АРП - практикум по математике(ИН), 6 класс

Приложение к адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) МАОУ «Школа№58» КГО, утвержденной приказом
директора № 156 -о/д от 27 августа 2024 года

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 58»
Камышловского городского округа

Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от 27.08.2025 года

Утверждена
приказом директора
№ 158 -о\д от 29.08.2025 года

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ПРАКТИКУМ ПО МАТЕМАТИКЕ»
6 КЛАСС
СРОК- ОСВОЕНИЯ: 2025-2026гг.

2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Практикум по математике»
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), на основе примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.:, В
2 сб./ Авторы: Воронкова В.В., Перова М. Н., Эк В. В., Алышева Т. В. и др /под
редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, Москва «Владос»,
2012. – Сб.1. – 224 с., рекомендованной Министерством образования Российской
Федерации.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Практикум по математике» относится к предметной
области «Математика» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Практикум по математике» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Практикум по математике».
Цель обучения - формирование и развитие интереса к математике.
Задачи обучения:
 расширение и углубление программного материала;
 воспитание настойчивости, упорства, чувства коллективизма;
 пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе.
1.Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение
предмета «Практикум по математике»
Занятия с применением занимательных заданий, позволяют, как изучить
новое, так и быстро вспомнить уже изученный материал, привносят в обучение
дополнительную
эмоциональность,
заинтересовывают
учащихся
своей
нестандартностью. Кроме того, позволят дополнительно коснуться вопросов,
вызывающих особую сложность в изучении. Их множество по всем темам.
Требуется лишь осуществить их правильный выбор с учётом возрастных
особенностей детей. В основе занятий лежит игра. В игровой форме легче
происходит освоение новых, ранее не испробованных социальных ролей,
приобретение необходимого опыта, самореализация. Применение игровых
технологий математического содержания способствуют лучшему пониманию и
закреплению математического материала, а также помогают вовлечь умственно
отсталого ребёнка в серьёзную учебную деятельность. Кроме того, использование
элементов занимательности позволяет сделать обычную работу детей интересной
и увлекательной, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Монотонная
деятельность учащихся становится эмоционально окрашенной, что активизирует

работу детей. Всё это приводит к более осмысленному усвоению знаний, так как
дети сами заинтересованы в их получении.
Коррекционно-развивающее значение предмета «Практикум по
математике» заключается в его способности способствовать исправлению какихлибо отклонений в развитии ребёнка с одновременным раскрытием его
потенциальных возможностей.
2.Содержание учебного предмета «Практикум по математике»
1. Вводное занятие.
Знакомство с работой в группе (для чего нужна внеурочная деятельность,
чем обучающиеся будут заниматься на занятиях и как будем работать).
Практическая работа: занимательная задача на сложение. Упражнения на
проверку знания нумерации (в пределах 10). Загадки. Объяснение игры
«Весёлый счёт».
2. Как предметы можно измерять на глаз.
Как развивать глазомер. Измерение предметов сначала на глаз, а потом
проверить результат измерения линейкой. Разъяснение игры «Задумай число», как
надо отгадывать задуманное число.
Практическая работа: упражнения в измерении на глаз (работа в группах).
Задачи в стихах. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Задумай
число».
3. Сравнение фигур.
Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. Сравнение
геометрических фигур в виде «человечков». Что такое ребус и как его можно
разгадать.
Практическая работа: упражнения на сравнение фигур. Отгадывание
простейших ребусов. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «На 5
больше и на 5 меньше».
4. Игра «Задумай число».
Объяснение игры. Отгадывание полученного результата основано на знании
частного случая свойства вычитания числа из суммы вида: (х+а)-х=а, где а число, которое предлагает прибавить ведущий эту игру.
Игра «Узнай, на которой парте лежит флажок». В процессе этой игры дети
решают задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого по известным
вычитаемому и остатку.
Практическая работа: игра «Задумай число» (отгадывание результата
вычислений). В основе игры лежит вычитание числа из суммы вида: (х+а)-х=а.
Задачи в стихах на разностное сравнение. Задача – смекалка. Занимательный
квадрат. Задачи – шутки.
Загадки. Игра «Узнай, на которой парте лежит флажок» (решение задач на
нахождение уменьшаемого).
5. Математическая газета.
Объяснение, как составить математическую газету, как подобрать нужный
материал для газеты. Объяснение игры, «Какая геометрическая фигура исчезла?»
(игра содействует развитию у детей внимания, более точного представления о
геометрических фигурах и запоминанию терминологии).

Практическая работа: коллективный выпуск математической газеты.
Логическая игра, «Какая геометрическая фигура исчезла?» (развивает логику,
внимание, мышление, память).
6. Загадочные слова.
Чтение загадочно написанных слов, как их разгадать, составление ребусов
детьми. Игра «Весёлый счёт». Перед детьми две одинаковые таблицы с числами
от 1 до 20. Числа написаны не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Нужно
называть числа по порядку и показывать их указкой.
Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на
сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка.
Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 20).
7. Весёлые задачки.
Вспоминаем, что такое ребусы и весёлые задачки, как их разгадать.
Объяснение игры «Число дополняй, а сам не зевай» (развивает внимание,
быстроту мышления).
Практическая работа: отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение.
Упражнения в анализе геометрических фигур. Задача – смекалка. Задача –
шутка. Загадки. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».
8. Любимые фигуры.
Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. Как получить
новую фигуру из разрезных частей. Разгадывание весёлых задачек и как их
составить. Объяснение игры «Задумай число», игра основана на решении задач на
нахождение неизвестного вычитаемого.
Практическая работа: разрезывание геометрической фигуры на части и
сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача –
смекалка. Загадки.
Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).
9. Экскурсия.
Экскурсия в парк, что можно увидеть в парке и как это применить в нашей
деятельности. Объяснение детей, как они составляют занимательные задачки.
Виды геометрических фигур. Объяснение игры «Не собьюсь» (игра развивает
знание нумерации, внимание, память).
Практическая работа: экскурсия в парк, занимательные задачи. Задача смекалка. Задача – шутка. Упражнения на сравнение геометрических фигур.
Загадки. Игра «Не собьюсь».
10. Викторина.
Что такое викторина, для чего она нужна, какие задания можно предложить,
как её провести и как принять в ней участие.
Практическая работа: викторина. Турнир «смекалистых».
11. Равно, больше или меньше?
Подведение итогов турнира «смекалистых», что получилось и не
получилось, как готовиться дальше. Значение отношений «больше, меньше,
равно». Какие отношения с ними можно составить.
Практическая работа: подведение итогов. Задачи в стихах. Логические
упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями
«равно», «больше», «меньше». Задача – шутка.

12. Весёлые числа.
Проверка знаний нумерации. Счёт по порядку по 1, 2, 3. Как решать
занимательные задачи на сложение и вычитание. Объяснение игры «Задумай
число».
Практическая работа: занимательные задачи на сложение и вычитание.
Упражнения на проверку знания нумерации. Загадки, подготовленные детьми.
Задача - смекалка.
Игра «Задумай число».
13. Развитие глазомера.
Как предметы нужно измерять на глаз. Проведение упражнений для
развития глазомера. Составление ребусов. Вспоминаем правила игры «Задумай
число».
Практическая работа: упражнения для развития глазомера. Загадки – шутки.
Отгадывание ребусов, составленных детьми. Игра «Задумай число».
14. Наши итоги.
Подведение итогов в решении задач, загадок, ребусов обучающимися,
выделение активных сообразительных ребят. Обучающиеся делятся опытом, как
быстро и правильно составлять загадки, ребусы, весёлые задачи.
Практическая работа: коллективная работа по организации классной
выставки (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи
составленные детьми взятые из жизни). Проведение математических игр,
изученных ранее.
3.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Практикум
по математике»
Личностные:

использование начальных математических знаний для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их
количественных и пространственных отношений;

овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета,
прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и
выполнения алгоритмов;

приобретение начального опыта применения математических знаний
для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

умение выполнять устно и письменно арифметические действия с
числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение
действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы,
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с
таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями,
представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Предметные:
Минимальный уровень:

применять математические знания в повседневной жизни;

обобщать, делать несложные выводы;


овладеть основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи;

уметь выполнять устно и письменно арифметические действия с
числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение
действовать в соответствии с алгоритмом;

уметь ориентироваться в пространственных отношениях «справаслева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» и т.д.;

находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;

отличать кривые и плоские поверхности;

уметь читать графическую информацию;

дифференцировать видимые и невидимые линии;

конструировать геометрические фигуры;

анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих
предметах геометрические формы;

уметь различать существенные и несущественные признаки.
Достаточный уровень:

уметь решать ребусы, головоломки, кроссворды;

уметь опровергать неправильное направление поиска.

4.Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема урока
Вводное занятие
Занимательные задачи на сложение
Как предметы можно измерять на глаз
Игра «Задумай число»
Сравнение фигур
Геометрические фигуры. Их виды. Животные из геометрических
фигур. Что такое ребус?
Геометрические фигуры. Животные. Ребусы
Геометрические фигуры. Ребусы
Игра «Задумай число»
Сравнение фигур. Задачи - смекалки
Задача-смекалка. Загадки. Задачи со спичками.
Задачи со спичками. Задачи - смекалки
Игра «Какая геометрическая фигура исчезла?»
Математическая газета
Загадочные слова
Задачи в стихах на сложение. Задача - шутка
Весёлые задачки
Задачи в стихах на сложение
Задача – шутка. Задача – смекалка
Загадки. Ребусы
Любимые фигуры
Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали.
Сравнение геометрических фигур
Занимательные задачки
Викторина. Турнир «смекалистых»
Викторина. Турнир «смекалистых»
Равно, больше или меньше
Задачи в стихах. Логические упражнения
Весёлые числа. Занимательные квадраты
Занимательные задачи
Развитие глазомера. Как предметы нужно измерять на глаз
Составление ребусов. Загадки – шутки. Игра «Задумай число»
Загадки, ребусы, весёлые задачи
Математический КВН

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».