Согласовано: на заседании педагогического совета протокол № 81 от «26» августа 2024 года Утверждено: Приказом директора № 156-о/ д от 27.08.2024 года АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (5.1) Срок освоения 4 года Камышлов, 2024 ОГЛАВЛЕНИЕ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ …………...…………………………………………………………....3 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………...5 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования…..……………………………...9 1.2.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты…………………………..…9 1.2.2. Планируемые результаты освоения программы коррекционной работы……………..9 1.3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования……………………………………………………………………………………… ……….11 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Рабочие программы учебных предметов, курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей………………. ………………………………………………………………..12 2.2. Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся……...…………12 2.3. Программа коррекционной работы……………………………………………………… .12 2.4. Рабочая программа воспитания……………………………………….…………………..18 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Учебный план ……………………………………………………………………………...18 3.2. План внеурочной деятельности…………………………………………………………...21 3.3. Календарный учебный график…………………………………………….........................22 3.4. Календарный план воспитательной работы ……………………………………………..23 3.5. Система условий реализации АООП НОО ………....………………..…………………….23 Приложение 1……………………………………………………….…………………………..31 2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Адаптированная основная общеобразовательная программа (вариант 5.1) (далее АООП) начального общего образования (далее - НОО) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) - это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО для обучающихся с ТНР МАОУ «Школа № 58» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО ОВЗ), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО ЗПР, и на основании Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г . Структура адаптированной основной образовательной программы начального общего образования ДЛЯ обучающихся с ТНР АООП НОО для обучающихся с ТНР включает три раздела: целевой, содержательный, организационный: 1. Целевой раздел отражает основные цели начального общего образования, те психические и личностные новообразования, которые могут быть сформированы обучающихся младшего школьного возраста с ТНР к концу его обучения на первом школьном уровне. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися начального общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального общего образования. 2. Содержательный раздел определяет содержание начального общего образования обучающихся и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов: рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей; программу формирования УУД; программу коррекционной работы; рабочую программу воспитания. 3. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного 3 процесса, а также механизмы и условия реализации компонентов АООП НОО. Организационный раздел включает: учебные планы начального общего образования обучающихся; календарный учебный график; календарный план воспитательной работы. Принципы формирования АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. В основу формирования АООП НОО для обучающихся с ТНР положены следующие принципы: принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников); принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип; принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей, обучающихся; принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР; принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие "предметной области"; принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности; принцип сотрудничества с семьей. В основу разработки АООП НОО для обучающихся с ТНР заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы Дифференцированный подход к построению АООП НОО для обучающихся с ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений 4 формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности. Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования. В контексте разработки АООП начального общего образования для обучающихся с ТНР реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению; приобретению нового опыта деятельности и поведения; создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР на основе формирования УУД, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и социальной компетенции, составляющей основу социальной успешности. Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, снижение доли репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностноориентированные, проблемно-поискового характера. Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения. Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней. Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка. Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся 5 ТНР является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся. 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) МАОУ «Школа № 58 (далее – АООП НОО) является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС НОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Адаптированная образовательная программа конкретизирует условия получения образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Организация обучения осуществляется по варианту, предполагающему, что обучающиеся получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Обучающиеся обучаются по общему учебному плану для уровня начального общего образования. Особые образовательные потребности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Сопровождение особых образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осуществляется в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. Содержание сопровождения устанавливается консилиумом образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Цель реализации АООП НОО для обучающихся с ТНР - формирование у обучающихся с ТНР общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Общая характеристика Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года. Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи 3 и 4 уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма. Адаптация АООП НОО предполагает введение ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации АООП НОО для обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с педагогическим работником начальных классов, другими педагогическими работниками с 6 учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР У обучающихся с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка). Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом. Фонетическое недоразвитие характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Обучающиеся с IV уровнем общего недоразвития речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем не закончившегося процесса фонемообразования. У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся затрудняются в установлении синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением. Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку. Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением. В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении 7 грамматических форм слова. Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии. Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой - устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи. Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме. У обучающихся с легкой степенью выраженности заикания отмечаются специфические трудности при продуцировании речевых высказываний в ходе общения, проявляющиеся в непреднамеренных остановках, повторах отдельных звуков, слогов, слов, часто сопровождающихся судорогами мышц речевого аппарата. Заикание носит ярко выраженный ситуативный характер, но в целом незначительно препятствует процессу коммуникации. Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся: выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития; организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития; получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной или подгрупповой логопедической работы; создание условий, нормализующих и (или) компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений; координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-педагогического сопровождения; 8 получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья; гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения либо сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР; постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта; применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию "обходных путей" коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью; возможность обучаться на дому или дистанционно при наличии медицинских показаний; профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики; психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с обучающимся; организация партнерских отношений с родителями (законными представителями). 1.2. Планируемые результаты освоения АООП НОО Планируемые результаты освоения АООП НОО соответствуют современным целям начального общего образования, представленным во ФГОС НОО как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося, и дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. 1.2.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО, и отражены в ООП НОО МАОУ «Школа №58» 1.2.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи программы коррекционной работы Требования к результатам освоения программы коррекционной работы должны соответствовать требованиями ФГОС НОО, которые дополняются группой специальных требований. Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма: • отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука; • умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую 9 структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста; • правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи; • умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; • умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности; • минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам); • умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; • практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи; сформированность лексической системности; • умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями; • овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование; • владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию; • сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом; • сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма); • позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; • понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения. Требования к результатам овладения социальной компетенцией должны отражать: • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; написать при необходимости сообщение; • умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей (законных представителей); умение принимать решения в области жизнеобеспечения; • владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы; • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни; • умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; • умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; 10 • умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; • умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; • стремление обучающегося участвовать в подготовке и проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника; • овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; • умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; • прогресс в развитии информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; • готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его; • умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи; • дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения, обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением; • осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; • умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности; прогресс в развитии познавательной функции речи; • дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, педагогическими работниками и обучающимися в школе, незнакомыми людьми в транспорте); • наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о вариативности социальных отношений; • готовность к участию в различных видах социального взаимодействия; овладение средствами межличностного взаимодействия; • умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы; • умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных 11 отношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи. Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся. 1.3. Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АООП НОО Оценка результатов освоения обучающимися с ТНР АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО и соответствует системе оценки достижений ООП НОО МАОУ «Школа №58». Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АООП НОО позволяет вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе итоговую оценку обучающихся с ТНР, освоивших АООП НОО, с учетом структуры и степени выраженности дефекта. Специфические (дисграфические и дислексические) ошибки учитываются следующим образом: 3 однотипных ошибки приравниваются к одной. Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы является достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося при реализации вариативных форм логопедического воздействия (подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия). 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Содержательный раздел АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) соответствует ООП НОО МАОУ «Школа № 58». 2.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей являются приложением к образовательной программе начального общего образования. 2.2. Программа формирования универсальных учебных действий является приложением к образовательной программе начального общего образования. 2.3. Программа коррекционной работы Направления и содержание программы коррекционной работы. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации. Программа коррекционной работы должна обеспечивать осуществление специальной поддержки освоения АООП НОО. Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе всего учебнообразовательного процесса. Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения 12 АООП НОО являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма; развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР программа коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуальноориентированного коррекционно-логопедического воздействия, сквозными направлениями которого выступают: работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков. Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ТНР. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей, обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей. Программа коррекционной работы обеспечивает осуществление специальной поддержки освоения АООП НОО в ходе всего учебно-образовательного процесса и направлена на коррекцию нарушений устной речи, профилактику и коррекцию нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, работа по формированию полноценной речемыслительной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации. В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР программа коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуальноориентированного коррекционно-логопедического воздействия, сквозными направлениями которого выступают: работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на логопедических занятиях, проводимых на базе организованных при общеобразовательных организациях логопедических пунктах, где осуществляется коррекция нарушений устной речи, профилактика и коррекция нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, работа по формированию полноценной речемыслительной деятельности. 13 Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебнообразовательного процесса: • через содержание и организацию образовательной деятельности (индивидуальный и дифференцированный подход, развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению); • в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей области в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (по оказанию коррекционной помощи в овладении базовым содержанием обучения, коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям); • в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся; степень участия специалистов сопровождения Школы варьируется по необходимости. Целью программы коррекционной работы является комплексное психолого-медикопедагогическое сопровождение процесса освоения АООП НОО (вариант 5.1) на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной деятельности (позволяющего учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (ТНР), в том числе детей - инвалидов. Задачи программы: • своевременное выявление детей с ТНР; • определение особых образовательных потребностей детей с ТНР; • определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; • создание условий, способствующих освоению обучающимися с ТНР АООП НОО, их интеграции в ОО; • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи рассматриваемой категории обучающихся с учётом особенностей их психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей: • организация индивидуально-ориентированного коррекционно-логопедического воздействия (занятий) по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексикограмматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков, обучающихся с ТНР; • разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости); • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ; • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей указанной категории, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: • Принцип приоритетности интересов обучающегося - специалист призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах. 14 • Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то есть единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность действий специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности. • Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. • Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. • Принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы). Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется в соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПР. Программа коррекционной работы ОО включает взаимосвязанные направления, которые отражают её содержание: • диагностическая работа; • коррекционно-развивающая работа; • консультативная работа; • информационно-просветительская работа. (План реализации программы коррекционной работы в Приложении 1.) 1. Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ТНР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП НОО обучающихся с ТНР. Проведение диагностической работы предполагает осуществление: - психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей; - мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП НОО обучающихся с ТНР; - анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий. 2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, способствует 15 формированию универсальных учебных действий у указанной категории обучающихся с ОВЗ (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), Коррекционно-развивающая работа включает: • выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся с ОВЗ с коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучениям в соответствии с его особыми образовательными потребностями; • организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий специалистов); • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; • коррекцию и развитие высших психических функций; • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию его поведения; •социальную защиту указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. 3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции развития и социализации обучающихся. Консультативная работа включает: • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса: • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с обучающимся; • к о н с ул ь т а т и в н ую помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка. 4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории обучающихся, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Информационно-просветительская работа предусматривает: • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 16 Реализация указанных направлений по системному сопровождению (специальной поддержке) указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается наличием специалистов разного профиля (педагогов-психологов, учителей-логопедов, социального педагога) и школьного психолого-медикопедагогического консилиума (далее — ШПМПК), которые входят в его постоянный состав. Школьный ПМПК является основным механизмом взаимодействия специалистов. Основные требования к условиям реализации программы: - психолого-педагогическое обеспечение; - программно-методическое обеспечение; - кадровое обеспечение; - материально-техническое обеспечение. Психолого-педагогическое обеспечение • обеспечение дифференцированных условии (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, ИПР: • обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; • учёт индивидуальных особенностей ребёнка; • соблюдение комфортного психоэмоционального режима: использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности); • обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач: обучения, ориентированных на особые образовательные потребности указанной категории, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; • введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника: использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей: дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; • комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях); • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм); • обеспечение участия указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий: • развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития. Программно-методическое обеспечение В процессе реализации Программы коррекционной работы используются: 17 • адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования, • коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционноразвивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, учителя- дефектолога, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, • случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану - использование адаптированных образовательных программ. Кадровое обеспечение Коррекционная-развивающая работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, имеющими специальную профессиональную подготовку. В штатное расписание Школы введены ставки учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога. Уровень квалификации работников образовательного учреждения соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Специфика организации образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива Школы. Для этого обеспечено повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ. Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно – развивающую среду образовательной организации, материально – технические условия для проведения коррекционных курсов, дополнительных коррекционноразвивающих занятий, организацию учебной и внеурочной деятельности в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся. Кабинеты специалистов оснащены необходимым оборудованием, диагностическими комплектами, коррекционно-развивающими и дидактическими средствами обучения и воспитания обучающихся с ТНР: • наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом(1) • наличие кабинета для логопедических занятий (1) Информационное обеспечение Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды, и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов. Планируемые результаты Программы коррекционной работы: Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к 18 результатам, определенным вариантом АООП для обучающихся с ТНР (вариант 5.1). Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ТНР программы коррекционной работы выступает наличие положительной динамики обучающихся базового уровня содержания образованиядостижения личностных, метапредметных, предметных результатов АООП НОО; максимально возможная коррекция недостатков физического и/или психического развития (уровень жизненной компетенции и преодоления нарушений развития). Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и могут конкретизируются в программах обязательных коррекционноразвивающих курсов обучающихся с ТНР. 2.4. Рабочая программа воспитания Рабочая программа воспитания разработана на основе Федеральной рабочей программы, является Приложением к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Учебный план Учебный план составлен на основе 1 варианта федерального недельного учебного плана ФАОП НОО для 5-дневной учебной недели Учебный план АООП НОО вариант 5.1 (обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП НОО школы. Учебный план начального общего образования МАОУ "Школа №58", реализующего основную образовательную программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области, учебные предметы (учебные модули): Предметные области Учебные предметы (учебные модули) Русский язык и литературное чтение Русский язык, Литературное чтение Иностранный язык Иностранный язык Математика и информатика Математика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Окружающий мир Основы религиозных культур и Модуль выбирается на основе заявлений родителей (законных светской этики представителей) с учетом мнения обучающихся. Основы религиозных культур и светской этики: учебный модуль: "Основы православной культуры"; учебный модуль: "Основы иудейской культуры"; учебный модуль: "Основы буддийской культуры"; учебный модуль: "Основы исламской культуры"; учебный модуль: "Основы религиозных культур народов России"; учебный модуль: "Основы светской этики" 19 Искусство Изобразительное искусство, Музыка Технология Труд (технология) Физическая культура Физическая культура Количество учебных занятий за 4 года составляет 3039 часов. Предметная область Учебный предмет Количество часов в неделю 1а 1б 2а Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык 2б 3а 3б 3в 4а 4б Русский язык 5 5 5 5 5 5 5 5 5 Литературное чтение Иностранный язык 4 0 4 0 4 2 4 2 4 2 4 2 4 2 4 2 4 2 4 4 4 4 4 4 4 4 Математика и информатика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Математика Окружающий мир 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Основы религиозных культур и светской этики Искусство 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Технология Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Труд (технология) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 2 2 2 2 2 20 20 22 22 22 22 22 23 23 Итого 4 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Информатика 1 1 1 1 1 1 1 0 0 Итого 1 1 1 1 1 1 1 0 0 ИТОГО недельная нагрузка 21 21 23 23 23 23 23 23 23 Количество учебных недель 33 33 34 34 34 34 34 34 34 Всего часов в год 693 693 782 782 782 782 782 782 782 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация проводится один раз в год в сроки, определенные календарным графиком. Формы промежуточной аттестации определены на педагогическом совете образовательной организации. Предмет 1 класс Форма годовой промежуточной аттестации 2 класс 3 класс 4 класс 20 Русский язык Литературное чтение Качественн ая оценка уровня знаний Качественн ая оценка уровня знаний Иностранный язык (Английский) Математика Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Изобразительн ое искусство Музыка Труд (технология) Физическая культура Диктант/ годовая отметка контрольная работа/выставление годовой отметки собеседование/выставле ние годовой отметки Качественн ая оценка уровня знаний Качественн ая оценка уровня знаний контрольная работа/выставление годовой отметки контрольная работа/выставление годовой отметки Диктант с грамматическим заданием/ годовая отметка контрольная работа/выставлен ие годовой отметки контрольная работа/выставлен ие годовой отметки контрольная работа/выставлен ие годовой отметки контрольная работа/выставлен ие годовой отметки Диктант с грамматическим заданием /выставление годовой отметки контрольная работа/ выставление годовой отметки контрольная работа/выставление годовой отметки контрольная работа/выставление годовой отметки контрольная работа/выставление годовой отметки собеседование/выставле ние годовой оценки Качественн ая оценка уровня знаний Качественн ая оценка уровня знаний Качественн ая оценка уровня знаний зачет/годов ая отметка ПР/выставление годовой отметки ПР/выставление годовой отметки ПР/выставление годовой отметки ПР/выставление годовой отметки ПР/выставление годовой отметки ПР/выставление годовой отметки ПР/Выставление годовой отметки ПР/Выставление годовой отметки ПР/Выставление годовой отметки зачет /годовая отметка зачет /годовая отметка зачет /годовая отметка В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. 3.2. План внеурочной деятельности Внеурочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО (личностных, метапредметных, 21 предметных) и обеспечивает реализацию индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей). Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью АООП ООО. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и может включать в себя: 1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся); 2) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, ученические сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности); 3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся; 4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и других; 6) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие); 7) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов); 8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы. Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов организуется в объеме до 10 часов в неделю. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями. План внеурочной деятельности (недельный) Учебные курсы Количество часов в неделю Коррекционно-развивающая область Разговоры о важном Функциональная грамотность 1 5 1 1 2 5 1 1 3 5 1 1 4 5 1 1 22 Математика и конструирование Школа дорожных наук Подвижные игры ИТОГО недельная нагрузка 1 1 1 10 1 1 1 10 1 1 1 10 1 1 1 10 Коррекциенно - развивающая область поддерживает процесс освоения содержания АООП НОО. Обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся. Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, (включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются обязательными. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе рекомендаций ТПМПК. По АООП НОО (вариант 5.1) в коррекционно-развивающей области выделены часы следующих коррекционных курсов: * Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку - 1 час с целью восполнения возникающих пробелов в знаниях по учебному предмету, пропедевтики изучения сложных разделов учебной программы, овладения орфографическими навыками. * Коррекционно-развивающие занятия по чтению - 1 час с целью формирования полноценного навыка чтения, развития связной речи, * Логопедические коррекционно-развивающие занятия: с целью формирования навыков письменной речи - 1 час по развитию графомоторных навыков и с целью коррекции звукопроизношения и слоговой структуры слова - 1 час по формированию звуковой стороны речи; * Коррекционно-развивающие занятия с психологом - 1 час с целью развития и коррекции психических процессов. Направления Формы внеурочной организации деятельности КоррекционноИндивидуальное и/или развивающая область групповые занятия Индивидуальное и/или (вариант 5.1) групповые занятия Индивидуальное и/или групповые занятия Индивидуальное и/или групповые занятия деятельности Итого: Название Кол-во часов в неделю по 1 Коррекционно-развивающие занятия русскому языку Коррекционно-развивающие занятия по чтению Логопедические коррекционноразвивающие занятия Коррекционно-развивающие занятия с психологом 1 2 1 5 3.3. Календарный учебный график Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику ООН НОО школы. Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении начального общего образования для отдыха и иных социальных целей (далее - каникулы): даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года; сроки и продолжительность каникул; 23 сроки проведения промежуточной аттестации. Календарный учебный график разработан в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. На основании нижеуказанных данных ежегодно составляется годовой календарный учебный график. 1. Дата начала и окончания учебного года: Начало учебного года – 1 сентября (если приходится на воскресенье, то – 2 сентября) Окончание учебного года –26 мая, если этот день приходится на выходной, то в этом случае учебный год заканчивается в предыдущий рабочий день. Продолжительность учебного года составляет 33 учебные недели в 1 классе, 34 учебные недели в 2-4 классах. Рассчитывается по годовому календарю ежегодно. 2. Сроки и продолжительность каникул Продолжительность каникул не менее 7 календарных дней Каникулы Сроки каникул Осенние Зимние Весенние Летние 4 неделя октября – 1 неделя ноября 4 неделя декабря – 2 неделя января 3 неделя марта- 1 апреля 25 мая – 31 августа Количество дней 8-9 дней 8-9 дней 9 дней 99 дней Дополнительные каникулы для Середина третьей четверти 7 дней первоклассников Возможны корректировки в годовом календарном графике в зависимости от календаря текущего года, климатических условий, санитарно-эпидемиологической обстановки. 3. Сроки проведения промежуточной аттестации Промежуточная аттестация проводится в период с 3 недели апреля до конца учебного года без прекращения образовательного процесса. При решении педагогического совета об изменении формы промежуточной аттестации, например, на Всероссийскую проверочную работу, то сроки промежуточной аттестации переносятся в соответствии с графиком ВПР. 3.4. Календарный план воспитательной работы Календарный план воспитательной работы разработан на основе Федерального календарного плана воспитательной работы, является приложением к АООП. 3.5. Система условий реализации АООП НОО обучающихся с ТНР Результатом выполнения требований к условиям реализации программы начального общего образования является создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам: обеспечивающей получение качественного начального общего образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, воспитание обучающихся; 24 гарантирующей безопасность, охрану и укрепление физического, психического здоровья и социального благополучия обучающихся. В целях обеспечения реализации программы начального общего образования в организации для участников образовательных отношений созданы условия, обеспечивающие возможность: достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования обучающимися; формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию; выявления и развития способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность, систему воспитательных мероприятий, практик, учебных занятий и иных форм деятельности, включая общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей иных образовательных организаций, а также организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для реализации программ начального общего образования, и иных видов образовательной деятельности, предусмотренных программой начального общего образования; работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; выполнения индивидуальных и групповых проектных работ, включая задания межпредметного характера, в том числе с участием в совместной деятельности; участия обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников в разработке программы начального общего образования, проектировании и развитии в организации социальной среды, а также в разработке и реализации индивидуальных учебных планов; эффективного использования времени, отведенного на реализацию части программы начального общего образования, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), особенностями развития и возможностями обучающихся, спецификой организации, и с учетом национальных и культурных особенностей; использования в образовательной деятельности современных образовательных и информационных технологий; эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников; включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешней социальной среды (населенного пункта, муниципального района, субъекта Российской Федерации) для приобретения опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ; обновления содержания программы начального общего образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), а также с учетом национальных и культурных особенностей субъекта Российской Федерации; 25 эффективного управления организацией с использованием ИКТ, а также современных механизмов финансирования реализации программ начального общего образования. При реализации программы начального общего образования каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения обеспечен доступ к информационнообразовательной среде организации. Каждый обучающийся и родитель (законный представитель) имеет свои логин и пароль от электронной информационной системы «Дневник.ру», «Сферум», также имеется свободный доступ к официальному сайту образовательной организации в сети Интернет. На сайте имеется доступ к: к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, учебным изданиям и образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, информации о ходе образовательного процесса, результатах промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; доступ к информации о расписании проведения учебных занятий, процедурах и критериях оценки результатов обучения. В случае реализации программы начального общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, на образовательном портале образовательной организации «Я класс», «Российская электронная школа», «Учи.ру». Реализация программы начального общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Характеристика условий реализации требований к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению Материально-технические условия реализации программы начального общего образования Организация располагает на праве собственности материально-техническим обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы начального общего образования в соответствии с учебным планом. Помещение для реализации программы: отдельно стоящее двухэтажное здание с огражденной территорией, находящееся по адресу: 624860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Свердлова, 73. Материально-технические условия реализации программы начального общего образования обеспечивают: 1) возможность достижения обучающимися результатов освоения программы начального общего образования, требования к которым установлены ФГОС; 2) соблюдение: Гигиенических нормативов и Санитарно-эпидемиологических требований; 26 социально-бытовых условий для обучающихся, включающих организацию питьевого режима и наличие оборудованных помещений для организации питания; социально-бытовых условий для педагогических работников, в том числе оборудованных рабочих мест, помещений для отдыха и самоподготовки педагогических работников; требований пожарной безопасности и электробезопасности; требований охраны труда; сроков и объемов текущего и капитального ремонта зданий и сооружений, благоустройства территории. Кабинеты оснащены комплектами наглядных пособий, учебных макетов, специального оборудования, обеспечивающих развитие компетенций в соответствии с программой начального общего образования. Подробный перечень оборудования представлен в справке МТО. Справка актуализируется регулярно, при внесении изменений в перечень оборудования (приобретение или списание). Справка МТО является Приложением к ООП. Учебно-методические условия, в том числе условия информационного обеспечения Организация предоставляет не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной форме, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, необходимого для освоения программы начального общего образования на каждого обучающегося по учебным предметам: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, иностранный язык (английский), а также не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной и (или) электронной форме, необходимого для освоения программы начального общего образования, на каждого обучающегося по иным учебным предметам. Обучающимся обеспечен доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (далее - ЭОР), в том числе к ЭОР, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР. Библиотека укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана и имеет фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию программы начального общего образования. Перечень учебников и учебных пособий для реализации программы является Приложением к ООП. Список фонда библиотеки также является Приложением к ООП. Характеристика условий реализации требований к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям Психолого-педагогические условия реализации программы начального общего образования обеспечивают: 27 1) преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при реализации образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования; 2) социально-психологическую адаптацию обучающихся к условиям организации с учетом специфики их возрастного психофизиологического развития, включая особенности адаптации к социальной среде; 3) формирование и развитие психолого-педагогической компетентности работников Организации и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 4) профилактику формирования у обучающихся девиантных форм поведения, агрессии и повышенной тревожности; 5) психолого-педагогическое сопровождение квалифицированными специалистами педагогом-психологом, учителем – логопедом, социальным педагогом участников образовательных отношений: формирование и развитие психолого-педагогической компетентности; сохранение и укрепление психологического благополучия и психического здоровья обучающихся; поддержка и сопровождение детско-родительских отношений; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания с учетом особенностей когнитивного и эмоционального развития обучающихся; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей; создание условий для последующего профессионального самоопределения; сопровождение проектирования обучающимися планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления; формирование психологической культуры поведения в информационной среде; развитие психологической культуры в области использования ИКТ; 6) индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений, в том числе: обучающихся, испытывающих трудности в освоении программы начального общего образования, развитии и социальной адаптации; обучающихся, проявляющих индивидуальные способности, и одаренных; педагогических, учебно-вспомогательных и иных работников организации, обеспечивающих реализацию программы начального общего образования; родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 7) диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса); 28 8) вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение); 9) осуществление мониторинга и оценки эффективности психологических программ сопровождения участников образовательных отношений, развития психологической службы организации. Все мероприятия по психолого-педагогической поддержке с указанием форм проведения, сроков прописаны в плане работы педагога-психолога на учебный год. Описание кадровых условий реализации программы Реализация программы начального общего образования обеспечивается педагогическими работниками организации. Укомплектованность образовательной организации педагогическими, руководящими и иными работниками составляет 100% от утвержденного штатного расписания. Квалификация педагогических работников отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии). Уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации, участвующих в реализации основной образовательной программы и создании условий для ее разработки и реализации характеризуется также результатами аттестации — квалификационными категориями. Аттестация педагогических работников в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 49) проводится в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям на основе оценки их профессиональной деятельности, с учетом желания педагогических работников в целях установления квалификационной категории. Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям осуществляться не реже одного раза в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационной комиссией, самостоятельно формируемой образовательной организацией. Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников осуществляется в соответствии с региональными документами. Уровень квалификации педагогических и иных работников, участвующих в реализации настоящей основной образовательной программы и создании условий для ее разработки и реализации отражен в списке сотрудников. Список составляется с указанием документов об образовании (профессиональной переподготовке), а также с указанием квалификационной категории/аттестации на соответствие занимаемой должности и сведений повышения квалификации. Список сотрудников является приложением к ООП, актуализируется при изменениях в личном составе. Педагогические работники, привлекаемые к реализации программы начального общего образования, получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, деятельность которых связана с разработкой и реализаций программ начального общего образования. 29 Актуальные вопросы реализации программы начального общего образования рассматриваются методическим объединением образовательной организации, городским методическим объединением. Педагогическими работниками образовательной организации системно разрабатываются методические темы, отражающие их непрерывное профессиональное развитие. Методическая тема педагогического сотрудника отражается в плане саморазвития педагога (профессионального развития). Кроме того, образовательная организация укомплектована вспомогательным персоналом, обеспечивающим создание и сохранение условий материально-технических и информационно-методических условий реализации основной образовательной программы. Финансовые условия реализации образовательной программы начального общего образования Финансовые условия реализации программы начального общего образования обеспечивают: соблюдение в полном объеме государственных гарантий по получению гражданами общедоступного и бесплатного начального общего образования; возможность реализации всех требований и условий, предусмотренных ФГОС; покрытие затрат на реализацию всех частей программы начального общего образования. Финансовое обеспечение реализации программы начального общего образования осуществляется в соответствии с нормативами финансирования муниципальных услуг с учетом требований ФГОС. Формирование и утверждение нормативов финансирования муниципальной услуги по реализации программ начального общего образования осуществляются в соответствии с общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание муниципальных услуг. Формирование фонда оплаты труда образовательной организации осуществляется в пределах объема средств образовательной организации на текущий финансовый год, установленного в соответствии с нормативами финансового обеспечения, определенными органами государственной власти РТ, количеством обучающихся, и локальным нормативным актом образовательной организации, устанавливающим положение об оплате труда работников образовательной организации. Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются локальными нормативными актами образовательной организации. В локальных нормативных актах о стимулирующих выплатах определены критерии и показатели результативности и качества деятельности и результатов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения образовательной программы основного общего образования. В них включаются: динамика учебных достижений обучающихся, активность их участия во внеурочной деятельности; использование учителями современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих; участие в методической работе, распространение передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства и др. В распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учитывается мнение педагогического совета, профсоюзной организации. 30 Приложение 1 План реализации программы коррекционной работы Цель Содержание деятельности Формы и методы Сроки работы Диагностическое направление Своевременное Выявление обучающихся с особы Стартовая выявление ми образовательным и диагностика обучающихся с ОВЗ потребностями обследования Направление на ТПМПК Подготовка для создания необходимой специальных документации условий получения образования Мониторинг динамики развития Анализ результатов обучающихся, успешности деятельности освоения программы обучения обучающихся, успеваемости Проектирование и корректировка коррекционных мероприятий Коррекционно-развивающее направление Организация Составление программы мероприятий, сопровождения обучающегося способствующих личностному развитию обучающихся, Разработка групповых и коррекции индивидуальных коррекционных недостатков устной программ (курсов коррекционноречи, профилактика развивающей области) в и коррекция соответствии с особыми нарушений образовательными индивидуальных чтения и письма, Проведение потребностями обучающихся и освоению базового групповых коррекционносодержания |развивающих занятий, образования необходимых для преодоления нарушения развития и трудностей обучения Социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих Консультативное направление обстоятельствах Непрерывность Выработка совместных специального обоснованных рекомендаций по сопровождения основным направлениям работы с обучающимися, единых для всех участников образовательных Консультирование отношений специалистами педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и Консультативнаявзаимодействии помощь семье в межличностном вопросах решения конкретных обучающихся вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении программы обучения Анализ результатов обследования Сентябрь- Октябрь Специалисты Апрель - Май Специалисты, учителя, ведущие коррекционные занятия, классный руководитель По итогам Специалисты, учебного года учителя, ведущие коррекционные занятия, классный руководитель По необходимости Специалисты, учителя Программа Сентябрь сопровождения (перечень курсов коррекционноразвивающей области) Программы занятий Сентябрь Занятия Ответственный Специалисты, учителя Специалисты, учителя В течение Специалисты, учебного года в учителя соответствии с учебным планом Занятия, наблюдение Социальный педагог Ознакомление с Сентябрь и/или по рекомендациями по необходимости результатам диагностики, обследования По запросам В течение учебного года согласно графику Специалисты, учителя Специалисты, учителя Беседы с В течение учебного Специалисты, родителями года согласно учителя (законными графику представителями) консультаций обучающихся Информационно – просветительское направление Разъяснительная Рассмотрение вопросов, деятельность в связанных с особенностями отношении образовательного процесса и педагогов и сопровождения обучающихся родителей с ограниченными (законных возможностями здоровья; представителей) индивидуальнотипологических особенностей, обучающихся с ОВЗ Психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности Психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психологопедагогической компетенции Беседы, тематические выступления на родительских собраниях, ШМО, ПС, сайт, информационные стенды, печатные материалы В течение учебного года по запросам Специалисты, учителя Тематические выступления на ШМО, ПС, информационные стенды, сайт, печатные материалы Беседы, тематические выступления на родительских собраниях, информационные стенды В течение учебного года по запросам Педагогпсихолог В течение учебного года по запросам Педагогпсихолог 32 33