АРП по окружающему миру. 2 класс

Приложение к адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования для обучающихся
с НОДА (вариант 6.1)
МАОУ «Школа№58» КГО,
утвержденной приказом директора № 156-од от 27.08.2024
года

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 58»
Камышловского городского округа

Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № 81 от 26.08.2024 года

Утверждена
приказом директора № 157 -о\д
от 27.08.2024 года

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
2 КЛАСС
СРОК ОСВОЕНИЯ: 1 ГОД

Составитель: Харитончук Ю.Н.

2024

1. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение
предмета «Окружающий мир»
На уровне начального общего образования изучение окружающего мира,
интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии
людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне
начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:
• формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и
социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих,
нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по
окружающему миру;
• формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
• развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской
деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим
использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной,
художественной деятельности;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому
государству, определённому этносу;
• проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
• освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в
социуме;
• обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни,
приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в
соответствии с экологическими нормами поведения;
• становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению
и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в
природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и
познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является
содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся
навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей
ситуации.
2

Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек
и его самость», «Человек и познание».
Категория обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 
неоднородная по составу группа. Она объединяет обучающихся со значительным
разбросом первичных и вторичных нарушений развития, которые отличаются
значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. Группа
обучающихся с НОДА по варианту 6.1: обучающиеся с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся
самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие
нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное
интеллектуальное развитие у этих обучающихся часто сочетается с отсутствием
уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной
внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений,
слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.
Программа строит обучение детей с НОДА на основе принципа
коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
Программа предоставляет возможности для реализации различных
методических подходов к преподаванию предмета «Окружающий мир» при
условии сохранения обязательной части содержания учебного предмета. Учебная
работа по своей мотивационной наполненности близка к игровой деятельности с
характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным
поведением и активным взаимодействием.
Вариант 6.1 предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в те же сроки обучения.
В структуру особых образовательных потребностей входят, с одной
стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для
обучающихся с НОДА.
К общим потребностям относятся:
 получение специальной помощи средствами образования;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие
обучающегося с педагогическими работниками и одноклассниками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семьи и образовательной организации;
 индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;
3

 особая пространственная и временная организация образовательной
среды;
 максимальное расширение образовательного пространства за счет
расширения социальных контактов с широким социумом.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с
НОДА, относятся:
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
 введение в содержание обучения специальных разделов, не
присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся
сверстникам;
 использование специальных методов, приемов и средств обучения (в
том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий),
обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения;
 обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды.
Для этой группы обучающихся обучение в образовательной организации
возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения
специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим
местом. Помимо этого, обучающиеся с НОДА нуждаются в различных видах
помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что
обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим,
психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся с обучающимися по мере
выявления педагогическим работником, педагогом-психологом, учителемдефектологом, учителем-логопедом индивидуальных пробелов в их развитии и
обучении. При изучении индивидуальных особенностей обучающегося
принимаются во внимание следующие показатели: психофизическое состояние и
развитие, особенности и уровень развития познавательной сферы, особенности
усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.
2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир». 2 класс
Человек и общество
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте.
Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы –
святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика
отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы,
строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Россия – многонациональное государство. Народы России, их
традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные
достопримечательности. Значимые события истории родного края.
4

Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в
жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы
родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта,
справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других
людей – главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля
отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли:
глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон
горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным
природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью
компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений.
Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные,
пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе.
Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и
животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы.
Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий,
двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и
рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на
занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту,
на прогулках.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро
(ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки
безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной
помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в
информационно-коммуникационной
сети
Интернет
(коммуникация
в
мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на
пропедевтическом
уровне
ряда
универсальных
учебных
действий:
познавательных
универсальных
учебных
действий,
коммуникативных
5

универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
 ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт,
сравнение, измерение);
 определять на основе наблюдения состояние вещества (жидкое, твёрдое,
газообразное);
 различать символы РФ;
 различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах
изученного);
 группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и
ядовитые (в пределах изученного);
 различать прошлое, настоящее, будущее.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий способствует формированию умений:
 различать информацию, представленную в тексте, графически,
аудиовизуально;
 читать информацию, представленную в схеме, таблице;
 используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять
схемы;
 соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем
протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой
характеристикой:
 понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность
человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение,
культура поведения; Родина, столица, родной край, регион);
 понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело,
явление, вещество; заповедник);
 понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны
здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная
ситуация);
 описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других
планет Солнечной системы;
 создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя
семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес –
природное сообщество» и др.);
 создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и
растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями
неживой природы);
6

приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу
России (на примере своей местности);
 описывать современные события от имени их участника.
Регулятивные
универсальные
учебные
действия
способствуют
формированию умений:
 следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении
учебной задачи;
 контролировать с небольшой помощью учителя последовательность
действий по решению учебной задачи;
 оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и
одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в
соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе;
 оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения,
культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;
 проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств
разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план
работы, оценивать свой вклад в общее дело;
 определять
причины возможных конфликтов, выбирать (из
предложенных) способы их разрешения.


3. Планируемые результаты освоения программы по окружающему
миру на уровне начального общего образования
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
 осознание
своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной
общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
7

проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении
гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
 применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание
особой роли России в развитии общемировой
художественной
культуры,
проявление
уважительного
отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в
окружающей среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических
норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий,
приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
 проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с
использованием различных информационных средств.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в
изменяющейся действительности;


8

на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина –
следствие; изменения во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
 определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану
или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в
социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его
результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть –
целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации, выбирать
источник получения информации с учётом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную в
явном виде, согласно заданному алгоритму;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);


9

соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения; корректно
и аргументировано высказывать своё мнение; приводить доказательства своей
правоты;
 соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли
текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
 готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией
(текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
 корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских
ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою
оценку с оценкой учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:


10

понимать значение коллективной деятельности для успешного решения
учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании
краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе
изученного материала по окружающему миру);
 коллективно
строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять
и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не
допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия
взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты. К концу обучения во 2 классе обучающийся
научится:
 находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и
его главный город;
 узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн,
герб, флаг) и своего региона;
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать
правила нравственного поведения в социуме и на природе;
 распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
 приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников
народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края;
трудовой деятельности и профессий жителей родного края;
 проводить,
соблюдая правила безопасного труда, несложные
наблюдения и опыты с природными объектами, измерения;
 приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры,
иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
 описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные
культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные
экспонаты);
 описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные
природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
 группировать изученные объекты живой и неживой природы по
предложенным признакам;
 сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних
признаков;
 ориентироваться на местности по местным природным признакам,
Солнцу, компасу;
 создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и
обществе;


11

использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и
обществе;
 соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе,
оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам
природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;
 соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила
безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро;
 соблюдать режим дня и питания;
 безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
 безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с
помощью учителя (при необходимости).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы обучающимися с НОДА (вариант 6.1) соответствуют ФГОС НОО.


12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п

Количество
часов
Всего

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1.Человек и общество
1.1
Нашародина - Россия
1.2
Семья. Семейные ценности и традиции
Правила культурного поведения в общественных
1.3
местах

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

12
2

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

2

https://resh.edu.ru/

16

https://resh.edu.ru/

7

https://resh.edu.ru/

8
11

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

8

https://resh.edu.ru/

34

https://resh.edu.ru/

4

https://resh.edu.ru/

8

https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

12

https://resh.edu.ru/

Резервное время

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

Итого по разделу
Раздел 2.Человек и природа
Методы познания природы. Земля и другие
2.1
планеты, звезды и созвездия.
2.2
Многообразиерастений
2.3
Многообразиеживотных
Красная книга России. Заповедники и природные
2.4
парки
Итого по разделу
Раздел 3.Правила безопаснойжизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни школьника
Безопасность в школе и общественном транспорте,
3.2
безопасность в сети Интернет

13

№ п/п

1
2
3

4

5

6
7

8

9
10

11

Тема урока

Количество часов
Всего

Наша Родина ‒ Россия, Российская
Федерация
Народы России. Родная страна
Родной край, его природные
достопримечательности. Город и село
Значимые события истории родного края.
Исторические памятники, старинные
постройки. Природа и предметы, созданные
человеком
Наш регион. Культура родного края. Родной
край, его культурные
достопримечательности
Народы Поволжья и других территорий РФ:
традиции, обычаи, праздники. Родной край,
город (село)
Тематическая проверочная работа по
разделу «Где мы живём?»
Звёздное небо: звёзды и созвездия.
Солнечная система: планеты (название,
расположение от Солнца, краткая
характеристика)

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5091/start/118888/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5091/start/118888/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6071/start/154856/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5625/start/154922/

1

Земля - живая планета Солнечной системы

14

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6071/start/154856/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6071/start/154856/

1

https://drive.google.com/drive/folders/1A42txWDb_9
yZ8pEgr1X6GciDMI9cgtZR?usp=sharing

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3687/start/223584/

1

Почему на Земле есть жизнь. Условия
жизни на Земле. Водные богатства Земли
Связи в природе: зависимость изменений в
живой природе от изменений в неживой
природе. Неживая и живая природа.
Явления природы

Электронные цифровые образовательные
ресурсы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4013/start/154631/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4013/start/154631/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5531/start/155077/

12
Зависимость жизни растений от состояния
неживой природы. Жизнь растений осенью
и зимой. Невидимые нити природы

13

14
15

16

17

18
19

20

21
22

1

Деревья, кустарники, травы родного края
(узнавание, называние, краткое описание).
Какие бывают растения
Деревья лиственные и хвойные. Лиственные
и хвойные деревья, общее и различия
Зачем человек трудится. Ценность труда и
трудолюбия. Профессии. Все профессии
важны
Годовой ход изменений в жизни животных.
Жизнь животных осенью и зимой. Явления
природы
Мир животных: птицы. Особенности
внешнего вида, передвижения, питания:
узнавание, называние, описание
Как человек познаёт окружающую природу.
Особенности разных методов познания
окружающего мира
Растения дикорастущие и культурные:
общее и различия
Многообразие растений по месту обитания,
внешнему виду. Растения разных
климатических условий. Комнатные
растения
Кустарники нашего края: узнавание,
название, краткое описание
Травы нашего края: многообразие. Внешний

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5533/start/156764/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5533/start/156764/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4449/start/155268/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5533/start/156764/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/start/156980/

1

1

1

15

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3940/start/154258/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6070/start/154891/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5964/start/296045/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3610/start/154046/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5532/start/156826/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4449/start/155268/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4449/start/155268/

23

24

25

26

27

28
29

30

31
32

вид, условия жизни (называние, краткое
описание)
Отдельные представители растений Красной
книги России (включая представителей
растительного мира региона): узнавание,
называние и описание
Многообразие животных родного края и
разных территорий России. Какие бывают
животные
Мир животных: насекомые. Особенности
внешнего вида, передвижения, питания:
узнавание, называние, описание
Мир животных: рыбы. Особенности
внешнего вида, условия жизни,
передвижения, питания: узнавание,
называние, описание
Мир животных: земноводные и
пресмыкающиеся. Особенности внешнего
вида, условия жизни, передвижения,
питания: узнавание, называние, описание
Многообразие животных. Дикие и
домашние животные
Мир животных: звери (млекопитающие).
Особенности внешнего вида, передвижения,
питания: узнавание, называние, описание
Животные и их потомство. Размножение
животных. Стадии развития насекомого,
земноводных
Годовой ход изменений в жизни животных.
Жизнь животных весной и летом. Явления
природы. В гости к весне. Впереди лето
Отдельные представители животных

1

1

16

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5536/start/156857/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5533/start/156764/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5560/start/289965/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3940/start/154258/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3708/start/223682/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3708/start/223682/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3708/start/223682/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5536/start/156857/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5560/start/289965/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5536/start/156857/

33

34
35
36
37
38
39
40
41
42

43

44

45

Красной книги России (включая
представителей животного мира региона):
узнавание, называние и описание
Красная книга России. Её значение в
сохранении и охране редких растений и
животных
Какие задачи решают сотрудники
заповедника. Правила поведения на
территории заповедника
Заповедники: значение для охраны природы
Заповедники России (Остров Врангеля,
Большой Арктический заповедник). Охрана
природы
Заповедники России
Заповедники России. Охрана природы
Тематическая проверочная работа по
разделу «Человек и природа»
Мир профессий жителей нашего региона
Из чего что сделано
Здоровый образ жизни. Режим дня:
чередование сна, учебных занятий,
двигательной активности. Если хочешь быть
здоров
Рациональное питание: количество приёмов
пищи и рацион питания. Витамины и
здоровье ребёнка
Правила безопасности в школе: маршрут до
школы, поведение на занятиях, переменах,
при приеме пищи; на пришкольной
территории
Правила безопасного поведения в быту.
Безопасное пользование электроприборами,

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5536/start/156857/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5059/start/224168/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5059/start/224168/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3895/start/224703/

1
1

1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3895/start/224703/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3895/start/224703/
https://drive.google.com/drive/folders/1JUSLEeQ9dm
N0nvGTrBgNeOmRKTElU3mL?usp=sharing
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/start/156980/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5527/start/156949/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4002/start/119243/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3803/start/224485/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3499/start/157198/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5963/start/157361/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3729/start/157229/

1

17

46

47

48
49
50
51

52

53
54
55
56
57

газовой плитой. Безопасность при разогреве
пищи. Номера телефонов экстренной
помощи. Домашние опасности
Физическая культура, игры на воздухе как
условие сохранения и укрепления здоровья
Безопасное поведение на прогулках:
правила поведения на игровых площадках;
езда на велосипедах (санках, самокатах) и
качелях. На воде и в лесу. Опасные
незнакомцы
Правила культурного поведения в
общественных местах. Этикет
Подробнее о лесных опасностях
Безопасное пользование Интернетом. Ты и
твои друзья
Правила поведения при пользовании
компьютером: посадка, время отдыха,
обязательность отдыха и другие
Семейные ценности и традиции. Труд,
досуг, занятия членов семьи. Наша дружная
семья
Главные правила взаимоотношений членов
общества: доброта, справедливость,
честность, уважение к чужому мнению
Правила безопасного поведения пассажира
наземного транспорта. Мы — пассажиры
Знаки безопасности на общественном
транспорте
Правила безопасного поведения пассажира
метро. Знаки безопасности в метро
Родословная. Родословное древо, история
семьи. Предшествующие поколения
18

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5537/start/223713/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5534/start/157260/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5963/start/157361/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5534/start/157260/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5624/start/289878/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5624/start/289878/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3632/start/122820/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5564/start/157330/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5542/start/154806/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5542/start/154806/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5542/start/154806/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5564/start/157330/

58
59
60
61
62
63

64
65
66
67
68

Модели Земли - глобус, карта, план.
Практическая работа
Карта мира. Материки и океаны.
Практическая работа
Ориентирование на местности по местным
природным признакам и с использованием
компаса. Практическая работа
Формы земной поверхности
Москва ‒ столица России. Герб Москвы
Достопримечательности Москвы: Большой
театр, МГУ, Московский цирк, Театр кукол
имени С.В. Образцова. Путешествие по
Москве
Строительство Московского Кремля.
Московский Кремль и Красная площадь
Санкт-Петербург ‒ северная столица.
Достопримечательности города
Древние кремлёвские города: Нижний
Новгород, Псков, Смоленск. Города России
Тематическая проверочная работа по итогам
2 класса
Зависимость жизни растений от состояния
неживой природы. Жизнь растений весной и
летом. Невидимые нити. Впереди лето

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5538/start/292072/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3761/start/157671/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4307/start/297812/

1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5535/start/296107/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3739/start/157640/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3739/start/157640/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3739/start/157640/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3739/start/157640/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3873/start/156153/

1

https://drive.google.com/drive/folders/1Hw04Av085w
yXlDHiZy2otW-CIYtCQIPO?usp=sharing

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5964/start/296045/

68

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».