Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Школа№58» КГО, утвер жденной приказом директора № 156 -о/д от 27.08.2024г Муниципальное автономное образовательное учреждение «Школа № 58» Камышловского городского округа Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 81 от 26.08.2024 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ» 7 КЛАСС Составитель: Шейбак В.Л. 2024 2 1.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Основы безопасности личности, общества и государства Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации. Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Духовно- нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористической позиции. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизни Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека. Анатомофизиологические особенности человека в подростковом возрасте. Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на здоровье.. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. 2.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА. Личностные результаты: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и 3 способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; формирование у учащихся антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в 4 области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметные результаты: Учащийся научится: • характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства; • предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера; • классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера; • безопасно использовать средства индивидуальной защиты; • характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства; • предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; • классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; • безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»; • безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; • комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; • классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, 5 наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства; • классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма; • классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения; • классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей; • оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; • характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства; • классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; • планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья; • адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок; • выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья; • безопасно использовать ресурсы интернета; • анализировать состояние своего здоровья; • определять состояния оказания неотложной помощи; • использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; • классифицировать средства оказания первой помощи; • оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении; • извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей; • оказывать первую помощь при ушибах; • оказывать первую помощь при растяжениях; • оказывать первую помощь при вывихах; • оказывать первую помощь при переломах; • оказывать первую помощь при ожогах; • оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении; • оказывать первую помощь при отравлениях; • оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе; • оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей. Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках ОБЖ. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического и физического развития и определяют особую логику построения учебного процесса. На уроках ОБЖ применяются принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья. 2. Использование различных средств и методов для предотвращения наступления утомления (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими порциями, 6 использование дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающую их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Создание для учащихся ситуаций успеха, постоянное поощрение за малейшие успехи. Своевременная и тактичная помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в свои собственные силы и возможности. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: - дидактические игры. Которые связаны с поиском видовых и родовых видов деятельности. - игровые тренинги и ролевые игры. Способствующие развитию умения общения с другими; - релаксация. На уроках применяются следующие методы: - объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); - репродуктивный; - частично поисковый (эвристический); - проблемное изложение; - исследовательский. 3. Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании № Кол-во Тема урока. ЭОР п/п Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства. Разде Защита населения Российской Федерации от л2 чрезвычайных ситуаций. Тема Общие понятия об опасных и чрезвычайных 1. ситуациях природного характера. 1.1. Различные природные явления и причины их возникновения. 1.2. Общая характеристика природных явлений. 1.3. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера Тема Чрезвычайные ситуации геологического 2. происхождения, их причины и последствия 2.1. Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. 2.2. Защита населения от последствий землетрясений. часов 25 25 3 1 1 1 6 1 1 7 Правила безопасного поведения населения при землетрясении. 2.4. Вулканы. Их виды и причины извержения. 2.5. Последствия извержения вулканов. Защита населения. 2.6. Оползни и обвалы, их последствия, защита населения. Тема Чрезвычайные ситуации метеорологического 3. происхождения. 3.1. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. 3.2. Защита населения от последствий ураганов и бурь. 3.3. Смерчи. Тема Чрезвычайные ситуации гидрологического 4. происхождения. 4.1. Наводнения. Виды наводнений и их причины. 4.2. Защита населения от последствий наводнений. 4.3. Действия населения при угрозе и во время наводнения. 4.4. Сели и их характеристика. 4.5. Защита населения от селей. 4.6. Цунами и их характеристика. 4.7. Защита населения от цунами. 4.8. Снежные лавины. Тема Природные пожары и чрезвычайные ситуации 5. биолого-социального происхождения. 5.1. Лесные и торфяные пожары и их характеристика. 5.2. Профилактика пожаров. Защита населения. 5.3. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. 5.4. Эпизоотии и эпифитотии. Разде Основы противодействия терроризму и л3 экстремизму в Российской Федерации Тема Духовно- нравственные основы противодействия 6. терроризму и экстремизму. 6.1. Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. 6.2. Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антиМодуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Разде Основы здорового образа жизни. л4 Тема Здоровый образ жизни и его значение для 7. гармоничного развития человека 7.1 Психологическая уравновешенность. 7.2 Стресс и его влияние на человека. 7.3 Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Разде Основы медицинских знаний и оказание первой л5 помощи. Тема Первая помощь при неотложных состояниях. 8. 2.3. 1 1 1 1 3 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 2 1 2 2 1 1 7 3 3 1 1 1 4 4 8 8.1. 8.2. 8.3. 8.4. Общие правила оказания первой помощи. Оказание первой помощи при наружном кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах и переломах. Общие правила транспортировки пострадавшего. Всего часов. 1 1 1 1 34