Шахматы детям 11-14

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматы детям» разработана в соответствии с:
 Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (последняя редакция);
 Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р);
 Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (утв. постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28);
 Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в ред.
от 30 сентября 2020 г.);
 Концептуальными подходами к развитию дополнительного образования детей
в Свердловской области (утв.
приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 06.05.2022 г. № 434-Д);
 Приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 04.03.2022 № 219-д «О внесении
изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от
01.11.2021 г. № 934-д»;
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Шахматы – это не только игра, доставляющая людям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство и умственного развития, формирования внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Шахматные
игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных
видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям
не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням
тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей
полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть
замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия
игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Шахматы становятся все
более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению

человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Отличительной особенностью программы является:
 поэтапное освоение обучающимися предлагаемого курса, что даёт возможность
детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям;
 методика индивидуального подхода к каждому обучающемуся при помощи
подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания
педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного
процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью обучающегося на занятии.
При разработке программы «Шахматы детям» был обобщён и переработан
опыт педагогов дополнительного образования Долматовой Н.В. (г. Нижний Тагил,
Свердловская область), Каленова А.В. (Сысертский ГО, Свердловская область).
Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на
занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи). Примерно 30% учебной программы посвящена анализу сыгранных ребятами
партий. Программа позволяет овладеть «скелетным методом анализа» шахматных
позиций.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что в реализуемой программе осуществляется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении обучающимися общеобразовательной программы
благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а также настойчивости в достижении цели и самостоятельной работы.
Уровень программы – базовый. Программа рассчитана на детей, уже овладевших стартовым уровнем знаний.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей от 11 до 14 лет, заинтересованных игрой в
шахматы. По данной программе могут обучаться дети всех социальных групп,
включая детей-инвалидов, сирот и детей из неблагополучных семей. Допускаются
совместные занятия детей разного возраста в одной группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Дети принимаются в группу по желанию, по заявлению родителей,
при отсутствии медицинских противопоказаний.
Срок реализации программы – 1 год. На обучение по программе принимаются все желающие. Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа (один час – 40 минут), с установленными перерывами.
Объём и срок реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения. На реализацию курса отводится
2 часа в неделю, т.е. 68 часов в год.
Основные формы занятий: очная, групповая и коллективная (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.

Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания
и позиции для игровой практики.
На занятиях используются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний: шахматная нотация, анализ шахматной позиции при помощи организации списка достоинств и недостатков позиции, разложение позиции на фрагменты, интеграция полученной информации в
единую оценку позиции.
Особенности организации образовательного процесса – в соответствии с
учебным планом формируются разновозрастные группы до 12 человек. Состав
группы постоянный.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы - подготовка юных шахматистов, владеющих базовыми
навыками стратегии, тактики и техники шахматной борьбы, основами общей шахматной культуры; организация полноценного досуга учащихся через обучение игре
в шахматы; создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи программы.
Воспитательные:
 привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;
 научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 формирование установок на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развивающие:
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
 формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
 способствование интеллектуальному развитию обучающихся, развитие у них
логического и образного мышления, памяти, внимания, усидчивости.
Обучающие:
 дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения;
 способствовать овладению ребятами всеми элементами шахматной тактики и
техникой расчета вариантов в практической игре;
 усвоение обучающимися стратегических основ шахматной игры, методов долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии;
 комплексное формирование основ шахматной культуры;
 познакомить с историей шахмат.

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п

Количество часов
Название раздела, темы

3
8

Формы
аттестации/
контроля
Устный опрос
Наблюдение,
задачи
Наблюдение,
тестовые задания
Тестовые задания
Наблюдение
Наблюдение,
устный опрос,
контрольное
задание
Наблюдение
Соревнование

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Различные виды матов

8

1

7

3

Запись партии

4

1

3

4
5

Дебютные ошибки
Основные тактические приемы

6
8

1
1

5
7

6

Дебют

8

1

7

7
8

Учебные партии
Шахматный турнир
Разбор партий в шахматных турнирах

4
8

9

10

1

9

Устный опрос

1

7

8

2
60

Контрольное
задание
Соревнование

10

Шахматные комбинации

8

11

Итоговое занятие
Итого

2
68

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие
Теоретические сведения: Знакомство с программой 2 года обучения. Правила
техники безопасности в кабинете, здании, на улице. Правила поведения в
чрезвычайной ситуации.
Практические занятия: Вспоминаем фигуры. Вспоминаем правила. Играем.
2. Различные виды матов
Теоретические сведения: Постановка мата ладьей. Защита ладьи. Повторение
различных видов мата, его значение.
Практические занятия: Игра всеми фигурами. Решение задач на постановку
мата двумя ладьями. Решение задач на постановку мата ладьей. Решение задач на
постановку мата разными фигурами.
3. Запись партии
Теоретические сведения: Понятие «запись шахматной партии». Ее
особенности. Обозначение. Значение. Разбор партий.
Практические занятия: Разыгрывание партии с записями.
4. Дебютные ошибки
Теоретические сведения: Повторение понятия «дебют». Возможные ошибки
при разыгрывании дебюта. Значение концентрации внимания на качество игры в
шахматы.

Практические занятия: Игра всеми фигурами. Диагностика «Игра всеми
фигурами».
5. Основные тактические приемы
Теоретические сведения: Вилка. Происхождение термина. Нападение на две
фигуры – один из приемов игры в шахматы. Преимущества вилки, защита от вилки,
потери. Вскрытый шах. Алгоритм разбора партии со вскрытым шахом. Открытое
нападение. Показательный разбор партии с открытым нападением. Связка. Защита.
Другие возможности защиты. Показ тактических приемов в партии. Учебные
партии. Важность их рассмотрения.
Практические занятия: Игра всеми фигурами. Соревнование с фишками.
Сказка – театрализация «Открытое нападение». Игра «Ассоциации». Отработка
приема «Связка». Разбор ситуаций. Игра всеми фигурами с учетом тактических
приемов. Анализ партий.
6. Дебют
Теоретические сведения: Дебюты. Азы дебюта. Важность дебюта.
Рассмотрение дебюта. Великие шахматисты.
Практические занятия: Разыгрывание дебюта. Анализ собственных
шахматных партий. Зачёт «Детский мат».
7. Учебные партии
Теоретические сведения: Рассмотрение учебных партий – важный элемент
игры в шахматы. Важность рассмотрения партий.
Практические занятия: Игра всеми фигурами. Игра с мячом.
8. Шахматный турнир
Практические занятия: Подготовка и проведение шахматного турнира.
9. Разбор партий в шахматных турнирах
Практические занятия: Практический разбор шахматных партий, которые
играли в турнире. Игра с учетом «ошибок», допущенных в партиях.
10. Шахматные комбинации
Теоретические сведения: Комбинации на уничтожение защиты. Комбинации
на отвлечение. Комбинации на завлечение. Комбинации на перекрытие.
Практические занятия: Игра с учетом различных комбинаций. Подготовка к
шахматному празднику.
11. Итоговое занятие
Практические занятия: Проведение театрализованного представления для
детей и родителей «Шахматный праздник». Выставка рисунков «Мы и шахматы».
1.4. Планируемые результаты






Личностные:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
уважительное отношение к иному мнению,
наличие личностного смысла учения;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и
сопереживание чувствам других людей;

 навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные:
 способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии
с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
 умение понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
 осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
 готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
 овладение базовыми понятиями.
Предметные:
Обучающиеся должны знать
 шахматные термины: поля, горизонтали, вертикали, диагонали, центр и другие;
 названия шахматных фигур: пешка, король, слон, ладья, ферзь, конь
 ходы, в т.ч. шах и рокировку; нападение и взятие; взятие на проходе;
 названия и порядок следования 8 букв латинского алфавита;
 цель игры: мат, пат, ничья;
 приемы и способы матования одинокого короля;
 правила записи партии;
 правила поведения и поведения на турнирах.
Должны уметь:
 правильно называть фигуры, поля и линии на доске;
 правильно размещать доску и расставлять фигуры на ней;
 играть фигурами без нарушения правил;
 рокировать, ставить шах и мат в один ход;
 решать простейшие задачи;






разыгрывать комбинации в 5 ходов;
записывать партию до 10 хода;
играть в турнире.
продуктивно общаться со взрослыми и сверстниками
Объективно независимый показатель планируемых результатов – получение
и повышение шахматного рейтинга, выполнение разрядных норм, улучшение успеваемости в школе.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I четверти
Недель во II четверти
Недель в III четверти
Недель в IV четверти
Начало занятий

10

Каникулы

11

Выходные дни

12

Окончание учебного года

34
34
2
68
8
8
10
8
05.09.2022 г.
31.10.2022 – 06.11.2022
30.12.2022 – 08.01.2023
27.03.2023 – 02.04.2023
04.11.2022, 23.02.2023,
24.02.2023, 08.03.2023,
01.05.2023, 08.05.2023,
09.05.2023
26.05.2023

2.2. Условия реализации программы
Для эффективного обеспечения образовательного процесса занятия проходят в кабинете по шахматам, отвечающем требованиям техники безопасности и
оформленном необходимым наглядным материалом. Материально-техническое
обеспечение:
 столы для игры в шахматы;
 шахматные доски с набором шахматных фигур в расчете одна на двух обучающихся;
 демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур;
 маркерная доска;
 шахматные часы в расчете одни на двух обучающихся.
 наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

Информационное обеспечение программы:
 ноутбук;
 учебная и научная литература;
 таблицы по шахматам;
 карточки, дидактический и контрольно-диагностический материал.
Кадровое обеспечение: программу реализует педагог дополнительного образования.
Методические материалы
В процессе обучения используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, деятельностный.
В процессе обучения используются следующие технологии:
 личностно-ориентированные;
 коммуникативные;
 информационно-коммуникационные;
 здоровьесберегающие;
 игровые.
Необходимым условием организации занятий является психологическая комфортность обучающихся, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития, но и для
нормального психофизиологического состояния.
Алгоритм учебного занятия:
1. Вводная часть
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
Вводная часть занятий предполагает подготовку обучающихся к работе, к
восприятию материала, целеполагание.
В основной части занятия происходит мотивация учебной деятельности обучающихся (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное
задание детям). Усвоение новых знаний и способов действий на данном этапе происходит через использование заданий и вопросов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся. Здесь же целесообразно применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно. Для
того, чтобы переключить активность обучающихся (умственную, речевую, двигательную), на занятиях проводятся физкультминутки.
В заключительной части занятия – подведение итогов, рефлексия. В течение
2-3 минут внимание обучающихся акцентируется на основных идеях занятия. На
этом же этапе учащиеся высказывают своё отношение к занятию, к тому, что им
понравилось, а что было трудным.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у обучающихся: загадки, стихи, сказки о шахматах, шахматные миниатюры. Ключевым моментом занятий является деятельность самих обучающихся, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной
доске.

На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной
доске, системы стимулирования и другие. Кроме этого учащимся предлагаются
темы для самостоятельного изучения, занимательные рассказы из истории шахмат,
тесты для проверки полученных знаний.
Основой организации работы с детьми по данной программе является система дидактических принципов:
 принцип психологической комфортности – создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
 принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
 принцип вариативности - у обучающихся формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
 принцип творчества - процесс обучения ориентирован на приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у обучающихся устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе носит вариативный характер,
так как программа направлена на формирование у обучающихся стремления к дальнейшему познанию себя, поиску новых возможностей для реализации собственного потенциала. Предусматривает выполнение разбора партий, умение играть по
всем турнирным профессиональным правилам, выполнение игровых логических
заданий. Педагогический контроль включает в себя педагогические методики.
Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности,
развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития обучающегося.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это даёт возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и
навыков, позволяет строить для каждого обучающегося его индивидуальный путь
развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие
коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения по-

ставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.
Оценка знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе
№

Виды контроля

1

Предварительный
контроль

2

Текущий контроль

3

Промежуточная
аттестация

4

Итоговая аттестация

Контролируемые знания, умения, навыки
Шахматная доска, шахматные
фигуры, их ходы, шахматная нотация, элементы шахмат ной партии
Элементы шахматной партии,
правила поведения во время турнира
Элементы шахматной партии,
правила поведения во время турнира
Основы шахматной
тактики, участие в турнире, использование шахматной литературы

Форма контроля
Индивидуально, в ходе
шахматного турнира
Индивидуально, в ходе
шахматного турнира.
Индивидуально, в ходе
шахматного турнира.
Индивидуально, в
ходе шахматного
турнира.

Работа учащихся, оценивается по результатам освоения программы (высокий, средний и низкий уровни).
1. Высокий уровень освоения программы. Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является
содержанием программы; показывает широкие возможности практического применения в собственной творческой деятельности приобретенных знаний, умений и
навыков, высокий уровень сформированности УУД.
2. Средний уровень освоения программы. Учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; может применять на практике в собственной творческой деятельности приобретенные знания умения и навыки.
3. Низкий уровень освоения программы. Учащийся демонстрирует слабую
заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; не стремится самостоятельно применять на практике в своей
деятельности приобретенные знания умения и навыки.
3. Список литературы

1.

2.

3.

Нормативные документы
Международный документ. Конвенция. О правах ребенка (одобрена
Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.: вступила в силу для СССР
15 сентября 1990 г.)
Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации:
федер. закон (принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом
Федерации 26 декабря 2012 г.)
Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации: федер. закон (принят Гос. Думой 3 июля 1998 г.:
одобр. Советом Федерации 9 июля 1998 г.)

4.

5.
6.

7.

8.

9.

10.
11.

12.

13.

14.

15.

1.
2.
3.
4.
5.

Российская Федерация. Концепция развития дополнительного образования
детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р)
Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства».
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
стратегии развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025
года».
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018
N 16.
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»
Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2016 г. № 919ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области
“Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года”»
Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года №
900-ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской
области до 2025 года»
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 06.05.2022 г. № 434-Д «Об утверждении концептуальных подходов
к развитию дополнительного образования детей в Свердловской области»
Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении
изменений в методические рекомендации “Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях”, утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 г. № 934-д»
Устав МАОУ «Школа № 58» КГО.
Литература, использованная при составлении программы
Авербах, Ю. Школа середины игры [Текст] / Ю. Авербах. - М.: Издательство
«Терра- спорт», 2000.
Авербах, Ю. Школа эндшпиля [Текст] / Ю. Авербах. - М.: Издательство
«Терра-спорт», 2000.
Бондаревский И.З. Комбинации в миттельшпиле [Текст]/ - Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2001.
Волчок, А.С. Уроки шахматной практики [Текст] / А.С.Волчок. - Николаев:
Издательство «Атолл», 2003.
Дворецкий Марк Израилевич «Школа высшего мастерства. Эндшпиль.» изд.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Харьков «Фолио», 1997 г.- 384 с.
Дворецкий Марк Израилевич «Учебник эндшпиля Марка Дворецкого», изд.
Харьков «Факт», 2006 г.- 490 с.
Журнал "Шахматы в СССР", 1985, №2.
Журавлев, Н.И., Клованс Я.Я., Кузьмичев, Г.Г. Шахматные орешки [Текст] /
Н.И. Журавлев, Я.Я. Клованс, Г.Г. Кузьмичев. - Рига: 1991.
Завьялов, А. Дебютные ловушки и новинки 444+1[Текст] / А. Завьялов. - М.:
Издательство «МДЦ Оригами», 2000.
Каленов, А. Фронтальная фигуральная атака на хорошую рокировку [Текст] /
А. Каленов. - Серия «Атака», Выпуск 1 (3) М.: 2001.
Калиниченко, Н. Дебютный репертуар атакующего шахматиста [Текст] / Н.
Калиниченко. - М.: Издательство «Russian chess house», 2005.
Карпов, А. Учитель играть защиту [Текст] / А. Карпов. - М.: Серия Шахматный
университет «КАРО- КАНН. Джеймс», 1999.
Карпов, А., Гик, Е. Все о шахматах [Текст] / А. Карпов, Е. Гик. - М.: Издательство «ТД Гранд», 2005.
Карпов А., Мацукевич Б. Оценка позиций и план [Текст] / А. Карпов, Б. Мацукевич. - Можайск: Издательство «Джеймс», 1999.
Кобленц, А. Уроки шахматной стратегии [Текст] / А. Кобленц. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1983.
Костров, В., Белявский Б. 2000 шахматных задач. Шахматный решебник 1-2
разряд. Часть 3. Шахматные комбинации [Текст]/ В. Костров., Б. Белявский. С.-Петербург: «Литера», 2001.
Костров, В., Белявский, Б. 2000 шахматных задач. Шахматный решебник 1-2
разряд. Часть 1. Связка. Двойной удар [Текст] / В. Костров, Б. Белявский. - С.Петербург: Изда-тельство «Литера», 2001.
Майзелис И. Шахматы детям [Текст] / И.Майзелис. - С.-Петербург: «Респекс»,
1960.
Мацукевич А. Короткие шахматы. 555 дебютных ошибок [Текст] / А. Мацукевич. - М.: Издательство «Астрель», 2002.
Нейштадт Я. Шахматный практикум- 2 [Текст] / Я. Нейштадт. - Харьков: Издательство «Фолио», 1998.
Несис, Г., Халифман, А. Тактика во французской защите [Текст] / Г. Несис, А.
Халифман. - Харьков: Издательство «Факт», 2000.
Нимцович А. Моя система [Текст] / А. Нимцович. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1974.
Оснос В.В. Дебют Рети [Текст] / В.В. Оснос. - М.: Издательство «Физкультура
и спорт», 1990.
Пак, В.Н. Истории матчей на звание чемпиона мира по шахматам [Текст] / В.Н.
Пак. - М.: Издательство «АСТ - Сталкер», 2005.
Панченко, А.Н. Теория и практика шахматных окончаний [Текст] / А.Н. Панченко. - Йошкар-Ола: 1997.
Пожарский, В. Шахматный учебник на практике [Текст] / В. Пожарский. - Ростов на Дону: «Феникс», 2004.
Программа подготовки шахматистов разрядников П- 1 разряд. М., Серия Шахматный университет, «Russian chess house» ,2005.
Ройзман А.Я. Шахматные миниатюры 400 комбинационных партий [Текст] /

29.

30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

А.Я. Ройзман. - Минск: Издательство «Полымя», 1978.
Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по
обучению игре в шахматы обучающихся старшего дошкольного и младшего
школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина
В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах,
2010. - 57с.
Свешников, Е. Выигрывайте против французской защиты [Текст] / Е. Свешников. - Серия шахматный университет, «Russian chess house», 2005.
Славин, И.Л. Учебник- задачник шахмат [Текст] / И.Л.Славин. - Архангельск,
2002.
Стецко О. Французская защита. Классическая система. М., Астрель АСТ,2004.
Суэтин А.С. Как играть дебют [Текст]/ А.С. Суэтин. - Ростов на дону: Издательство «Фе-никс», 2003.
Суэтин А.С. Ступени к мастерству в шахматах [Текст] / А.С.Суэтин. - М.: Издательство «Новина», 1998.
Суэтин А.С. Школа дебюта[Текст]/ А.С. Суэтин. - М.: Издательство «Терра Спорт», 2001.
Хенкие В, 1000 матовых комбинаций [Текст] / В. Хенкие. - М.: «АСТ», 2002.
Хенкие В. 1000 матовых комбинаций [Текст] / В. Хенкие. - М.: «АСТ»,
Черняк В. 1000 самых известных шахматных партий [Текст]/ В. Черняк. - М.:
Издательство «Астрель АСТ», 2002.
Эстрин, Я.Б., Калиниченко, Н.М. Шахматные дебюты. Полный курс [Текст] /
Я.Б. Эстрин, Н.М. Калиниченко. - М.: Издательство «ФАИР - ПРЕСС», 2003.
Яковлев, Н.Г. Найди лучший план. С.- Петербург,2005.

Литература для обучающихся и родителей
1. Авербах, Ю. Школа эндшпиля [Текст] / Ю. Авербах. - М.: Издательство «Тера
спорт», 2000.
2. Авербах, Ю., Бейлин, М. Путешествие в шахматное королевство [Текст] / Ю.
Авербах, М. Бейлин. - М.: «Физкультура и спорт», 1998.
3. Блох, М.В. Учебник шахмат [Текст] / М.В. Блох.- М.: «Ассоциация учителей
физики», 1997.
4. Бондарь, Л.А., Лившиц, З.Б. Шахматные семестры [Текст] / Л.А. Бондарь, З.Б.
Лившиц, - Минск: «Высшая школа», 1984.
5. Габбазова А.Я. Учимся играть в шахматы [Текст] / Учебное пособие А.Я. Габбазова. -. Ульяновск: Издательство «УлГТУ», 2002.
6. Гершунский Б.С., Косьев, А.Н. Шахматы - школе [Текст] / Б.С. Гершунский,
А.Н. Косьев. - М.: «Педагогика», 1991.
7. Горелик, В.С. Ступеньки шахматной игры [Текст] / В.С. Горелик. -Днепропетровск: «Cir», 2002.
8. Журавлев, Н.И., Клованс Я.Я., Кузьмичев, Г.Г. Шахматные орешки [Текст] /
Н.И. Журавлев, Я.Я. Клованс, Г.Г. Кузьмичев. - Рига: 1991.
9. Панченко, А.Н. Теория и практика шахматных окончаний [Текст] / А.Н. Панченко. - Йошкар-Ола: 1997.
10. Пожарский, В. Шахматный учебник [Текст] / В. Пожарский. - Ростов на Дону:
«Феникс», 2006.
11. Хенкин, В. 1000 матовых комбинаций [Текст] / В.Хенкин. - М.: «АСТ», 2002.

12. Хенкин, В., Шахматы для начинающих [Текст] / М.: В. Хенкин. - «Астрель
АСТ», 2002.
13. Юдович М. Занимательные шахматы [Текст] / М. Юдович. - М.: «Физкультура
и спорт», 1976.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».