арп химия

Приложение к адаптированной основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Школа№58» КГО, утвержденной
приказом директора № 135-од от 30.08.2023 года

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 58»
Камышловского городского округа

Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № 73 от 30.08.2023 года

Утверждена
приказом директора № 139 -о\д
от 30.08.2023 года

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
8-9 КЛАСС
СРОК ОСВОЕНИЯ: 2 ГОДА

Составитель: Князева Е.П.

2023

Общая характеристика предмета
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания,
является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек
живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных
знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты,
основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе
веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также
об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся
узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира,
обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и
предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их
превращений способствует развитию логического мышления, а практическая
работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и
собранности. На примере химии, учащиеся получают представления о методах
познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и
теоретическом).
Основное общее образование является второй ступенью общего
образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка
обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и
профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно
ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый
в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Изучение химии вносит большой вклад в достижении главных целей
основного общего образования.
Основные цели изучения химии в основной школе:
• формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность
образования, значимость химического знания для каждого человека
независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты
и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок
и связь критериев с определённой системой ценностей, формулировать и
обосновывать собственную позицию;
• формирование у обучающихся целостного представления о мире и
роли химии в создании современной естественно – научной картины мира;
умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности –
природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого
химические знания;
• приобретение обучающимися опыта в разнообразной деятельности,
познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетенций),
имеющих универсальное значение для различных видов деятельности:
решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки

информации,
коммуникативных
навыков,
навыков
измерений,
сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Коррекционно-развивающее значение предмета
Предмет максимально направлен на формирование интереса к
природному и социальному миру, совершенствование познавательной
деятельности обучающихся с ЗПР за счет овладения мыслительными
операциями сравнения, обобщения, развитие способности аргументировать
свое мнение, формирование возможностей совместной деятельности.
Изучение химии способствует развитию у обучающихся с ЗПР
пространственного воображения, функциональной грамотности, умения
воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в
различных формах. Значимость предмета для развития жизненной
компетенции обучающихся заключается в усвоении основы химических
знаний, необходимых для повседневной жизни. Изучение химии способствует
развитию у обучающихся с ЗПР пространственного воображения,
функциональной грамотности, умения воспринимать и критически
анализировать информацию, представленную в различных формах.
Значимость предмета для развития жизненной компетенции обучающихся
заключается в усвоении основы химических знаний, необходимых для
повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и
окружающей его среды образа жизни; формировании экологической
культуры.
Программа отражает содержание обучения предмету «Химия» с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение
данным учебным предметом представляет определенную трудность для
обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной
деятельности, периодическими колебаниями внимания, малым объемом
памяти,
недостаточностью
общего запаса
знаний,
пониженным
познавательным интересом и низким уровнем речевого развития.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Химия»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к
познавательным возможностям данной категории обучающихся, учет их
особенностей развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и
межпредметных связей, постепенное усложнение изучаемого материала.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем в
соответствии с требованиями образовательного стандарта, рекомендуемую
последовательность изучения разделов химии с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и
психологических особенностей, обучающихся с ЗПР на уровне основного
общего образования, определяет минимальный набор опытов, демонстраций,
проводимых учителем в классе, практических работ, выполняемых
обучающимися.

Методической основой изучения курса «Химия» на уровне основного
общего образования
является
системно-деятельностный
подход,
обеспечивающий
достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов посредством организации активной познавательной деятельности
школьников, что очень важно при обучении детей с ЗПР, для которых
характерно снижение познавательной активности.
Основой
обучения
школьников
с
ЗПР
на
предметах
естественнонаучного цикла является развитие у учащихся основных
мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) на основе
решения развивающих упражнений, формирование приемов умственной
работы: анализ исходных данных, планирование материала, осуществление
поэтапного и итогового самоконтроля, а также осуществляется ликвидация
пробелов в знаниях, закрепление изученного материала, отработка
алгоритмов, повторение пройденного. Большое значение придается умению
рассказать о выполненной
работе с правильным употреблением соответствующей терминологии и
соблюдением логических связей в излагаемом материале.
При изучении химии требуется интенсивное интеллектуальное развитие
средствами математики на материале, отвечающем особенностям и
возможностям учащихся. Учет особенностей, обучающихся с ЗПР требует,
чтобы при изучении нового материала обязательно происходило
многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов,
раскрывающих связь химии с жизнью; актуализация первичного жизненного
опыта учащихся. Теория изучается без выводов сложных формул. Задачи,
требующие применения сложных математических вычислений и формул
решаются в классе с помощью учителя.
Особое внимание при изучении курса химии уделяется постановке и
организации эксперимента, а также проведению практических работ, которые
развивают умение пользоваться простейшими приборами, анализировать
полученные данные. В связи с особенностями поведения и деятельности,
обучающихся с ЗПР (расторможенность, неорганизованность) предусмотрен
строжайший контроль за соблюдением правил техники безопасности при
проведении практических работ.
Большое внимание при изучении физики подростками с ЗПР обращается
на овладение ими практическими умениями и навыками. Предусматривается
уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или
целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного или
факультативного изучения. Достаточное количество времени отводится на
рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь химии с жизнью, с теми
явлениями, наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их
жизненного опыта.

Максимально используются межпредметные связи с такими
дисциплинами, как география, физика, биология, т.к. обучающиеся с ЗПР
особенно нуждаются в преподнесении одного и того же учебного материала в
различных аспектах, в его варьировании, в неоднократном повторении и
закреплении полученных знаний и практических умений. Позволяя
рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения,
межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более
прочному закреплению полученных знаний и практических умений.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Химия в системе наук.
Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние
веществ. Понятие о методах познания в химии. Чистые вещества и смеси.
Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических
элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон
постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная
молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Взаимосвязь количества,
массы и числа структурных единиц вещества. Расчёты по формулам
химических соединений.
Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация
химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).
Химический эксперимент:
знакомство с химической посудой, правилами работы в лаборатории и
приёмами обращения с лабораторным оборудованием, изучение и описание
физических свойств образцов неорганических веществ, наблюдение
физических (плавление воска, таяние льда, растирание сахара в ступке,
кипение и конденсация воды) и химических (горение свечи, прокаливание
медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой) явлений, наблюдение и
описание признаков протекания химических реакций (разложение сахара,
взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, разложение гидроксида
меди (II) при нагревании, взаимодействие железа с раствором соли меди (II),
изучение способов разделения смесей: с помощью магнита, фильтрование,
выпаривание, дистилляция, хроматография, проведение очистки поваренной
соли, наблюдение и описание результатов проведения опыта,

иллюстрирующего закон сохранения массы, создание моделей молекул
(шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ
Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Кислород – элемент и простое
вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические
свойства (реакции горения). Оксиды. Применение кислорода. Способы
получения кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот
кислорода в природе. Озон – аллотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения,
экзо- и эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение
воздуха, усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород – элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе,
физические и химические свойства, применение, способы получения. Кислоты
и соли.
Молярный объём газов. Расчёты по химическим уравнениям.
Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы.
Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.
Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды. Основания.
Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе.
Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод.
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация
оксидов: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и
несолеобразующие. Номенклатура оксидов. Физические и химические
свойства оксидов. Получение оксидов.
Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые
основания. Номенклатура оснований. Физические и химические свойства
оснований. Получение оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот. Физические и
химические свойства кислот. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова.
Получение кислот.
Соли. Номенклатура солей. Физические и химические свойства солей.
Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Химический эксперимент:
качественное определение содержания кислорода в воздухе, получение,
собирание, распознавание и изучение свойств кислорода, наблюдение
взаимодействия веществ с кислородом и условия возникновения и
прекращения горения (пожара), ознакомление с образцами оксидов и описание
их свойств, получение, собирание, распознавание и изучение свойств

водорода (горение), взаимодействие водорода с оксидом меди (II) (возможно
использование видеоматериалов), наблюдение образцов веществ количеством
1 моль, исследование особенностей растворения веществ с различной
растворимостью, приготовление растворов с определённой массовой долей
растворённого вещества, взаимодействие воды с металлами (натрием и
кальцием) (возможно использование видеоматериалов), исследование
образцов неорганических веществ различных классов, наблюдение изменения
окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей, изучение взаимодействия
оксида меди (II) с раствором серной кислоты, кислот с металлами, реакций
нейтрализации, получение нерастворимых оснований, вытеснение одного
металла другим из раствора соли, решение экспериментальных задач по теме
«Важнейшие классы неорганических соединений».
Периодический закон и Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь.
Окислительно-восстановительные реакции
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о
группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы,
галогены, инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные оксиды
и гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.
И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической
системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы.
Физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение
электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов
Периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика химического
элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов,
металлических и неметаллических свойств по группам и периодам.
Значение Периодического закона и Периодической системы химических
элементов для развития науки и практики. Д. И. Менделеев – учёный и
гражданин.
Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь.
Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
Степень окисления. Окислительно­-восстановительные реакции.
Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители.
Химический эксперимент:
изучение образцов веществ металлов и неметаллов, взаимодействие
гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей, проведение опытов,

иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций
(горение, реакции разложения, соединения).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классе
осуществляется через использование как общих естественно-­научных
понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов
естественно­-научного цикла.
Общие естественно-­научные понятия: научный факт, гипотеза, теория,
закон, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение,
эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело, объём,
агрегатное состояние вещества, газ, физические величины, единицы
измерения, космос, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные
ископаемые, топливо, водные ресурсы.
9 КЛАСС
Вещество и химическая реакция
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.
И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств
химических элементов первых трёх периодов, калия, кальция и их соединений
в соответствии с положением элементов в Периодической системе и
строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических
решёток, зависимость свойств вещества от типа кристаллической решётки и
вида химической связи.
Классификация и номенклатура неорганических веществ. Химические
свойства веществ, относящихся к различным классам неорганических
соединений, генетическая связь неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу
и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степеней окисления химических элементов, по обратимости, по
участию катализатора). Экзо- и эндотермические реакции, термохимические
уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и
необратимых химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных
реакциях. Понятие о катализе. Понятие о химическом равновесии. Факторы,

влияющие на скорость химической реакции и положение химического
равновесия.
Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс
окислительно-восстановительной
реакции.
Составление
уравнений
окислительно­-восстановительных реакций с использованием метода
электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты.
Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами
химической связи. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена,
полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Свойства кислот,
оснований и солей в свете представлений об электролитической диссоциации.
Качественные реакции на ионы. Понятие о гидролизе солей.
Химический эксперимент:
ознакомление с моделями кристаллических решёток неорганических
веществ – металлов и неметаллов (графита и алмаза), сложных веществ
(хлорида натрия), исследование зависимости скорости химической реакции от
воздействия различных факторов, исследование электропроводности
растворов веществ, процесса диссоциации кислот, щелочей и солей (возможно
использование видео материалов), проведение опытов, иллюстрирующих
признаки протекания реакций ионного обмена (образование осадка,
выделение газа, образование воды), опытов, иллюстрирующих примеры
окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения,
соединения), распознавание неорганических веществ с помощью
качественных реакций на ионы, решение экспериментальных задач.
Неметаллы и их соединения
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления. Строение и физические свойства простых
веществ – галогенов. Химические свойства на примере хлора (взаимодействие
с металлами, неметаллами, щелочами). Хлороводород. Соляная кислота,
химические свойства, получение, применение. Действие хлора и
хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды и их нахождение в
природе.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления. Строение и физические свойства
простых веществ – кислорода и серы. Аллотропные модификации кислорода
и серы. Химические свойства серы. Сероводород, строение, физические и
химические свойства. Оксиды серы как представители кислотных оксидов.
Серная кислота, физические и химические свойства (общие как представителя

класса кислот и специфические). Химические реакции, лежащие в основе
промышленного способа получения серной кислоты. Применение серной
кислоты. Соли серной кислоты, качественная реакция на сульфат-ион.
Нахождение серы и её соединений в природе. Химическое загрязнение
окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение
воздуха и водоёмов), способы его предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления. Азот, распространение в природе,
физические и химические свойства. Круговорот азота в природе. Аммиак, его
физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония,
их физические и химические свойства, применение. Качественная реакция на
ионы аммония. Азотная кислота, её получение, физические и химические
свойства (общие как представителя класса кислот и специфические).
Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных удобрений.
Химическое загрязнение окружающей среды соединениями азота (кислотные
дожди, загрязнение воздуха, почвы и водоёмов). Фосфор, аллотропные
модификации фосфора, физические и химические свойства. Оксид фосфора
(V) и фосфорная кислота, физические и химические свойства, получение.
Использование фосфатов в качестве минеральных удобрений.
Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления. Углерод, аллотропные модификации,
распространение в природе, физические и химические свойства. Адсорбция.
Круговорот углерода в природе. Оксиды углерода, их физические и
химические свойства, действие на живые организмы, получение и
применение. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода (IV),
гипотеза глобального потепления климата, парниковый эффект. Угольная
кислота и её соли, их физические и химические свойства, получение и
применение. Качественная реакция на карбонат-ионы. Использование
карбонатов в быту, медицине, промышленности и сельском хозяйстве.
Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях
углерода (метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота).
Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть),
продукты их переработки (бензин), их роль в быту и промышленности.
Понятие о биологически важных веществах: жирах, белках, углеводах – и их
роли в жизни человека. Материальное единство органических и
неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства, получение и
применение. Соединения кремния в природе. Общие представления об оксиде
кремния (IV) и кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в быту, в

промышленности. Важнейшие строительные материалы: керамика, стекло,
цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасного использования
строительных материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент:
изучение образцов неорганических веществ, свойств соляной кислоты,
проведение качественных реакций на хлорид-ионы и наблюдение признаков
их протекания, опыты, отражающие физические и химические свойства
галогенов и их соединений (возможно использование видеоматериалов),
ознакомление с образцами хлоридов (галогенидов), ознакомление с образцами
серы и её соединениями (возможно использование видеоматериалов),
наблюдение процесса обугливания сахара под действием концентрированной
серной кислоты, изучение химических свойств разбавленной серной кислоты,
проведение качественной реакции на сульфат-ион и наблюдение признака её
протекания, ознакомление с физическими свойствами азота, фосфора и их
соединений (возможно использование видеоматериалов), образцами азотных
и фосфорных удобрений, получение, собирание, распознавание и изучение
свойств аммиака, проведение качественных реакций на ион аммония и
фосфат-ион и изучение признаков их протекания, взаимодействие
концентрированной азотной кислоты с медью (возможно использование
видеоматериалов), изучение моделей кристаллических решёток алмаза,
графита, фуллерена, ознакомление с процессом адсорбции растворённых
веществ активированным углём и устройством противогаза, получение,
собирание, распознавание и изучение свойств углекислого газа, проведение
качественных реакций на карбонат и силикат-ионы и изучение признаков их
протекания, ознакомление с продукцией силикатной промышленности,
решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их
соединения».
Металлы и их соединения
Общая характеристика химических элементов – металлов на основании
их положения в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева и строения атомов. Строение металлов. Металлическая связь и
металлическая
кристаллическая
решётка.
Электрохимический
ряд
напряжений металлов. Физические и химические свойства металлов. Общие
способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, основные
способы защиты их от коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза)
и их применение в быту и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов, нахождение в природе.
Физические и химические свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и

гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных металлов и их
соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в
Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение их
атомов, нахождение в природе. Физические и химические свойства магния и
кальция. Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли). Жёсткость
воды и способы её устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева, строение атома, нахождение в природе. Физические и
химические свойства алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида
алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева, строение атома, нахождение в природе. Физические и
химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа
(III), их состав, свойства и получение.
Химический эксперимент:
ознакомление с образцами металлов и сплавов, их физическими
свойствами, изучение результатов коррозии металлов (возможно
использование видеоматериалов), особенностей взаимодействия оксида
кальция и натрия с водой (возможно использование видеоматериалов),
исследование свойств жёсткой воды, процесса горения железа в кислороде
(возможно использование видеоматериалов), признаков протекания
качественных реакций на ионы: магния, кальция, алюминия, цинка, железа (II)
и железа (III), меди (II), наблюдение и описание процессов окрашивания
пламени ионами натрия, калия и кальция (возможно использование
видеоматериалов), исследование амфотерных свойств гидроксида алюминия и
гидроксида цинка, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие
металлы и их соединения».
Химия и окружающая среда
Вещества и материалы в повседневной жизни человека. Безопасное
использование веществ и химических реакций в быту. Первая помощь при
химических ожогах и отравлениях.
Химическое загрязнение окружающей среды (предельная допустимая
концентрация веществ, далее – ПДК). Роль химии в решении экологических
проблем.
Химический эксперимент:
изучение образцов материалов (стекло, сплавы металлов, полимерные
материалы).
Межпредметные связи

Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе
осуществляется через использование как общих естественно-научных
понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов
естественно­-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон,
теория, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение,
эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление, парниковый
эффект, технология, материалы.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность,
молекула,
электрический
заряд,
проводники,
полупроводники, диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело, объём,
агрегатное состояние вещества, газ, раствор, растворимость, кристаллическая
решётка, сплавы, физические величины, единицы измерения, космическое
пространство, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные
удобрения, микроэлементы, макроэлементы, питательные вещества.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные
ископаемые, топливо, водные ресурсы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ХИМИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
• Гражданского воспитания,
• Патриотического воспитания,
• Духовно-нравственного воспитания,
• Эстетического воспитания,
• Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия,
• Трудового воспитания,
• Экологического воспитания,
• Ценности научного познания.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:
• освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
• способность обучающихся во взаимодействии в условиях
неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
• способность действовать в условиях неопределенности, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе

умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
• навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое
развитие;
• умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами,
использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
• умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
• умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
• способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия;
• воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
• оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия;
• формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
• быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
2. Метапредметные результаты освоения программы основного общего
образования отражают:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия,
2) базовые исследовательские действия,
3) работа с информацией.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями:
1) общение,
2) совместная деятельность,
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных
действий обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация,

2) самоконтроль,
3) эмоциональный интеллект,
4) принятие себя и других,
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного
содержания, установленного данной федеральной рабочей программой,
выделяют: освоенные обучающимися научные знания, умения и способы
действий, специфические для предметной области «Химия», виды
деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.
1) представление о закономерностях и познаваемости явлений природы,
понимание объективной значимости основ химической науки как области
современного естествознания, компонента общей культуры и практической
деятельности человека в условиях современного общества; понимание места
химии среди других естественных наук;
2) владение основами понятийного аппарата и символического языка
химии для составления формул неорганических веществ, уравнений
химических реакций; владение основами химической номенклатуры (IUPAC
и тривиальной) и умение использовать ее для решения учебно-познавательных
задач; умение использовать модели для объяснения строения атомов и
молекул;
3) владение системой химических знаний и умение применять систему
химических знаний, которая включает:
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула,
вещество, простое и сложное вещество, однородная и неоднородная смесь,
относительные атомная и молекулярная массы, количество вещества, моль,
молярная масса, молярный объем, оксид, кислота, основание, соль (средняя),
химическая реакция, реакции соединения, реакции разложения, реакции
замещения, реакции обмена, тепловой эффект реакции, экзо- и
эндотермические реакции, раствор, массовая доля химического элемента в
соединении, массовая доля и процентная концентрация вещества в растворе,
ядро атома, электрический слой атома, атомная орбиталь, радиус атома,
валентность, степень окисления, химическая связь, электроотрицательность,
полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, металлическая связь,
кристаллическая решетка (атомная, ионная, металлическая, молекулярная),
ион, катион, анион, электролит и неэлектролит, электролитическая
диссоциация, реакции ионного обмена, окислительно-восстановительные
реакции, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление,

электролиз, химическое равновесие, обратимые и необратимые реакции,
скорость химической реакции, катализатор, предельно допустимая
концентрация (ПДК), коррозия металлов, сплавы;
• основополагающие законы химии: закон сохранения массы,
периодический закон Д.И. Менделеева, закон постоянства состава, закон
Авогадро;
• теории химии: атомно-молекулярная теория, теория электролитической
диссоциации, представления о научных методах познания, в том числе
экспериментальных и теоретических методах исследования веществ и
изучения химических реакций;
4) представление о периодической зависимости свойств химических
элементов (радиус атома, электроотрицательность), простых и сложных
веществ от положения элементов в Периодической системе (в малых периодах
и главных подгруппах) и электронного строения атома; умение объяснять
связь положения элемента в Периодической системе с числовыми
характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд
ядра, общее число электронов), распределением электронов по
энергетическим уровням атомов первых трех периодов, калия и кальция;
классифицировать химические элементы;
5) умение классифицировать химические элементы, неорганические
вещества и химические реакции; определять валентность и степень окисления
химических элементов, вид химической связи и тип кристаллической
структуры в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах
веществ (кислот, оснований), окислитель и восстановитель;
6) умение характеризовать физические и химические свойства простых
веществ (кислород, озон, водород, графит, алмаз, кремний, азот, фосфор, сера,
хлор, натрий, калий, магний, кальций, алюминий, железо) и сложных веществ,
в том числе их водных растворов (вода, аммиак, хлороводород, сероводород,
оксиды и гидроксиды металлов I - IIA групп, алюминия, меди (II), цинка,
железа (II и III), оксиды углерода (II и IV), кремния (IV), азота и фосфора (III
и V), серы (IV и VI), сернистая, серная, азотистая, азотная, фосфорная,
угольная, кремниевая кислота и их соли); умение прогнозировать и
характеризовать свойства веществ в зависимости от их состава и строения,
применение веществ в зависимости от их свойств, возможность протекания
химических превращений в различных условиях, влияние веществ и
химических процессов на организм человека и окружающую природную
среду;
7) умение составлять молекулярные и ионные уравнения реакций (в том
числе реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций),
иллюстрирующих
химические
свойства
изученных
классов/групп
неорганических веществ, в том числе подтверждающих генетическую
взаимосвязь между ними;

8) умение вычислять относительную молекулярную и молярную массы
веществ, массовую долю химического элемента в соединении, массовую долю
вещества в растворе, количество вещества и его массу, объем газов; умение
проводить расчеты по уравнениям химических реакций и находить количество
вещества, объем и массу реагентов или продуктов реакции;
9) владение основными методами научного познания (наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование) при изучении веществ и химических
явлений; умение сформулировать проблему и предложить пути ее решения;
знание основ безопасной работы с химическими веществами, химической
посудой и лабораторным оборудованием;
10) наличие практических навыков планирования и осуществления
следующих химических экспериментов:
• изучение и описание физических свойств веществ;
• ознакомление с физическими и химическими явлениями;
• опыты, иллюстрирующие признаки протекания химических реакций;
• изучение способов разделения смесей;
• получение кислорода и изучение его свойств;
• получение водорода и изучение его свойств;
• получение углекислого газа и изучение его свойств;
• получение аммиака и изучение его свойств;
• приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного
вещества;
• исследование и описание свойств неорганических веществ различных
классов;
• применение индикаторов (лакмуса, метилоранжа и фенолфталеина) для
определения характера среды в растворах кислот и щелочей;
• изучение взаимодействия кислот с металлами, оксидами металлов,
растворимыми и нерастворимыми основаниями, солями;
• получение нерастворимых оснований;
• вытеснение одного металла другим из раствора соли;
• исследование амфотерных свойств гидроксидов алюминия и цинка;
• решение экспериментальных задач по теме «Основные классы
неорганических соединений»;
• решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая
диссоциация»;
• решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их
соединения»;
• решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их
соединения»;
• химические эксперименты, иллюстрирующие признаки протекания
реакций ионного обмена;

• качественные реакции на присутствующие в водных растворах ионы:
хлорид-, бромид-, иодид-, сульфат-, фосфат-, карбонат-, силикат-анионы,
гидроксид-ионы, катионы аммония, магния, кальция, алюминия, железа (2+) и
железа (3+), меди (2+), цинка;
• умение представлять результаты эксперимента в форме выводов,
доказательств, графиков и таблиц и выявлять эмпирические закономерности;
11) владение правилами безопасного обращения с веществами,
используемыми в повседневной жизни, правилами поведения в целях
сбережения здоровья и окружающей природной среды; понимание вреда
(опасности) воздействия на живые организмы определенных веществ,
способов уменьшения и предотвращения их вредного воздействия; понимание
значения жиров, белков, углеводов для организма человека;
12) владение основами химической грамотности, включающей умение
правильно использовать изученные вещества и материалы (в том числе
минеральные удобрения, металлы и сплавы, продукты переработки
природных источников углеводородов (угля, природного газа, нефти) в быту,
сельском хозяйстве, на производстве;
13) умение устанавливать связи между реально наблюдаемыми
химическими явлениями и процессами, происходящими в макро- и
микромире, объяснять причины многообразия веществ; умение интегрировать
химические знания со знаниями других учебных предметов;
14) представление о сферах профессиональной деятельности, связанных
с химией и современными технологиями, основанными на достижениях
химической науки, что позволит обучающимся рассматривать химию как
сферу своей будущей профессиональной деятельности и сделать осознанный
выбор химии как профильного предмета при переходе на уровень среднего
общего образования;
15) наличие опыта работы с различными источниками информации по
химии (научная и научно-популярная литература, словари, справочники,
интернет-ресурсы); умение объективно оценивать информацию о веществах,
их превращениях и практическом применении.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Раздел 1. Первоначальные химические понятия
Химия — важная область
естествознания и
1.1
5
практической деятельности
человека
Вещества и химические
1.2
15
реакции
Итого по разделу

2

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f41837c

20

Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ
Воздух. Кислород. Понятие
2.1
6
об оксидах
Водород.Понятие о кислотах
2.2
8
и солях
Вода. Растворы. Понятие об
2.3
5
1
основаниях
Основные классы
2.4
11
1
неорганических соединений
Итого по разделу

Практические
работы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c

30

Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов.
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции
Периодический закон и
Библиотека ЦОК
3.1
7
https://m.edsoo.ru/7f41837c
Периодическая система

3.2

химических элементов Д. И.
Менделе­ева. Строение
атома
Химическая связь.
Окислительновосстановительные реакции

8

Итого по разделу

15

Резервное время

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f41837c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c

4

5

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Вещество и химические реакции
Повторение и углубление знаний
1.1
основных разделов курса 8 класса
Основные закономерности химических
1.2
реакций
Электролитическая диссоциация.
1.3
Химические реакции в растворах
Итого по разделу
Раздел 2. Неметаллы и их соединения
Общая характеристика химических
2.1
элементов VIIА-группы. Галогены
Общая характеристика химических
2.2
элементов VIА-группы. Сера и её
соединения
Общая характеристика химических
2.3
элементов VА-группы. Азот, фосфор и их
соединения
Общая характеристика химических
2.4
элементов IVА-группы. Углерод и
кремний и их соединения
Итого по разделу
Раздел 3. Металлы и их соединения

Всего

5

Контрольные
работы

Практические
работы

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f41a636

Библиотека ЦОК

4
8

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

https://m.edsoo.ru/7f41a636

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636

17

4

1

https://m.edsoo.ru/7f41a636

7

25

https://m.edsoo.ru/7f41a636

Библиотека ЦОК

6

8

Библиотека ЦОК

1

1

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636

3.1

Общие свойства металлов

4

3.2

Важнейшие металлы и их соединения

16

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636

1

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636

20

Раздел 4. Химия и окружающая среда
4.1

Вещества и материалы в жизни человека

Библиотека ЦОК

3

Итого по разделу

3

Резервное время

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

https://m.edsoo.ru/7f41a636

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636

4

7

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Предмет химии. Роль химии в жизни
человека. Тела и вещества

1

2

Понятие о методах познания в химии

1

3
4
5

Практическая работа № 1 «Правила работы
в лаборатории и приёмы обращения с
лабораторным оборудованием»
Чистые вещества и смеси. Способы
разделения смесей
Практическая работа № 2 «Разделение
смесей (на примере очистки поваренной
соли)»

1
1
1

6

Атомы и молекулы

1

7

Химические элементы. Знаки (символы)
химических элементов

1

8

Простые и сложные вещества

1

9

Атомно-молекулярное учение

1

10

Закон постоянства состава веществ.
Химическая формула. Валентность атомов
химических элементов

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d210c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d227e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d23dc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d26ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d28c8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2a6c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2be8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2a6c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2d50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2eae

11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21

22

Относительная атомная масса.
Относительная молекулярная масса
Массовая доля химического элемента в
соединении
Количество вещества. Моль. Молярная
масса
Физические и химические явления.
Химическая реакция
Признаки и условия протекания
химических реакций
Закон сохранения массы веществ.
Химические уравнения
Вычисления количества, массы вещества
по уравнениям химических реакций
Классификация химических реакций
(соединения, разложения, замещения,
обмена)
М. В. Ломоносов — учёныйэнциклопедист. Обобщение и
систематизация знаний
Контрольная работа №1 по теме
«Вещества и химические реакции»
Воздух — смесь газов. Состав воздуха.
Кислород — элемент и простое вещество.
Озон
Физические и химические свойства
кислорода (реакции окисления, горение).
Понятие об оксидах

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/ff0d323c

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/ff0d350c

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/ff0d5230

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/ff0d37fa

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/ff0d3a16

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/ff0d3b88

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/ff0d5708

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/ff0d3f34

Библиотека ЦОК

1
1
1

1

https://m.edsoo.ru/ff0d40c4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4290

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d448e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4614

23

24

25

26
27
28
29
30
31

Способы получения кислорода в
лаборатории и промышленности.
Применение кислорода
Тепловой эффект химической реакции,
понятие о термохимическом уравнении,
экзо- и эндотермических реакциях
Топливо (нефть, уголь и метан).
Загрязнение воздуха, способы его
предотвращения
Практическая работа № 3 по теме
«Получение и собирание кислорода,
изучение его свойств»
Водород — элемент и простое вещество.
Нахождение в природе
Физические и химические свойства
водорода. Применение водорода
Понятие о кислотах и солях
Способы получения водорода в
лаборатории
Практическая работа № 4 по теме
«Получение и собирание водорода,
изучение его свойств»

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/ff0d497a

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/ff0d4790

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/ff0d4c4a

1

https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/ff0d50d2

Библиотека ЦОК

1

32

Молярный объём газов. Закон Авогадро

1

33

Вычисления объёма, количества вещества
газа по его известному количеству
вещества или объёму

1

https://m.edsoo.ru/ff0d4ae2

Библиотека ЦОК

1

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4f42

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d542e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d55a0

34

Вычисления объёмов газов по уравнению
реакции на основе закона объёмных
отношений газов

1

35

Физические и химические свойства воды

1

36
37

38
39
40
41
42
43
44

Состав оснований. Понятие об
индикаторах
Вода как растворитель. Насыщенные и
ненасыщенные растворы. Массовая доля
вещества в растворе
Практическая работа № 5 по теме
«Приготовление растворов с определённой
массовой долей растворённого вещества»
Контрольная работа №2 по теме
«Кислород. Водород. Вода»
Оксиды: состав, классификация,
номенклатура
Получение и химические свойства
кислотных, основных и амфотерных
оксидов
Основания: состав, классификация,
номенклатура
Получение и химические свойства
оснований
Кислоты: состав, классификация,
номенклатура

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5708

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d587a

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/ff0d59e2

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/ff0d5b40

1
1
1
1
1
1
1

45

Получение и химические свойства кислот

1

46

Соли (средние): номенклатура, способы
получения, химические свойства

1

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5eba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d6342

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d664e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d664e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d67ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d67ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0dfee2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0dfee2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9474

47

48
49
50

51

52
53
54
55

56
57

Практическая работа № 6. Решение
экспериментальных задач по теме
«Основные классы неорганических
соединений»
Генетическая связь между классами
неорганических соединений
Обобщение и систематизация знаний
Контрольная работа №3 по теме
"Основные классы неорганических
соединений"
Первые попытки классификации
химических элементов. Понятие о группах
сходных элементов
Периодический закон и Периодическая
система химических элементов Д. И.
Менделеева
Периоды, группы, подгруппы
Строение атомов. Состав атомных ядер.
Изотопы
Строение электронных оболочек атомов
элементов Периодической системы Д. И.
Менделеева
Характеристика химического элемента по
его положению в Периодической системе
Д. И. Менделеева
Значение Периодического закона для
развития науки и практики. Д. И.

1

1

https://m.edsoo.ru/00ad9a50

Библиотека ЦОК

1

1

1
1
1
1

1
1

https://m.edsoo.ru/00ad9b7c

Библиотека ЦОК

1

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ad9cb2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9e1a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9ffa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada52c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada52c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada342

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada6bc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada824

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada96e

58

Менделеев — учёный, педагог и
гражданин
Электроотрицательность атомов
химических элементов

59

Ионная химическая связь

1

60

Ковалентная полярная химическая связь

1

61

Ковалентная неполярная химическая связь

1

62

Степень окисления

1

63

Окислительно-восстановительные реакции

1

64

Окислители и восстановители

1

Контрольная работа №4 по теме «Строение
атома. Химическая связь»
Резервный урок. Обобщение и
66
систематизация знаний
Резервный урок. Обобщение и
67
систематизация знаний
Резервный урок. Обобщение и
68
систематизация знаний
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
65

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/00adaab8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adac34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adaab8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adaab9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adae28

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb076

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb076

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adb486

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adb33c

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00ad9cb2

Библиотека ЦОК

1
68

https://m.edsoo.ru/ff0d61c6

4

4

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1

2
3
4
5
6
7

8

9

Тема урока

Периодический закон. Периодическая
система химических элементов Д. И.
Менделеева
Закономерности в изменении свойств
химических элементов первых трёх
периодов
Классификация и номенклатура
неорганических веществ
Виды химической связи и типы
кристаллических решёток
Контрольная работа №1 по теме
«Повторение и углубление знаний
основных разделов курса 8 класса»
Классификация химических реакций по
различным признакам
Понятие о скорости химической реакции.
Понятие о гомогенных и гетерогенных
реакциях
Понятие о химическом равновесии.
Факторы, влияющие на скорость
химической реакции и положение
химического равновесия
Окислительно-восстановительные
реакции

Всего

Контрольные
работы

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adb6b6

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adb7e2

Библиотека ЦОК

1
1
1
1

1

1

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

https://m.edsoo.ru/00adbac6

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adbcb0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adbe9a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adc28c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adcade

10

Теория электролитической диссоциации.
Сильные и слабые электролиты

1

11

Ионные уравнения реакций

1

12

13

Химические свойства кислот и оснований
в свете представлений об
электролитической диссоциации
Химические свойства солей в свете
представлений об электролитической
диссоциации

1

15

Обобщение и систематизация знаний

1

17
18
19

20

21

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add448

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add5d8

Библиотека ЦОК

1

Понятие о гидролизе солей

Практическая работа № 1. «Решение
экспериментальных задач»
Контрольная работа №2 по теме
«Электролитическая диссоциация.
Химические реакции в растворах»
Общая характеристика галогенов.
Химические свойства на примере хлора
Хлороводород. Соляная кислота,
химические свойства, получение,
применение
Практическая работа № 2 по теме
«Получение соляной кислоты, изучение
её свойств»
Вычисления по уравнениям химических
реакций, если один из реагентов дан в
избытке

https://m.edsoo.ru/00adcd68

1

14

16

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00add8b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add9d4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addd12

1
1

1

https://m.edsoo.ru/00addec0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addfe2

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/00addbfa

Библиотека ЦОК

1

1

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ade104

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade348

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade488

22
23
24
25

26

27

28

29
30
31
32

Общая характеристика элементов VIАгруппы
Аллотропные модификации серы.
Нахождение серы и её соединений в
природе. Химические свойства серы
Сероводород, строение, физические и
химические свойства
Оксиды серы. Серная кислота,
физические и химические свойства,
применение
Химические реакции, лежащие в основе
промышленного способа получения
серной кислоты. Химическое загрязнение
окружающей среды соединениями серы
Вычисление массовой доли выхода
продукта реакции
Общая характеристика элементов VАгруппы. Азот, распространение в
природе, физические и химические
свойства
Аммиак, его физические и химические
свойства, получение и применение
Практическая работа № 3 по теме
«Получение аммиака, изучение его
свойств»
Азотная кислота, её физические и
химические свойства
Использование нитратов и солей аммония
в качестве минеральных удобрений.

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00ade64a

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00ade64a

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00ade802

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adea28

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adec8a

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adec8a

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adeea6

Библиотека ЦОК

1
1
1
1

https://m.edsoo.ru/00adf004

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf180

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf306

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf518

33

34
35

36

37
38

39

Химическое загрязнение окружающей
среды соединениями азота
Фосфор. Оксид фосфора (V) и фосфорная
кислота, физические и химические
свойства, получение
Использование фосфатов в качестве
минеральных удобрений. Загрязнение
природной среды фосфатами
Углерод, распространение в природе,
физические и химические свойства
Оксиды углерода, их физические и
химические свойства. Экологические
проблемы, связанные с оксидом углерода
(IV)
Угольная кислота и её соли
Практическая работа № 4 по теме
"Получение углекислого газа.
Качественная реакция на карбонат-ион"
Первоначальные понятия об
органических веществах как о
соединениях углерода

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adf68a

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adfc20

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adfd9c

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adfebe

Библиотека ЦОК

1
1

https://m.edsoo.ru/00ae006c

1

Кремний и его соединения

1

41

Практическая работа № 5. Решение
экспериментальных задач по теме
«Важнейшие неметаллы и их
соединения»

1

https://m.edsoo.ru/00ae027e

Библиотека ЦОК

1

40

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ae054e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae080a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae0bf2

42

43

44

45

Контрольная работа №3 по теме
«Важнейшие неметаллы и их
соединения»
Общая характеристика химических
элементов — металлов. Металлическая
связь и металлическая кристаллическая
решётка. Физические свойства металлов
Химические свойства металлов.
Электрохимический ряд напряжений
металлов
Общие способы получения металлов.
Сплавы. Вычисления по уравнениям
химических реакций, если один из
реагентов содержит примеси

1

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00ae0e18

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00ae103e

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00ae1156

Библиотека ЦОК

1

46

Понятие о коррозии металлов

1

47

Щелочные металлы

1

48

Оксиды и гидроксиды натрия и калия

1

49

Щелочноземельные металлы – кальций и
магний

1

50

Важнейшие соединения кальция

1

51

Обобщение и систематизация знаний

1

52

Жёсткость воды и способы её устранения

1

53

Практическая работа № 6 по теме
"Жёсткость воды и методы её
устранения"

1

https://m.edsoo.ru/00ae1156

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1278

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae14b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae14b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae15e8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae15e8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1886

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1ae8

54

Алюминий

1

55

Амфотерные свойства оксида и
гидроксида

1

56

Железо

1

57
58
59

60

61
62
63
64
65
66
67

Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и
железа (III)
Обобщение и систематизация знаний
Практическая работа № 7. Решение
экспериментальных задач по теме
«Важнейшие металлы и их соединения»
Вычисления по уравнениям химических
реакций, если один из реагентов дан в
избытке или содержит примеси.
Вычисления массовой доли выхода
продукта реакции
Обобщение и систематизация знаний
Контрольная работа №4 по теме
«Важнейшие металлы и их соединения»
Вещества и материалы в повседневной
жизни человека
Химическое загрязнение окружающей
среды
Роль химии в решении экологических
проблем
Резервный урок. Обобщение и
систематизация знаний
Резервный урок. Обобщение и
систематизация знаний

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1c64

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1c64

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1d86

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00ae35e6

1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae3de8

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00ae1750

1
1
1
1
1
1
1

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae3f50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae4270

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae4270

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae0d0a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb33c

Резервный урок. Обобщение и
систематизация знаний
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Библиотека ЦОК

1
68

https://m.edsoo.ru/00ad9cb2

4

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Химия, 8 класс/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Химия, 9 класс/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Химия. 8 класс. Контрольные и проверочные работы - Габриелян О.С.
Сборник задач, упражнений и тестов по химии. 8-9 классы - Свердлова Н.Д.
Задачи по химии и способы их решения. 8-9 классы - Габриелян О.С.,
Решетов П.В., Остроумов И.Г.
Химия. 9 класс. Контрольные и проверочные работы - Габриелян О.С.,
Березкин П.Н. и др.
Контрольные и самостоятельные работы по химии. 9 класс: к учебнику Габриеляна О.С., Павлова Н.С.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/p/himija


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».