощей и цветов
Подготовка почвы для посадки
Посадка семян цветов рассады
Посадка семян помидор для рассады
Теоретические сведения. Комнатные растения, виды и
названия
Требования
к
размещению
комнатных
растений,
светолюбивые и теневыносливые растения
Полив цветов, требования к температуре и качеству воды
Периодичность и приемы полива. Приспособления для
опрыскивания
Правила обрезки растений. Обрезка и сбор сухих листьев
Подготовка воды для полива и опрыскивания. Чистка и
промывка поддонов
Уход за рассадой
Рыхление и полив рассады
Рыхление почвы. Обтирание цветочных горшков
Опрыскивание и полив комнатных растений

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
42
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

178/16
179/17
180/18
181/19
182/20
183/21
184/22
185/23
186/24
187/25
188/26
189/27
190/28
191/29
192/30
193/31
194/32
195/33
196/34
197/35
198/36
199/37
200/38
201/39
202/40
203/41
204/42

Использование декоративных растений для оформления
интерьера жилых помещений и пришкольной территории
Цветковые растения: многообразие, декоративные качества
Многолетние, двулетние и однолетние цветковые растения
Ягодные кустарники
Уход за рассадой
Пикировка рассады
Кустарники, используемые для озеленения школьного двора:
названия, правила ухода
Инструменты и орудия для ухода за кустарниками
Способы размножения растений (семенной и вегетативный).
Черенкование комнатных растений
Способы размещения растений в помещениях
Устройство дополнительного освещения
Минеральные удобрения: азотное, калийное и фосфорное
Внешние признаки удобрений, растворимость в воде
Уход за рассадой цветов
Полив, рыхление почвы, удобрение
Уход за рассадой цветов
Полив, рыхление почвы, удобрение
Очистка клумб от растительных остатков
Рыхление почвы
Очистка клумб от растительных остатков
Рыхление почвы
Высадка рассады цветов
Высадка рассады цветов
Высадка рассады цветов
Подготовка рассады помидор для высадки
Обобщающий урок по теме «Цветоводство и декоративное
садоводство»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».