РП по географии, 10-11 класс

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии составлена на основе требований к результатам
освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также на основе
характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной
рабочей программе воспитания, и подлежит непосредственному применению при
реализации образовательной программы среднего общего образования.
Программа по географии отражает основные требования ФГОС СОО к
личностным,
метапредметным
и
предметным
результатам
освоения
образовательных программ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Программа по географии даёт представление о целях обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает
обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по
классам и структурирование его по разделам и темам курса, даёт распределение
учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их
изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности
предмета для реализации требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования, требований к
результатам обучения географии, а также основных видов деятельности
обучающихся.
При сохранении нацеленности программы по географии на формирование
базовых теоретических знаний особое внимание уделено формированию умений:
анализа, синтеза, обобщения, интерпретации географической информации,
использованию геоинформационных систем и глобальных информационных
сетей, навыков самостоятельной познавательной деятельности с использованием
различных источников. Программа по географии даёт возможность дальнейшего
формирования у обучающихся функциональной грамотности – способности
использовать получаемые знания для решения жизненных проблем в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
География является одним из учебных предметов, способных успешно
выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и
общественных наук.
В основу содержания географии положено изучение единого и одновременно
многополярного мира, глобализации мирового развития, фокусирования на
формировании у обучающихся целостного представления о роли России в
современном мире. Факторами, определяющими содержательную часть, явились
интегративность,
междисциплинарность,
практикоориентированность,
экологизация и гуманизация географии, что позволило более чётко представить
географические реалии происходящих в современном мире геополитических,

3

межнациональных и межгосударственных, социокультурных, социальноэкономических, геоэкологических событий и процессов.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии направлено на достижение следующих целей:
воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами,
уважения культуры разных стран и регионов мира, ценностных ориентаций
личности посредством ознакомления с важнейшими проблемами современности,
c ролью России как составной части мирового сообщества;
воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о
взаимосвязи природы, населения и хозяйства на глобальном, региональном и
локальном уровнях и формирование ценностного отношения к проблемам
взаимодействия человека и общества;
формирование системы географических знаний как компонента научной
картины мира, завершение формирования основ географической культуры;
развитие
познавательных
интересов,
навыков
самопознания,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе овладения комплексом
географических знаний и умений, направленных на использование их в реальной
действительности;
приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на
достижение целей устойчивого развития.
В программе по географии на уровне среднего общего образования
соблюдается преемственность с программой по географии на уровне основного
общего образования, в том числе в формировании основных видов учебной
деятельности обучающихся.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Учебным планом на изучение географии на базовом уровне в 10-11 классах
отводится 68 часов: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
10 КЛАСС
География как наука
Традиционные и новые методы в географии. Географические прогнозы.
Традиционные и новые методы исследований в географических науках, их
использование в разных сферах человеческой деятельности. Современные
направления географических исследований. Источники географической
информации, геоинформационные системы. Географические прогнозы как
результат географических исследований.
Географическая
культура.
Элементы
географической
культуры:
географическая картина мира, географическое мышление, язык географии. Их
значимость для представителей разных профессий.
Природопользование и геоэкология

4

Географическая среда. Географическая среда как геосистема; факторы, её
формирующие и изменяющие. Адаптация человека к различным природным
условиям территорий, её изменение во времени. Географическая и окружающая
среда.
Естественный и антропогенный ландшафты. Проблема сохранения
ландшафтного и культурного разнообразия на Земле.
Практическая работа «Классификация ландшафтов с использованием
источников географической информации».
Проблемы взаимодействия человека и природы. Опасные природные
явления, климатические изменения, повышение уровня Мирового океана,
загрязнение окружающей среды. «Климатические беженцы». Стратегия
устойчивого развития. Цели устойчивого развития и роль географических наук
в их достижении. Особо охраняемые природные территории как один из
объектов целей устойчивого развития. Объекты Всемирного природного и
культурного наследия.
Практическая работа «Определение целей и задач учебного
исследования, связанного с опасными природными явлениями и (или)
глобальными изменениями климата и (или) загрязнением Мирового океана,
выбор формы фиксации результатов наблюдения (исследования)».
Природные ресурсы и их виды. Особенности размещения природных
ресурсов мира. Природно-ресурсный капитал регионов, крупных стран, в том
числе России. Ресурсообеспеченность. Истощение природных ресурсов.
Обеспеченность стран стратегическими ресурсами: нефтью, газом, ураном,
рудными и другими полезными ископаемыми. Земельные ресурсы.
Обеспеченность человечества пресной водой. Гидроэнергоресурсы Земли,
перспективы их использования. География лесных ресурсов, лесной фонд мира.
Обезлесение, его причины и распространение. Роль природных ресурсов
Мирового океана (энергетических, биологических, минеральных) в жизни
человечества и перспективы их использования. Агроклиматические ресурсы.
Рекреационные ресурсы.
Практические работы «Оценка природно-ресурсного капитала одной из
стран (по выбору) по источникам географической информации»,
«Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами природных
ресурсов».
Современная политическая карта
Теоретические основы геополитики как науки. Политическая география и
геополитика. Политическая карта мира и изменения, на ней происходящие.
Новая многополярная модель политического мироустройства, очаги
геополитических конфликтов. Политико-географическое положение России и

5

её специфика какевразийского и приарктического государства.
Классификации и типология стран мира. Основные типы стран: критерии
их выделения. Формы правления государств мира, унитарное и федеративное
государственное устройство.
Население мира
Численность и воспроизводство населения. Численность
населения
мира и динамика её изменения. Теория демографического перехода.
Воспроизводство населения, его типы и особенности в странах с различным
уровнем социально- экономического развития (демографический взрыв,
демографический кризис, старение населения). Демографическая политика и её
направления в странах различных типов воспроизводства населения.
Практические работы «Определение и сравнение темпов роста населения
крупных по численности населения стран и регионов мира (форма фиксации
результатов анализа по выбору обучающихся)», «Объяснение особенности
демографической политики в странах с различным типом воспроизводства
населения».
Состав и структура населения. Возрастной и половой состав населения
мира. Структура занятости населения в странах с различным уровнем
социально- экономического развития. Этнический состав населения. Крупные
народы, языковые семьи и группы, особенности их размещения. Религиозный
состав населения. Мировые и национальные религии, главные районы
распространения. Население мира и глобализация. География культуры в
системе географических наук. Современные цивилизации, географические
рубежи цивилизации Западаи цивилизации Востока.
Практические работы «Сравнение половой и возрастной структуры в
странах различных типов воспроизводства населения на основе анализа
половозрастных пирамид», «Прогнозирование изменений возрастной
структуры отдельных стран на основе анализа различных источников
географической информации».
Размещение населения. Географические особенности
размещения
населения и факторы, его определяющие. Плотность населения, ареалы
высокой и низкой плотности населения. Миграции населения: причины,
основные типы и направления. Расселение населения: типы и формы. Понятие
об урбанизации, её особенности в странах различных социально-экономических
типов. Городскиеагломерации и мегалополисы мира.
Практическая работа «Сравнение и объяснение различий в соотношении
городского и сельского населения разных регионов мира на основе анализа
статистических данных».
Качество жизни населения. Качество жизни населения как совокупность

6

экономических, социальных, культурных, экологических условий жизни
людей. Показатели, характеризующие качество жизни населения. Индекс
человеческого развития как интегральный показатель сравнения качества
жизни населения различных стран и регионов мира.
Практическая работа «Объяснение различий в показателях качества
жизни населения в отдельных регионах и странах мира на основе анализа
источников географической информации».
Мировое хозяйство
Состав и структура мирового хозяйства. Международное географическое
разделение труда. Мировое хозяйство: определение и состав. Основные
этапы развития мирового хозяйства. Факторы размещения производства и их
влияниена современное развитие мирового
хозяйства.
Отраслевая,
территориальная и функциональная структура мирового хозяйства.
Международное географическое разделение труда. Отрасли международной
специализации. Условия формирования международной специализации стран и
роль географических факторов в её формировании. Аграрные, индустриальные
и постиндустриальные страны. Роль и место России в международном
географическом разделении труда.
Практическая работа «Сравнение структуры
экономики
аграрных,
индустриальных и постиндустриальных стран».
Международная экономическая интеграция. Крупнейшие международные
отраслевые и региональные интеграционные группировки. Глобализация
мировой экономики и её влияние на хозяйство стран разных социальноэкономических типов. Транснациональные корпорации (ТНК) и их роль в
мировой экономике.
География главных отраслей мирового хозяйства.
Промышленность мира. Географические особенности размещения
основных видов сырьевых и топливных ресурсов. Страны-лидеры по запасам и
добыче нефти, природного газа и угля.
Топливно-энергетический комплекс мира: основные этапы развития,
«энергопереход». География отраслей топливной промышленности. Крупнейшие
страны-производители, экспортёры и импортёры нефти, природного газа и угля.
Организация стран-экспортёров нефти. Современные тенденции развития
отрасли, изменяющие её географию, «сланцевая революция», «водородная»
энергетика, «зелёная энергетика». Мировая электроэнергетика. Структура
мирового производства электроэнергии и её географические особенности.
Быстрый рост производства электроэнергии с использованием возобновляемых
источников энергии. Страны-лидеры по развитию «возобновляемой» энергетики.
Воздействие на окружающую среду топливной промышленности и различных
типов электростанций, включая возобновляемые источники энергии. Роль

7

России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических и сырьевых
ресурсов в мировой экономике.
Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чёрной и
цветной металлургии. Ведущие страны-производители и экспортёры стали,
меди и алюминия. Современные тенденции развития отрасли. Влияние
металлургии на окружающую среду. Место России в мировом производстве и
экспорте чёрных и цветных металлов.
Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и
экспортёры
продукции
автомобилестроения,
авиастроения
и
микроэлектроники. Химическая промышленность и лесопромышленный
комплекс мира. Ведущие страны-производители и экспортёры минеральных
удобрений и продукции химии органического синтеза. Ведущие страныпроизводители
древесины
и
продукции
целлюлозно-бумажной
промышленности. Влияние химической и лесной промышленности на
окружающую среду.
Практическая работа «Представление в виде диаграмм данных о
динамике изменения объёмов и структуры производства электроэнергии в
мире».
Сельское хозяйство мира. Географические различия в обеспеченности
земельными ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные
тенденции
развития
отрасли.
Органическое
сельское
хозяйство.
Растениеводство. География производства основных продовольственных
культур. Ведущие экспортёры и импортёры. Роль России как одного из главных
экспортёров зерновых культур.
Животноводство. Ведущие экспортёры и импортёры продукции
животноводства. Рыболовство и аквакультура: географические особенности.
Влияние сельского хозяйства и отдельных его отраслей на окружающую
среду.
Практическая работа «Определение направления грузопотоков
продовольствия на основе анализа статистических материалов и создание
карты
«Основные экспортёры и импортёры продовольствия».
Сфера нематериального производства. Мировой транспорт. Роль разных
видов транспорта в современном мире. Основные международные магистрали и
транспортные узлы. Мировая система научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. Международные экономические отношения: основные
формы и факторы, влияющие на их развитие. География международных
финансовых центров. Мировая торговля и туризм.
11 класс

8

Регионы и страны мира
Регионы мира. Зарубежная Европа.
Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира:
Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Северная Америка, Латинская Америка,
Африка, Австралия и Океания.
Зарубежная Европа: состав (субрегионы: Западная Европа, Северная
Европа, Южная Европа, Восточная Европа), общая экономико-географическая
характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала,
населения и хозяйства стран субрегионов. Геополитические проблемы региона.
Практическая работа «Сравнение по уровню социально-экономического
развития стран различных субрегионов Зарубежной Европы с использованием
источников географической информации (по выбору учителя)».
Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная
Азия, Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая экономикогеографическая характеристика. Общие черты и особенности природноресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов. Особенности
экономико- географического положения, природно-ресурсного капитала,
населения, хозяйства стран Зарубежной Азии, современные проблемы (на
примере Китая, Индии, Ирана,Японии).
Современные экономические отношения России со странами Зарубежной
Азии (Китай, Индия, Турция, страны Центральной Азии).
Практическая работа «Сравнение международной промышленной и
сельскохозяйственной специализации Китая и Индии на основании анализа
данных об экспорте основных видов продукции».
Америка: состав (субрегионы: США, Канада, Латинская Америка), общая
экономико-географическая характеристика. Особенности природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства субрегионов. Особенности экономикогеографического положения природно-ресурсного капитала, населения,
хозяйства стран Америки, современные проблемы (на примере США, Канады,
Мексики, Бразилии).
Практическая работа «Объяснение особенностей территориальной
структуры хозяйства Канады и Бразилии на основе анализа географических
карт».
Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная Африка,
Центральная Африка, Восточная Африка, Южная Африка). Общая
экономико- географическая характеристика. Особенности природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства субрегионов. Последствия колониализма в
экономике Африки. Экономические и социальные проблемы
региона.
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного
капитала, населения, хозяйства стран Африки (на примере ЮАР, Египта,

9

Алжира, Нигерии).
Практическая работа «Сравнение на основе анализа статистических
данных роли сельского хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии».
Австралия
и
Океания.
Австралия
и
Океания:
особенности
географического положения. Австралийский Союз: главные факторы
размещения населения и развития хозяйства. Экономико-географическое
положение, природно- ресурсный капитал.
Отрасли
международной
специализации. Географическая и товарная структура экспорта. Океания:
особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в
международном географическом разделении труда. Россия на геополитической,
геоэкономической и геодемографической карте мира. Роль и место России в
мировой политике, экономике, человеческом потенциале. Особенности
интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения
внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Практическая работа «Изменение направления международных
экономических связей России в новых геоэкономических и геополитических
условиях».
Глобальные проблемы человечества
Группы
глобальных
проблем:
геополитические,
экологические,
демографические.
Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и
причины роста глобальной и региональной нестабильности. Проблема разрыва в
уровне
социально-экономического
развития
между
развитыми
и
развивающимися странами и причина её возникновения.
Геоэкологии фокус глобальных проблем человечества. Глобальные
экологические проблемы как проблемы, связанные с усилением воздействия
человека на природу и влиянием природы на жизнь человека и его
хозяйственную деятельность. Проблема глобальных климатических изменений,
проблема стихийных природных бедствий, глобальные сырьевая и
энергетическая проблемы, проблема дефицита
водных ресурсов
и
ухудшения их качества, проблемы опустынивания и деградации земель и почв,
проблема сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения Мирового океана
и освоения его ресурсов. Глобальные проблемы народонаселения:
демографическая, продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия
человека.
Взаимосвязь глобальных геополитических, экологических проблем и
проблемнародонаселения.
Возможные пути решения глобальных проблем. Необходимость
переоценки человечеством и отдельными странами некоторых ранее
устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных

10

ориентиров. УчастиеРоссии в решении глобальных проблем.
Практическая работа «Выявление примеров взаимосвязи глобальных
проблем человечества на основе анализа различных источников географической
информации и участия России в их решении».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения географии должны отражать готовность и
способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней
позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества,
расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:

11

осознание духовных ценностей российского народа; сформированность
нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на основе
формирования элементов географической и экологической культуры;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и историкокультурных объектов родного края, своей страны, быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности;
5) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития географических наук и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном
мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира для применения различных
источников географической информации в решении учебных и (или) практикоориентированных задач;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность в географических науках
индивидуально и в группе;
6) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том числе
безопасного поведения в природной среде, ответственного отношения к своему
здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
7) трудового воспитания:

12

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности в области
географических наук, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
8) экологического воспитания:
сформированность
экологической
культуры,
понимание
влияния
социально- экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем и
географических особенностей их проявления;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать, в том числе на основе применения географических
знаний, неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения географии на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые
могут быть решены с использованием географических знаний, рассматривать их
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации географических объектов, процессов, явлений и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения; разрабатывать план решения географической задачи с учётом
анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с
учётом предложенной географической задачи;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям;
координировать и выполнять работу при решении географических задач в
условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

13

креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем,
имеющих географические аспекты.
Базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному
поиску методов решения практических географических задач, применению
различных методов познания природных, социально-экономических и
геоэкологических объектов, процессов и явлений;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового
географического знания, его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
владеть научным научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами; формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
выбирать и использовать различные источники географической
информации, необходимые для изучения проблем, которые могут быть решены
средствами географии, и поиска путей их решения, для анализа, систематизации и
интерпретации информации различных видов и форм представления;
выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с
учётом её назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и другие);
оценивать достоверность информации;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий,
в том числе и геоинформационных систем) при решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, обеспечения
информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия

14

Общение:
владеть
различными
способами
общения
и
взаимодействия,
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями
других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, задавать
вопросы по существу обсуждаемой темы;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим
аспектам различных вопросов с использованием языковых средств.
Совместная деятельность:
использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать
и
координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень.
Самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, оценивать соответствие результатов
целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
оценивать риски и своевременно принимать решения для их снижения;

15

принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности.
Эмоциональный интеллект:
самосознание, включающее способность понимать своё эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть
уверенным в себе;
принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться
к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренняя мотивация, включающая стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатия, включающая способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
социальные навыки, включающие способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
Умения принятия себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и своё поведение;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по географии на базовом
уровне к концу 10 класса должны отражать:
1)
понимание роли и места современной географической науки в системе
научных дисциплин, её участия в решении важнейших проблем человечества:
приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых
принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в
разных странах, в том числе в России;
2)
освоение и применение знаний о размещении основных географических
объектов и территориальной организации природы и общества:
выбирать и использовать источники географической информации для
определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве;
описывать положение и взаиморасположение изученных географических
объектов в пространстве, новую многополярную модель политического
мироустройства, ареалы распространения основных религий;

16

приводить примеры наиболее крупных стран по численности населения и
площади территории, стран, имеющих различное географическое положение,
стран с различными формами правления и государственного устройства, странлидеров
по
производству
основных
видов
промышленной
и
сельскохозяйственной продукции, основных международных магистралей и
транспортных узлов, стран-лидеров по запасам минеральных, лесных, земельных,
водных ресурсов;
3)
сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения
населения и хозяйства:
различать
географические
процессы
и
явления:
урбанизацию,
субурбанизацию,
ложную
урбанизацию,
эмиграцию,
иммиграцию,
демографический взрыв и демографический кризис и распознавать их проявления
в повседневной жизни;
использовать знания об основных географических закономерностях для
определения и сравнения свойств изученных географических объектов, процессов
и явлений, в том числе: для определения и сравнения показателей уровня
развития мирового хозяйства (объёмы валового внутреннего продукта (ВВП),
промышленного, сельскохозяйственного производства и другие) и важнейших
отраслей
хозяйства
в
отдельных
странах,
сравнения
показателей,
характеризующих демографическую ситуацию, урбанизацию, миграции и
качество жизни населения мира и отдельных стран, с использованием источников
географической информации, сравнения структуры экономики аграрных,
индустриальных и постиндустриальных стран, регионов и стран по
обеспеченности минеральными, водными, земельными и лесными ресурсами с
использованием источников географической информации, для классификации
крупнейших стран, в том числе по особенностям географического положения,
форме правления и государственного устройства, уровню социальноэкономического развития, типам воспроизводства населения, занимаемым ими
позициям относительно России, для классификации ландшафтов с
использованием источников географической информации;
устанавливать
взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и
размещением населения, в том числе между глобальным изменением климата и
изменением уровня Мирового океана, хозяйственной деятельностью и
возможными изменениями в размещении населения, между развитием науки и
технологии и возможностями человека прогнозировать опасные природные
явления и противостоять им;
устанавливать взаимосвязи между значениями показателей рождаемости,
смертности, средней ожидаемой продолжительности жизни и возрастной
структурой населения, развитием отраслей мирового хозяйства и особенностями
их влияния на окружающую среду;

17

формулировать и (или) обосновывать выводы на основе использования
географических знаний;
4)
владение
географической
терминологией
и
системой
базовых
географических понятий: применять социально-экономические понятия:
политическая карта, государство, политико-географическое положение, монархия,
республика, унитарное государство, федеративное государство, воспроизводство
населения, демографический взрыв, демографический кризис, демографический
переход, старение населения, состав населения, структура населения,
экономически активное население, индекс человеческого развития, народ, этнос,
плотность населения, миграции населения, «климатические беженцы», расселение
населения, демографическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация,
мегалополисы,
развитые
и
развивающиеся,
новые
индустриальные,
нефтедобывающие страны, ресурсообеспеченность, мировое хозяйство,
международная экономическая интеграция, международная хозяйственная
специализация, международное географическое разделение труда, отраслевая и
территориальная структура мирового хозяйства, транснациональные корпорации
(ТНК), «сланцевая революция», «водородная энергетика», «зелёная энергетика»,
органическое сельское хозяйство, глобализация мировой экономики и
деглобализация, «энергопереход», международные экономические отношения,
устойчивое развитие для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач;
5)
сформированность умений проводить наблюдения за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и
задачи проведения наблюдения (исследования);
выбирать форму фиксации результатов наблюдения (исследования);
6)
сформированность умений находить и использовать различные источники
географической информации для получения новых знаний о природных и
социально-экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и
тенденций их развития, прогнозирования:
выбирать и использовать источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы, соответствующие решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и
другие источники географической информации для выявления закономерностей
социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений;
определять и сравнивать по географическим картам различного содержания
и другим источникам географической информации качественные и
количественные показатели, характеризующие изученные географические
объекты, процессы и явления;

18

прогнозировать изменения состава и структуры населения, в том числе
возрастной структуры населения отдельных стран с использованием источников
географической информации;
определять и находить в комплексе источников недостоверную и
противоречивую географическую информацию для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы
познания для решения практико-ориентированных задач;
7)
владение умениями географического анализа и интерпретации информации
из различных источников:
находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для
изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и
России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы,
карты и другие) географическую информацию о населении мира и России,
отраслевой и территориальной структуре мирового хозяйства, географических
особенностях развития отдельных отраслей;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
информации из различных источников;
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
использовать различные источники географической информации для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8)
сформированность умений применять географические знания для
объяснения изученных социально-экономических и геоэкологических процессов
и явлений, в том числе:
объяснять особенности демографической политики в странах с различным
типом воспроизводства населения, направления международных миграций,
различия в уровнях урбанизации, в уровне и качестве жизни населения, влияние
природно-ресурсного капитала на формирование отраслевой структуры хозяйства
отдельных стран;
использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об
особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
9)
сформированность умений применять географические знания для оценки
разнообразных явлений и процессов:
оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику
важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов;
оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические
процессы и явления, в том числе оценивать природно-ресурсный капитал одной
из стран с использованием источников географической информации, влияние

19

урбанизации на окружающую среду, тенденции развития основных отраслей
мирового хозяйства и изменения его отраслевой и территориальной структуры,
изменение климата и уровня Мирового океана для различных территорий,
изменение содержания парниковых газов в атмосфере и меры, предпринимаемые
для уменьшения их выбросов;
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы
и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических
проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и
общества: различия в особенностях проявления глобальных изменений климата,
повышения уровня Мирового океана, в объёмах выбросов парниковых газов в
разных регионах мира, изменения геосистем в результате природных и
антропогенных воздействий на примере регионов и стран мира, на планетарном
уровне.
Предметные результаты освоения программы по географии на базовом
уровне к концу 11 класса должны отражать:
1)
понимание роли и места современной географической науки в системе
научных дисциплин, её участия в решении важнейших проблем человечества:
определение роли географических наук в достижении целей устойчивого
развития;
2)
освоение и применение знаний о размещении основных географических
объектов и территориальной организации природы и общества:
выбирать и использовать источники географической информации для
определения положения и взаиморасположения регионов и стран в пространстве;
описывать положение и взаиморасположение регионов и стран в
пространстве, особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства
регионов и изученных стран;
3)
сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения
населения и хозяйства:
распознавать географические особенности проявления процессов
воспроизводства, миграции населения и урбанизации в различных регионах мира
и изученных странах;
использовать знания об основных географических закономерностях для
определения
географических
факторов
международной
хозяйственной
специализации изученных стран; сравнения регионов мира и изученных стран по
уровню социально-экономического развития, специализации различных стран и
по их месту в международном географическом разделении труда (МГРТ);
для классификации стран отдельных регионов мира, в том числе по
особенностям географического положения, форме правления и государственного
устройства, уровню социально-экономического развития, типам воспроизводства
населения с использованием источников географической информации;

20

устанавливать
взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями в изученных странах; природными
условиями и размещением населения, природными условиями и природноресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства изученных стран;
прогнозировать изменения возрастной структуры населения отдельных
стран Зарубежной Европы с использованием источников географической
информации;
формулировать и (или) обосновывать выводы на основе использования
географических знаний;
4)
владение
географической
терминологией
и
системой
базовых
географических понятий: применять изученные социально-экономические
понятия: политическая карта, государство; политико-географическое положение,
монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство;
воспроизводство населения, демографический взрыв, демографический кризис,
старение населения, состав населения, структура населения, экономически
активное население, индекс человеческого развития, народ, этнос, плотность
населения, миграции населения, расселение населения, демографическая
политика, субурбанизация, ложная урбанизация; мегалополисы, развитые и
развивающиеся,
новые
индустриальные,
нефтедобывающие
страны;
ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, международная экономическая
интеграция; международная хозяйственная специализация, международное
географическое разделение труда; отраслевая и территориальная структура
мирового хозяйства, транснациональные корпорации (ТНК), «сланцевая
революция», водородная энергетика, «зелёная энергетика», органическое сельское
хозяйство; глобализация мировой экономики и деглобализация, «энергопереход»,
международные экономические отношения, устойчивое развитие для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
5)
сформированность умений проводить наблюдения за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и
задачи проведения наблюдения (исследования); выбирать форму фиксации
результатов наблюдения (исследования);
формулировать обобщения и выводы по результатам наблюдения
(исследования);
6)
сформированность умений находить и использовать различные источники
географической информации для получения новых знаний о природных и
социально-экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и
тенденций их развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники
географической информации (картографические, статистические, текстовые,
видео- и фотоизображения, геоинформационные системы), соответствующие
решаемым задачам;

21

сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и
другие источники географической информации для выявления закономерностей
социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений на
территории регионов мира и отдельных стран;
определять и сравнивать по географическим картам разного содержания и
другим источникам географической информации качественные и количественные
показатели, характеризующие регионы и страны, а также географические
процессы и явления, происходящие в них; географические факторы
международной хозяйственной специализации отдельных стран с использованием
источников географической информации;
определять и находить в комплексе источников недостоверную и
противоречивую географическую информацию о регионах мира и странах для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; самостоятельно
находить, отбирать и применять различные методы познания для решения
практико-ориентированных задач;
7)
владение умениями географического анализа и интерпретации информации
из различных источников:
находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для
изучения регионов мира и стран (в том числе и России), их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами; для изучения хозяйственного
потенциала стран, глобальных проблем человечества и их проявления на
территории (в том числе в России);
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы,
карты и другие) географическую информацию о населении, размещении
хозяйства регионов мира и изученных стран; их отраслевой и территориальной
структуре их хозяйств, географических особенностях развития отдельных
отраслей;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
информации из различных источников;
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
использовать различные источники географической информации для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8)
сформированность умений применять географические знания для
объяснения изученных социально-экономических и геоэкологических явлений и
процессов в странах мира:
объяснять географические особенности стран с разным уровнем социальноэкономического развития, в том числе объяснять различие в составе, структуре и
размещении населения, в уровне и качестве жизни населения;
объяснять влияние природно-ресурсного капитала на формирование
отраслевой структуры хозяйства отдельных стран; особенности отраслевой и

22

территориальной структуры хозяйства изученных стран, особенности
международной специализации стран и роль географических факторов в её
формировании; особенности проявления глобальных проблем человечества в
различных странах с использованием источников географической информации;
9)
сформированность умений применять географические знания для оценки
разнообразных явлений и процессов: оценивать географические факторы,
определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и
геоэкологических
процессов;
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические процессы и явления; политико-географическое положение
изученных регионов, стран и России; влияние международных миграций на
демографическую и социально-экономическую ситуацию в изученных странах;
роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических и сырьевых
ресурсов в мировой экономике; конкурентные преимущества экономики России;
различные точки зрения по актуальным экологическим и социальноэкономическим проблемам мира и России; изменения направления
международных экономических связей России в новых экономических условиях;
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы
и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических
проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и
общества; умение приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем;
возможных
путей
решения
глобальных
проблем.

23

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
Количество часов
№
Наименование разделов и тем программы
Контро
Практическ
Всего
п/п
льные
ие работы
работы
Раздел 1. ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА
Традиционные и новые методы в географии.
1.1
1
Географические прогнозы
1.2

Географическая культура

Итого по разделу

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ЦОС "Моя Школа"
https://myschool.edu.ru/
ЦОС "Моя Школа"
https://myschool.edu.ru/

2

Раздел 2 ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
2.1

Географическая среда

1

2.2

Естественный и антропогенный ландшафты

1

0.5

2.3

Проблемы взаимодействия человека и
природы

2

0.5

2.4

Природные ресурсы и их виды

2

1

Итого по разделу

ЦОС "Моя Школа"
https://myschool.edu.ru/
ЦОС "Моя Школа"
https://myschool.edu.ru/
ЦОС "Моя Школа"
https://myschool.edu.ru/
ЦОС "Моя Школа"
https://myschool.edu.ru/

6

Раздел 3. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА
3.1

Политическая география и геополитика

1

3.2

Классификации и типология стран мира

2

ЦОС "Моя Школа"
https://myschool.edu.ru/
ЦОС "Моя Школа"

24

https://myschool.edu.ru/
Итого по разделу

3

Раздел 4. НАСЕЛЕНИЕ МИРА
4.1

Численность и воспроизводство населения

2

1

4.2

Состав и структура населения

2

1

4.3

Размещение населения

2

4.4

Качество жизни населения

1

Итого по разделу
Раздел 5. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Состав и структура мирового хозяйства.
5.1
Международное географическое разделение
труда
Международная экономическая интеграция и
5.2
глобализация мировой экономики
География главных отраслей мирового
5.3
хозяйства. Промышленность мира
5.4
Сельское хозяйство мира
Сфера нематериального производства.
5.5
Мировой транспорт
Итого по разделу

1

0.5
0.5

ЦОС "Моя Школа"
https://myschool.edu.ru/
ЦОС "Моя Школа"
https://myschool.edu.ru/
ЦОС "Моя Школа"
https://myschool.edu.ru/
ЦОС "Моя Школа"
https://myschool.edu.ru/

7

2

0.5

1
6
2
3
14

1

1

ЦОС "Моя Школа"
https://myschool.edu.ru/
ЦОС "Моя Школа"
https://myschool.edu.ru/
ЦОС "Моя Школа"
https://myschool.edu.ru/

25

Резервное время

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ЦОС "Моя Школа"
https://myschool.edu.ru/
2

6.5

11 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контро
Практическ
Всего
льные
ие работы
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. РЕГИОНЫ И СТРАНЫ
1.1

Регионы мира. Зарубежная Европа

6

1.2

Зарубежная Азия

6

1.3

Америка

6

0.5

1.4

Африка

4

0.5

1.5

Австралия и Океания

2

1.6

Россия на геополитической,
геоэкономической и геодемографической
карте мира

3

Итого по разделу

27

Раздел 2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

1
1

0.5

1

ЦОС "Моя Школа"
https://myschool.edu.ru/
ЦОС "Моя Школа"
https://myschool.edu.ru/
ЦОС "Моя Школа"
https://myschool.edu.ru/
ЦОС "Моя Школа"
https://myschool.edu.ru/
ЦОС "Моя Школа"
https://myschool.edu.ru/
ЦОС "Моя Школа"
https://myschool.edu.ru/

26

2.1

Глобальные проблемы человечества

4

Итого по разделу

4

Резервное время

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

№
п/
п

1
2
3

4

5

Тема урока

0.5

1

ЦОС "Моя Школа"
https://myschool.edu.ru/

4

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
Количест
Электронные цифровые
во часов
образовательные ресурсы
Всего

Традиционные и новые методы исследований в
географических
науках,
их
использование.
Источники географической информации
Элементы географической культуры. Их значимость
для представителей разных профессий
Географическая
среда
как
Географическая и окружающая среда

геосистема.

Естественный
и
антропогенный
ландшафты.
Практическая работа. Классификация ландшафтов
с использованием источников географической
информации
Опасные
природные
явления,
климатические
изменения, их последствия

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3961/start/18
727/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/

1

ЦОС
"Моя
Школа"
https://myschool.edu.ru/https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/5436/start/25475/

1

1

27

6

7

8

9

10

11
12

Стратегия устойчивого развития. ООПТ. Объекты
Всемирного природного и культурного наследия.
Практическая работа "Определение целей и задач
учебного исследования, связанного с опасными
природными явлениями/глобальными изменениями
климата/загрязнением Мирового океана, выбор
формы
фиксации
результатов
наблюдения/исследования"
Природно-ресурсный капитал регионов, крупных
стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность.
Практическая работа "Оценка природно-ресурсного
капитала одной из стран (по выбору) по источникам
географической информации"
Агроклиматические
ресурсы.
Рекреационные
ресурсы.
Практическая
работа
"Определение
ресурсообеспеченности стран отдельными видами
природных ресурсов"
Резервный урок. Обобщение знаний по Разделам
"География как наука. Природопользование и
геоэкология
Политическая карта мира и изменения, на ней
происходящие.
Новая
многополярная
модель
политического мироустройства. ПГП. Специфика
России как евразийского и приарктического
государства
Основные типы стран: критерии их выделения
Формы правления и государственного устройства

1

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5722/start/17
3150/https://resh.edu.ru/subject/lesson/6440/st
art/

1

ЦОС
"Моя
Школа"
https://myschool.edu.ru/https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/6440/start/

1

1

1
1

ЦОС
"Моя
Школа"
https://myschool.edu.ru/https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/3950/start/25662/
ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/

28

13

14

15

16

17

18

Численность населения мира. Воспроизводство
населения,
его типы.
Практическая
работа
"Определение и сравнение темпов роста населения
крупных по численности населения стран, регионов
мира"
Демографическая политика и её направления. Теория
демографического перехода. Практическая работа
"Объяснение
особенности
демографической
политики в странах с
различным
типом
воспроизводства населения"
Возрастной и половой состав населения мира.
Практическая работа "Сравнение половой и
возрастной структуры в странах различных типов
воспроизводства населения на основе анализа
половозрастных пирамид"
Структура занятости населения. Этнический и
религиозный состав населения. Религии. География
культуры
в
системе
географических
наук.
Практическая работа "Прогнозирование изменений
возрастной структуры отдельных стран на основе
анализа различных источников географической
информации"
Географические особенности размещения населения
и факторы, его определяющие. Плотность населения,
ареалы высокой и низкой плотности населения.
Миграции населения: причины, основные типы и
направления
Расселение населения: типы и формы. Урбанизация.

1

ЦОС
"Моя
Школа"
https://myschool.edu.ru/https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/5435/start/202049/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5435/start/20
2049/

1

ЦОС
"Моя
Школа"
https://myschool.edu.ru/https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/6439/start/173181/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6439/start/17
3181/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/

29

19

20

21

22

23

24

Городские агломерации и мегалополисы мира.
Практическая работа "Сравнение и объяснение
различий в соотношении городского и сельского
населения разных регионов мира на основе анализа
статистических данных"
Качество жизни населения, показатели. ИЧР.
Практическая работа "Объяснение различий в
показателях качества жизни населения в отдельных
регионах и странах мира на основе анализа
источников географической информации"
Мировое хозяйство. Отраслевая, территориальная и
функциональная структура
МГРТ. Отрасли международной специализации.
Аграрные, индустриальные и постиндустриальные
страны. Роль и место России в МГРТ. Практическая
работа "Сравнение структуры экономики аграрных,
индустриальных и постиндустриальных стран".
МЭИ. Крупнейшие международные отраслевые и
региональные экономические союзы. Роль ТНК в
современной мировой экономике
Географические особенности размещения основных
видов сырьевых и топливных ресурсов. Странылидеры по запасам и добыче нефти, природного газа
и угля
ТЭК
мира:
основные
этапы
развития,
«энергопереход». География отраслей топливной

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5756/start/20
2113/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5437/start/15
6443/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5437/start/15
6443/

1

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5761/start/11
5346/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/

30

25

26

27

28

29

30

промышленности
Мировая электроэнергетика. Структура мирового
производства электроэнергии и её географические
особенности. Роль России. Практическая работа
"Представление в виде диаграмм данных о динамике
изменения объёмов и структуры производства
электроэнергии в мире"
Металлургия мира. Географические особенности
сырьевой базы. Ведущие страны-производители и
экспортёры продукции цветных и чёрных металлов
Машиностроительный комплекс мира. Ведущие
страны-производители и экспортёры продукции
автомобилестроения,
авиастроения
и
микроэлектроники
Химическая промышленность. Ведущие страныпроизводители
и
экспортёры
продукции.
Лесопромышленный комплекс мира. Ведущие
страны - производители продукции и влияние
химической и лесной промышленности на
окружающую среду
Географические
различия
в
обеспеченности
земельными ресурсами. Земельный фонд мира, его
структура.
Современные
тенденции развития
отрасли. Органическое сельское хозяйство
Растениеводство и животноводство. География.
Ведущие экспортёры и импортёры. Влияние на
окружающую
среду.
Практическая
работа

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5440/start/20
2145/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4676/start/29
4054/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5762/start/20
2271/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5762/start/20
2271/

31

"Определение
направления
грузопотоков
продовольствия на основе анализа статистических
материалов и создание карты "Основные экспортёры
и импортёры продовольствия"
31
32
33
34

Основные
международные
транспортные узлы

магистрали

и

Мировая система НИОКР
Международные
экономические
отношения:
основные формы и факторы, влияющие на их
развитие. Мировая торговля и туризм
Резервный урок. Контрольная работа по теме
"География главных отраслей мирового хозяйства"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5442/start/29
8755/
ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/

1

1
34

11 КЛАСС
№
п/п

1

2

Тема урока

Многообразие подходов к выделению регионов
мира. Зарубежная Европа: состав, общая
характеристика.
Геополитические
проблемы
региона
Западная Европа. Общие черты и особенности
природно-ресурсного капитала, населения и

Количест
во часов
Всего

Электронные цифровые образовательные
ресурсы

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/4/11/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/4/11/

32

3

4

5

6

7

8

9
10

хозяйства стран субрегиона
Северная Европа: общие черты и особенности
природно-ресурсного капитала, населения и
хозяйства субрегиона
Южная Европа: общие черты и особенности
природно-ресурсного капитала, населения и
хозяйства субрегиона
Восточная Европа: общие черты и особенности
природно-ресурсного капитала, населения и
хозяйства субрегиона
Практическая работа "Сравнение по уровню
социально-экономического
развития
стран
различных субрегионов зарубежной Европы с
использованием
источников
географической
информации"
Зарубежная Азия: состав, общая экономикогеографическая характеристика. Юго-Западная
Азия: общие черты и особенности субрегиона.
Современные проблемы
Южная
Азия.
Индия: общая экономикогеографическая характеристика. Современные
проблемы
Центральная Азия: общие черты и особенности
природно-ресурсного капитала, населения и
хозяйства субрегиона. Современные проблемы
Юго-Восточная Азия: общие черты и особенности
природно-ресурсного капитала, населения и

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/4/11/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/4/11/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/4/11/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5765/start/202
396/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5500/start/157
011/

1

1
1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5766/start/202
427/
ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6453/start/202
551/
ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/

33

11

12

13

14

15

16

17
18

хозяйства субрегиона. Современные проблемы
Восточная Азия. Китай: общая экономикогеографическая характеристика. Современные
проблемы. Практическая работа "Сравнение
международной
промышленной
и
сельскохозяйственной специализации Китая и
Индии на основании анализа данных об экспорте
основных видов продукции"
Восточная Азия. Япония: общая экономикогеографическая характеристика. Современные
проблемы
Резервный урок. Обобщение по темам: Зарубежная
Европа. Зарубежная Азия. Контрольная работа по
темам: Зарубежная Европа, Зарубежная Азия.
Америка: субрегионы США и Канада, Латинская
Америка:
общая
экономико-географическая
характеристика
Субрегионы Америки. Особенности природноресурсного капитала, населения и хозяйства
США: особенности ЭГП, природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства, современные
проблемы
Канада: особенности ЭГП, природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства, современные
проблемы
Мексика: особенности ЭГП, природно-ресурсного

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5766/start/202
427/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5766/start/202
427/

1

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5768/start/173
213/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5767/start/

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5767/start/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6452/start/

34

19

20

21

22

23

24

25

капитала, населения и хозяйства, современные
проблемы
Бразилия: особенности ЭГП, природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства, современные
проблемы. Практическая работа "Особенности
территориальной структуры хозяйства Канады и
Бразилии на основе анализа географических карт"
Африка: состав, общая экономико-географическая
характеристика. Особенности. Экономические и
социальные проблемы региона
Северная
Африка.
Особенности
природноресурсного капитала, населения и хозяйства
Алжира и Египта
Южная
Африка.
Особенности
природноресурсного капитала, населения и хозяйства ЮАР
Западная Африка, Центральная Африка, Восточная
Африка. Особенности стран региона. Практическая
работа
"Сравнение
на
основе
анализа
статистических данных роли сельского хозяйства в
экономике Алжира и Эфиопии"
Резервный урок. Обобщающее повторение по
темам: Америка, Африка
Австралия
и
Океания:
особенности
ГП
Австралийский
Союз:
главные
факторы
размещения населения и развития хозяйства.
Место в МГРТ

1

1

1

1

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6452/start/
ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5503/start/298
786/
ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5769/start/282
05/
ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5769/start/282
05/
ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5769/start/282
05/

1

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4011/start/282
68/

35

26

Океания: особенности природных
населения и хозяйства.Место в МГРТ

27

Особенности
сообщество

28

29

интеграции

России

ресурсов,

в

мировое

Географические
аспекты
решения
внешнеэкономических и внешнеполитических
задач развития экономики России
Практическая работа по теме "Изменение
направления
международных
экономических
связей России в новых экономических условиях"

1

1

1

1

30

Группы глобальных проблем. Геополитические
проблемы

1

31

Геоэкология —
человечества

1

32

33

фокус

глобальных

проблем

Глобальные
проблемы
народонаселения:
демографическая,
продовольственная,
роста
городов, здоровья и долголетия человека
Взаимосвязь глобальных проблем и проблем
народонаселения. Возможные пути решения. Роль
России в их решении. Практическая работа
"Выявление примеров взаимосвязи глобальных
проблем человечества на основе анализа
различных
источников
географической

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3995/start/173
245/
ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4864/start/298
851/
ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4864/start/298
851/

1

1

ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5504/start/298
881/
ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5504/start/298
881/
ЦОС "Моя Школа" https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5504/start/298
881/

36

34

информации и участия России в их решении"
Резервный урок. Обобщение по теме: Глобальные
проблемы человечества

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
34

37

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
География, 10-11 классы/Максаковский В.П., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Банников С.В. Всероссийская проверочная работа: 10-11 классы: типовые
задания. – М.: Экзамен, 2021
2. География. 10-11 классы: тестовый контроль/ авт.-сост. Н.В.Яковлева. –
Волгоград: Учитель, 2020
3. География. Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности. Как
получить максимальный балл на ЕГЭ: Учебное пособие. Издательство:
Интеллект-Центр, 2021
4. Довгань Г.Д. Социально-экономическая география мира в определениях,
таблицах и схемах. 10-11 классы. – М.: Ранок, 2021
5. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 10 класс. –
М.: ВАКО, 2022
6. Куклис М.С., Гаранин В.П. "География. Наглядный справочник для
подготовки к ОГЭ и ЕГЭ". Издательство ЭКСМО, 2022
7. Максаковский В. П. «География. Методические рекомендации. 10—11
классы»
8. Максаковский В. П. «География. Рабочие программы. 10—11 классы»
9. Максаковский В. П.. «География. Рабочая тетрадь. 10—11 классы»
10.
Максаковский
В.П.
География.
10-11
класс.
Учебник
для
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2019
11. Федоров О.Д География: тренировочные задания: 10-11 классы. – М.: 2022
12. Барабанов В.В. "География. Трудные задания ЕГЭ". Издательство:
Просвещение,2020
13. Жижина Е.А. "В помощь школьному учителю. Поурочные разработки по
географии. Экономическая и социальная география мира. 10-11 классы"
Издательство: Вако, 2019, 2021
14. Гречкина Ю.А. "Предметные олимпиады. География. 6-11 классы. Задания
для подготовки к олимпиадам. ФГОС" Издательство: Учитель, 2019, 2020
15. Никитина Н.А. "Задания школьных олимпиад по географии 6-10 класс".
Издательство: Вако,2018
16. Ткаченко Новая географическая картина мира География 10-11 классы
Учебное пособие в 2 частях Часть 2. Издательство: Просвещение, 2022
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Российская электронная школа (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/4/
2. Московская электронная школа (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/catalogue
InternetUrok: http://media-appo.ucoz.ru/index/geografija/0-45
3. Инфоурок: https://infourok.ru/videouroki/geografija Сайт «Сдам ГИА: Решу
ЕГЭ»: https://geo-ege.sdamgia.ru/

38

4. ЯКласс: https://www.yaklass.ru/p/geografiya
5. Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ):
http://fipi.ru/
6. Вебинар ФИПИ (ОГЭ и ЕГЭ): https://www.youtube.com/watch?v=LhZnZnRD8i8
7. Видеоуроки
по
географии
10-11
класс
https://videouroki.net/video/geografiya/10-11-class/
8. Занимательная
география.
10-11
класс
https://videouroki.net/projects/3/index.php?id=zgeo- utm
9. Интерактивные
уроки
по
географии
для
10-11
классов
https://education.yandex.ru/geo/lessons/
10. Карты https://www.geomania.net/world/
11. Образовательная
платформа
LEKTA.
Интерактивная
тетрадь.
https://hw.lecta.ru/homework/new/840
12. Презентации к урокам https://www.geomania.net/5class/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».