Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Данная Программа является одной из составляющих частей системы физического воспитания в общеобразовательной школе, основная цель которой – всестороннее развитие личности посредством формирования физической культуры ребенка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные игры» имеет физкультурно-спортивную направленность. Кружковая деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Программа «Спортивные игры» предназначена для физкультурноспортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту. Материал программы предполагает изучение основ трёх спортивных игр: баскетбола, волейбола, футбола и даётся в трёх разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и специальная техническая подготовка. Материал по общей физической подготовке является единым для всех спортивных игр и входит в каждое занятие курса. Актуальность программы Актуальность программы состоит в приобщении детей к здоровому образу жизни, укреплении их психического и физического здоровья, самореализации личности в процессе физкультурной тренировки. у обучающихся формируются потребности к систематическим занятиям. Основу программы составляют двигательные навыки и овладение техническими и тактическими приемами игры в баскетбол и волейбол, развиваются и укрепляются моральные и волевые качества. Программа по спортивным играм предусматривает обучение учащихся основам игры в баскетбол и волейбол. Юные спортсмены стремятся не просто овладеть навыками игры, а сделать это грамотно и профессионально. Большое значение придаётся эстетике формы. Исходя из возрастных особенностей работа с детьми направлена не столько на развитие конкретных физических качеств, сколько на обучение ребёнка владеть собственным телом, на приобретение жизненно-важного двигательного опыта. А также на гармоничное развитие личности. Программа педагогически целесообразна, так как при её реализации у детей повышается уровень физического развития и укрепляется здоровье. Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики и коррекции здоровья. В программе отражены основные принципы спортивной подготовки воспитанников: Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля. Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах. Обеспечена преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности. Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей воспитанника, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные игры» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция); 2. Федерального закона от 04.12.2007 г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.) «О физической культуре и спорте в РФ». 3. Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р); 4. Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28); 5. Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в ред. от 30 сентября 2020 г.); 6. Концептуальных подходов к развитию дополнительного образования детей в Свердловской области (утв. приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 06.05.2022 г. № 434-Д); 7. Приказа ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 04.03.2022 № 219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 01.11.2021 г. № 934-д»; Отличительной особенностью программы является многообразие средств и методов их применения. Занятия способствуют развитию специальных физических качеств- ловкости, быстроты, координации движений, что очень важно развивать у детей младшего школьного возраста, воспитанию характера, дисциплинируют, учат оперативно решать двигательные задачи в процессе игры, развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира. Особенностью данной программы является то, что она направлена на разностороннюю физическую подготовку обучающихся преимущественно оздоровительной направленности и овладение основам техники владения мячом. Программа разработана на основе теории и методики физического воспитания спортивных игр, возрастных физиологических и психологических особенностей детей, личного опыта педагога для детей с различным уровнем развития физических способностей. Новизна программы состоит в удовлетворении возрастной потребности в идентификации личности, определении жизненных стратегий и обретении навыков их реализации. Сохранение и культивирование условий, благоприятных для развития спортивной индивидуальности личности посредством занятий спортом. Новизна и оригинальность программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения, а также уделяет внимание вопросам воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. И, самое главное, позволяет обучающимся следить за состоянием своего здоровья с помощью здоровьесберегающих технологий (пульсометрия, мониторинг физической подготовленности и элементарные навыки самомассажа.) Адресат программы. Программа составлена в соответствии с учётом возрастных особенностей детей возрастной категории 13-15 лет. Программа не предъявляет специальных требований к физической подготовленности для зачисления в группы. Допуском к освоению данной программы является отсутствие серьёзных отклонений в здоровье, что даёт детям с разными физическими способностями возможность приобретать полезный двигательный опыт в равной степени. Возрастные особенности обучающихся: Познавательная деятельность учащихся 13 лет является ведущей, появляется новый вид учебного мотива – мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополнительным источникам знаний, на первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя». Происходит развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, развитие продуктивных навыков и приемов учебной деятельности, умение учиться, раскрытие индивидуальных способностей и особенностей. У обучающихся старшего школьного возраста (14-15 лет) происходит формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать на их основе выводы, развитие рефлексии, развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели, развитие мотивационной сферы, развитие умения овладевать эмоциями и регулировать поведение, развитие умения выделять круг устойчивых интересов, развитие интереса к другому человеку и устойчивый интерес к себе, развитие внутренних критериев самооценки, развитие форм и навыков личного общения в группе сверстников и выработка способов взаимопонимания, развитие моральных чувств, форм и способов сопереживания. Режим занятий Продолжительность одного академического часа – 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 мин. Общее количество часов в неделю – 6 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Объем и срок реализации общеразвивающей программы Объем программы – 204 часа Программа рассчитана на 1 год обучения. Особенности организации образовательного процесса. Программа реализуется по традиционной модели в виде линейной последовательности освоения содержания в течение одного года в одной образовательной организации. Программа реализуется на базовом уровне усвоения материала. При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности обучающихся и их возможности. Формы обучения: групповая и индивидуально-групповая. Основные виды занятий: беседа, практическое занятие, участие в соревнованиях. Подведение итогов реализации программы осуществляется в виде контрольных игр, участия в соревнованиях, сдачи нормативов. 2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранных видов спорта. Задачи: Обучающие: формирование и совершенствование у школьников двигательных умений и навыков, обучение новым видам движений и двигательным действиям; овладение обучающимися техническими приемами и тактикой спортивных игр; изучение правил спортивных игр и жестов, подаваемых судьями на соревнованиях; обеспечение усвоения систематизированных знаний; приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности; обучение основам судейства различных соревнований. Развивающие: развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, гибкости, выносливости) в соответствие с возрастом; развитие уравновешенности и устойчивости нервной системы в стрессовых ситуациях; повышение функциональных возможностей организма (координации, реакции, ловкости); развитие культуры общения со взрослыми и сверстниками. Воспитательные: воспитание морально-волевых качеств (смелости, настойчивости, решительности, уверенности в своих силах, воли к победе); воспитание дисциплинированности, чувства коллективизма, дружбы и товарищества; обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие его творческих сил и способностей; воспитание у школьников устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом, соблюдению здорового образа жизни и отказа от вредных привычек. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 Название раздела, темы Баскетбол Стойки и перемещения баскетболиста Остановки «Прыжком» Остановки «В два шага» Передачи мяча Ловля мяча Ведение мяча Броски в кольцо Подвижные игры Волейбол Перемещения Передача Нижняя прямая подача с середины площадки Прием мяча Подвижные игры и эстафеты Футбол Стоики и перемещения Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов Удар внутренней стороной стопы по мячу, катящемуся навстречу Передачи мяча Подвижные игры ИТОГО Количество часов Всего Теория Практика 55 5 50 11 1 10 5 5 5 5 6 1 5 6 1 5 6 1 5 6 1 5 10 10 94 5 89 21 1 20 21 1 20 21 1 20 20 11 55 6 1 1 5 1 19 10 50 5 6 1 5 6 1 5 11 26 204 1 1 15 10 25 191 Формы контроля Соревнование Соревнование Соревнование Содержание учебного (тематического) плана Физическая подготовка в процессе занятий Основная стойка, построение в шеренгу. Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Ходьба на носках, пятках, в полу приседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Высокий старт и бег со старта по команде. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, бег до 8 минут. Прыжки с поворотом на 90°, 180º, с места, со скакалкой, с высоты до 40 см, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Лазание по гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты, стойка на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах. Баскетбол Основы знаний. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как укрепить свои кости и мышцы. Физические упражнения. Режим дня и режим питания. Специальная подготовка. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в движении – низколетящего и летящего на уровне головы. Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по звуковому сигналу. Подвижные игры: «Охотники и утки», «Летает – не летает»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Выстрел в небо» с малыми и большими мячами. Волейбол Основы знаний. Волейбол – игра для всех. Основные линии разметки спортивного зала. Положительные и отрицательные черты характера. Здоровое питание. Экологически чистые продукты. Утренняя физическая зарядка. Специальная подготовка. Специальная разминка волейболиста. Броски мяча двумя руками стоя в стену, в пол, ловля отскочившего мяча, подбрасывание мяча вверх, и ловля его на месте и после перемещения. Перебрасывание мяча партнёру в парах и тройках - ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы. Стойка игрока, передвижение в стойке. Подвижные игры: «Брось и попади», «Сумей принять»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Кто лучший?» Футбол Основы знаний. Влияние занятий футболом на организм школьника. Причины переохлаждения и перегревания организма человека. Признаки простудного заболевания. Специальная подготовка. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу. Передачи мяча в парах. Подвижные игры: «Точная передача», «Попади в ворота». 1.4. Планируемые результаты В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД). Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся: формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека; развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью; формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни. Метапредметные результаты: способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми; умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье; способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность; умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья; формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими. осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Предметные результаты: приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. В ходе реализация программы обучающиеся должны знать: особенности воздействия двигательной активности на организм человека; правила оказания первой помощи; способы сохранения и укрепление здоровья; свои права и права других людей; влияние здоровья на успешную учебную деятельность; значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; должны уметь: составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его; выполнять физические упражнения для развития физических навыков; заботиться о своем здоровье; применять коммуникативные и презентационные навыки; оказывать первую медицинскую помощь при травмах; находить выход из стрессовых ситуаций; принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; отвечать за свои поступки; отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. 2. Организационно-педагогические условия 2.1. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I четверти Недель во II четверти Недель в III четверти Недель в IV четверти Начало занятий 10 Каникулы 11 Выходные дни 12 Окончание учебного года 34 102 6 204 8 8 10 8 05.09.2022 31.10.2022 – 06.11.2022 30.12.2022 – 08.01.2023 27.03.2023 – 02.04.2023 04.11.2022, 23.02.2023, 24.02.2023, 08.03.2023, 01.05.2023, 08.05.2023, 09.05.2023 26.05.2023 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Оборудование спортзала: Перекладина гимнастическая (пристеночная). Стенка гимнастическая. Комплект навесного оборудования. (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты) Мячи: баскетбольные, футбольные, волейбольные. Палка гимнастическая. Скакалка детская. Мат гимнастический. Кегли. Обруч пластиковый детский. Планка для прыжков в высоту. Стойка для прыжков в высоту. Флажки: разметочные с опорой, стартовые. Рулетка измерительная. Щит баскетбольный тренировочный. Сетка для переноса и хранения мячей. Волейбольная сетка универсальная. Сетка волейбольная. Аптечка. Мяч малый (теннисный). Гранаты для метания (500г,700г). Пришкольный стадион (площадка): Игровое поле для мини-футбола. Площадка игровая баскетбольная. Площадка игровая волейбольная. Гимнастическая площадка. Полоса препятствия. Мультимедийное оборудование: ЭОР. Компьютер. Учебно-методическое обеспечение: Рабочая программа курса. Диагностический материал. Разработки игр Информационное обеспечение 1. Сайт федерации волейбола Свердловской области https://volley-ural.ru/ 2. Сайт федерации баскетбола Свердловской области http://fbso66.ru/ 3. Сайт министерства спорта Свердловской области https://minsport.midural.ru/ Кадровое обеспечение. Педагог, реализующий данную программу, обладает следующими личностными и профессиональными качествами: умение создать комфортные условия для успешного развития личности обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей и способностей; умение увидеть и раскрыть творческие способности обучающихся; постоянное самосовершенствование педагогического мастерства и повышение уровня квалификации по специальности. Преподаватель аттестован и прошел курсы повышения квалификации. Методические материалы. Организация образовательного процесса – очная форма. Методы обучения: наглядный практический; объяснительноиллюстративный, частично-поисковый, исследовательский проблемный. Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая. В процессе обучения используются следующие формы занятий: однонаправленные, комбинированные, целостно – игровые, контрольные учебные занятия. Типичное занятие имеет следующую структуру: организационный момент; основная часть; подведение итогов занятия. Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся через организацию здоровьесберегающих практик. Формы проведения занятий и виды деятельности Однонаправленные занятия Посвящены только одному из компонентов подготовки игрока: техники, тактики или общефизической подготовке. Комбинированные занятия Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка. Целостно-игровые занятия Построены на учебной двухсторонней игре по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил. Контрольные занятия Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся. Педагог подачу нового теоретического материала осуществляет следующими методами: рассказ; беседа; показ с объяснением и демонстрацией выполнения упражнения. Перед выполнением практических упражнений педагог проводит словесное разъяснение техники исполнения. В течение практической части занятия педагог осуществляет текущий контроль качества и правильности выполнения заданий. При завершении изучения темы педагог осуществляет рубежный контроль путем устного опроса обучающихся по пройденным темам, проводит контрольные игры. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы В течение учебного года педагог организует и проводит контроль знаний, умений и навыков обучающихся объединения. Промежуточный контроль осуществляется в форме учебных или контрольных игр по волейболу и баскетболу. Итоговый контроль - участие в городских соревнованиях по волейболу и баскетболу. Кроме того, тренер в течение года проводит комплексный контроль за физическим развитием, состоянием здоровья обучающихся и освоением ими программного материала. Комплексный контроль включает: педагогические наблюдения за поведением воспитанников в коллективе, во время занятий, соревнований; определение уровня теоретических знаний в ходе бесед, занятий по тактике и в процессе выполнения специальных заданий; метод экспертных оценок – определение уровня подготовленности ребят на данном этапе соревнований и тренировок; видеозапись игровой деятельности обучающихся, позволяющая увидеть уровень технико-тактической подготовленности и двигательной активности (работоспособности) каждого воспитанника; исследование психомоторных функций – определение и анализ наиболее важных показателей, характеризующих быстроту и точность движений. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, протоколы соревнований. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: результаты участия в различных соревнованиях. 3. Список литературы Нормативные документы 1. Международный документ. Конвенция. О правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.: вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) 2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон (принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г.) 3. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон (принят Гос. Думой 3 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации 9 июля 1998 г.) 4. Российская Федерация. Федеральный закон от 04.12.2007 г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.) «О физической культуре и спорте в РФ». 5. Российская Федерация. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р) 6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». 7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025 года». 8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16. 9. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. 10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 11. 12. 13. 14. 15. 16. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"» Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2016 г. № 919ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области “Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года”» Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года № 900-ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года» Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 06.05.2022 г. № 434-Д «Об утверждении концептуальных подходов к развитию дополнительного образования детей в Свердловской области» Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в методические рекомендации “Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях”, утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 г. № 934-д» Устав МАОУ «Школа № 58» КГО. Литература, использованная при составлении программы Гатман Б., Финнеган Т., Все о тренировке юного баскетболиста. АСТ, 2007. Гомельский А.Я. Тактика баскетбола: Учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1996. Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболиста. - М.: Физкультура и спорт, 1998. Железняк Ю.Д. «120 уроков по волейболу» М.: Физкультура и спорт, 2019г. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе. Просвет, 1989. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий. Основная школа, 2005. – № 11. Киселев П.А. Подвижные и спортивные игры с мячом. Планета, 2015. «Федеральная комплексная программа физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича. М.: Просвещение, 2016.