Волшебный мир бумаги

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебный мир бумаги» имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает
необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид творчества связан с эмоциональной стороной деятельности человека, в нем находят своё отражение особенности
восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а
также, особенности развития воображения. В конструировании проявляются
многие психические процессы, но наиболее ярко - творческое воображение и
мышление.
Актуальность
С раннего возраста необходимо учить ребенка творчески мыслить, изобретать и придумывать. Особое место в этом процессе занимает художественное
или техническое конструирование.
В техническом конструировании отображаются реально существующие
объекты с их конструктивными и структурными признаками, на их основе появляются новые образы. В художественном конструировании создаются новые эстетические образы, отличающиеся оригинальностью, выразительностью формы,
цвета, фактуры.
Для данного вида творческой деятельности с детьми школьного возраста
мы чаще применяем термин «Дизайн». Для детского конструирования наиболее
доступна бумага. В настоящее время существует много разновидностей бумаги.
Большинство из них пригодно для детского творчества. Существует и много техник работы с бумагой, которые традиционно, давно и успешно применяются для
конструирования: торцевание, оригами и модульное оригами, моделирование из
полосок бумаги, «гармошек», из готовых форм (коробок), моделирование по
шаблонам и выкройкам, бумагопластика.
По словам В.А. Сухомлинского: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев».
Актуальность данной программы «Волшебный мир бумаги» заключается в
том, что работа с бумагой как вид творческой деятельности имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления учащихся, их творческого воображения, художественного вкуса, стимулирует развитие памяти, способствует концентрации внимания, активизирует мыслительные процессы.
В основе программы лежит концепция саморазвития, а оригами и квиллинг, различные симметричные вырезывания - аппликации предложены как метод целостного развития ребёнка. За простотой внешней формы, возникающей в

результате серии последовательно и аккуратно исполняемых действий, скрывается комплекс воздействий, благотворно влияющих на развитие учащегося, происходящее как становление целостной индивидуальности.
Рисование и конструирование - это творческий процесс, который позволяет
учащемуся быть самим собой, выражать свои мысли, чувства и надежды. В сознании детей отражается окружающая действительность.
Привлечение учащихся младшего школьного возраста к занятиям по данной программе особенно актуально для них, так как, оригами и квиллинг развивает у обучающихся способность работать руками под контролем сознания, при
этом совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Отличительная особенность
Программа включает в себя сочетание детского рисунка и объёмной поделки. В процессе занятий учащиеся приобретают навыки работы с бумагой в
различных техниках.
Мятая бумага. Техника имеет ряд преимуществ перед сложными и трудоёмкими техниками работы. Её можно использовать для художественного конструирования с учащимися как дошкольного, так и школьного возраста. Для детей эта техника доступна и понятна, предоставляется возможность творческих
поисков и неординарных решений.
Театр теней. Сказки, легенды привлекают своей загадочностью. Этот театр можно изготовить из бумаги. Создаётся из картона экран-ширма, из бумаги
декорации и куклы на палочках. Театр теней известен с древности (появился на
Древнем Востоке) и традиции театра теней известны во многих странах мира.
Хорошо сочетается объёмная поделка на детских рисунках. Например, детский рисунок с элементами оригами.
Живописная творческая деятельность - дает возможность учащемуся
научиться работать с красками (акварелью, гуашью), освоить различные приёмы
смешивания цветов, создание контрастных и нюансных цветосочетаний при выполнении упражнений и творческих работ.
Монотипия - вид печатной графики, сочетающий качества эстампа и живописи. Эта техника доступна любому ребёнку.
«Сухая кисть» - техника, которая используется для рисования портретов,
животных, мягких игрушек и др. Используется бумага с тонкой фактурой и
жёсткая (щетинная или синтетическая).
Смешанная техника – масляная пастель (или восковые мелки), акварель,
кисть.
Пуантилизм – стилистическое направление импрессионизма, в основе которого лежит создание изображения раздельными мазками правильной, точечной
или прямоугольной формы.
Графика, гратография, витражная роспись, кляксография - вот не весь
перечень интересных занятий с учащимися.
Данную программу следует рассматривать и как мощный стимул для интеллектуального и эстетического развития учащихся, так как в ней предусмотре-

но проведение бесед с учащимися о возникновении бумаги, о её производстве,
ознакомление с бумагой в процессе выполнения практических работ, опытов,
наблюдений.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта учащихся и степени
усвоения ими учебного материала.
Адресат программы
Данная программа адресована учащимся от 8-ми до 10-ти лет.
Режим занятий
Занятия проводится 1 раз в неделю по 2 часа, т.е. 2 часа в неделю (68 часов в год).
Продолжительность 1 академического часа – 40 минут. Перерыв между учебными занятиями 10 минут.
Особенности организации образовательного процесса:
Программа имеет четкую практическую направленность.
Изучение основ творчества способствует воспитанию эстетически и нравственно здорового поколения, развитию у учащихся чувства гармонии и красоты,
способности воспринимать мир как единое целое.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта учащихся и степени
усвоения ими учебной задачи.
Формы проведения занятий:
• теоретическое (беседа);
• комбинированное (сочетание теории и практики);
• игровое занятие;
• выставка.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
• групповая (работы в группах);
• по подгруппам (малыми группами);
• индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем);
• фронтальная (одновременная работа со всеми учащимися);
индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
ма «Волшебный мир бумаги» разработана в соответствии с:

програм-

 Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция);
 Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р);
 Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28);
 Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в ред.
от 30 сентября 2020 г.);
 Концептуальными подходами к развитию дополнительного образования детей в Свердловской области (утв. приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 06.05.2022 г. № 434-Д);
 Приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 04.03.2022 № 219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от
01.11.2021 г. № 934-д».
Цель программы
Создание условий для творческого развития учащихся через овладение базовыми основами и различными техниками работы с бумагой.
Задачи программы
Обучающие:
•
сформировать представление о работе с бумагой как основе
художественно- творческой деятельности;
•
изучить правила работы с бумагой и их роль в создании красивых открыток, поделок;
•
научить практическим приёмам и навыкам работы с бумагой;
•
совершенствовать трудовые умения;
•
познакомить с историей и традициями художественнодекоративного творчества разных народов.
Развивающие:
•
развивать конструктивные и творческие способности;
•
расширять словарный запас, использовать специальные термины и совершенствовать объяснительную речь;
•
развивать пространственное и творческое воображение;

способствовать развитию пространственной ориентировки и
умению читать схему;
•
способствовать развитию мелкой моторики и глазомера; развивать память, внимание, логическое и абстрактное мышление.
•

Воспитательные:
•
воспитывать трудолюбие, аккуратность;
•
способствовать приобретению навыков работы в группе;
•
сформировать чувство уважения к культуре и традициям своего народа и других народов мира;
•
сформировать культуру труда;
•
сформировать и развивать коммуникативные способности;
•
воспитывать любовь к родине и родной природе.
Планируемые результаты
Личностные
Учащиеся:
•
узнают о различных техниках, приёмах и правилах работы с
бумагой;
•
научатся планировать свои действия и осуществлять итоговый
и пошаговый контроль;
•
научатся вносить коррективы в действия на основе их оценки
и учёта сделанных ошибок;
•
научатся анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей);
•
смогут
самостоятельно находить варианты решения
творческой
задачи
и преобразовывать практическую задачу в познавательную;
•
научатся координировать свои действия при выполнении коллективных работ;
•
сформируют устойчивый интерес к новым способам познания;
•
приобретут навыки самоорганизации и самодисциплины.
Метапредметные
Учащиеся:
•
научатся формулировать собственное мнение и позицию;
•
сформируют коммуникативные способности и приобретут
навыки работы в коллективе;
•
смогут учитывать разные мнения и различные варианты выполнения поставленной творческой задачи;
•
сформируют понимание о необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

смогут применить полученные знания и навыки в жизни, на
других занятиях при создании художественных композиций;
•
научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
•

Предметные
Учащиеся:
•
узнают основные геометрические понятия и базовые формы
оригами и квиллинга;
•
научатся использовать различные приёмы работы с бумагой;
•
научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
•
научатся создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
•
научатся различать способ и результат действия при выполнении поставленных задач;
•
научатся использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов.
Учебный план
№
п/п
1.

Название раздела/ темы

3.

Вводное занятие.
Основные понятия о бумаге. Оригами: «Карандаши».
Оригами: «Животный и
растительный мир».

4.

2.

Количество часов
Всего
Теория Практика
1
1
2
2

1

1

12

2

10

Открытки к праздникам

10

1

9

5.

Мастерская Деда Мороза.

12

2

10

6.

Квиллинг: «Обьёмные
цветы».

6

2

4

7.

Оригами: «Море и мы».

10

1

9

8.

Макетирование: «Моя

12

2

10

Форма
контроля
Тест
Игра, поделка
Опрос,
беседа,
выставка
Открытка
Опрос,
беседа,
выставка
Кроссворд,
выставка
Опрос,
беседа,
выставка
Выставка

улица».
9.

Итоговое занятие.
Итого:

2

1

1

68

13

55

Беседа,
кроссворд,
выставка

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие (теория - 1 час, практика - 1 час)

Теория: Организация работы коллектива План работы объединения на год. Правила техники безопасности и охрана труда Разнообразие видов бумаги. Свойства
бумаги.
Практика: Игра «Что можно сделать из бумаги?»
2. Основные понятия о бумаге. Оригами: «Карандаши» (теория - 1 часа, практика - 1 часа)
Теория: Просмотр тематической презентации о бумаге.
Практика: Складывание прямоугольника. Оригами «Карандаши».
3.
Оригами: «Животный и растительный мир» (теория – 2 часа,
практика - 10 часов)
Теория: «Герои сказок». Животные Знакомство с народными сказками про домашних животных и животных леса «Теремок», «Волк и лисица», «Заюшкина
избушка» и зарубежными сказками «Три поросёнка» и др. (придумай своё продолжение). Бережное и экономное использование материалов. Учимся рисовать
мордочки животных.
Практика: Оригами Базовая форма конверт с элементами аппликации и рисования мордочек животных. Изготовление животных: заяц, кот, собака, поросёнок,
цыплёнок, лис, медведь, лягушка и др.
4.
Открытки к праздникам (теория - 1 час, практика - 9 часов)
Теория: Открытки к праздникам: День пожилого человека, День Учителя, День
Матери; к Новому Году, к Рождеству, к 23-ему февраля, к 8-ому марта, к 9-ому
мая. Прослушивание песен, чтение стихов, изучение обычаев разных стран, просмотр тематических презентации.
Практика: Изготовление поделок: «Лист клена» «Ветка рябины». «Ветка ели».
Оригами «Рубашка» и «Гвоздика». Оригами «Платье» и «Цветок». Оригами
«Танк», «Самолет», «Ветка листьев» и др. Вклеиваем стихи. Дарим близким.
5.
Мастерская Деда Мороза (теория - 2 часа, практика - 10 часов)
Теория: Семья режущих инструментов. Почему ножницы разные. Снежинка,
звезда, новогодняя веточка, шишка. ангел, фонарик, разные ёлочки, Дед Мороз,

Снегурочка в технике оригами. Практика: Выполнение снежинок разными способами. Модульное оригами. Изготовление, сборка, приклеивание на фон.
6.
Квиллинг: «Объёмные цветы» (теория -2 часа, практика - 4 часа)
Теория: Просмотр презентации по теме квилинг.
Практика: Коллективная работа (изготовление различных растительных форм:
ромашка, василёк, колосок и т.д.). Оформление панно «Цветочная композиция».
7.
Оригами: «Море и мы» (теория - 1 час, практика – 9 часов) Теория: Беседа на тему: «Кто в море живёт».
Практика: Оригами «Разные рыбы», «Звезда», «Осьминог», «Черепаха», «Кораллы».
8.
Макетирование: «Моя улица» (теория - 2 часа, практика - 10 часов)
Теория: Беседа на тему: «Кто такой архитектор». Макет многоэтажного дома и
ландшафта. Дома, деревья, фонари, фонтан, скамейки, детская площадка, ажурный заборчик.
Практика: Изготовление дома: стены, окна, двери, крыша. Сборка. Изготовление ландшафта:
деревья, фонари и ажурный заборчик.
9.
Итоговое занятие (теория - 1 час, практика - 1 час) Теория: Беседа.
Обобщение пройденного материала за 1-й год обучения.
Практика: Решение кроссворда по программе.
Условия реализации
Дата начала учебного года:01.09.2023. Дата окончания учебного года: 25.05.2024
Продолжительность учебного года:
1 класс – 33 недели (165 дней); 2-4 классы -34 недели (170 дней)
Сроки и продолжительность каникул
Дата
Каникулярный период
ПродолжительНачало
Окончание
ность
каникул
в календарных днях
Осенние каникулы
28.10.2023
06.11.2023
10
Зимние каникулы
30.12.2023
08.01.2024
10
Дополнительные каникулы 10.02.2023
18.02.2023
9
Весенние каникулы
23.03.2024
31.03.2024
9
Летние каникулы
25.05.2024
31.08.2024
99

1 класс – 137
2-4 класы-128

ИТОГО

Материально-техническое обеспечение:
• кабинет;
• компьютер;
• множительная техника;
• проектор;
• клей, ножницы, карандаши, цветная бумага, картон, фольга.
Оценочные и методические материалы
Перечень педагогических методик и технологий, используемых в процессе обучения:
•
словесно-аналитический метод (беседа, сообщение задач, объяснение, анализ, рассказ, лекция, словесные оценки);
•
наглядный метод обучения (показ иллюстраций, наблюдение,
работа по схеме выполнения задания, по образцу);
•
объяснительно-иллюстративный метод (демонстрация техники
выполнения задания, учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);
•
наглядный и частично-поисковый метод обучения (выбор оптимального варианта изготовления той или иной поделки, происходит коллективный поиск, поставленную задачу учащиеся решают совместно с педагогом);
•
исследовательский метод (самостоятельная творческая работа
учащихся).
Педагогические технологии: игровые, взаимообучение.
Перечень дидактически материалов, используемых в процессе обучения:
•
видеоматериалы;
•
журналы;
•
плакаты «Золотая Хохлома», «Гжель», «Цветы», «Животные» и
др.; таблица «Стилизация»;
•
наглядный иллюстративный материал, схемы оригами, инструкции;
•
фото и репродукции художников;
•
тесты, кроссворды для контроля знаний, умений, навыков;
дидактические карточки для контроля знаний, умений, навыков.
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
 журнал посещаемости: ведется по каждой группе;
















портфолио ребенка, включает в себя: перечень дипломов, грамот и сертификатов за участие в конкурсах выставках, фотографии готовых работ;
протоколы наблюдений;
фото и видео процесса работы;
тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный
опрос, тестирование);
творческие работы учащихся;
демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований, презентация;
проект;
передача учащемуся роли педагога;
комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы;
индивидуальные карточки с заданиями различного типа;
тематические кроссворды;
творческий отчет (концерт, выставка и т.п.);
домашнее задание на самостоятельное выполнение;
карта индивидуальных достижений;

Оценочные материалы:
1.Методики
определения
эффективности обучения
по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе: «Портфолио», «График
моих достижений».
2. Тестовые задания по темам «квиллинг», «оригами», «торцевание», вытыканки.
3.Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебный мир бумаги».
4.Лист общеучебных достижений учащегося.
Методическое обеспечение
Входная диагностическая карта и диагностические карты «Оценка результатов освоения программы» промежуточной и итоговой диагностики представлены в Приложении 1, 2
Информационные источники, используемые при реализации программы
Для педагогов:
1.
Выгодский Л.С. Психология искусства. М.1965
2.
Павлова Н.А. Принципы организации художественно-эстетическогй
деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда (Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.)
3.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома.
М.: «Аким», 1996208с.
4.
Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. С-Пб.:
Кристалл, 1998-246с.

Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. С.-Пб.: ДетствоПресс, 2008 6. Тарабаркина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль,
Академия развития, 1998224с.
7. .Черенкова Е.А. Оригами для малышей. М.: Рипол Классик дом, 2007160с. ПРЕСС.
5.

Для учащихся:
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. М.,
Аким, 1996
2. Тарабаркина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, Академия
развития, 1998. 3. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. С.-Пб.:
Детство-Пресс, 2008.
Интернет-источники:
1. https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-vospitatelei-po-temeispolzovanienetradicionoi-tehniki-raboty-s-bumagoi-dlja-detei-doshkolnogovozrasta.html
2. https://dohcolonoc.ru/kruzhkovaya-rabota/3742-rabochaya-programmakruzhka-volshebnaya-bumaga.html
3. < Яндекс. Видео> Сайт для воспитателей. Работа с бумагой
4. Youtube.com Мастер класс для педагогов «Волшебный мир цветов в
формате 3 D»
5. Youtube.com Мастер класс для педагогов «Использование нетрадиционной онлайн техники для работы с бумагой для детей дошкольного возраста»
6. Youtube.com Квиллинг-поделки из бумаги для детей, родителей, педагогов
Система контроля результативности обучения
Способы и средства выявления, фиксации результатов обучения:
• наблюдение;
• опрос;
• игровое соревнование;
• анализ творческих работ;
• выполнение самостоятельных мини-проектов.
Виды и периодичность контроля результативности обучения
Вид контроля
Входной (предварительный)

Формы/способы
контроля
Фронтальный, опросигра

Срок контроля
Сентябрь

Текущий (периодический)
Итоговый:
1)
Промежуточная аттестация – по окончании учебного года;
2)
Подведение итогов реализации программы – по
окончании программы.

Фронтальный,
индивидуальный,
групповой,
комбинированный

По ходу
обучения;
декабрь

Индивидуальный,
выставка-демонстрация

Апрель-май

Формы предъявления результатов обучения:
• индивидуальные работы учащихся для выставки-демонстрации во
время проведения праздничных мероприятий;
• фотоальбомы;
• отчетная документация.
Способы фиксации результатов: составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».

Приложение 1
Мониторинговые карты
«Оценка результатов освоения программы»
ЗнаУмение ние
Фапользо- базоми- Ор- Ос ваться вых
лия, гани- но- информ
имя зация вы струи
обу- рабо- ори мента- услов
чаю- чего га- ми и
ных
ше- места ми приспо- обогося
собле- знаниями чений

Овла
деВладе- ние
осние
разно- новобраз- ными
ными навы
прие- ками
мами работы
с
раз-

Умение
пользоваться
чертежами
и
схемами

Моделирование
художественновыразительных
форм

Проявление
твор
чества
и
фантазии в
со-

Стрем
ление
к совершенству и
законченности
в работе

Система
оце
нок:
«3»уровень
низкий,
«4»уро-

личными
видами
бумаги

здании
работ

вень
сред
ний,
«5»уровень
высокий

Приложение 2
Параметры и критерии оценивания
Параметры

Критерии

Образовательные Освоение детьми содержания образования
результаты
1. Разнообразие умений и навыков.
2. Глубина и широта знаний по предмету.
Детские практические и творческие достижения.
3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого
интереса к деятельности.
4. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы
их масштаб).
5. Развитие общих познавательных способностей (сенсомоторика, воображение, память, речь, внимание).
Эффективность
воспитательных
воздействий

1. Культура поведения ребенка.
2. Характер отношений в коллективе.

Социально1. Забота о здоровье.
педагогические
результаты
Критерии оценивания:
1 год обучения - овладение основными знаниями, умениями, навыками работы с
бумагой.
Высокий уровень:
1. Ребенок знает, как выполнять и выполняет следующие операции верно:
 разметка контура по шаблону;
 вырезание деталей строго по контуру;
 складывание простейших базовых форм в технике «оригами»;
 точное и аккуратное выполнение надрезов и разрезов.

2. Без особых затруднений ребенок способен изготовить любую базовую форму.
Точно соблюдает правила безопасности труда и личной гигиены.
3. Владеет основными навыками работы с различными видами бумаги.
4. Умеет пользоваться чертежами и схемами.
5. Проявляет творчество и фантазию в создании работ.
6. Стремится к совершенству и законченности в работе.
Средний уровень:
1. Ребенок знает, как выполнять операции, предусмотренные программой, но при
их непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки.
2. Недостаточно точно размечает материал с помощью шаблонов и трафаретов.
3. Испытывает некоторые затруднения при складывании моделей.
4. Не всегда самостоятельно пользуется чертежами и схемами.
1. Работа не всегда выглядит завершенной, требуется помощь при композиционном оформлении работы.
Низкий уровень:
1. Ребенок знает, как выполнять операции, предусмотренные программой, но
при их непосредственном выполнении испытывает трудности и нуждается в
помощи учителя.
1. Неточно размечает материал с помощью инструментов и шаблонов.
2. Не может без помощи и руководства учителя выполнять чертежи.
3. Испытывает затруднения при складывании моделей.
4. Проявляет небрежность при выполнении работы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».