Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный стрелок» имеет физкультурно- спортивную направленность. Актуальность программы определяется интересом обучающихся к стрелковому спорту и программам военно-патриотической направленности, а также задачами государственной политики в области патриотического воспитания молодежи. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Стрелковый клуб» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный Закон от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 678-р; 4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”; 5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28); 6. Концептуальные подходы к развитию дополнительного образования детей в Свердловской области (утв. приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 06.05.2022 г. № 434-Д); 7. Приказ министерства образования и молодежной политики Свердловской области от29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» а соответствии с социальным сертификатом»; 8. Приказ министерства образования и молодежной политики Свердловской области от25.08.2023 №963-Д «О внесении изменений в Приказ министерства образования и молодежной политики Свердловской области от29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» а соответствии с социальным сертификатом». Программа «Стрелковы клуб» дополняет и углубляет содержание образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности», помогает приобрести обучающимся необходимые навыки для сдачи норм комплекса ГТО. Программа способствует формированию патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укреплению силы духа, стойкости характера, подготовке к жизни в экстремальных условиях. Занятия стрелковым спортом занимают одно из основных мест в организации военно-патриотической, оборонно-массовой работы и подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах РФ. Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является её практическая значимость. Программа разработана на основании тем по огневой подготовке для учебных сборов курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и Программ для кружков по изучению основ военного дела. - М.,1986. Знания и навыки, полученные при прохождении программы, помогают в профессиональном самоопределении, подготовке к службе в рядах силовых министерств и ведомств, успешной сдаче норм ГТО. Новизной программы является повышенное внимание при проведении занятий, которое уделяется межпредметным связям с общеобразовательными предметами (физика, биология, анатомия, история, технология) для формирования комплексных знаний и навыков. Адресат программы. К обучению по данной программе допускаются юноши и девушки в возрасте от 12 лет и старше, желающие получить необходимые основы стрелковой подготовки и навыки владения оружием. Период созревания может принести множество проблем, стрессов самому подростку и его родителям. Реально воспринимая взрослых, подростки хотят, чтобы их тоже считали взрослыми, независимыми и самодостаточными. Усиливается потребность во взаимоуважении. Это возраст формирования нравственных убеждений, принципов, идеалов, мировоззрения, которыми молодые люди начинают руководствоваться в своем поведении. В то же самое время они остаются ориентированы на свою группу, ценности и влияние которой на поведение еще значительно, поэтому некоторые моральные понятия могут быть искаженными и способствовать развитию уязвимых личностных особенностей (упрямство нередко принимается за волю, жесткость, жестокость за мужество и т.д.). Появляется потребность осознать себя как личность. У подростка появляется интерес к себе, своей внутренней жизни, потребность в собственной самооценке, сопоставлении себя с другими людьми, оценке своих возможностей и способностей, личностных особенностей. На этой основе нередко возникают конфликты: противоречие между уровнем притязаний подростка и его реальным положением в группе, между отношением к самому себе и отношением к нему со стороны взрослых, ровесников. Как следствие - высокое самоуважение или неуверенность в себе. Стремление к самовоспитанию (целенаправленное развитие у себя желаемых качеств), настойчивость, упорство в достижении цели при самоуважении помогают преодолевать трудности, более эффективно разрешать проблемы. Сложность этого периода в жизни самих молодых людей и их родителей породила мифы о подростках, на которые зачастую, списывают собственные воспитательные огрехи и несостоятельность взрослых. Учебные занятия организует и приводит преподаватель-организатор «Основ безопасности жизнедеятельности». Для прохождения курса обучения и сдачи норм обучающиеся объединяются в учебные группы по 12-15 человек. К стрельбе допускаются все желающие обучающиеся, изучившие меры безопасности при стрельбе и устройство стрелкового оружия. Занятия в кружке проводятся с соблюдением всех мер безопасности в свободное от занятий время и без взимания платы с обучаемых. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, очно. Продолжительность одного академического часа 45 минут. Общее количество часов в неделю- 2 часа. Сроки освоения программы. Объем программы 70 часов. Программа рассчитана на один год обучения. Особенности организации образовательного процесса. Занятия проходят на специально оборудованном месте для стрельбы с соблюдением мер безопасности. Программа основана на базовом уровне освоения материала. При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности обучающихся и их возможности. Формы обучения: групповая и индивидуально-групповая. Основные виды занятий: беседа, практическое занятие, участие в соревнованиях. Подведение итогов реализации программы осуществляется в виде сдачи контрольных нормативов на звание «Юный стрелок» и «Меткий стрелок». К сдаче нормативов допускаются: на звание «Юный стрелок» мальчики и девочки в возрасте 12–14 лет; на звание «Меткий стрелок» юноши и девушки 15–17 лет. Условия выполнения упражнения на звание «Юный стрелок»: Упражнение выполняется из пневматической винтовки типа ИЖ-38, дистанция стрельбы 5 м, мишень – спортивная № 8 с диаметром «десятки» 1 мм. Положение для стрельбы – стоя (сидя) с руки, с опорой на стол или стойку. Количество выстрелов – 3 пробных, 5 зачетных. Время на стрельбу – неограниченное. Норматив – выбить не менее 24 очков. Условия выполнения упражнений на звание «Меткий стрелок»: Упражнение выполняется из пневматической винтовки типа ИЖ-38, дистанция стрельбы 5 м, мишень – спортивная № 8. Положение для стрельбы – стоя с руки с опорой рук на стойку или стол. Количество выстрелов – 3 пробных, 10 зачетных. Время на стрельбу – неограниченное. Нормативные требования: показать результат не ниже 64 очков. Цель и задачи программы. Цель: всестороннее развитие личности ребенка и формирование его гражданской позиции и патриотизма посредством занятий военно-прикладными видами спорта. Задачи: Обучающие - обучить детей основам теории стрельбы; материальной части современного стрелкового и спортивного оружия; - знакомить с историей создания и развития стрелкового оружия России; - обучить мерам безопасности при обращении с оружием и боеприпасами во время учебных стрельб и соревнований; - обучить основам судейства соревнований по стрельбе. Развивающие - закрепление навыков в действиях с оружием, в практическом применении; - развитие глазомера, скорости, точности и координации движений; - развитие выносливости, трудолюбия, меткости, умения правильно анализировать свои действия; - расширение кругозора и эрудиции детей в области стрелкового спорта, военного дела. Воспитательные - воспитание уважения к Вооружённым Силам России и их истории; - воспитание чувства гордости за свою Родину, достижения Российского стрелкового спорта; воспитание дисциплины, целеустремлённости, терпеливости, настойчивости, чувства ответственности за порученное дело; - воспитание коллективизма; - воспитание стремления к здоровому образу жизни. Планируемые результаты. Личностные результаты. Обучающиеся должны: активно включаться в общение и взаимодействие с товарищами на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями; оказывать бескорыстную помощь своим товарищам, находить с ними общий язык; правильно обращаться с инвентарём, соблюдать требования безопасности при стрельбе и обращении с оружием; удерживать товарищей от совершения нарушений. Метапредметные результаты. Обучающиеся должны: планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения; технически правильно выполнять двигательные действия; управлять эмоциями при общении, сохранять хладнокровие, сдержанность; анализировать и объективно оценивать собственные результаты, находить возможности и способы их улучшения; правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта и использовать их в деятельности. Предметные результаты. Обучающиеся должны: знать меры безопасности при стрельбе, при обращении с оружием и боеприпасами; владеть навыками стрельбы из различных положений; знать устройство оружия и основные правила стрельбы; знать правила поведения на огневом рубеже; знать правила проведения стрелковых соревнований; уметь анализировать свои ошибки и вносить коррективы в свои действия; владеть основами самооценки и самоконтроля, психической и эмоциональной устойчивости; понимать необходимость службы в рядах ВС РФ и важность подготовки к ней Содержание программы. Учебный план. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Наименование темы Стрелковый спорт (водное занятие) Меры безопасности при стрельбе Меры безопасности при обращении с оружием. Правила поведения в тире. Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки Основы и правила стрельбы Подготовка пневматической винтовки к стрельбе, чистка и смазка оружия. Техника стрельбы из пневматической винтовки лежа. Техника стрельбы из пневматической винтовки с опорой на стол. Техника стрельбы из пневматической винтовки Количество часов Формы контроля Всего Теория Практика 1 Собеседование 1 1 - Собеседование 1 - Собеседование 1 1 - Собеседование Собеседование 2 2 - 2 - Собеседование - 4 Собеседование, наблюдение 1 1 2 4 12 1 11 12 1 11 1 11 12 Наблюдение, анализ стрельб, самооценка Наблюдение, анализ стрельб, самооценка Наблюдение, анализ стрельб, 11 12 стоя. Техника стрельбы из пневматического пистолета. Правила проведения стрелковых соревнований. Судейская практика. 12 1 11 2 1 1 - 2 13 Сдача контрольных нормативов 2 14 Проведение соревнований по стрельбе 2 - 2 15 Подготовка обучающихся школы к соревнованиям и участие в них. Всего: 4 - 4 70 13 57 самооценка Наблюдение, анализ стрельб, самооценка Наблюдение, анализ стрельб, самооценка Выполнение норматива «Юный стрелок» и «Меткий стрелок» Наблюдение, анализ стрельб. самооценка Наблюдение, анализ стрельб, самооценка Содержание программы. Тема 1. Вводное занятие.- 1 час. Теоретическое занятие. Стрелковый спорт, история и его значение в организации спортивномассовой работы и военно-патриотическом воспитании молодёжи. Тема 2.Меры безопасности при стрельбе. -1 час. Теоретическое занятие. Изучение техники безопасности при стрельбе, роль руководителя стрельбы в обеспечении безопасности. Тема 3. Меры безопасности при обращении с оружием. -1 час. Теоретическое занятие. Изучение правил обращения с оружием и боеприпасами при нахождении на огневом рубеже и вне его. Тема 4. Правила поведения в тире. -1 час. Теоретическое занятие. Изучение правил поведения в тире во время занятий стрелкового клуба и во время проведения соревнований. Тема 5. Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки. -2 часа. Теоретическое занятие. Назначение, общее устройство, принцип действия и технические характеристики пневматической винтовки и пистолета. Взаимодействие её частей во время выстрела. Тема 6. Основы и правила стрельбы. -2 часа. Теоретическое занятие. Явление выстрела. Образование траектории. Прямой выстрел. Начальная скорость пули. Отдача оружия. Пробивное и убойное действие пули. Прикрытое, поражаемое и мёртвое пространство. Способы определения расстояния до цели. Элементы наводки. Выбор цели и точки прицеливания при стрельбе по неподвижным целям. Основные ошибки при прицеливании. Тема 7. Подготовка пневматической винтовки к стрельбе, чистка и смазка оружия. - 4 часа. Практические занятия. Чистка и смазка оружия после стрельбы, подготовка к длительному хранению, расконсервация оружия, мелкий ремонт. Тема 8. Техника стрельбы из пневматической винтовки лёжа. – 12 часов. Теоретическое занятие.-1 час. Принятие позиции при стрельбе из винтовки лёжа, техника спуска и задержки дыхания, правила наводки оружия. Практические занятия.-11 часов. Принятие и отработка позиции при стрельбе из винтовки лёжа, отработка техники спуска и задержки дыхания, наводка и тренировка единообразия прицеливания, тренировочные стрельбы. Тема 9. Техника стрельбы из пневматической винтовки сидя с опорой на стол.-12 часов. Теоретическое занятие.-1 час. Принятие правильной позиции при стрельбе с опорой на стол, наводка оружия и прицеливание, техника спуска и задержки дыхания. Практические занятия.-11 часов. Принятие и отработка правильной позиции при стрельбе с опорой на стол, наводка и тренировка единообразия прицеливания, отработка техники спуска и задержки дыхания, тренировочные стрельбы. Тема 10. Техника стрельбы из пневматической винтовки стоя.-12 часов. Теоретическое занятие.-1 час. Принятие правильной позиции при стрельбе стоя, наводка оружия и прицеливание, техника спуска и задержки дыхания. Практические занятия.-11 часов. Принятие и отработка правильной позиции при стрельбе стоя, наводка и тренировка единообразия прицеливания, отработка техники спуска и задержки дыхания, тренировочные стрельбы. Тема 11. Техника стрельбы из пневматического пистолета. Теоретическое занятие.-1 час. Принятие правильной позиции при стрельбе из пистолета, наводка оружия и прицеливание, техника спуска и задержки дыхания. Практические занятия.-11 часов. Принятие и отработка правильной позиции при стрельбе из пистолета, наводка и тренировка единообразия прицеливания, отработка техники спуска и задержки дыхания, тренировочные стрельбы. Тема 12. Правила проведения стрелковых соревнований. Судейская практика. -2 часа. Теоретическое занятие.-1 час. Правила и порядок проведения соревнований по стрельбе, допуск стрелков, их обязанности и права. Судейство соревнований, обязанности судей, правила оценки результатов стрельбы. Практическое занятие.-1 час. Проведение соревнований по стрельбе, допуск стрелков. Судейство соревнований, обязанности судей, оценка результатов стрельбы. Тема 13. Сдача контрольных нормативов.- 2 часа. Практическое занятие. Выполнение контрольных нормативов по стрельбе из различных положений на звание «Юный стрелок» и «Меткий стрелок». Тема 14. Проведение соревнований по стрельбе. -2 часа. Практическое занятие. Проведение соревнований по стрельбе из пневматической винтовки на личное и групповое первенство среди обучающихся и педагогов школы. Тема 15. Подготовка сборной школы к соревнованиям и участие в них. -4 часа. Практическое занятие. Подготовка обучающихся к участию в соревнованиях по стрельбе на первенство города среди учебных заведений, к конкурсам «А, ну-ка, парни!», «Допризывник», олимпиаде по ОБЖ, сдаче норм ГТО, Президентским играм. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Организационно-педагогические условия. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год. Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель. 35 Количество учебных дней. 70 Количество часов в неделю. 2 Количество часов. 70 Количество недель в I полугодии. 15 Количество недель во II полугодии. 20 Начало занятий. 01.09.2023. Каникулы. 28.10.23.-06.11.23.; 23.03.24.-01.04.24. Выходные дни. 30.12.23.-08.01.24. Окончание учебного года. 25.05.2024. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение: 1. Учебный тир. 2. Столы для теоретических занятий и для стрельбы сидя (12шт.). 3. Стулья (12 шт.). 4. Металлический шкаф для хранения оружия. 5. Винтовки пневматические (ИЖ-38, МР-512, Иж-60– 6шт.). 6. Прицельные станки (2шт.). 7. Упоры для опоры оружия (2 шт.). 8. Мишени бумажные спортивные «П». 9. Мишенные установки (6 шт.). 10.Мишенные установки для биатлона (4 шт.) 11.Комплект плакатов по стрельбе. 12.Учебные фильмы по стрельбе. 13.Проектор. 14.Компьютер. 15.Экран. 16.Пистолет пневматический (ИЖ-53)– 1шт. Кадровое обеспечение. Педагог, реализующий данную программу, обладает следующими личностными и профессиональными качествами: - умение создать комфортные условия для успешного развития личности обучающихся; - умение увидеть и раскрыть творческие способности обучающихся; - постоянное самосовершенствование педагогического мастерства и повышение уровня квалификации по специальности. Преподаватель аттестован и прошел курсы повышения квалификации; - является неоднократным победителем и призером городских соревнований по стрельбе. Методические материалы. Организация образовательного процесса – очная форма. Методы обучения: наглядный практический; объяснительноиллюстративный, частично-поисковый, исследовательский проблемный. Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая. Формы организации учебного занятия: теоретическое занятие, практическое занятие, соревнования, разбор и анализ результатов стрельбы. Педагог подачу нового теоретического материала осуществляет следующими методами: рассказа; беседы; показа с объяснением и демонстрацией наглядных пособий. Перед выполнением практических упражнений педагог проводит словесное разъяснение техники исполнения. В течение практической части занятия педагог осуществляет текущий контроль качества и правильности выполнения заданий. По окончании изучения каждой новой темы педагог проводит фронтальный опрос обучающихся и контрольные стрельбы. При завершении изучения конкретного раздела курса педагог осуществляет рубежный контроль путем устного опроса обучающихся по всем пройденным темам, проводит квалификационные соревнования. На каждом занятии, по окончании стрельбы, обучающиеся получают свою мишень с оценкой или замечаниями педагога. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. Текущая проверка знаний осуществляется без оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно. Возможны различные подходы к выбору форм контроля и оценки знаний. Основным способом контроля является мониторинг. Задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения учеником программы и зону ближайшего развития учащихся. Проведение мониторинга предполагает: 1. Собеседование, позволяющее определить исходные знания учащихся; 2. Наблюдение за активностью ребенка в различных ситуациях: - прогностическое, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационное, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; - рефлексивный контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения. 3. Анализ результатов стрельбы педагогом и самими обучающимися для поиска ошибок. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. В качестве варианта косвенного контроля используется соревнования по стрельбе, а также выполнение нормативов при сдаче норм ГТО. За первые призовые места предусмотрено моральное стимулирование для учащихся: благодарственные письма, грамоты, дипломы. Итоговое занятие по курсу организуется в форме сдачи нормативов на звание «Юный стрелок» и «Меткий стрелок». К сдаче нормативов допускаются: на звание «Юный стрелок» мальчики и девочки в возрасте 12–14 лет; на звание «Меткий стрелок» юноши и девушки 15–17 лет. Условия выполнения упражнения на звание «Юный стрелок»: Упражнение выполняется из пневматической винтовки типа ИЖ-38, дистанция стрельбы 5 м, мишень – спортивная № 8 с диаметром «десятки» 1 мм. Положение для стрельбы – стоя (сидя) с руки, с опорой на стол или стойку. Количество выстрелов – 3 пробных, 5 зачетных. Время на стрельбу – неограниченное. Норматив – выбить не менее 24 очков. Условия выполнения упражнений на звание «Меткий стрелок»: Упражнение выполняется из пневматической винтовки типа ИЖ-38, дистанция стрельбы 5 м, мишень – спортивная № 8. Положение для стрельбы – стоя с руки с опорой рук на стойку или стол. Количество выстрелов – 3 пробных, 10 зачетных. Время на стрельбу –неограниченное. Нормативные требования: показать результат не ниже 64 очков. При выполнении норматива обучающиеся получают оценку «зачтено», при невыполнении получают оценку «незачтено». Результаты обучения заносятся в журнал. Кроме того, выполнившие норматив награждаются нагрудными знаками. Список литературы для педагога. 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный Закон от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Постановление Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р); 4. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018г. №162-д «Об утверждении развития Концепции образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 5. Алексеев Б. «Работа с юными стрелками» -М.: ДОСААФ, 1998. 6. Вайштейн Л.М. «Стрелок и тренер» - М.: ДОСААФ, 2009. 7. Жилина М.Я. «Методика тренировки стрелка-спортсмена» - М.: ФиС, 1996. 8. Корх А.Я. «Стрелковый спорт и методика преподавания» -М.: ФиС, 1996. Список литературы для обучающихся. 1. Вайнштейн Л.М. «Основы стрелкового мастерства» - М.: ДОСААФ, 2000. 2. Иткис М.А. «Специальная подготовка стрелка-спортсмена»- М.: ДОСААФ, 1997. 3. Умаров М. А. «Особенности психологической подготовки стрелка» - М.: ФиС, 2006 г. Список литературы для родителей. 1. Дворкин А.Д. «Стрельба из пневматических винтовок»- М.: ФиС, 2003. 2. Юрьев А.А. «Спортивная стрельба» - М.: ФиС, 1989.