1.Содержание учебного предмета Модуль 1: Способы мыслительной деятельности. Введение. Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Реферат как научная работа. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект. Модуль 2: Работа с каталогами. Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации. Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием. Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников. Модуль 3: От проблемы к цели и планированию. Проект. Особенности и структура проекта. Критерии оценки. Этапы проекта. Виды проектов. Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы. Выбор темы исследования. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. Цели и задачи исследования. Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Методы исследования. Мыслительные операции. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез. Сбор материала для исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы. Обобщение полученных данных. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное. 2 Модуль 4: Как работать в команде. Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально. Составление плана работы. Сбор материалов, информации. Поиск литературы. Выбор формы реализации проекта. Самооценка своей деятельности. Оформление проекта в выбранной форме. Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. Модуль 5: Этапы исследовательского проекта. Исследовательская работа. Структура. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности. Методы исследования. Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Отзыв. Рецензия. Планирование работы. Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта. При выполнении исследовательского проекта в области естествознания, изучение техники проведения эксперимента. Экспериментальная работа в домашних условиях и в школьном кабинете. Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации. Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Модуль 6: Выступление. Публичное выступление. Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Защита проекта. 2.Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса: • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и 3 нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: • сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. • сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; • сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; 4 • сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. 3.Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании № Тема урока Кол-во ЭОР п\п часов Модуль 1: Способы мыслительной деятельности (4) 1 Структура учебного проекта. Актуальность проекта 1 2 Цели и задачи проектной деятельности 1 3 План работы 1 4 Реферат работа как научная Обучонок https://obuchonok.ru/ Онлайн-конструктор http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/ Обучонок https://obuchonok.ru/ Онлайн-конструктор http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/ Онлайн-конструктор http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/ Обучонок https://obuchonok.ru/ Онлайн-конструктор http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/ 1 Модуль 2: Работа с каталогами (4) 5 Информация. информации 6 7 Источники 1 Российская национальная библиотека http://nlr.ru/ Русская виртуальная библиотека https://rvb.ru/ Библиотека 1 Российская национальная библиотека http://nlr.ru/ Русская виртуальная библиотека https://rvb.ru/ Работа с источником информации. Работа с 1 Российская национальная библиотека http://nlr.ru/ 5 книгой. Работа электронным пособием 8 с Русская виртуальная библиотека https://rvb.ru/ Правила оформления 1 Российская национальная списка библиотека http://nlr.ru/ использованной Русская виртуальная литературы. библиотека https://rvb.ru/ Оформление списка использованных электронных источников Модуль 3: От проблемы к цели и планированию (10 ч) 9 Проект. Особенности структура проекта и 1 10 Выбор темы исследования. Классификация тем 1 11 Общие направления исследований 1 12 Цели и исследования задачи 1 13 Основные стадии, этапы исследования 1 14 Методы исследования 1 15 Мыслительные операции 1 16 Сбор материала исследования 1 для Обучонок https://obuchonok.ru/ Онлайн-конструктор http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/ Обучонок https://obuchonok.ru/ Онлайн-конструктор http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/ Обучонок https://obuchonok.ru/ Онлайн-конструктор http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/ Обучонок https://obuchonok.ru/ Онлайн-конструктор http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/ Обучонок https://obuchonok.ru/ Онлайн-конструктор http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/ Обучонок https://obuchonok.ru/ Онлайн-конструктор http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/ Обучонок https://obuchonok.ru/ Онлайн-конструктор http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/ Обучонок https://obuchonok.ru/ Онлайн-конструктор http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/ 6 17 Способы фиксации получаемых сведений 18 Практическое занятие, 1 направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы Модуль 4: Как работать в команде (6 ч) 19 Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально Составление плана работы 1 Сбор материалов, информации. Поиск литературы Выбор формы реализации проекта. Самооценка своей деятельности Оформление проекта в выбранной форме 1 20 21 22 23 Обучонок https://obuchonok.ru/ Онлайн-конструктор http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/ 1 1 1 Обучонок https://obuchonok.ru/ 1 Обучонок https://obuchonok.ru/ Онлайн-конструктор http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/ Обучонок https://obuchonok.ru/ 24 Защита проекта в 1 индивидуальной или коллективной форме; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции Модуль 5: Этапы исследовательского проекта (6 ч) 25 Исследовательская работа. Структура. Этапы исследовательской работы 1 26 Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности 1 27 Планирование работы. Составление плана работы над проектами Работа в библиотеке с каталогами 1 28 Обучонок https://obuchonok.ru/ Онлайн-конструктор http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/ Обучонок https://obuchonok.ru/ Онлайн-конструктор http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/ 1 7 29 Экспериментальная работа 1 30 Обобщение полученных данных Оформление презентации 1 Обучонок https://obuchonok.ru/ Онлайн-конструктор http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/ Обучонок https://obuchonok.ru/ Онлайн-конструктор http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/ Модуль 6: Выступление (4 ч) 31 32 3334 Публичное выступление. Как знаменитые люди готовились к выступлениям Главные предпосылки успеха публичного выступления 1 Защита проекта 2 Онлайн-конструктор http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskojraboty/https://obuchonok.ru/ Обучонок https://obuchonok.ru/ Онлайн-конструктор http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/ Онлайн-конструктор http://temagenerator.ru/frazy-shablonydlya-issledovatelskoj-raboty/ 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Справочные пособия, дидактический материал, научно-популярная и историческая литература 1. Кружки 2.0. Научно-технические кружки в экосистеме практик будущего. Методическое пособие 2. Методология Школы наставников проектного обучения 3. Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании 4. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы – Изд. Вако, 2018 5. Всероссийский конкурс проектных работ школьников в Сириусе Электронные и интернет-ресурсы 1. Лекция 2.4 Типология проектов (Алексей Федосеев): [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=6YBIxnuyqaU&feature=emb_title 2. Федеральный российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru 3. Федеральный портал Российское образование: [Электронный ресурс] URL: http://www.edu.ru 4. Образовательный портал Учеба: [Электронный ресурс] URL: http://www.uroki.ru 5. Федерация Интернет образования: [Электронный ресурс] URL: http://teacher.fio.ru 8 6. Всероссийская олимпиада школьников: [Электронный ресурс] URL: http://rusolymp.ru/ 7. Издательский дом «1 сентября»: [Электронный ресурс] URL: http://www.1september.ru 8. Московский Институт Открытого Образования: [Электронный ресурс] URL: http://www.mioo.ru 9. Обучонок https://obuchonok.ru/ 10. Онлайн-конструктор http://temagenerator.ru/frazy-shablony-dlyaissledovatelskoj-raboty/ 11. Портал «Исследовательская деятельность школьников» https://elementy.ru/catalog/8698/Portal_Issledovatelskaya_deyatelnost_shkolni kov_researcher_ru 9 10