АРП по химии, 8-9 класс

Приложение к адаптированной основной
образовательной программе основного общего
образования для обучающихся с задержкой
психического развития в МАОУ «Школа№58»
КГО, утвержденной приказом директора
№ 156-од от 27.08.2024 года

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 58»
Камышловского городского округа

Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № 81 от 26.08.2024 года

Утверждена
приказом директора № 157 -о\д
от 27.08.2024 года

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
8-9 КЛАСС
СРОК ОСВОЕНИЯ: 2 ГОДА

Составитель: Князева Е.П.

Камышлов, 2024

1. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение
предмета
Общая характеристика предмета
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания,
является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек
живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных
знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты,
основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе
веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также
об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся
узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира,
обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и
предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их
превращений способствует развитию логического мышления, а практическая
работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и
собранности. На примере химии, учащиеся получают представления о методах
познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и
теоретическом).
Основное общее образование является второй ступенью общего
образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка
обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и
профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно
ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый
в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Изучение химии вносит большой вклад в достижении главных целей
основного общего образования.
Основные цели изучения химии в основной школе:
• формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность
образования, значимость химического знания для каждого человека
независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты
и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок
и связь критериев с определённой системой ценностей, формулировать и
обосновывать собственную позицию;
• формирование у обучающихся целостного представления о мире и
роли химии в создании современной естественно – научной картины мира;
умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности –
природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого
химические знания;
• приобретение обучающимися опыта в разнообразной деятельности,
познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетенций),
имеющих универсальное значение для различных видов деятельности:
решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки
2

информации,
коммуникативных
навыков,
навыков
измерений,
сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Коррекционно-развивающее значение предмета
Предмет максимально направлен на формирование интереса к
природному и социальному миру, совершенствование познавательной
деятельности обучающихся с ЗПР за счет овладения мыслительными
операциями сравнения, обобщения, развитие способности аргументировать
свое мнение, формирование возможностей совместной деятельности.
Изучение химии способствует развитию у обучающихся с ЗПР
пространственного воображения, функциональной грамотности, умения
воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в
различных формах. Значимость предмета для развития жизненной
компетенции обучающихся заключается в усвоении основы химических
знаний, необходимых для повседневной жизни. Изучение химии способствует
развитию у обучающихся с ЗПР пространственного воображения,
функциональной грамотности, умения воспринимать и критически
анализировать информацию, представленную в различных формах.
Значимость предмета для развития жизненной компетенции обучающихся
заключается в усвоении основы химических знаний, необходимых для
повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и
окружающей его среды образа жизни; формировании экологической
культуры.
Программа отражает содержание обучения предмету «Химия» с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение
данным учебным предметом представляет определенную трудность для
обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной
деятельности, периодическими колебаниями внимания, малым объемом
памяти,
недостаточностью
общего
запаса
знаний,
пониженным
познавательным интересом и низким уровнем речевого развития.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Химия»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к
познавательным возможностям данной категории обучающихся, учет их
особенностей развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и
межпредметных связей, постепенное усложнение изучаемого материала.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем в
соответствии с требованиями образовательного стандарта, рекомендуемую
последовательность изучения разделов химии с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и
психологических особенностей, обучающихся с ЗПР на уровне основного
общего образования, определяет минимальный набор опытов, демонстраций,
проводимых учителем в классе, практических работ, выполняемых
обучающимися.
3

Методической основой изучения курса «Химия» на уровне основного
общего образования
является
системно-деятельностный
подход,
обеспечивающий
достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов посредством организации активной познавательной деятельности
школьников, что очень важно при обучении детей с ЗПР, для которых
характерно снижение познавательной активности.
Основой
обучения
школьников
с
ЗПР
на
предметах
естественнонаучного цикла является развитие у учащихся основных
мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) на основе
решения развивающих упражнений, формирование приемов умственной
работы: анализ исходных данных, планирование материала, осуществление
поэтапного и итогового самоконтроля, а также осуществляется ликвидация
пробелов в знаниях, закрепление изученного материала, отработка
алгоритмов, повторение пройденного. Большое значение придается умению
рассказать о выполненной
работе с правильным употреблением соответствующей терминологии и
соблюдением логических связей в излагаемом материале.
При изучении химии требуется интенсивное интеллектуальное развитие
средствами математики на материале, отвечающем особенностям и
возможностям учащихся. Учет особенностей, обучающихся с ЗПР требует,
чтобы при изучении нового материала обязательно происходило
многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов,
раскрывающих связь химии с жизнью; актуализация первичного жизненного
опыта учащихся. Теория изучается без выводов сложных формул. Задачи,
требующие применения сложных математических вычислений и формул
решаются в классе с помощью учителя.
Особое внимание при изучении курса химии уделяется постановке и
организации эксперимента, а также проведению практических работ, которые
развивают умение пользоваться простейшими приборами, анализировать
полученные данные. В связи с особенностями поведения и деятельности,
обучающихся с ЗПР (расторможенность, неорганизованность) предусмотрен
строжайший контроль за соблюдением правил техники безопасности при
проведении практических работ.
Большое внимание при изучении физики подростками с ЗПР обращается
на овладение ими практическими умениями и навыками. Предусматривается
уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или
целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного или
факультативного изучения. Достаточное количество времени отводится на
рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь химии с жизнью, с теми
явлениями, наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их
жизненного опыта.
4

Максимально используются межпредметные связи с такими
дисциплинами, как география, физика, биология, т.к. обучающиеся с ЗПР
особенно нуждаются в преподнесении одного и того же учебного материала в
различных аспектах, в его варьировании, в неоднократном повторении и
закреплении полученных знаний и практических умений. Позволяя
рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения,
межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более
прочному закреплению полученных знаний и практических умений.
2.Содержание учебного предмета
8 КЛАСС
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Химия в системе наук.
Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние
веществ. Понятие о методах познания в химии. Чистые вещества и смеси.
Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических
элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон
постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная
молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Взаимосвязь количества,
массы и числа структурных единиц вещества. Расчёты по формулам
химических соединений.
Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация
химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).
Химический эксперимент:
знакомство с химической посудой, правилами работы в лаборатории и
приёмами обращения с лабораторным оборудованием, изучение и описание
физических свойств образцов неорганических веществ, наблюдение
физических (плавление воска, таяние льда, растирание сахара в ступке,
кипение и конденсация воды) и химических (горение свечи, прокаливание
медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой) явлений, наблюдение и
описание признаков протекания химических реакций (разложение сахара,
взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, разложение гидроксида
меди (II) при нагревании, взаимодействие железа с раствором соли меди (II),
изучение способов разделения смесей: с помощью магнита, фильтрование,
выпаривание, дистилляция, хроматография, проведение очистки поваренной
соли, наблюдение и описание результатов проведения опыта,
5

иллюстрирующего закон сохранения массы, создание моделей молекул
(шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ
Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Кислород – элемент и простое
вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические
свойства (реакции горения). Оксиды. Применение кислорода. Способы
получения кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот
кислорода в природе. Озон – аллотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения,
экзо- и эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение
воздуха, усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород – элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе,
физические и химические свойства, применение, способы получения. Кислоты
и соли.
Молярный объём газов. Расчёты по химическим уравнениям.
Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы.
Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.
Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды. Основания.
Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе.
Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод.
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация
оксидов: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и
несолеобразующие. Номенклатура оксидов. Физические и химические
свойства оксидов. Получение оксидов.
Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые
основания. Номенклатура оснований. Физические и химические свойства
оснований. Получение оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот. Физические и
химические свойства кислот. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова.
Получение кислот.
Соли. Номенклатура солей. Физические и химические свойства солей.
Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Химический эксперимент:
качественное определение содержания кислорода в воздухе, получение,
собирание, распознавание и изучение свойств кислорода, наблюдение
взаимодействия веществ с кислородом и условия возникновения и
прекращения горения (пожара), ознакомление с образцами оксидов и описание
их свойств, получение, собирание, распознавание и изучение свойств
6

водорода (горение), взаимодействие водорода с оксидом меди (II) (возможно
использование видеоматериалов), наблюдение образцов веществ количеством
1 моль, исследование особенностей растворения веществ с различной
растворимостью, приготовление растворов с определённой массовой долей
растворённого вещества, взаимодействие воды с металлами (натрием и
кальцием) (возможно использование видеоматериалов), исследование
образцов неорганических веществ различных классов, наблюдение изменения
окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей, изучение взаимодействия
оксида меди (II) с раствором серной кислоты, кислот с металлами, реакций
нейтрализации, получение нерастворимых оснований, вытеснение одного
металла другим из раствора соли, решение экспериментальных задач по теме
«Важнейшие классы неорганических соединений».
Периодический закон и Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь.
Окислительно-восстановительные реакции
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о
группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы,
галогены, инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные оксиды
и гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.
И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической
системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы.
Физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение
электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов
Периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика химического
элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов,
металлических и неметаллических свойств по группам и периодам.
Значение Периодического закона и Периодической системы химических
элементов для развития науки и практики. Д. И. Менделеев – учёный и
гражданин.
Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь.
Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
Степень окисления. Окислительно­-восстановительные реакции.
Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители.
Химический эксперимент:
изучение образцов веществ металлов и неметаллов, взаимодействие
гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей, проведение опытов,
7

иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций
(горение, реакции разложения, соединения).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классе
осуществляется через использование как общих естественно-­научных
понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов
естественно­-научного цикла.
Общие естественно-­научные понятия: научный факт, гипотеза, теория,
закон, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение,
эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело, объём,
агрегатное состояние вещества, газ, физические величины, единицы
измерения, космос, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные
ископаемые, топливо, водные ресурсы.
9 КЛАСС
Вещество и химическая реакция
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.
И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств
химических элементов первых трёх периодов, калия, кальция и их соединений
в соответствии с положением элементов в Периодической системе и
строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических
решёток, зависимость свойств вещества от типа кристаллической решётки и
вида химической связи.
Классификация и номенклатура неорганических веществ. Химические
свойства веществ, относящихся к различным классам неорганических
соединений, генетическая связь неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу
и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степеней окисления химических элементов, по обратимости, по
участию катализатора). Экзо- и эндотермические реакции, термохимические
уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и
необратимых химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных
реакциях. Понятие о катализе. Понятие о химическом равновесии. Факторы,
8

влияющие на скорость химической реакции и положение химического
равновесия.
Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс
окислительно-восстановительной
реакции.
Составление
уравнений
окислительно­-восстановительных реакций с использованием метода
электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты.
Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами
химической связи. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена,
полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Свойства кислот,
оснований и солей в свете представлений об электролитической диссоциации.
Качественные реакции на ионы. Понятие о гидролизе солей.
Химический эксперимент:
ознакомление с моделями кристаллических решёток неорганических
веществ – металлов и неметаллов (графита и алмаза), сложных веществ
(хлорида натрия), исследование зависимости скорости химической реакции от
воздействия различных факторов, исследование электропроводности
растворов веществ, процесса диссоциации кислот, щелочей и солей (возможно
использование видео материалов), проведение опытов, иллюстрирующих
признаки протекания реакций ионного обмена (образование осадка,
выделение газа, образование воды), опытов, иллюстрирующих примеры
окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения,
соединения), распознавание неорганических веществ с помощью
качественных реакций на ионы, решение экспериментальных задач.
Неметаллы и их соединения
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления. Строение и физические свойства простых
веществ – галогенов. Химические свойства на примере хлора (взаимодействие
с металлами, неметаллами, щелочами). Хлороводород. Соляная кислота,
химические свойства, получение, применение. Действие хлора и
хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды и их нахождение в
природе.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления. Строение и физические свойства
простых веществ – кислорода и серы. Аллотропные модификации кислорода
и серы. Химические свойства серы. Сероводород, строение, физические и
химические свойства. Оксиды серы как представители кислотных оксидов.
Серная кислота, физические и химические свойства (общие как представителя
9

класса кислот и специфические). Химические реакции, лежащие в основе
промышленного способа получения серной кислоты. Применение серной
кислоты. Соли серной кислоты, качественная реакция на сульфат-ион.
Нахождение серы и её соединений в природе. Химическое загрязнение
окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение
воздуха и водоёмов), способы его предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления. Азот, распространение в природе,
физические и химические свойства. Круговорот азота в природе. Аммиак, его
физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония,
их физические и химические свойства, применение. Качественная реакция на
ионы аммония. Азотная кислота, её получение, физические и химические
свойства (общие как представителя класса кислот и специфические).
Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных удобрений.
Химическое загрязнение окружающей среды соединениями азота (кислотные
дожди, загрязнение воздуха, почвы и водоёмов). Фосфор, аллотропные
модификации фосфора, физические и химические свойства. Оксид фосфора
(V) и фосфорная кислота, физические и химические свойства, получение.
Использование фосфатов в качестве минеральных удобрений.
Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления. Углерод, аллотропные модификации,
распространение в природе, физические и химические свойства. Адсорбция.
Круговорот углерода в природе. Оксиды углерода, их физические и
химические свойства, действие на живые организмы, получение и
применение. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода (IV),
гипотеза глобального потепления климата, парниковый эффект. Угольная
кислота и её соли, их физические и химические свойства, получение и
применение. Качественная реакция на карбонат-ионы. Использование
карбонатов в быту, медицине, промышленности и сельском хозяйстве.
Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях
углерода (метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота).
Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть),
продукты их переработки (бензин), их роль в быту и промышленности.
Понятие о биологически важных веществах: жирах, белках, углеводах – и их
роли в жизни человека. Материальное единство органических и
неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства, получение и
применение. Соединения кремния в природе. Общие представления об оксиде
кремния (IV) и кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в быту, в
10

промышленности. Важнейшие строительные материалы: керамика, стекло,
цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасного использования
строительных материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент:
изучение образцов неорганических веществ, свойств соляной кислоты,
проведение качественных реакций на хлорид-ионы и наблюдение признаков
их протекания, опыты, отражающие физические и химические свойства
галогенов и их соединений (возможно использование видеоматериалов),
ознакомление с образцами хлоридов (галогенидов), ознакомление с образцами
серы и её соединениями (возможно использование видеоматериалов),
наблюдение процесса обугливания сахара под действием концентрированной
серной кислоты, изучение химических свойств разбавленной серной кислоты,
проведение качественной реакции на сульфат-ион и наблюдение признака её
протекания, ознакомление с физическими свойствами азота, фосфора и их
соединений (возможно использование видеоматериалов), образцами азотных
и фосфорных удобрений, получение, собирание, распознавание и изучение
свойств аммиака, проведение качественных реакций на ион аммония и
фосфат-ион и изучение признаков их протекания, взаимодействие
концентрированной азотной кислоты с медью (возможно использование
видеоматериалов), изучение моделей кристаллических решёток алмаза,
графита, фуллерена, ознакомление с процессом адсорбции растворённых
веществ активированным углём и устройством противогаза, получение,
собирание, распознавание и изучение свойств углекислого газа, проведение
качественных реакций на карбонат и силикат-ионы и изучение признаков их
протекания, ознакомление с продукцией силикатной промышленности,
решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их
соединения».
Металлы и их соединения
Общая характеристика химических элементов – металлов на основании
их положения в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева и строения атомов. Строение металлов. Металлическая связь и
металлическая
кристаллическая
решётка.
Электрохимический
ряд
напряжений металлов. Физические и химические свойства металлов. Общие
способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, основные
способы защиты их от коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза)
и их применение в быту и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов, нахождение в природе.
Физические и химические свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и
11

гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных металлов и их
соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в
Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение их
атомов, нахождение в природе. Физические и химические свойства магния и
кальция. Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли). Жёсткость
воды и способы её устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева, строение атома, нахождение в природе. Физические и
химические свойства алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида
алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева, строение атома, нахождение в природе. Физические и
химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа
(III), их состав, свойства и получение.
Химический эксперимент:
ознакомление с образцами металлов и сплавов, их физическими
свойствами, изучение результатов коррозии металлов (возможно
использование видеоматериалов), особенностей взаимодействия оксида
кальция и натрия с водой (возможно использование видеоматериалов),
исследование свойств жёсткой воды, процесса горения железа в кислороде
(возможно использование видеоматериалов), признаков протекания
качественных реакций на ионы: магния, кальция, алюминия, цинка, железа (II)
и железа (III), меди (II), наблюдение и описание процессов окрашивания
пламени ионами натрия, калия и кальция (возможно использование
видеоматериалов), исследование амфотерных свойств гидроксида алюминия и
гидроксида цинка, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие
металлы и их соединения».
Химия и окружающая среда
Вещества и материалы в повседневной жизни человека. Безопасное
использование веществ и химических реакций в быту. Первая помощь при
химических ожогах и отравлениях.
Химическое загрязнение окружающей среды (предельная допустимая
концентрация веществ, далее – ПДК). Роль химии в решении экологических
проблем.
Химический эксперимент:
изучение образцов материалов (стекло, сплавы металлов, полимерные
материалы).
Межпредметные связи
12

Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе
осуществляется через использование как общих естественно-научных
понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов
естественно­-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон,
теория, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение,
эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление, парниковый
эффект, технология, материалы.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность,
молекула,
электрический
заряд,
проводники,
полупроводники, диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело, объём,
агрегатное состояние вещества, газ, раствор, растворимость, кристаллическая
решётка, сплавы, физические величины, единицы измерения, космическое
пространство, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные
удобрения, микроэлементы, макроэлементы, питательные вещества.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные
ископаемые, топливо, водные ресурсы.

13

3.Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные
результаты
отражают
готовность
обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе, в том числе в части:
1) патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому
и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни
современного общества, способности владеть достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии,
заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
2) гражданского воспитания:
представления о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно
полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видах
деятельности, готовности к разнообразной совместной деятельности при
выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических
экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию
и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовности оценивать
своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
3) ценности научного познания:
мировоззренческие представления о веществе и химической реакции,
соответствующие современному уровню развития науки и составляющие
основу для понимания сущности научной картины мира, представления об
основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с
природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;
познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по
химии, необходимые для объяснения наблюдаемых процессов и явлений,
познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе
навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, доступными техническими средствами информационных
технологий;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и
способность к самообразованию, проектной и исследовательской
деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в
дальнейшем;
14

4) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему
здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения),
необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с
химическими веществами в быту и реальной жизни;
5) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе
применения предметных знаний по химии, осознанный выбор
индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных
интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей,
успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений,
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни
на Земле, основе её существования, понимание ценности здорового и
безопасного образа жизни, ответственное отношение к собственному
физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения
правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях,
угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении химии, для
решения задач, связанных с окружающей природной средой, для повышения
уровня экологической культуры, осознания глобального характера
экологических проблем и путей их решения посредством методов химии,
экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для
формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип,
гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и другое.), которые
используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на
основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной
научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование
готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умения использовать приёмы логического мышления при освоении
знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные
признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать
понятия для объяснения отдельных фактов и явлений, выбирать основания и
15

критерии для классификации химических веществ и химических реакций,
устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения,
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии),
делать выводы и заключения;
умение применять в процессе познания понятия (предметные и
метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии,
преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления –
химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение
химической реакции – при решении учебно-познавательных задач, с учётом
этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные
признаки изучаемых объектов – химических веществ и химических реакций,
выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и
противоречия в изучаемых процессах и явлениях.
Базовые исследовательские действия:
умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента
познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке
правильности высказываемых суждений;
приобретение опыта по планированию, организации и проведению
ученических экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса,
самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и
выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт
о проделанной работе.
Работа с информацией:
умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления, получаемую из разных источников
(научно-популярная литература химического содержания, справочные
пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать противоречивую и
недостоверную информацию;
умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе
информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения
учебных и познавательных задач определённого типа, приобретение опыта в
области использования информационно-коммуникативных технологий,
овладение культурой активного использования различных поисковых систем,
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
другими формами графики и их комбинациями;
умение использовать и анализировать в процессе учебной и
исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности,
сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной
среды.
Коммуникативные универсальные учебные действия:

16

умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу
обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно
выполнения предложенной задачи;
умения представлять полученные
результаты познавательной
деятельности в устных и письменных текстах; делать презентацию
результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта,
лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного проекта);
умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной
познавательной и исследовательской деятельности при решении
возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования
позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация
совместных действий, определение критериев по оценке качества
выполненной работы и другие).
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать,
осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою
деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать
предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом
получения новых знаний об изучаемых объектах – веществах и реакциях,
оценивать соответствие полученного результата заявленной цели, умение
использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного
содержания, установленного данной федеральной рабочей программой,
выделяют: освоенные обучающимися научные знания, умения и способы
действий, специфические для предметной области «Химия», виды
деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне
должны отражать сформированность у обучающихся умений:
 раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула,
химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь
(однородная и неоднородная), валентность, относительная атомная и
молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса,
массовая доля химического элемента в соединении, молярный объём,
оксид, кислота, основание, соль, электроотрицательность, степень
окисления, химическая реакция, классификация реакций: реакции
соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции
обмена, экзо- и эндотермические реакции, тепловой эффект реакции,
ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус атома,
химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь, ионная
17



















связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля вещества
(процентная концентрация) в растворе;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и
применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
использовать химическую символику для составления формул
веществ и уравнений химических реакций;
определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях,
степень
окисления
элементов
в
бинарных
соединениях,
принадлежность веществ к определённому классу соединений по
формулам, вид химической связи (ковалентная и ионная) в
неорганических соединениях;
раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева:
демонстрировать понимание периодической зависимости свойств
химических элементов от их положения в Периодической системе,
законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно­молекулярного учения, закона Авогадро;
описывать и характеризовать табличную форму Периодической
системы химических элементов: различать понятия «главная
подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и
большие периоды, соотносить обозначения, которые имеются в
таблице «Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева» с числовыми характеристиками строения атомов
химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и
распределение их по электронным слоям);
классифицировать химические элементы, неорганические вещества,
химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции
веществ, по тепловому эффекту);
характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ
различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных
уравнений соответствующих химических реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного
состава, возможности протекания химических превращений в
различных условиях;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ,
массовую долю химического элемента по формуле соединения,
массовую долю вещества в растворе, проводить расчёты по уравнению
химической реакции;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и
синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию,
выявление причинно-­следственных связей – для изучения свойств
веществ и химических реакций, естественно-научные методы
познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент
(реальный и мысленный);
18

следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в
соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных
химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ
(водорода и кислорода), приготовлению растворов с определённой
массовой долей растворённого вещества, планировать и проводить
химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и
кислот с помощью индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж
и другие).
К концу обучения в 9 классе предметные результаты на базовом уровне
должны отражать сформированность у обучающихся умений:
 раскрывать смысл основных химических понятий: химический
элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое вещество,
сложное вещество, валентность, электроотрицательность, степень
окисления, химическая реакция, химическая связь, тепловой эффект
реакции,
моль,
молярный
объём,
раствор,
электролиты,
неэлектролиты, электролитическая диссоциация, реакции ионного
обмена, катализатор, химическое равновесие, обратимые и
необратимые реакции, окислительно-восстановительные реакции,
окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия,
амфотерность,
химическая
связь
(ковалентная,
ионная,
металлическая), кристаллическая решётка, коррозия металлов, сплавы,
скорость химической реакции, предельно допустимая концентрация
ПДК вещества;
 иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и
применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
 использовать химическую символику для составления формул
веществ и уравнений химических реакций;
 определять валентность и степень окисления химических элементов в
соединениях различного состава, принадлежность веществ к
определённому классу соединений по формулам, вид химической
связи (ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических
соединениях, заряд иона по химической формуле, характер среды в
водных растворах неорганических соединений, тип кристаллической
решётки конкретного вещества;
 раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и
демонстрировать его понимание: описывать и характеризовать
табличную форму Периодической системы химических элементов:
различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная
подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды, соотносить
обозначения, которые имеются в периодической таблице, с числовыми
характеристиками строения атомов химических элементов (состав и
заряд ядра, общее число электронов и распределение их по


19


















электронным слоям), объяснять общие закономерности в изменении
свойств элементов и их соединений в пределах малых периодов и
главных подгрупп с учётом строения их атомов;
классифицировать химические элементы, неорганические вещества,
химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции
веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления
химических элементов);
характеризовать (описывать) общие и специфические химические
свойства простых и сложных веществ, подтверждая описание
примерами молекулярных и ионных уравнений соответствующих
химических реакций;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот,
щелочей и солей, полные и сокращённые уравнения реакций ионного
обмена, уравнения реакций, подтверждающих существование
генетической связи между веществами различных классов;
раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций
посредством составления электронного баланса этих реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения,
возможности протекания химических превращений в различных
условиях;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ,
массовую долю химического элемента по формуле соединения,
массовую долю вещества в растворе, проводить расчёты по уравнению
химической реакции;
соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правила обращения с веществами в
соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных
химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ
(аммиака и углекислого газа);
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных
веществ: распознавать опытным путём хлорид-, бромид-, иодид-,
карбонат-, фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы
аммония и ионы изученных металлов, присутствующие в водных
растворах неорганических веществ;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и
синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинноследственных связей – для изучения свойств веществ и химических
реакций, естественно-научные методы познания – наблюдение,
измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).

20

4.Тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и
возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими
материалами, используемыми для обучения и воспитания различных
групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде
и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых
соответствует законодательству об образовании
8 КЛАСС
№
п/
п

Тема урока

Количество часов
Контроль
Все
ные
го
работы

Практичес
кие работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Предмет химии.
Роль химии в
жизни человека.
Тела и вещества

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
210c

2

Понятие о методах
познания в химии

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
227e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
23dc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
26ca

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
28c8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
2a6c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
2be8

3

4

5

Практическая
работа № 1
«Правила работы в
лаборатории и
приёмы обращения
с лабораторным
оборудованием»
Чистые вещества и
смеси. Способы
разделения смесей
Практическая
работа № 2
«Разделение смесей
(на примере
очистки
поваренной соли)»

6

Атомы и молекулы

7

Химические
элементы. Знаки
(символы)
химических
элементов

21

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Простые и сложные
вещества
Атомномолекулярное
учение
Закон постоянства
состава веществ.
Химическая
формула.
Валентность
атомов химических
элементов
Относительная
атомная масса.
Относительная
молекулярная
масса
Массовая доля
химического
элемента в
соединении
Количество
вещества. Моль.
Молярная масса
Физические и
химические
явления.
Химическая
реакция
Признаки и
условия протекания
химических
реакций
Закон сохранения
массы веществ.
Химические
уравнения
Вычисления
количества, массы
вещества по
уравнениям
химических
реакций
Классификация
химических
реакций
(соединения,

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
2a6c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
2d50

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
2eae

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
323c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
350c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
5230

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
37fa

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
3a16

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
3b88

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
5708

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
3f34

22

19

разложения,
замещения, обмена)
М. В. Ломоносов —
учёныйэнциклопедист.
Обобщение и
систематизация
знаний

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
40c4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
4290

20

21

22

23

24

Контрольная
работа №1 по теме
«Вещества и
химические
реакции»

Воздух — смесь
газов. Состав
воздуха. Кислород
— элемент и
простое вещество.
Озон
Физические и
химические
свойства кислорода
(реакции
окисления,
горение). Понятие
об оксидах
Способы получения
кислорода в
лаборатории и
промышленности.
Применение
кислорода
Тепловой эффект
химической
реакции, понятие о
термохимическом
уравнении, экзо- и
эндотермических
реакциях

1

1

Контрольные и
самостоятельные работы
по химии: 8 класс: к
учебнику
О.С.Габриеляна
«Физика. 8 класс» (к
новым ФПУ)/
Н.С.Павлова. – 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.:
Издательство
«Экзамен», 2021

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
448e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
4614

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
497a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
4790

23

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Топливо (нефть,
уголь и метан).
Загрязнение
воздуха, способы
его
предотвращения
Практическая
работа № 3 по теме
«Получение и
собирание
кислорода,
изучение его
свойств»
Водород —
элемент и простое
вещество.
Нахождение в
природе
Физические и
химические
свойства водорода.
Применение
водорода
Понятие о кислотах
и солях
Способы получения
водорода в
лаборатории
Практическая
работа № 4 по теме
«Получение и
собирание
водорода, изучение
его свойств»
Молярный объём
газов. Закон
Авогадро
Вычисления
объёма, количества
вещества газа по
его известному
количеству
вещества или
объёму
Вычисления
объёмов газов по
уравнению реакции

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
4c4a

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
4ae2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
4dd0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
4dd0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
50d2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
4dd0

1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
4f42

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
542e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
55a0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
5708
24

35

36

37

38

на основе закона
объёмных
отношений газов
Физические и
химические
свойства воды
Состав оснований.
Понятие об
индикаторах
Вода как
растворитель.
Насыщенные и
ненасыщенные
растворы. Массовая
доля вещества в
растворе
Практическая
работа № 5 по теме
«Приготовление
растворов с
определённой
массовой долей
растворённого
вещества»

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
587a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
59e2

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
5b40

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
5eba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
6342

39

40

41

Контрольная
работа №2 по теме
«Кислород.
Водород. Вода»

Оксиды: состав,
классификация,
номенклатура
Получение и
химические
свойства
кислотных,
основных и
амфотерных
оксидов

1

1

Контрольные и
самостоятельные работы
по химии: 8 класс: к
учебнику
О.С.Габриеляна
«Физика. 8 класс» (к
новым ФПУ)/
Н.С.Павлова. – 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.:
Издательство
«Экзамен», 2021

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
664e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
664e

25

42

43

44

45

46

47

48

49

50

Основания: состав,
классификация,
номенклатура
Получение и
химические
свойства оснований
Кислоты: состав,
классификация,
номенклатура
Получение и
химические
свойства кислот
Соли (средние):
номенклатура,
способы
получения,
химические
свойства
Практическая
работа № 6.
Решение
экспериментальных
задач по теме
«Основные классы
неорганических
соединений»
Генетическая связь
между классами
неорганических
соединений
Обобщение и
систематизация
знаний

Контрольная
работа №3 по теме
"Основные классы
неорганических
соединений"

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
67ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
67ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
fee2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
fee2

1

1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00a
d9474

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00a
d9b7c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00a
d9a50

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00a
d9cb2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00a
d9e1a

1

1

1

26

Контрольные и
самостоятельные работы
по химии: 8 класс: к
учебнику
О.С.Габриеляна
«Физика. 8 класс» (к
новым ФПУ)/
Н.С.Павлова. – 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.:
Издательство
«Экзамен», 2021

51

52

53

54

55

56

57

58

59

Первые попытки
классификации
химических
элементов. Понятие
о группах сходных
элементов
Периодический
закон и
Периодическая
система
химических
элементов Д. И.
Менделеева
Периоды, группы,
подгруппы
Строение атомов.
Состав атомных
ядер. Изотопы
Строение
электронных
оболочек атомов
элементов
Периодической
системы Д. И.
Менделеева
Характеристика
химического
элемента по его
положению в
Периодической
системе Д. И.
Менделеева
Значение
Периодического
закона для развития
науки и практики.
Д. И. Менделеев —
учёный, педагог и
гражданин
Электроотрицатель
ность атомов
химических
элементов
Ионная химическая
связь

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00a
d9ffa

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00a
da52c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00a
da52c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00a
da342

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00a
da6bc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00a
da824

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00a
da96e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00a
daab8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00a
dac34

27

60

61

Ковалентная
полярная
химическая связь
Ковалентная
неполярная
химическая связь

1

1

62

Степень окисления

1

63

Окислительновосстановительные
реакции

1

64

Окислители и
восстановители

1

65

Контрольная
работа №4 по теме
«Строение атома.
Химическая связь»

Резервный урок.
Обобщение и
66
систематизация
знаний
Резервный урок.
Обобщение и
67
систематизация
знаний
Резервный урок.
Обобщение и
68
систематизация
знаний
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
9 КЛАСС
Тема урока

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00a
daab8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00a
daab9
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00a
dae28
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00a
db076
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00a
db076
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00a
db486

1

Контрольные и
самостоятельные работы
по химии: 8 класс: к
учебнику
О.С.Габриеляна
«Физика. 8 класс» (к
новым ФПУ)/
Н.С.Павлова. – 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.:
Издательство
«Экзамен», 2021

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00a
db33c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00a
d9cb2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d
61c6

68

4

Количество часов

28

4

№
п/
п

1

2

3

4

5

6

7

Всег
о

Периодический
закон.
Периодическая
система
химических
элементов Д. И.
Менделеева
Закономерности
в изменении
свойств
химических
элементов
первых трёх
периодов
Классификация
и номенклатура
неорганических
веществ
Виды
химической
связи и типы
кристаллических
решёток
Контрольная
работа №1 по
теме
«Повторение и
углубление
знаний основных
разделов курса 8
класса»
Классификация
химических
реакций по
различным
признакам
Понятие о
скорости
химической
реакции.
Понятие о
гомогенных и

Контрольн
ые работы

Практичес
кие работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
b59e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
b6b6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
b7e2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
bac6

1

Контрольные и
самостоятельные работы
по химии: 9 класс: к
учебнику О.С.Габриеляна
«Физика. 9 класс» (к
новым ФПУ)/
Н.С.Павлова. - М.:
Издательство «Экзамен»,
2021

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
bcb0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
be9a

29

8

9

10

11

12

13

гетерогенных
реакциях
Понятие о
химическом
равновесии.
Факторы,
влияющие на
скорость
химической
реакции и
положение
химического
равновесия
Окислительновосстановительн
ые реакции
Теория
электролитическ
ой диссоциации.
Сильные и
слабые
электролиты
Ионные
уравнения
реакций
Химические
свойства кислот
и оснований в
свете
представлений
об
электролитическ
ой диссоциации
Химические
свойства солей в
свете
представлений
об
электролитическ
ой диссоциации

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
c28c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
cade

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
cd68

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
d448

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
d5d8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
d8b2

14

Понятие о
гидролизе солей

1

15

Обобщение и
систематизация
знаний

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
d9d4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
dd12

30

16

17

18

19

20

21

22

Практическая
работа № 1.
«Решение
экспериментальн
ых задач»
Контрольная
работа №2 по
теме
«Электролитичес
кая диссоциация.
Химические
реакции в
растворах»
Общая
характеристика
галогенов.
Химические
свойства на
примере хлора
Хлороводород.
Соляная кислота,
химические
свойства,
получение,
применение
Практическая
работа № 2 по
теме «Получение
соляной
кислоты,
изучение её
свойств»
Вычисления по
уравнениям
химических
реакций, если
один из
реагентов дан в
избытке
Общая
характеристика
элементов VIАгруппы

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
dbfa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add
ec0

1

Контрольные и
самостоятельные работы
по химии: 9 класс: к
учебнику О.С.Габриеляна
«Физика. 9 класс» (к
новым ФПУ)/
Н.С.Павлова. - М.:
Издательство «Экзамен»,
2021

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
dfe2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
e104

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
e348

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
e488

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
e64a

31

23

24

25

26

27

28

Аллотропные
модификации
серы.
Нахождение
серы и её
соединений в
природе.
Химические
свойства серы
Сероводород,
строение,
физические и
химические
свойства
Оксиды серы.
Серная кислота,
физические и
химические
свойства,
применение
Химические
реакции,
лежащие в
основе
промышленного
способа
получения
серной кислоты.
Химическое
загрязнение
окружающей
среды
соединениями
серы
Вычисление
массовой доли
выхода продукта
реакции
Общая
характеристика
элементов VАгруппы. Азот,
распространение
в природе,
физические и
химические
свойства

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
e64a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
e802

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
ea28

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
ec8a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
ec8a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
eea6

32

29

30

31

32

33

34

35

Аммиак, его
физические и
химические
свойства,
получение и
применение
Практическая
работа № 3 по
теме «Получение
аммиака,
изучение его
свойств»
Азотная кислота,
её физические и
химические
свойства
Использование
нитратов и солей
аммония в
качестве
минеральных
удобрений.
Химическое
загрязнение
окружающей
среды
соединениями
азота
Фосфор. Оксид
фосфора (V) и
фосфорная
кислота,
физические и
химические
свойства,
получение
Использование
фосфатов в
качестве
минеральных
удобрений.
Загрязнение
природной
среды
фосфатами
Углерод,
распространение
в природе,

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
f004

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
f180

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
f306

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
f518

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
f68a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
fc20

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
fd9c

33

36

37

38

39

физические и
химические
свойства
Оксиды
углерода, их
физические и
химические
свойства.
Экологические
проблемы,
связанные с
оксидом
углерода (IV)
Угольная
кислота и её
соли
Практическая
работа № 4 по
теме "Получение
углекислого газа.
Качественная
реакция на
карбонат-ион"
Первоначальные
понятия об
органических
веществах как о
соединениях
углерода

40

Кремний и его
соединения

41

Практическая
работа № 5.
Решение
экспериментальн
ых задач по теме
«Важнейшие
неметаллы и их
соединения»

42

Контрольная
работа №3 по
теме
«Важнейшие
неметаллы и их
соединения»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
febe

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
006c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
027e

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
054e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
080a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
0bf2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
0e18
1

Контрольные и
самостоятельные работы
по химии: 9 класс: к
учебнику О.С.Габриеляна
«Физика. 9 класс» (к
новым ФПУ)/

1

34

Н.С.Павлова. - М.:
Издательство «Экзамен»,
2021

43

44

45

46

47

48

49

Общая
характеристика
химических
элементов —
металлов.
Металлическая
связь и
металлическая
кристаллическая
решётка.
Физические
свойства
металлов
Химические
свойства
металлов.
Электрохимичес
кий ряд
напряжений
металлов
Общие способы
получения
металлов.
Сплавы.
Вычисления по
уравнениям
химических
реакций, если
один из
реагентов
содержит
примеси
Понятие о
коррозии
металлов
Щелочные
металлы
Оксиды и
гидроксиды
натрия и калия
Щелочноземельн
ые металлы –
кальций и
магний

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
103e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
1156

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
1156

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
1278
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
14b2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
14b2

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
15e8

1

35

50

51

52

53

Важнейшие
соединения
кальция
Обобщение и
систематизация
знаний
Жёсткость воды
и способы её
устранения
Практическая
работа № 6 по
теме "Жёсткость
воды и методы
её устранения"

1

1

1

Алюминий

1

55

Амфотерные
свойства оксида
и гидроксида

1

56

Железо

1

57

58

59

60

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
1886

1

54

Оксиды,
гидроксиды и
соли железа (II)
и железа (III)
Обобщение и
систематизация
знаний
Практическая
работа № 7.
Решение
экспериментальн
ых задач по теме
«Важнейшие
металлы и их
соединения»
Вычисления по
уравнениям
химических
реакций, если
один из
реагентов дан в
избытке или
содержит
примеси.
Вычисления

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
15e8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
1ae8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
1c64
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
1c64
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
1d86
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
35e6

1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
3de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
1750

1

36

61

62

массовой доли
выхода продукта
реакции
Обобщение и
систематизация
знаний
Контрольная
работа №4 по
теме
«Важнейшие
металлы и их
соединения»

Вещества и
материалы в
63
повседневной
жизни человека
Химическое
загрязнение
64
окружающей
среды
Роль химии в
решении
65
экологических
проблем
Резервный урок.
Обобщение и
66
систематизация
знаний
Резервный урок.
Обобщение и
67
систематизация
знаний
Резервный урок.
Обобщение и
68
систематизация
знаний
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

Контрольные и
самостоятельные работы
по химии: 9 класс: к
учебнику О.С.Габриеляна
«Физика. 9 класс» (к
новым ФПУ)/
Н.С.Павлова. - М.:
Издательство «Экзамен»,
2021

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
3f50

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
4270

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
4270

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae
0d0a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
b33c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad
9cb2

68

4

7

37

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Химия, 8 класс/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Химия, 9 класс/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Химия. 8 класс. Контрольные и проверочные работы - Габриелян О.С.
Сборник задач, упражнений и тестов по химии. 8-9 классы - Свердлова Н.Д.
Задачи по химии и способы их решения. 8-9 классы - Габриелян О.С.,
Решетов П.В., Остроумов И.Г.
Химия. 9 класс. Контрольные и проверочные работы - Габриелян О.С.,
Березкин П.Н. и др.
Контрольные и самостоятельные работы по химии. 9 класс: к учебнику Габриеляна О.С., Павлова Н.С.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/p/himija

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».