2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» В рамках учебного курса «Финансовая грамотность» предполагается обучение учащихся финансовой грамотности, обучение будущего потребителя финансовых услуг важными жизненными финансовыми знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни любого человека. Содержание программы ориентировано на дополнение основных общественно-научных предметов, таких как: обществознание, история, география и нацелено на формирование финансовой грамотности у учащихся 8 класса в пределах познавательных способностей и потребностей подростков 14—15 лет. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» Целью курса является создание условий для формирования финансовой грамотности у учащихся 8 класса на базовом уровне, отражающем финансовые потребности подростка 14—15 лет. В соответствии с этим в курсе «Финансовая грамотность» актуализируются следующие задачи: формирование базовых ценностей, отражающих идею грамотного финансового поведения, включающего бережное отношение к личным, семейным, школьным, общественным финансовым и физическим ресурсам; осознание ценности семьи и ее хозяйственной основы; формирование чувства ответственности за взятые на себя обязательства, понимания возможности и необходимости защиты прав потребителя финансовых услуг в случае их нарушения; формирование представлений об основных социальных ролях в области взаимодействия с финансовыми организациями и управления личными финансами; формирование целостного мировоззрения в области общественных наук, соответствующего современному уровню развития науки и информационных технологий, включающего базовые знаний об устройстве финансового рынка, о финансовых институтах и 4 организациях, с которыми сталкивается любой человек в современном обществе; формирование умений, включающих способность работать с различными источниками финансовой информации, использовать разнообразные финансовые инструменты, вести элементарные финансовые расчёты (процентные ставки, бюджет, обменный курс валют и др.); формирование компетенций поиска альтернативных решений жизненных задач с помощью финансовых услуг и продуктов, их оценки с позиции собственных критериев выбора и осуществление наиболее разумного выбора для конкретных условий; 3 развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по финансовой грамотности, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курс «Финансовая грамотность» отражает современные тенденции развития образования, имеет тесные межпредметные связи с курсами обществознания, истории, географии. Современное общество очень быстро меняется во всех сферах. Особо динамичными являются области науки, техники, технологий производства и оказания различных услуг, что вынуждает современного человека следовать за этими изменениями, быть активным, хорошо ориентироваться в большом потоке информации, осваивать различные не только профессиональные, но и повседневные бытовые технологии. Эти тенденции также отражаются на области личных финансов современной семьи, и в том числе современного подростка. Уже с раннего детства ребёнок имеет дело с деньгами: он совершает покупки в магазине (нередко и в интернет-магазине), копит на какую-то желанную вещь, является потребителем семейных, школьных и общественных благ, имеет карманные деньги и распоряжается ими. Знания в области личных финансов приобретают особую актуальность для подростка с 14 лет, когда согласно российскому законодательству несовершеннолетний может открывать вклады и, как следствие, иметь дебетовые банковские карты. А на совершение покупок через Интернет, ведение электронных кошельков вообще нет возрастных ограничений. Именно сфера так называемых повседневных финансов вбирает в себя достижения науки и техники: появляются новые технологии оплаты и финансовые продукты, оградить от использования, которых ни детей, ни взрослых практически невозможно. Тем более грамотное пользование финансовыми инструментами позволяет не только решать повседневные задачи (например, оплата покупок, совершение платежей, формирование накоплений и сбережений, инвестирование и др.), но и повышать личное и семейное благосостояние. Современные дети быстрее взрослых начинают использовать различные инновационные финансовые технологии и продукты. Они очень быстро понимают принципы их работы, включают их в повседневную жизнь, используют для решения бытовых задач (например, покупка компьютерных игр в Интернете, оплата билетов в кино с помощью бесконтактных технологий и др.). Но нередко при совершении различных финансовых действий дети не задумываются об элементарных правилах финансовой безопасности и легко поддаются на уловки мошенников, поэтому необходимо обучить их не только грамотному взаимодействию с финансовыми организациями, но и безопасному использованию различных финансовых инструментов. Современное школьное образование призвано не только заложить фундамент в понимании устройства мира и его составных элементов, но и научить действовать на опережение в этом мире. Это означает, что нужно не только дать обучающимся конкретную фактическую информацию, но и создать для них условия для освоения обобщённых способов 4 разумного поведения в различных сферах жизни человека. Данный курс и по содержанию, и по формам организации учебной деятельности способен решить эту педагогическую задачу в части финансовой и во многом экономической и правовой грамотности. Реализация Программы рассчитана на один год обучения (8 класс). Учебный курс «Финансовая грамотность» составлен на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитан на общую учебную нагрузку в объеме 34 часа (1 час в неделю в течение одного года). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль 1. «Личное финансовое планирование» 6 часов Вводная часть: О чем и для чего этот предмет. О Центральном банке (Банке России) – независимом регуляторе финансовой системы РФ и защитнике прав потребителей финансовых услуг. Основные понятия: человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса; Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана; Мини-проекты. «Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив». Модуль 2. «Депозит» 4 часа Основные понятия: Сбережения, инфляция, Индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий); Мини-исследование: «Анализ возможностей Интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач»; Практикум: «Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора». 5 Модуль 3. «Кредит» 5 часов Основные понятия: банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский кредит, ипотечный кредит), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Мини-проекты. «Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика». «Сравнительный анализ финансовых институтов для осуществления выбора кредита на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»; Практикум. «Заключаем кредитный договор» – Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора. Расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит; Миниисследование: «Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов». Модуль 4. «Расчетно-кассовые операции» 3 часа Основные понятия: банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности. Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты» - формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты; Мини-проект: «Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег». Модуль 5. «Страхование» 4 часа Основные понятия: страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности. Мини-проект. «Заключаем договор страхования» - сбор информации о страховой компании и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для заключения договора. Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя; Практикум. Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов; 6 Мини-проект. «Действия страховщика при наступлении страхового случая»; Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Формирование навыков поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых услуг. Модуль 6. «Инвестиции» 4 часа Основные понятия: инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности. Тренинг. Формирование представлений о способах и инструментах инвестирования для различных финансовых целей; Практикум. Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, Интернет-ресурсы и пр.); Практикум. Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции; Мини-исследование. «Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска»; Мини-проект. «Разработка собственной стратегии инвестирования в соответствии с личным финансовым планом и отбор инструментов для ее реализации»; Мини-исследование. «Критический анализ Интернет-трейдинга – инструмент для профессионалов и ловушка для любителей». Модуль 7. «Пенсии» 2 часа Основные понятия: пенсия, государственная пенсионная система в РФ, пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности. Мини-исследование. «Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений»; Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Модуль 8. «Налоги» 2 часа Основные понятия: налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности. Практикум. Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц; Практикум. Формирование практических навыков получения социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение, и др. 7 Модуль 9. «Признаки финансовых пирамид и защита от мошеннических действий на финансовом рынке» 4 часа Основные понятия: основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при операциях с наличными. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности. Тренинг. Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой, творческой и ответственной деятельности; готовность и способность ученика к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Регулятивные универсальные учебные действия: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 8 умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента. Познавательные универсальные учебные действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно–следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное м по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития. Коммуникативные универсальные учебные действия: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИТК – компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального ми комбинированного взаимодействия. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности; 9 знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Колво часов Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Вводная часть: О чем и для чего этот предмет. Человеческий капитал. Финансовое планирование. Доходы (номинальные, реальные) и расходы. Личный бюджет Семейный бюджет. Инфляция. Индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, 1 https://dni-fg.ru/25 1 1 1 https://dni-fg.ru/18 https://dni-fg.ru/18 https://dni-fg.ru/22 1 1 1 https://dni-fg.ru/32 2 3 4 5 6 7 https://dni-fg.ru/29 10 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Банки и банковский счет, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту. Депозитный договор, процентный рост. Финансовые риски. 1 https://dni-fg.ru/12 1 https://dni-fg.ru/12 1 https://dni-fg.ru/24 Банковский кредит, виды кредита. Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), Виды кредитов по целевому назначению (потребительский кредит, ипотечный кредит) Финансовые риски заемщика, защита прав заемщика. Микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы. Денежные переводы. Валютно-обменные операции, банковские карты. Риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги. Страхование, страховщик, страхователь. Виды страхования для физических лиц Договор страхования, страховая ответственность. Страховые продукты. 1 1 https://dni-fg.ru/14 https://dni-fg.ru/14 1 https://dni-fg.ru/14 1 https://dni-fg.ru/24 1 https://dni-fg.ru/16 1 1 https://dni-fg.ru/11 1 https://dni-fg.ru/11 1 https://dni-fg.ru/9 1 https://dni-fg.ru/9 1 https://dni-fg.ru/30 1 https://dni-fg.ru/30 Инвестиции. Ценные бумаги (акции, облигации). Соотношение риска и доходности финансовых инструментов Валютная и фондовая биржи. Пенсия, государственная пенсионная система в РФ. Инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений. 1 1 https://dni-fg.ru/10 https://dni-fg.ru/21 1 https://dni-fg.ru/10 1 https://dni-fg.ru/21 https://dni-fg.ru/13 1 1 https://dni-fg.ru/17 11 29 30 31 32 33 34 Налоги, виды налогов, налоговые льготы. Порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты. Основные признаки и виды финансовых пирамид Правила личной финансовой безопасности. Виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при операциях с наличными. Итоговая проверочная работа Всего: 34часов 1 https://dni-fg.ru/26 1 https://dni-fg.ru/26 1 https://dni-fg.ru/16 1 https://dni-fg.ru/16 1 https://dni-fg.ru/16 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Основы финансовой грамотности: учеб. пособие для образоват. Организаций / В.В.Чумаченко, А.П.Горяев -2-е изд. – М. Просвещение, 2017 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации: учеб. пособие для образоват. Организаций / В.В.Чумаченко, А.П.Горяев -2-е изд. – М. Просвещение, 2017 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ https://dni-fg.ru/ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ