1.Пояснительная записка Направленность программы – социально-гуманитарная. Актуальность Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дружина юных пожарных» разработана в соответствии с: Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция); Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 678-р Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28) Концептуальные подходы к развитию дополнительного образования детей в Свердловской области (утв. приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 06.05.2022 г. № 434-Д) Приказ министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» а соответствии с социальным сертификатом» Приказ министерства образования и молодежной политики Свердловской области от25.08.2023 №963-Д «О внесении изменений в Приказ министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» а соответствии с социальным сертификатом» Ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров от детской шалости с огнем, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожаре – это гибель детей. Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становятся незнание ими элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнем, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Это свидетельствует о том, что детям мало уделяется времени для формирования у них чувства опасности огня, привития навыков осторожного с ним обращения, изучению правил пожарной безопасности правильным действиям в случае возникновения огненной беды. Опыт показывает, что к вопросу о привитии элементарных навыков обращения с огнем надо подходить планомерно, систематически и с самого раннего детства. Запреты тут не помогут. Нужны крепкие противопожарные знания, умения грамотно действовать при возникновении чрезвычайной ситуации и навыки обращения с горючими огнеопасными предметами. В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей основам безопасной жизнедеятельности сегодня – это фундамент пожарной безопасности будущего. Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности является движение «Дружины юных пожарных» (ДЮП). Отличительные особенности При разработке программы «Дружина юных пожарных» был обобщён и переработан опыт педагогов дополнительного образования Смирновой С.В. (г. Екатеринбург, Свердловская область), Моташневой Н.А. (г. Нижний Тагил, Свердловская область), Леонова А.А. (г. Курск) и др. Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она дает возможность восполнить пробелы в знании пожарной безопасности у обучающихся, позволяет в полной мере раскрыть потенциал и способности к самостоятельной деятельности. Дружина юных пожарных - детское объединение, которое создается в целях совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре. Особенностью программы является ее вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с особенностями местных условий; отводится большое количество времени для использования учителем разнообразных форм и методов организации учебного процесса и для творческой деятельности детей. Программа адресована детям с 11 до 15 лет. Для обучения по данной программе принимаются все желающие. Количество обучающихся - 10-12 человек. Возрастные особенности обучающихся: Познавательная деятельность учащихся 11-13 лет является ведущей, появляется новый вид учебного мотива – мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополнительным источникам знаний, на первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя». Происходит развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, развитие продуктивных навыков и приемов учебной деятельности, умение учиться, раскрытие индивидуальных способностей и особенностей. У обучающихся старшего школьного возраста (14-15 лет) происходит формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать на их основе выводы, развитие рефлексии, развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели, развитие мотивационной сферы, развитие умения овладевать эмоциями и регулировать поведение, развитие умения выделять круг устойчивых интересов, развитие интереса к другому человеку и устойчивый интерес к себе, развитие внутренних критериев самооценки, развитие форм и навыков личного общения в группе сверстников и выработка способов взаимопонимания, развитие моральных чувств, форм и способов сопереживания. Режим занятий Продолжительность одного академического часа – 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 мин. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Объем и срок реализации общеразвивающей программы Объем программы – 136 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения. Особенности организации образовательного процесса Уровень программы – стартовый (ознакомительный). При обучении будут использоваться общедоступные и универсальные формы организации материала, несложное содержание. Форма реализации образовательной программы: очная, с использованием традиционной модели реализации программы, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения. Организационная форма обучения предполагает проведение занятий всем составом в разновозрастной группе при изучении тем курса и проведении практических занятий. Формы обучения: групповая. Виды занятий: теоретические и практические знания; экскурсии; практическая работа; встречи с работниками пожарной части, ВДПО. В ходе практических занятий юные пожарные приобретут практические навыки обнаружения противопожарных недочетов помещений образовательных учреждений и жилых домов, увидят на практике способы заправки огнетушителей, а также их применение при тушении «условного очага пожара». Формы подведения итогов реализации образовательной программы: выставки рисунков, викторина, практикум, тест и игра-соревнование по освоению программы в конце учебного года. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: создание условий для обучения учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности Дружины юных пожарных. Задачи: Образовательные: обучение правилам пожарной безопасности; привитие навыков осознанного безопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара; формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; овладение умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Развивающие: развитие познавательного интереса к трудной профессии пожарного; развитие мышления, внимания, памяти. Воспитательные: воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного; воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки. Планируемые результаты Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трем компонентам: предметный, метапредметный и личностный что позволяет определить динамическую картину развития воспитанника. Личностными результатами являются следующие умения: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами являются следующие умения: характеризовать явления, действия и поступки окружающих, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении практических заданий, отбирать способы их исправления; обеспечивать защиту и сохранность имущества от огня личного и общественного, природных объектов; организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планировать собственную деятельность, анализировать и объективно оценивать ее результаты, находить возможности и способы их улучшения; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность. Предметные результаты. К завершению обучения каждый обучающийся должен знать: основные правила пожарной безопасности; причины возникновения пожаров; первичные средства пожаротушения; виды огнетушителей и область их применения; знаки пожарной безопасности и места их размещения; меры предосторожности при о87ебращении с огнѐм, правила поведения в экстремальных ситуациях; правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и поражении электрическим током; главные исторические события становления пожарной охраны России, Свердловской области. 3.Учебный (тематический) план № п/п 1 2 Наименование раздела, темы Организационное занятие История развития Пожарной охраны Количество часов в том числе: всего теории практики 4 2 2 12 4 8 3 Основы пожарной безопасности 100 60 40 4 Основы медицинских знаний 20 8 12 136 74 62 Формы аттестации/контроля Оформление уголка Устный опрос, беседа, тест Устный опрос, беседа, тест, создание презентаций, составление памяток Устный опрос, беседа, тест, составление памяток 4.Содержание учебного (тематического) плана 1. Организационное занятие Цели, задачи кружка ДЮП. Утверждение программы. Теория: Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Рассказывая о дружинах юных пожарных следует сразу ориентировать учащихся на конкретный результат, на пользу, которую они смогут принести своей школе, дому, в котором живут, вступив в ДЮП. Необходимо познакомить со структурой и организацией работы дружины, проведением противопожарных рейдов, смотров-конкурсов, викторин, участие в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту. Работа дружин юных пожарных проводится с целью активизации и усиления воспитательной работы среди учащихся. Практика: Оформление уголка. 2. История развития Пожарной охраны. Первые противопожарные Указы на Руси. Теория: Создание, история и развитие советской пожарной охраны и добровольных пожарных организаций, а также об организации движения юных пожарных, создании дружин юных пожарных (ДЮП). Практика: Создание, история и развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций, а также об организации движения юных пожарных, создании дружин юных пожарных (ДЮП). В ходе беседы демонстрируется фильм о профессии пожарных. Пожарная охрана - ее история и традиции. Теория: Создание, история и развитие советской пожарной охраны и добровольных пожарных организаций, а также об организации движения юных пожарных, создании дружин юных пожарных (ДЮП). В ходе занятия или после демонстрируется фильм о профессии пожарных. Практика: В ходе занятия или после проведения беседы демонстрируется фильм о профессии пожарных. Добровольные пожарные формирования. Движение ДЮП в России. Теория: Создание, история и развитие советской пожарной охраны и добровольных пожарных организаций, а также об организации движения юных пожарных, создании дружин юных пожарных (ДЮП). Практика: Создание, история и развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций, а также об организации движения юных пожарных, создании дружин юных пожарных (ДЮП). В ходе беседы демонстрируется фильм о профессии пожарных. 3. Основы пожарной безопасности. Пожар. Основные причины пожаров. Теория: Основные характеристики горючей среды и источников зажигания. Огонь – друг и враг человека, какую пользу приносит огонь человеку, как человек научился управлять огнем. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнем; недопустимость игр детей с огнем. Практика: Разработать презентацию для младшего и среднего школьного возраста, с помощью которой можно эффективно обучать детей правилам пожарной безопасности и вырабатывать у них навыки принятия решений в случае пожара. Условия возникновения пожара. Поражающие факторы пожаров. Теория: Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах. Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах. Практика: Разработать презентацию для младшего и среднего школьного возраста, с помощью которой можно эффективно обучать детей правилам пожарной безопасности и вырабатывать у них навыки принятия решений в случае пожара. Основные средства пожаротушения. Теория: Вода, песок, земля, покрывало как средства тушения пожаров. Применение этих средств в условиях горения тех или иных веществ и материалов. Ручные, пенные и углекислотные огнетушители, область их применения. Правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. Практика: Тематическая викторина «Чем потушить пожар?» Что и чем тушат. Теория: Пожарные автомобили и противопожарное оборудование. Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарнотехническое вооружение. Практика: Тематическая викторина «Чем потушить пожар?» Классы веществ по горючести. Огнестойкость зданий. Теория: Классы веществ по горючести. Огнестойкость зданий. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов. Теория: Тепловое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления и т.п. – основная причина пожаров от электрохозяйства. Защита электрических сетей от коротких замыканий перегрузок и т.п. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов. Действие электрического тока на организм человека. Теория: Действие электрического тока на организм человека. Тепловое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления и т.п. – основная причина пожаров от электрохозяйства. Защита электрических сетей от коротких замыканий перегрузок и т.п. Меры пожарной безопасности при эксплуатации газовых приборов, отопительных печей. Теория: Меры пожарной безопасности при эксплуатации газовых приборов, отопительных печей. Основные правила поведения при возникновении пожара. Теория: Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара: предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получение ожогов, отравления дымом. Действия юного пожарного при обнаружении пожара. Порядок вызова пожарной помощи, встреча пожарных подразделений, выполнение поручений руководителя пожаротушения по эвакуации людей и имущества, охрана материальных ценностей, оказание первой медицинской помощи пострадавшим на пожаре. Практика: Составление памятки или компьютерной презентации «Что нужно делать при пожаре». Эвакуация из горящего здания. Правила выхода из задымленного помещения. Теория: Требования к территории и помещениям школы, правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских. Меры предосторожности при проведении лабораторных работ. Задачи юных пожарных во время проведения массовых мероприятий: вечеров, спектаклей, концертов, новогодней елки и т.д., а также во время пребывания в лагерях. Практика: «Что должен знать и уметь ответственный за электрохозяйство школы?» - беседа с электриком ОУ и зам. директора по АХЧ. Составление рекомендаций для учащихся и педагогов «Противопожарный режим при проведении массовых мероприятий». Правила поведения при пожаре в случае невозможности покинуть здание. Теория: Выбор игр и составление плана занятий по обучению школьников правилам пожарной безопасности. Противопожарная безопасность в школе. Правила эвакуации в местах скопления людей. Теория: Требования к территории и помещениям школы, правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских. Меры предосторожности при проведении лабораторных работ. Задачи юных пожарных во время проведения массовых мероприятий: вечеров, спектаклей, концертов, новогодней елки и т.д., а также во время пребывания в лагерях. Практика: «Что должен знать и уметь ответственный за электрохозяйство школы?» - беседа с электриком ОУ и зам. директора по АХЧ. Составление рекомендаций для учащихся и педагогов «Противопожарный режим при проведении массовых мероприятий». Огнетушители. Их виды и назначение. Теория: Устройство для подачи сигнала о пожаре, их функции. Виды пожарных извещателей. Приемные станции пожарной сигнализации. Установка пожаротушения, их группы. Правила пользования огнетушителем. Теория: Общие сведения. Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещений. Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией. Практика: Распределение обязанностей между членами кружка юных друзей пожарных; проведение организационно-деятельностной игры по отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания. Пиротехнические изделия. Правила пользования пиротехникой. Теория: Пиротехнические изделия. Правила пользования пиротехникой. Пожары на транспорте их причины. Правила поведения пассажиров во время пожара. Теория: Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автолестница, автомашина связи и освещения и т.п.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожара. Практика: Экскурсия в пожарную часть с целью ознакомления с пожарной техникой. Лесные пожары и их причины. Привила поведения. Теория: Необходимость сохранения лесных массивов. Большой материальный ущерб от лесных пожаров. Защита населенных пунктов, производственных объектов, линий электропередач и др. Большая трудоемкость работ. Основные способы тушения. Опасность для людей, находящихся в лесу. Административные меры взыскания за нарушения противопожарного режима в лесу. Практика: Составление листовок для населения «Берегите лес от пожара!» 3наки пожарной безопасности. Их применения и места установки. Теория: Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные. Примеры их применения и места установки. Профессия пожарный – опасна и трудна. Теория: Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь. Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный. Государственная противопожарная служба. Специализированные учебные заведения, где обучают профессии пожарного. Практика: составление картотеки учебных заведений по данной профессии Экскурсия в пожарную часть. Теория: Знакомство с работой пожарных и пожарной техникой Боевая одежда пожарного, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Теория: Знакомство с видами боевой одежды пожарного, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Укладка и одевание боевой одежды и снаряжения. Теория: Просмотр ролика по укладке и одеванию боевой одежды и снаряжения. Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое развертывание. Теория: Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое развертывание. Виды пожарной техники, их назначение. Теория: Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автолестница, автомашина связи и освещения и т.п.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожара. Викторина «Знаешь ли ы?» 4. Основы медицинских знаний. Ожоги. Степени ожогов. ПМП при ожогах. Теория: Ожоги. Степени ожогов. ПМП при ожогах. Изучение основных приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре. Практика: Беседа со школьным фельдшером на тему «Оказание первой медицинской помощи при пожаре». Повязки. Правила наложения повязок. Теория: Повязки. Правила наложения повязок. Изучение основных приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре. Правила наложения повязок. Практика: Беседа со школьным фельдшером на тему «Оказание первой медицинской помощи при пожаре». Оказание помощи человеку при поражении электрическим током. Теория: Изучение основных приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим при поражении электрическим током. Практика: Беседа со школьным фельдшером на тему «Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током». Оказание помощи человеку при отравлении угарным газом. Теория: Изучение основных приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим при отравлении угарным газом. Практика: Беседа со школьным фельдшером на тему «Оказание первой медицинской помощи при отравлении угарным газом». Анализ работы кружка за год. Подведение итогов. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I четверти Недель во II четверти Недель в III четверти Недель в IV четверти Начало занятий 10 Каникулы 11 Выходные дни 12 Окончание учебного года 34 68 4 136 8 8 10 8 04.09.2023 г. 28.10.2023 – 06.11.2023 30.12.2023 – 08.01.2024 23.03.2024 – 31.03.2024 04.11.2023,05.11.23, 06.11.23, 23.02.2024, 24.02.2024, 25.02.24, 08.03.2023, 09.03.24, 01.05.2024, 09.05.2024, 12.06.2024 26.05.2024 5.Условия реализации ДОП Материально-техническое обеспечение Для успешной реализации программы необходимо: столы, стулья, компьютер, проектор (телевизор), настенные доски для вывешивания иллюстративного материала, раздаточный материал, канцелярские принадлежности. Кадровое обеспечение Педагог, реализующий данную программу, должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами: умение создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников; умение увидеть и раскрыть творческие способности воспитанников; постоянное самосовершенствование педагогического мастерства и повышение уровня квалификации. Требования к образованию: не ниже среднего профессионального педагогического. Без предъявления требований к стажу работы. Психолого-педагогическое обеспечение: сотрудничество с классными руководителями, родителями и родственниками воспитанников, педагогическими и иными работниками школы. Методические материалы Прочные навыки по соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной и систематической разъяснительной работой. При проведении занятий следует учитывать происшествия, имевшие место в школе или на территории города, района – характерные нарушения требований пожарной безопасности, тайное курение, разжигание костров в запрещенных местах в пожароопасный период, происшедшие пожары и т.п. Противопожарная, разъяснительная работа включает в себя: занятия с учащимися; беседы с их родителями; организацию тематических вечеров и викторин; изготовление плакатов и лозунгов на противопожарные темы; выпуск номеров стенгазет; встречи с работниками и ветеранами пожарной службы; участие в конкурсе сочинений и рисунков на противопожарные темы; организацию противопожарной агитации, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики; проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением; показ кино-, видеофильмов на противопожарную тематику. Периодически необходимо приглашать на родительские собрания работников местной пожарной охраны. После встречи-беседы демонстрировать кинофильмы противопожарной тематики, организовывать викторины, показ средств тушения пожара и приемов тушения огня. Более эмоциональное воздействие на учащихся оказывает посещение пожарища. У сгоревшего или поврежденного огнем здания школьникам обязательно надо рассказать о причинах этого и других пожаров, особенно по причине детской шалости. В начале учебного года необходимо ознакомить учащихся с установленными правилами пожарной безопасности, порядком вызова пожарной помощи, планом эвакуации людей на случай возникновения пожара. Периодически должна проводиться показательная учебная эвакуация. Работа по усвоению правил пожарной безопасности, приобретению ими соответствующих навыков увенчается успехом при условии, если дети осознанно воспримут необходимость их выполнения. Пожар, авария или другая экстремальная ситуация естественно сопровождается эмоциональной напряженностью, что для детей может иметь непредсказуемые последствия (шок, заикание и т.п.). Для предотвращения таких явлений необходимо приучить детей спокойно относиться к подобным "ЧП", то есть проводить своеобразную профилактику эмоциональной напряженности. Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у учащихся чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учить их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами бытовой химии и т.д. Необходимым условием для упорядочения поведения в усложненных ситуациях (при пожаре) является умение целесообразно распределить время и самостоятельно построить четкую программу действий. При этом важно знать разнообразие способов решения одной и той же задачи, чтобы при изменении условий выбрать наиболее подходящий путь спасения из создавшейся экстремальной ситуации. Хорошим подспорьем в формировании различных стратегий поведения в трудных и эмоционально насыщенных ситуациях является использование игровых заданий, в том числе и компьютерных игр. С помощью игры создается повышенный интерес к осознанному и правильному поведению во время пожара или в иных сложных ситуациях. Это позволяет перешагнуть через внутренний барьер боязни, трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к овладению новой реальностью, что придает уверенность в самоспасении и спасении других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и возможности. Организация образовательного процесса Для проведения занятий используются индивидуальные, групповые, коллективные формы организации деятельности на занятии. Формы и методы проведения занятий могут быть различными - викторины, игры, тесты, деловые игры, экскурсии и т.д. Организуя работу со учащимися, следует помнить, что занятия в форме беседы, лекции, рассказа кажутся детям малоинтересными и монотонными. Лучше всего занятия проводить в интерактивной форме, где тренируются сообразительность, память, реакция, умение обобщать и выделять главное, внимание и многие другие качества ребенка. К проведению занятий можно привлекать работников или ветеранов пожарной охраны, добровольного пожарного общества, медицинских работников, тренеров по пожарноспасательному спорту. Выбор методов осуществления образовательного процесса зависит от темы и формы занятия, уровня подготовки и социально-практического опыта обучающегося. Ведущими методами организации учебно-познавательной деятельности выступают следующие: объяснительно-иллюстративный – представление информации различными способами (инструктаж, объяснение, беседа, демонстрация, работа с техническими приспособлениями и др.); проблемный – постановка проблемы и поиск ее решения учащимися; эвристический – метод творческой деятельности (пропаганда ППБ и т.д.); программированный – набор операций в ходе выполнения практических работ (формы: проектная деятельность, компьютерный практикум); репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (формы: использование ПТВ и боевой одежды пожарного по назначению); частично-поисковый и поисковый – решение проблемных задач самостоятельно и с помощью педагога; метод проблемного изложения – постановка проблемы педагогом, решение ее педагогом, с участием учащихся. Педагогические технологии Методологической основой программы является идея личностноориентированного, развивающего обучения, способствующего самоопределению и самореализации личности на основе принципов ее деятельностного развития, которая реализуется в учебно-воспитательном процессе через применение элементов следующих педагогических технологий: ИКТ-технологии: использование медиа-ресурсов как источника информации, компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия. игровые технологии: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом; личностно-ориентированные педагогические технологии (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология): изучение психологических особенностей, возможностей и интересов обучающихся, создание ситуации успеха и т.д.; здоровьесберегающие технологии: система мер (технологии, программы, методы), направленных на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Условия безопасности жизнедеятельности Соблюдение правил охраны труда детей и правил противопожарной безопасности, с которыми педагог знакомит воспитанников в соответствии с инструкциями. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Для оценки результативности знаний применяется начальный, текущий и итоговый мониторинг. Начальный мониторинг – диагностика первичных знаний о пожарной безопасности, экологической культуре воспитанников. Для определения уровня знаний используется анкетирование, тестирование и собеседование. Текущий мониторинг – тестирование и выполнение текущих творческих заданий, итоговые занятия, воспитательные мероприятия, викторины и т.д. Заключительный мониторинг – участие в районном конкурсе по противопожарной безопасности, на которых оценивается уровень усвоения полученных знаний. 6.Список литературы Нормативные документы 1. Международный документ. Конвенция. О правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.: вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) 2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон (принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г.) 3. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон (принят Гос. Думой 3 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации 9 июля 1998 г.) 4. Российская Федерация. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года) 5. Российская Федерация. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р) 6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». 7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025 года». 8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16. 9. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. 10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 сентября 2015 г. N 971 «Об утверждении Порядка создания и деятельности добровольных дружин юных пожарных» 11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 12. 13. 14. 15. 16. 17. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. 2. 3. 4. 5. "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"» Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2016 г. № 919ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области “Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года”» Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года № 900-ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года» Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 06.05.2022 г. № 434-Д «Об утверждении концептуальных подходов к развитию дополнительного образования детей в Свердловской области» Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в методические рекомендации “Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях”, утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 г. № 934-д» Устав МАОУ «Школа № 58» КГО. Литература, использованная при составлении программы Как уберечься от пожара, Оренбург, 2003. Основы безопасности жизни // научно-методический и информационный журнал. Винников Л.А. Почему возникают пожары, изд-во «Ярославль», 1998. Ильин В.В., Мешалкин Е.А. История пожарной охраны. М., Изд. СПбГПУ, 2002. Казаков В.И. Безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. Екатеринбург, Учебная книга, 2006. Курцев П.А. Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва, «Просвещение», 1988 Педагогам и родителям о пожарной безопасности. Учебное пособие, Москва, 2004. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98 г. Шойгу С.К. Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005. Литература для обучающихся и родителей Виноградова С.В. Юные друзья пожарных. Программа работы кружка. – Волгоград, Учитель, 2007. Горбачёва Л.А. Вперёд, пожарные! Сборник игр. – Екатеринбург, 2006. Казаков В.И. Пожарная безопасность для школьника. Программно – методические материалы. - Екатеринбург, Учебная книга, 2005. Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника. Памятка. – М., НЦ ЭНАС, 2005. Педагогам и родителям о пожарной безопасности. Учебное пособие, Москва, 2004. Приложение 1 Тест «История пожарной охраны» 1. В толковом словаре русского языка В. Даля говорится: «Пожарный — это…» а) поджигатель; б) человек профессии, требующей смелости; в) служитель пожарной команды; г) нищий. 2. Когда пожарные России отмечают свой профессиональный праздник? а) 6 мая; б) 30 апреля; в) 8 марта; г) 12 июня. 3. Когда в нашей стране стали карать за поджог? а) в XV веке; б) в ХХ веке; в) в XVII веке; г) в XIX веке. 4. Кто первым в нашей стране издал закон о пожарной безопасности? а) Петр I; б) Иван Грозный; в) В. Путин; г) Екатерина II. 5. Как называется профессиональный журнал пожарных? а) «Огонек»; б) «Костер»; в) «Пожарное дело»; г) «Пожарник». 6. Какая награда ждет героя, который во время пожара спас человека? а) Орден Славы; б) медаль «За отвагу»; в) медаль «Спасатель»; г) Орден мужества. 7. В какой стране были изобретены бесфосфорные безопасные спички, используемые до сих пор? а) В США; б) в Швейцарии; в) в Германии; г) в Швеции. 8. Когда в Москве появилась первая регулярная пожарная команда? а) В 1800 г.; б) в 1829 г.; в) в 1839 г.; г) в 1849 г. 9. Что в старину вешали в центре деревень для оповещения о пожаре? а) бревно б) гирю в) рельсы 10. В каком году появились первые организации Юных пожарных? а) в 1910 году. б) в 1980 году в) в 2000 году - Высокий уровень – правильный ответ на 8-10 вопросов - Средний уровень – правильный ответ на 5-8 вопросов, - Низкий уровень – менее 5 правильных ответов. Приложение 2 Тест «Правила пожарной безопасности» 1. Как называется профессия человека, который тушит пожары? А. пожарный Б. пожарник В. Спасатель 2. Назовите условия, при которых может возникнуть пожар? А. горючее вещество и восстановитель Б. горючий материал, источник огня или тепла, кислород В. Теплообмен между веществами 3. К поражающим факторам пожара относятся: А. интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей Б. токсичные продукты горения, высокая температура В. образование облака угарного газа 4. Что относится к наиболее вероятной причине возникновения пожара в квартире? А. постоянно работающий холодильник Б. неосторожное обращение с пиротехническими изделиями В. зажженные электрические лампочки 5. Если в твоей квартире или доме случился пожар, кого ты должен оповестить после вызова пожарных? А. полицию Б. скорую помощь В. соседей 6. Какова правильная последовательность действий при быстро распространяющемся пожаре? А. попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения, открыть окно для удаления дыма Б. немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь, позвать на помощь взрослых и сообщить в пожарную охрану В. позвонить на работу родителям и сообщить о пожаре, попытаться потушить огонь, используя подручные средства 7. Чем лучше всего укрыться в целях безопасности, преодолевая зону огня? А. мокрым пальто Б. простыней В. плотным одеялом 8. Первичные средства пожаротушения используют: А. для ликвидации пожара в начальной стадии возникновения Б. для тушения большого пожара В. для локализации стихийного бедствия природного характера 9. Вечером, придя домой, вы почувствовали запах газа. Каковы будут ваши дальнейшие действия? А.включить свет, позвонить родителям или в аварийную службу Б. перекрыть основной вентиль подачи газа, открыть окна и двери, пойти к соседям, позвонить родителям или в аварийную служу В. открыть окна и зажечь спичку, чтобы проверить, откуда идет газ 10. Каким средством невозможно потушить горюче-смазочные материалы? А. пеной Б. песком В. водой 11. Каким должно быть место для разведения костра? А. удалено от деревьев и кустарников и не далее 10-ти метров от водного источника Б. в ненастную погоду костер надо разводить под деревом, крона которого оберегает его от попадания дождя или снега В. место для разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, веток и обложить камешками 12. Что запрещается делать при разведении костра? А. разводить костер на торфяных болотах Б. использовать для костра сухостой В. оставлять дежурить возле костра менее трех человек 13. Пассажирам общественного транспорта запрещается перевозить: А. габаритные грузы Б. легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества В. тяжелые грузы 14. Как потушить загоревшуюся на человеке одежду? А. направить на него струю огнетушителя Б. повалить человека на землю и накрыть платной тканью В. сорвать с него одежду 15. Каким из перечисленных веществ нельзя растапливать печку? А. дровами Б. углем В. легковоспламеняющимися жидкостями 16. Для чего белят дымовые трубы печного отопления? А. чтобы были видны трещины и повреждения Б. для красоты В. для улучшения тяги 17. При движении поезда в вашем вагоне появился запах гари и дыма. Как вы будете действовать? А. пойдете по соседним купе и будете сообщать пассажирам Б. сообщите проводнику, соберете вещи и будете ждать дальнейших указаний в купе В. дернете за рукоятку стоп-крана 18.Какие условия способствуют распространению пожара? А. отсутствие естественного освещения Б. отсутствие проемов (окна и двери) для удаления продуктов горения В. отсутствие или неисправность средств пожаротушения 18. При возникновении пожара вам нужно покинуть квартиру, находящуюся на 10м этаже. Вы: А. воспользуетесь лифтом Б. спуститесь по внешним пожарным лестницам В. прикрывая дыхательные органы рукой, выйдете через подъезд 19. Вернувшись с прогулки, вы открыли дверь своей квартиры и обнаружили сильное задымление. Ваши дальнейшие действия? А. войдете в квартиру и будете искать источник задымления Б. откроете окна, чтобы проверить квартиру В. плотно закроете дверь и вызовете пожарных КЛЮЧ к тесту «Правила пожарной безопасности» 1а; 2б; 3б; 4а,б; 5в; 6б; 7а; 8а; 9б; 10в; 11в; 12а; 13б; 14б; 15в; 16а; 17б; 18в; 19б; 20в - Высокий уровень – правильный ответ на 15-20 вопросов - Средний уровень – правильный ответ на 10-15 вопросов, - Низкий уровень – менее 15 правильных ответов. Приложение 3 Критерии оценивания мультимедийных презентаций Параметры оценивания презентации ученика Содержание Критерии оценивания - Содержание раскрывает цель и задачи исследования. - Использование коротких слов и предложений. - Заголовки привлекают внимание. Оформление - В презентации есть фотографии, рисунки или диаграммы. - Текст легко читается на фоне презентации. - Используются анимационные эффекты. - Все ссылки работают. Грамотность - Нет орфографических и пунктуационных ошибок. - Используются научные понятия (термины). - Информация дается точная, полезная и интересная. - Есть ссылки на источники информации. 40-55 баллов оценивается как «отличная работа» 25-40 баллов оценивается как «хорошая работа» Максимальное количество баллов 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 15 20 20