АООП-НОО НОДА

Согласовано:
на заседании педагогического совета
протокол № 81 от «26» августа 2024 года

Утверждено:
Приказом директора
№ 156-о/ д от 27.08.2024 года

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (6.1)
Срок освоения 4 года

Камышлов, 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………..…………...………………………………………………..3
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………..…6
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования…..……………………..9
1.2.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты…………...……………… 9
1.2.2. Планируемые результаты освоения программы коррекционной работы……………..9
1.3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования..……………………………………………………………………………………11
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Рабочие программы учебных предметов, курсов (в том числе внеурочной деятельности),
учебных модулей..........................................................................................................................................12
2.2. Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся…………….…..13
2.3. Программа коррекционной работы………………………………………. ……………...13
2.4. Рабочая программа воспитания……………………………………….……......................19
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план АООП……………………………………………………………………..20
3.2. План внеурочной деятельности……………………………………………......................22
3.3. Календарный учебный график……………………………………………........................24
3.4. Календарный план воспитательной работы ………………………………......................25
3.4. Система условий реализации АООП НОО ...………………….……..……………………25
Приложение 1……………………………………………………….…………………………..32

2

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата
Адаптированная основная образовательная программа (вариант 6.1) (далее АООП)
начального общего образования (далее НОО) для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата (далее НОДА) – это образовательная программа, адаптированная для
обучения детей с НОДА, учитывающая особенности их психофизического развития,
индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
АООП НОО для обучающихся с НОДА МАОУ «Школа № 58» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее — ФГОС НОО ОВЗ), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ
от 19.12.2014 г. № 1598, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым
результатам освоения АООП НОО ЗПР, и на основании Федеральной адаптированной
образовательной программы начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства
просвещения РФ от 24.11.2022 г .
Структура адаптированной основной образовательной программы начального
общего образования обучающихся с НОДА
АООП НОО для обучающихся с НОДА включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный:
1. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации АООП, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС
НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися начального общего образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального
общего образования.
2. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего
образования и включает адаптированные образовательные программы, ориентированные
на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей;
программу формирования УУД;
программу коррекционной работы;
рабочую программу воспитания.
3. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного
процесса, а также механизмы и условия реализации компонентов АООП НОО.
Организационный раздел включает:
учебные планы начального общего образования обучающихся;
календарный учебный график;
календарный план воспитательной работы.
Принципы и подходы формирования АООП НОО обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата
3

В основу разработки АООП НОО для обучающихся с НОДА заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО для обучающихся с НОДА
предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это
предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на
основе индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ
обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА возможность
реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса
обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом
общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным
средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как
процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования. В контексте
разработки АООП НОО для обучающихся с НОДА реализация деятельностного подхода
обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых
образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с
НОДА на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают
не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующем
уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с НОДА положены следующие
принципы:
принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий
его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с
4

учетом особых образовательных потребностей;
онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП
ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с НОДА;
принцип целостности содержания образования;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса знаний и умений и навыков, и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит
готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в
реальном мире, в действительной жизни;
принцип сотрудничества с семьей;
принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психологическому здоровью обучающихся, приоритет здоровьесберегающих педагогических
технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий
должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №2 (зарегистрировано
Министерством юстиции РФ 29 января 2021 г., регистрационный номер № 62296)
действующими до 1 марта 2027 г. (далее – Гигиенические нормативы) и санитарными
правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 18 декабря 2020 г., регистрационный номер
№ 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее – Санитарно- эпидемиологические
требования.
АООП НОО адресована педагогическим работникам, родителям детей с НОДА и
обучающимся.
Для педагогического коллектива АООП определяет главное в содержании
образования и способствует координации деятельности всех педагогических работников.
АОП регламентирует организацию всех видов деятельности обучающегося, их
всестороннее образование. АООП является основанием для определения качества
выполнения государственных стандартов.

5

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Целью реализации АООП НОО для обучающегося с НОДА является создание
условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного
начального общего образования обучающимся с НОДА в одинаковые с обучающимися,
не имеющими ограничений по возможностям здоровья, сроки, которые полностью
соответствуют достижениям, требованиям к результатам освоения, определенными
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной
группы.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных
задач:
а) формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся;
б) достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО, целевых установок,
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями развития и состояния
здоровья;
в) становление и развитие личности обучающегося в ее индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных
трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
г) создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся;
д) обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;
е) обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
ж) выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся через
организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивнооздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием
системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе
сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и других соревнований;
з) использование в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа;
и) предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной
работы;
к) участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды;
л) включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды города.
Общая характеристика ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1)
Вариант 6.1. адресован обучающемуся с НОДА, достигшему к моменту поступления
вшколу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт
6

общения со здоровыми сверстниками.
Обучающиеся с НОДА по варианту 6.1: дети с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно
или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое
развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей
часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью,
с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности
суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.
Обучающиеся с НОДА получают образование, сопоставимое на всех его уровнях,
с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
Они полностью включёны в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании
школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые
сверстники. Осваивая основную образовательную Программу, требования к которой
установлены действующим ФГОС, обучающиеся с НОДА имеют право на прохождение
текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Эти
специальные условия аттестаций конкретизируются применительно к особенностям
обучающихся с НОДА по первому варианту ФГОС.
В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны
быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его
здоровья.
Обязательным
является
систематическая
специальная
и
психологопедагогическая поддержка коллектива педагогических работников, родителей (законных
представителей), детского коллектива и самого обучающегося.
Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение
особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА; коррекционная помощь в
овладении базовым содержанием обучения; медицинская коррекция и абилитация
(лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое
лечение); психологическая коррекция познавательных процессов; психологическая
коррекция эмоциональных нарушений; психологическая коррекция социальнопсихологических проявлений; коррекция нарушений речи; коррекция нарушений чтения и
письма.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании и
развитии адекватных отношений между обучающимся, педагогическими работниками,
одноклассниками и другими обучающимися, родителями (законными представителями);
работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе,
поддержанию эмоционально комфортной обстановки; создание условий успешного
овладения учебной деятельностью с целью профилактики негативного отношения
обучающегося к ситуации школьного обучения в целом; развитие стремления к
самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях), к
проявлению социальной активности; развитие адекватного использования речевых и
неречевых средств общения.
В структуру АООП НОО обязательно включается программа коррекционной работы,
направленная
на
осуществление
индивидуально-ориентированной
психологопедагогической помощи обучающимся с НОДА с учетом их особых образовательных
потребностей; минимизацию негативного влияния особенностей психофизического
развития обучающихся с НОДА на освоение ими АООП НОО; взаимосвязь урочной,
7

внеурочной и внешкольной деятельности.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Категория обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата неоднородная по составу группа. Она объединяет обучающихся со значительным
разбросом первичных и вторичных нарушений развития, которые отличаются
значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. Группа
обучающихся с НОДА по варианту 6.1: обучающиеся с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или
с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и
разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих обучающихся часто
сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с
повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений,
слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
В структуру особых образовательных потребностей входят, с одной стороны,
образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, с другой, характерные только для обучающихся с НОДА.
К общим потребностям относятся:
получение специальной помощи средствами образования;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с
педагогическими работниками и одноклассниками;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и образовательной организации;
индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья;
особая пространственная и временная организация образовательной среды;
максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения
социальных контактов с широким социумом.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с НОДА,
относятся:
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого
как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в
Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;
использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе
специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих
реализацию "обходных путей" обучения;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды.
Для этой группы обучающихся обучение в образовательной организации возможно
при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными
приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого,
обучающиеся с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках,
помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального
обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.
8

1.2. Планируемые результаты освоения АООП НОО для обучающихся с
НОДА (вариант 6.1)
Самым общим результатом освоения обучающимися с НОДА содержания АООП
НОО должно стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных
(жизненных) компетенций.
1.2.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обучающимися с НОДА АООП НОО соответствуют ФГОС НОО, и отражены в ООП НОО
МАОУ «Школа №58».
1.2.2. Планируемые результаты освоения АООП НОО дополняются
результатами освоения программы коррекционной работы.
По каждому направлению коррекционной работы определяются планируемые
результаты реализации этой программы для каждого обучающегося.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению "Медицинская коррекция и реабилитация":
 умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в
физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации;
 умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных
ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее место,
специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки,
памперсы);
 умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к
окружающей среде;
 понимание обучающимся того, что попросить о помощи при проблемах в
жизнеобеспечении - это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно;
 умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно
описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений;
 умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей (законных
представителей), и объяснять педагогическому работнику (работнику школы)
необходимость связаться с семьей для принятия решения в области жизнеобеспечения;
 прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту;
 представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные
повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих
возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней
жизни; сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности;
 представление об устройстве школьной жизни; умение ориентироваться в
пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в
расписании занятий;
 умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать
посильное участие в них, брать на себя ответственность (прогресс обучающегося в этом
направлении);
 стремление обучающегося активно участвовать в подготовке и проведении
праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению: "Психологическая коррекция познавательных процессов":
 развитие у обучающегося любознательности, наблюдательности, способности
замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым
исследовательскую деятельность;
 умение
самостоятельно
конструировать
по
моделям,
использовать
пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного
обозначения пространственных отношений;
 увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной
9

модальности;
 умение обучающегося выделить, осознать и принять цели действия;
 умение планировать свою деятельность по времени и содержанию;
 умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы;
 умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению "Психологическая коррекция эмоциональных нарушений":
 смягчение эмоционального дискомфорта обучающегося, повышение активности и
самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных
эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость,
тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность;
 модифицирование эмоциональных отношений и переживаний обучающегося,
способов реагирования на отношение к нему окружающих;
 умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и
управлять ими;
 практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления
вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению: "Психологическая коррекция социально-психологических проявлений":
 уменьшение ореола исключительности психологических проблем;
 умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие
проблемы и цели;
 умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
 умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие;
умение получать и уточнять информацию от собеседника.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению "Коррекция нарушений речи":
 умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию
(вербальную, невербальную) как средство достижения цели;
 формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим
анализом;
 нормализация проприоцептивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации;
 формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи;
 автоматизация поставленных звуков;
 умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим
человеком; умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими
людьми.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению "Коррекция нарушений чтения и письма":
 умение чтения разных слогов;
 умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки;
 умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических
связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости;
 умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне;
 умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов;
 умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне;
 умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.
1.3.

Система

оценки

достижения

планируемых

результатов

освоения

10

обучающимися с НОДА АООП НОО (вариант 6.1).
Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения
АООП НОО призвана решать следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта
и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие,
воспитание обучающихся с НОДА, на достижение планируемых результатов освоения
содержания учебных предметов и программы коррекционной работы, формирование УУД;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО,
позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся с НОДА (итоговая оценка
обучающихся, освоивших АООП НОО) и оценку эффективности деятельности
образовательного учреждения;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с
НОДА.
Результаты достижений обучающихся в овладении АООП НОО являются значимыми
для оценки качества образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО
предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести
оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных,
метапредметных и предметных, в том числе итоговую оценку, обучающихся с НОДА,
освоивших АООП НОО.
Оценка результатов освоения обучающимися с НОДА АООП НОО (кроме
программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС
НОО и соответствует системе оценки достижений ООП НОО МАОУ «Школа №58».
Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы.
Оценка результатов освоения обучающимися с НОДА программы коррекционной
работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения
обучающимися с НОДА программы коррекционной работы целесообразно опираться на
следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей, обучающихся с НОДА;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей
обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки.
Применительно к варианту 6.1 задачей экспертной группы, осуществляющей оценку
достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы
коррекционной работы, является выработка согласованной оценки достижений,
обучающегося в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ изменений
поведения обучающегося в повседневной жизни по следующим позициям,
соответствующим направлениям коррекционной работы в условиях инклюзии:
1) адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
2) способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского
сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и
правах в организации обучения;
11

3) владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
4) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (то есть самой формой поведения, его социальным рисунком);
5) осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной
организации;
6) осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Результаты анализа изменений в повседневном поведении обучающегося должны
быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных
единиц (0 - 3 балла), характеризующих достигнутый уровень жизненной компетенции
обучающегося в условиях инклюзии.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержательный раздел АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1)
соответствует ООП НОО МАОУ «Школа № 58».
2.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей являются приложением к образовательной
программе начального общего образования.
2.2. Программа формирования универсальных учебных действий является
приложением к образовательной программе начального общего образования.
2.3. Программа коррекционной работы
Цель программы коррекционной работы направлена на создание системы
комплексной помощи ребенку с ОВЗ в освоении АОП коррекцию недостатков в
физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий
обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности
ребенка с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного
процесса.
Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи для
всех категорий детей с НОДА, осваивающих вариант 6.1. ФГОС НОО. Эти направления
образуют структуру программы коррекционной работы, дополняющей основную
образовательную программу:
 медицинская коррекция и абилитация (лечебно-воспитательные мероприятия,
медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);
 психологическая коррекция познавательных процессов;
 психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
 психологическая коррекция социально-психологических проявлений;
 коррекция нарушений речи;
 коррекция нарушений чтения и письма.
Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с НОДА, помимо
организации доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи.
Обязательным условием усвоения варианта 6,1. стандарта является систематическая
специальная психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей,
детского коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает:
помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками,
родителями, учителями;
работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в
12

классе/школе;
поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью
предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в
целом.
Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебнообразовательного процесса:
• через содержание и организацию образовательной деятельности (индивидуальный
и дифференцированный подход, развитие сознательного использования языковых средств в
различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных
контактов с окружающими; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах
деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного
обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению);
• в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей области
в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (по
оказанию коррекционной помощи в овладении базовым содержанием обучения, коррекции
нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма,
препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям);
• в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения
обучающихся обязательна организация специальной поддержки коллектива педагогов,
родителей, обучающихся, ребенка с НОДА (помощь в формировании адекватных
отношений между ребенком с НОДА, одноклассниками, родителями, педагогами; работа
по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/ОО).
Целью программы коррекционной работы является комплексное психолого-медикопедагогическое сопровождение процесса освоения АООП НОО (вариант 6.1) на основе
осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной
деятельности (позволяющего учитывать особые образовательные потребности обучающихся с
ОВЗ (НОДА), в том числе детей - инвалидов.
Задачи программы:
• своевременное выявление детей с НОДА;
• определение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории
обущающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психологическом
и речевом развитии;
• определение особенностей организации образовательной деятельности для
рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными
особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
• создание условий, способствующих освоению обучающимися с НОДА АООП НОО,
их интеграции в ОО;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи рассматриваемой категории обучающихся с учётом особенностей их психического
и (или) физического развития, индивидуальных возможностей:
•
организация индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего
воздействия (занятий) по преодолению недостатков психического, речевого и (или
физического развития), оказанию помощи в освоении АООП НОО;
• разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
• реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;
• оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей указанной категории, обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
• Принцип приоритетности интересов обучающегося - специалист призван решать
проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах.

13

• Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу особенностей
развития и коррекции нарушений обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, то есть единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие
и согласованность действий специалистов в решении проблем обучающегося, участие
в данном процессе всех участников образовательной деятельности.
• Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к её решению.
• Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для
получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом
и (или) психическом развитии.
• Принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие
образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая
обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о
направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации,
осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы).
Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется в
соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПР. Помимо психологической коррекции
познавательных процессов, эмоциональных нарушений, социально-психологических
проявлений; коррекция устной речи, коррекция нарушения чтения и письма, необходимым
направлением программы коррекционной работы является медицинская коррекция и
абелитация
(лечебно–воспитательные мероприятия,
медикаментозное лечение,
психотерапевтическое лечение).
Программа
коррекционной
работы
ОО
включает взаимосвязанные
направления, которые отражают её содержание:
• диагностическая работа;
• коррекционно-развивающая работа;
• консультативная работа;
• информационно-просветительская работа.
(План реализации программы коррекционной работы в Приложении 1.)
1. Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья
обучающихся с НОДА с целью создания благоприятных условий для овладения ими
содержанием АООП НОО.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
- психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых
образовательных потребностей;
- мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП НОО
обучающихся с НОДА;
- анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки
коррекционных мероприятий.
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную
помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и коррекции нарушений
устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих
полноценному усвоению программы по всем предметным областям, способствует
формированию универсальных учебных действий у указанной категории обучающихся с ОВЗ
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных),
Коррекционно-развивающая работа включает:
• выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся
с ОВЗ с коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучениям в соответствии
14

с его особыми образовательными потребностями;
• организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и
групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений
развития и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий
специалистов);
• системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в
динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных
учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
• коррекцию и развитие высших психических функций;
• развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию его поведения;
•социальную защиту указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения
указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей
по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий
обучения, воспитания, коррекции развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса:
• консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;
• к о н с у л ь т а т и в н у ю помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приёмов коррекционного обучения ребёнка.
4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для
данной категории обучающихся, со всеми участниками образовательного процесса —
обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
• различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам
образовательного процесса — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в
развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам —
вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по
разъяснению индивидуально-типологических особенностей
различных категорий
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация указанных направлений по системному сопровождению (специальной
поддержке) указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
обеспечивается наличием специалистов разного профиля (педагогов-психологов,
учителей-логопедов,
социального
педагога)
и
школьного
психолого-медикопедагогического консилиума (далее — ШПМПК), которые входят в его постоянный состав.
Школьный ПМПК является основным механизмом взаимодействия специалистов .
Основные требования к условиям реализации программы:
- психолого-педагогическое обеспечение;
- программно-методическое обеспечение;
- кадровое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение.
Психолого-педагогическое обеспечение
15

• обеспечение дифференцированных условии (оптимальный режим учебных нагрузок,
вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии
с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, ИПР:
• обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность
учебно-воспитательного процесса;
• учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
•
соблюдение комфортного психоэмоционального режима: использование
современных педагогических технологий, в том числе информационных,
компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его
эффективности, доступности);
• обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных
задач: обучения, ориентированных на особые образовательные потребности указанной
категории, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение
задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально
развивающегося сверстника: использование специальных методов, приёмов, средств
обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ,
ориентированных на особые образовательные потребности детей: дифференцированное и
индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка;
• комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и
групповых коррекционных занятиях);
• обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно гигиенических правил и норм);
• обеспечение участия указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития,
вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий:
• развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения
психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации Программы коррекционной работы используются:
• адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего
образования,
• коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционноразвивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной
деятельности учителя, учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога,
учителя-логопеда,
• случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или)
физического развития по индивидуальному учебному плану - использование
адаптированных образовательных программ.
Кадровое обеспечение
Коррекционная-развивающая
работа
осуществляется
специалистами
соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и
педагогами, имеющими специальную профессиональную подготовку.
В штатное расписание ОО введены ставки учителя-логопеда, педагога-психолога,
социального педагога. Уровень квалификации работников образовательного учреждения
соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Специфика организации образовательной и коррекционно-развивающей работы с
детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной
подготовки педагогического коллектива ОО. Для этого обеспечено повышение
16

квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением
вопросов образования детей с ОВЗ.
При необходимости в процесс реализации АООП НОО для обучающихся с НОДА
ОО может временно или постоянно обеспечить участие тьютора, который должен иметь
высшее
профессиональное
образование
по
направлению
«Специальное
(дефектологическое) образование» либо по одному из его профилей (специальностей),
или пройти курсы переподготовки по соответствующей программе, и стаж
педагогической работы не менее 2 лет.
Материально-техническое обеспечение
Важным условие реализации АООП НОО для обучающихся с НОДА, является
возможность беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА ко всем объектам
инфраструктуры организации. Материально-техническое обеспечение заключается в
создании
надлежащих материально-технической базы, позволяющей обеспечить
адаптивную и коррекционно – развивающую среду образовательной организации,
материально –
технические условия,
обеспечивающие возможность
для
беспрепятственного доступа детей с НОДА для проведения коррекционных курсов,
дополнительных коррекционно-развивающих занятий, организацию учебной и
внеурочной деятельности в соответствии с особыми образовательными потребностями
обучающихся.
Кабинеты специалистов оснащены необходимым оборудованием, диагностическими
комплектами, коррекционно-развивающими и дидактическими средствами обучения и
воспитания обучающихся с НОДА:
• наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом, учителем- дефектолога(1)
• наличие кабинета для логопедических занятий (1)
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной
образовательной среды, и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей,
имеющих трудности в передвижении, с использованием современных
информационно-коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым
источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим
наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности,
наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы:
Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к
результатам, определенным вариантом АООП для обучающихся с НОДА (вариант 6.1).
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися с НОДА программы коррекционной работы выступает наличие
положительной динамики обучающихся базового уровня содержания образованиядостижения личностных, метапредметных, предметных результатов АООП НОО;
максимально возможная коррекция недостатков физического и/или психического развития
(уровень жизненной компетенции и преодоления нарушений развития).
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный
характер и могут конкретизируются
в программах обязательных коррекционноразвивающих курсов обучающихся с НОДА.
2.4. Рабочая программа воспитания
17

Рабочая программа воспитания разработана на основе Федеральной рабочей
программы, является Приложением к адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
Учебный план составлен на основе 1 варианта федерального недельного учебного
плана ФАОП НОО для 5-дневной учебной недели
Учебный план АООП НОО вариант 6.1 (обязательные предметные области
учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП НОО школы.
Учебный план начального общего образования МАОУ "Школа №58", реализующего
основную образовательную программу начального общего образования, соответствующую
ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №
286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области,
учебные предметы (учебные модули):
Предметные области

Учебные предметы (учебные модули)

Русский язык и литературное
чтение
Иностранный язык

Русский язык, Литературное чтение

Математика и информатика
Обществознание и
естествознание ("окружающий
мир")
Основы религиозных культур и
светской этики

Математика
Окружающий мир

Искусство

Иностранный язык

Модуль выбирается на основе заявлений родителей (законных
представителей) с учетом мнения обучающихся.
Основы религиозных культур и светской этики: учебный модуль: "Основы
православной культуры"; учебный модуль: "Основы иудейской культуры";
учебный модуль: "Основы буддийской культуры"; учебный модуль:
"Основы исламской культуры"; учебный модуль: "Основы религиозных
культур народов России"; учебный модуль: "Основы светской этики"
Изобразительное искусство, Музыка

Технология

Труд (технология)

Физическая культура

Физическая культура

Количество учебных занятий за 4 года составляет 3039 часов.
Предметная область

Учебный предмет

Количество часов в неделю

1а
1б
2а
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык

2б

3а

3б

3в

4а

4б

Русский язык

5

5

5

5

5

5

5

5

5

Литературное чтение
Иностранный язык

4
0

4
0

4
2

4
2

4
2

4
2

4
2

4
2

4
2

18

Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
("окружающий мир")

Математика
Окружающий мир

Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство

4

4

4

4

4

4

4

4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Технология

Основы религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

Физическая культура

Физическая культура

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

20

22

22

22

22

22

23

23

Итого

4

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Информатика

1

1

1

1

1

1

1

0

0

Итого

1

1

1

1

1

1

1

0

0

ИТОГО недельная нагрузка

21

21

23

23

23

23

23

23

23

Количество учебных недель

33

33

34

34

34

34

34

34

34

Всего часов в год

693

693

782

782

782

782

782

782

782

Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится один раз в год в сроки, определенные
календарным графиком. Формы промежуточной аттестации определены на
педагогическом совете образовательной организации.
Предмет
Русский язык

Литературное
чтение

1 класс
Качественн
ая оценка
уровня
знаний
Качественн
ая оценка
уровня
знаний

Иностранный
язык
(Английский)
Математика

Окружающий
мир

Качественн
ая оценка
уровня
знаний
Качественн
ая оценка
уровня
знаний

Форма годовой промежуточной аттестации
2 класс
3 класс
4 класс
Диктант/ годовая
Диктант с
Диктант с
отметка
грамматическим
грамматическим
заданием/
заданием /выставление
годовая отметка
годовой отметки
контрольная
работа/выставление
годовой отметки

контрольная
работа/выставлен
ие годовой
отметки

контрольная работа/
выставление годовой
отметки

собеседование/выставле
ние годовой отметки

контрольная
работа/выставлен
ие годовой
отметки
контрольная
работа/выставлен
ие годовой
отметки
контрольная
работа/выставлен
ие годовой
отметки

контрольная
работа/выставление
годовой отметки

контрольная
работа/выставление
годовой отметки
контрольная
работа/выставление
годовой отметки

контрольная
работа/выставление
годовой отметки
контрольная
работа/выставление
годовой отметки

19

Основы
религиозных
культур и
светской этики

собеседование/выставле
ние годовой оценки

Изобразительн
ое искусство

Качественн
ая оценка
уровня
знаний

ПР/выставление годовой
отметки

ПР/выставление
годовой отметки

ПР/выставление годовой
отметки

Музыка

Качественн
ая оценка
уровня
знаний

ПР/выставление годовой
отметки

ПР/выставление
годовой отметки

ПР/выставление годовой
отметки

Труд
(технология)

Качественн
ая оценка
уровня
знаний

ПР/Выставление
годовой отметки

ПР/Выставление
годовой отметки

ПР/Выставление
годовой отметки

Физическая
культура

зачет/годов
ая отметка

зачет /годовая отметка

зачет /годовая
отметка

зачет /годовая отметка

В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся
могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного
обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке,
установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой.
3.2. План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности по направлениям АООП НОО вариант 6.1 (кроме
коррекционно-развивающей области) соответствуют ООП НОО школы.
Внеурочная деятельность
направлена
на
достижение
обучающимися
планируемых результатов освоения АООП НОО (личностных, метапредметных,
предметных) и обеспечивает реализацию индивидуальных особенностей, образовательных
потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей).
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью АООП ООО.
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы
функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и
может включать в себя:
1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы
(учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся);
2) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, ученические
сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской
деятельности);
3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся;
4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса
воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в
том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с
учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ
20

(подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных
объединений, организаций и других;
6) внеурочную деятельность, направленную на организационное об еспечение
учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по
обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие);
7) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической
поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов,
работа тьюторов, педагогов-психологов);
8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия
обучающихся в пространстве общеобразовательной школы.
Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов организуется в объеме до 10
часов в неделю.
План внеурочной деятельности (недельный)
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является
обязательной частью внеурочной деятельности и представлено групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями.
План внеурочной деятельности (недельный)
Учебные курсы
Коррекционно-развивающая область
Разговоры о важном
Функциональная грамотность
Математика и конструирование
Школа дорожных наук
Подвижные игры
ИТОГО недельная нагрузка

Количество часов в неделю
1
5
1
1
1
1
1
10

2
5
1
1
1
1
1
10

3
5
1
1
1
1
1
10

4
5
1
1
1
1
1
10

Коррекциенно - развивающая область поддерживает процесс освоения содержания
АООП НОО. Обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся. Часы,
отводимые на коррекционно-развивающую область, (включаются в часы, отводимые на
внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются обязательными.
Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе рекомендаций
ТПМПК.
По АООП НОО (вариант 6.1) в коррекционно-развивающей области выделены часы
следующих коррекционных курсов:
* Коррекционный курс «Речевая практика» - 1 час. Задачами курса являются:
развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательноповествовательной); развитие лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя
речи, письменной речи, коррекции нарушения чтения и письма.
* Коррекционный курс «Основы коммуникации» - 1 час. Основные задачи
реализации содержания: формирование различных форм общения обучающегося со
взрослыми и сверстниками; тренировка различных коммуникативных умений.
* Коррекционный курс «Психомоторика и развитие деятельности» - 2 часа. Основные
задачи реализации содержания: формирование различных видов деятельности:
продуктивных и элементов трудовой деятельности; развитие сенсорной сферы,
межанализаторного взаимодействия, познавательных способностей.
* Коррекционный курс «Двигательная активность» - 1 час. Основные задачи
реализации содержания: обеспечение коррекции индивидуальных двигательных
нарушений в зависимости от тяжести ОДА; развитие мелкой моторики и коррекции
нарушений; развитие двигательной активности.
21

План внеурочной деятельности (коррекционных занятий) АООП обучающихся с
НОДА (вариант 6.1)
Направления
внеурочной
деятельности

Формы
организации

Кол-во часов в
неделю

Название

КоррекционноИндивидуальное и/или Коррекционный курс «Речевая практика»
развивающая
область групповые занятия
(вариант 6.1)
Индивидуальное и/или Коррекционный
курс
«Основы
групповые занятия
коммуникации»

1

Индивидуальное и/или Коррекционный курс «Психомоторика и
групповые занятия
развитие деятельности»

2

Индивидуальное и/или Коррекционный
групповые занятия
активность»

1

деятельности

курс

1

«Двигательная
5

Итого:

3.3. Календарный учебный график
Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику ООН
НОО школы.
Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении
начального общего образования для отдыха и иных социальных целей (далее - каникулы):
 даты начала и окончания учебного года;
 продолжительность учебного года;
 сроки и продолжительность каникул;
 сроки проведения промежуточной аттестации.
Календарный учебный график разработан в соответствии с требованиями к
организации
образовательного
процесса,
предусмотренными
Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
На основании нижеуказанных данных ежегодно составляется годовой календарный
учебный график.
1.
Дата начала и окончания учебного года:
Начало учебного года – 1 сентября (если приходится на воскресенье, то – 2 сентября)
Окончание учебного года –26 мая, если этот день приходится на выходной, то в этом
случае учебный год заканчивается в предыдущий рабочий день.
Продолжительность учебного года составляет 33 учебные недели в 1 классе, 34
учебные недели в 2-4 классах. Рассчитывается по годовому календарю ежегодно.
2. Сроки и продолжительность каникул
Продолжительность каникул не менее 7 календарных дней
Каникулы

Сроки каникул

Количество
дней

Осенние
Зимние
Весенние
Летние

4 неделя октября – 1 неделя ноября
4 неделя декабря – 2 неделя января
3 неделя марта- 1 апреля
25 мая – 31 августа

8-9 дней
8-9 дней
9 дней
99 дней
22

Дополнительные каникулы для Середина третьей четверти
7 дней
первоклассников
Возможны корректировки в годовом календарном графике в зависимости от
календаря текущего года, климатических условий, санитарно-эпидемиологической
обстановки.
3. Сроки проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится в период с 3 недели апреля до конца
учебного года без прекращения образовательного процесса. При решении педагогического
совета об изменении формы промежуточной аттестации, например, на Всероссийскую
проверочную работу, то сроки промежуточной аттестации переносятся в соответствии с
графиком ВПР.
3.4. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы разработан на основе Федерального
календарного плана воспитательной работы, является приложением к ООП НОО.
3.5. Система условий реализации АООП НОО обучающихся с НОДА
Результатом выполнения требований к условиям реализации основной
образовательной программы начального общего образования является создание и
поддержание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к
обучающимся и педагогическим работникам:

обеспечивающей получение качественного начального общего образования,
его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей
(законных представителей) и всего общества, воспитание обучающихся;

гарантирующей безопасность, охрану и укрепление физического,
психического здоровья и социального благополучия обучающихся.
В целях обеспечения реализации программы начального общего образования в
организации для участников образовательных отношений созданы условия,
обеспечивающие возможность:

достижения планируемых результатов освоения программы начального
общего образования обучающимися;

формирования функциональной грамотности обучающихся (способности
решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных
предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию;

выявления и развития способностей обучающихся через урочную и
внеурочную деятельность, систему воспитательных мероприятий, практик, учебных
занятий и иных форм деятельности, включая общественно полезную деятельность, в том
числе с использованием возможностей иных образовательных организаций, а также
организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для реализации программ начального
общего образования, и иных видов образовательной деятельности, предусмотренных
программой начального общего образования;
23


работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих
соревнований,
научно-технического
творчества
и
проектно-исследовательской
деятельности;

выполнения индивидуальных и групповых проектных работ, включая
задания межпредметного характера, в том числе с участием в совместной деятельности;

участия обучающихся, их родителей (законных представителей) и
педагогических работников в разработке программы начального общего образования,
проектировании и развитии в организации социальной среды, а также в разработке и
реализации индивидуальных учебных планов;

эффективного использования времени, отведенного на реализацию части
программы начального общего образования, формируемой участниками образовательных
отношений, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных
представителей), особенностями развития и возможностями обучающихся, спецификой
организации, и с учетом национальных и культурных особенностей;

использования
в
образовательной
деятельности
современных
образовательных и информационных технологий;

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников;

включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешней
социальной среды (населенного пункта, муниципального района, субъекта Российской
Федерации) для приобретения опыта социальной деятельности, реализации социальных
проектов и программ;

обновления содержания программы начального общего образования,
методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы
образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), а также с
учетом национальных и культурных особенностей субъекта Российской Федерации;

эффективного управления организацией с использованием ИКТ, а также
современных механизмов финансирования реализации программ начального общего
образования.
При реализации программы начального общего образования каждому
обучающемуся,
родителям
(законным
представителям)
несовершеннолетнего
обучающегося в течение всего периода обучения обеспечен доступ к информационнообразовательной среде организации. Каждый обучающийся и родитель (законный
представитель) имеет свои логин и пароль от электронной информационной системы
«Дневник.ру», «Сферум», также имеется свободный доступ к официальному сайту
образовательной организации в сети Интернет.
На сайте имеется доступ к:

к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, учебных курсов
(в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, учебным изданиям и
образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, информации о ходе
образовательного процесса, результатах промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся;

доступ к информации о расписании проведения учебных занятий, процедурах
и критериях оценки результатов обучения.
24

В случае реализации программы начального общего образования с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый
обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным
авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных
образовательных ресурсов, на образовательном портале образовательной организации «Я
класс», «Российская электронная школа», «Учи.ру».
Реализация программы начального общего образования с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется в
соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими
требованиями.
Характеристика условий реализации требований к материально-техническому,
учебно-методическому обеспечению
Материально-технические условия реализации программы начального общего
образования
Организация располагает на праве собственности материально-техническим
обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для
реализации программы начального общего образования в соответствии с учебным планом.
Помещение для реализации программы: отдельно стоящее двухэтажное здание с
огражденной территорией, находящееся по адресу: 624860, Свердловская область, г.
Камышлов, ул. Свердлова, 73.
Материально-технические условия реализации программы начального общего
образования обеспечивают:
1) возможность достижения обучающимися результатов освоения программы
начального общего образования, требования к которым установлены ФГОС;
2) соблюдение:

Гигиенических нормативов и Санитарно-эпидемиологических требований;

социально-бытовых условий для обучающихся, включающих организацию
питьевого режима и наличие оборудованных помещений для организации питания;

социально-бытовых условий для педагогических работников, в том числе
оборудованных рабочих мест, помещений для отдыха и самоподготовки педагогических
работников;

требований пожарной безопасности и электробезопасности;

требований охраны труда;

сроков и объемов текущего и капитального ремонта зданий и сооружений,
благоустройства территории.
Кабинеты оснащены комплектами наглядных пособий, учебных макетов,
специального оборудования, обеспечивающих развитие компетенций в соответствии с
программой начального общего образования.
Подробный перечень оборудования представлен в справке МТО. Справка
актуализируется регулярно, при внесении изменений в перечень оборудования
(приобретение или списание).
Справка МТО является Приложением к ООП.
Учебно-методические условия, в том числе условия информационного
обеспечения
Организация предоставляет не менее одного учебника и (или) учебного пособия в
25

печатной форме, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, необходимого для
освоения программы начального общего образования на каждого обучающегося по
учебным предметам: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение,
иностранный язык (английский), а также не менее одного учебника и (или) учебного
пособия в печатной и (или) электронной форме, необходимого для освоения программы
начального общего образования, на каждого обучающегося по иным учебным предметам.
Обучающимся обеспечен доступ к печатным и электронным образовательным
ресурсам (далее - ЭОР), в том числе к ЭОР, размещенным в федеральных и региональных
базах данных ЭОР.
Библиотека укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем
учебным предметам учебного плана и имеет фонд дополнительной литературы. Фонд
дополнительной литературы включает детскую художественную и научно-популярную
литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие
реализацию программы начального общего образования.
Перечень учебников и учебных пособий для реализации программы является
Приложением к ООП.
Список фонда библиотеки также является Приложением к ООП.
Характеристика условий реализации требований к психолого-педагогическим,
кадровым и финансовым условиям
Психолого-педагогические условия реализации программы начального общего
образования обеспечивают:
1) преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности
при реализации образовательных программ дошкольного, начального общего и основного
общего образования;
2) социально-психологическую адаптацию обучающихся к условиям организации с
учетом специфики их возрастного психофизиологического развития, включая особенности
адаптации к социальной среде;
3) формирование и развитие психолого-педагогической компетентности работников
Организации и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
4) профилактику формирования у обучающихся девиантных форм поведения,
агрессии и повышенной тревожности;
5) психолого-педагогическое сопровождение квалифицированными специалистами педагогом-психологом, учителем – логопедом, социальным педагогом участников
образовательных отношений:

формирование и развитие психолого-педагогической компетентности;

сохранение и укрепление психологического благополучия и психического
здоровья обучающихся;

поддержка и сопровождение детско-родительских отношений;

формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания с учетом
особенностей когнитивного и эмоционального развития обучающихся;
26


мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление,
поддержка и сопровождение одаренных детей;

создание условий для последующего профессионального самоопределения;

сопровождение проектирования обучающимися планов продолжения
образования и будущего профессионального самоопределения;

обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей
профессиональной сферы деятельности;

формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников;

поддержка детских объединений, ученического самоуправления;

формирование психологической культуры поведения в информационной
среде;

развитие психологической культуры в области использования ИКТ;
6) индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение всех участников
образовательных отношений, в том числе:

обучающихся, испытывающих трудности в освоении программы начального
общего образования, развитии и социальной адаптации;

обучающихся, проявляющих индивидуальные способности, и одаренных;

педагогических, учебно-вспомогательных и иных работников организации,
обеспечивающих реализацию программы начального общего образования;

родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
7)
диверсификацию
уровней
психолого-педагогического
сопровождения
(индивидуальный, групповой, уровень класса);
8) вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников
образовательных
отношений
(профилактика,
диагностика,
консультирование,
коррекционная работа, развивающая работа, просвещение);
9) осуществление мониторинга и оценки эффективности психологических программ
сопровождения участников образовательных отношений, развития психологической
службы организации.
Все мероприятия по психолого-педагогической поддержке с указанием форм
проведения, сроков прописаны в плане работы педагога-психолога на учебный год.
Описание кадровых условий реализации программы
Реализация программы начального общего образования обеспечивается
педагогическими работниками организации. Укомплектованность образовательной
организации педагогическими, руководящими и иными работниками составляет 100% от
утвержденного штатного расписания.
Квалификация
педагогических
работников
отвечает
квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных
стандартах (при наличии).
Уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной
организации, участвующих в реализации основной образовательной программы и создании
условий для ее разработки и реализации характеризуется также результатами аттестации —
квалификационными категориями.
Аттестация педагогических работников в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» (ст. 49) проводится
27

-в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям на основе оценки
их профессиональной деятельности,
-с учетом желания педагогических работников в целях установления
квалификационной категории.
Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения их
соответствия занимаемым должностям осуществляться не реже одного раза в пять лет на
основе оценки их профессиональной деятельности аттестационной комиссией,
самостоятельно формируемой образовательной организацией.
Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории
педагогических работников осуществляется в соответствии с региональными документами.
Уровень квалификации педагогических и иных работников, участвующих в
реализации настоящей основной образовательной программы и создании условий для ее
разработки и реализации отражен в списке сотрудников. Список составляется с указанием
документов об образовании (профессиональной переподготовке), а также с указанием
квалификационной категории/аттестации на соответствие занимаемой должности и
сведений повышения квалификации.
Список сотрудников является приложением к ООП, актуализируется при
изменениях в личном составе.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации программы начального
общего образования, получают дополнительное профессиональное образование по
программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях,
деятельность которых связана с разработкой и реализаций программ начального общего
образования.
Актуальные вопросы реализации программы начального общего образования
рассматриваются методическим объединением образовательной организации, городским
методическим объединением.
Педагогическими
работниками
образовательной
организации
системно
разрабатываются методические темы, отражающие их непрерывное профессиональное
развитие. Методическая тема педагогического сотрудника отражается в плане
саморазвития педагога (профессионального развития).
Кроме того, образовательная организация укомплектована вспомогательным
персоналом, обеспечивающим создание и сохранение условий материально-технических и
информационно-методических условий реализации основной образовательной программы.
Финансовые условия реализации образовательной программы начального
общего образования
Финансовые условия реализации программы начального общего образования
обеспечивают:
соблюдение в полном объеме государственных гарантий по получению гражданами
общедоступного и бесплатного начального общего образования;
возможность реализации всех требований и условий, предусмотренных ФГОС;
покрытие затрат на реализацию всех частей программы начального общего
образования.
Финансовое обеспечение реализации программы начального общего образования
осуществляется в соответствии с нормативами финансирования муниципальных услуг с
учетом требований ФГОС.
Формирование и утверждение нормативов финансирования муниципальной услуги по

28

реализации программ начального общего образования осуществляются в соответствии с
общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание муниципальных
услуг.
Формирование фонда оплаты труда образовательной организации осуществляется в
пределах объема средств образовательной организации на текущий финансовый год,
установленного в соответствии с нормативами финансового обеспечения, определенными
органами государственной власти РТ, количеством обучающихся, и локальным
нормативным актом образовательной организации, устанавливающим положение об оплате
труда работников образовательной организации.
Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются
локальными нормативными актами образовательной организации. В локальных
нормативных актах о стимулирующих выплатах определены критерии и показатели
результативности и качества деятельности и результатов, разработанные в соответствии с
требованиями ФГОС к результатам освоения образовательной программы основного
общего образования. В них включаются: динамика учебных достижений обучающихся,
активность их участия во внеурочной деятельности; использование учителями
современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих; участие в
методической работе, распространение передового педагогического опыта; повышение
уровня профессионального мастерства и др.
В распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учитывается мнение
педагогического совета, профсоюзной организации.

Приложение 1
План реализации программы коррекционной работы
Цель

Содержание деятельности

Формы и методы Сроки
работы

Диагностическое направление
Своевременное
Выявление обучающихся с особы Стартовая
выявление
ми
образовательным
и диагностика
обучающихся с ОВЗ потребностями
обследования
для
создания Направление на ТПМПК
Подготовка
специальных
необходимой
условий получения

Ответственный

Сентябрь- Октябрь Специалисты
Апрель - Май

Специалисты,
учителя, ведущие

29

образования

коррекционные
занятия, классный
руководитель
Мониторинг динамики развития Анализ результатов По
итогам Специалисты,
обучающихся,
успешности деятельности
учебного года
учителя, ведущие
освоения программы обучения обучающихся,
коррекционные
успеваемости
занятия, классный
руководитель

Проектирование
и
корректировка коррекционных
мероприятий
Коррекционно-развивающее направление
Организация
Составление
программы
мероприятий,
сопровождения обучающегося
способствующих
личностному
развитию
обучающихся,
коррекции
групповых
и
недостатков устной Разработка
индивидуальных
коррекционных
речи, профилактика
и
коррекция программ (курсов коррекционноразвивающей
области)
в
нарушений
с
особыми
чтения и письма, соответствии
образовательными
освоению базового
потребностями обучающихся
содержания
образования
Проведение индивидуальных и
групповых
коррекционно|развивающих
занятий,
необходимых для преодоления
нарушения развития и трудностей
обучения

документации

Анализ
результатов
обследования

По необходимости Специалисты,
учителя

Программа
Сентябрь
сопровождения
(перечень курсов
коррекционноразвивающей
области)

Специалисты,
учителя

Программы занятий Сентябрь

Специалисты,
учителя

Занятия

В
течение Специалисты,
учебного года в учителя
соответствии
с
учебным планом

Социальное
сопровождение Занятия,
Социальный
обучающегося
в
случае наблюдение
педагог
неблагоприятных условий жизни
при
психотравмирующих
обстоятельствах
Консультативное направление
Непрерывность
Выработка
совместных Ознакомление
с Сентябрь и/или по Специалисты,
специального
обоснованных рекомендаций по рекомендациями по необходимости
учителя
сопровождения
основным направлениям работы с результатам
обучающимися, единых для всех диагностики,
участников
образовательных обследования
отношений
Консультирование
По запросам
В течение учебного Специалисты,
специалистами педагогов по
года согласно
учителя
решению проблем в развитии и
графику
обучении,
поведении
и
межличностном
Консультативная взаимодействии
помощь семье в Беседы
с В течение учебного Специалисты,
обучающихся
вопросах решения конкретных родителями
года
согласно учителя
вопросов
воспитания
и
оказания
(законными
графику
Информационно – просветительское направление
возможной
помощи представителями) консультаций
Разъяснительная обучающемуся
Рассмотрение в вопросов,
Беседы,
В
течение Специалисты,
освоении обучающихся
деятельность в программы
связанныхобучения
с особенностями тематические
учебного года по учителя
отношении
образовательного процесса и выступления на запросам
педагогов
и сопровождения обучающихся родительских
родителей
с
ограниченными собраниях,
(законных
возможностями
здоровья; ШМО, ПС, сайт,
представителей) индивидуальноинформационные
типологических
стенды, печатные
особенностей, обучающихся с материалы
ОВЗ
Психологическое
Тематические
В
течение Педагогпросвещение педагогов с выступления на учебного года по психолог
целью
повышения
их ШМО,
ПС, запросам
информационные

30

психологической
компетентности
Психологическое
просвещение родителей с
целью формирования у них
элементарной
психологопедагогической компетенции

стенды,
сайт,
печатные
материалы
Беседы,
тематические
выступления на
родительских
собраниях,
информационные
стенды

В
течение
учебного года по
запросам

Педагогпсихолог

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».