Школьный музей

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы – туристко-краеведческая.
Актуальность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный музей» разработана в соответствии с:
 Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (последняя редакция);
 Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р);
 Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (утв. постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28);
 Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в ред.
от 30 сентября 2020 г.);
 Концептуальными подходами к развитию дополнительного образования детей
в Свердловской области (утв.
приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 06.05.2022 г. № 434-Д);
 Приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 04.03.2022 № 219-д «О внесении
изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от
01.11.2021 г. № 934-д»;
 Письмом Минобразования РФ от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16 «О
деятельности музеев образовательных учреждений».
В настоящее время наблюдается падение нравственных ценностей,
продолжается процесс разрушения связей между поколениями. В этих условиях
возрастает роль школьного музея – центра гражданско-патриотического
воспитания обучающихся.
Школьный музей – одно из действенных средств расширения
общеобразовательного кругозора и специальных знаний обучающихся,
формирования у детей научных интересов и профессиональных склонностей.
Музейная педагогика предусматривает теоретическую, познавательную,
исследовательскую деятельность обучающихся по изучению истории родного
края, позволяют прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в
них уважение к Конституции, государственной символике, народным традициям,
истории и культуре, формируют активную гражданскую позицию.

Актуальность программы обусловлена также тем, что она может
способствовать ранней профориентации обучающихся, которые на практических
занятиях смогут «примерить» на себя профессии хранителя музейных фондов,
экскурсовода, архивиста, историка.
Кроме того, программа ориентирована на формирование чувства
ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры
края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к
прошлому и настоящему малой Родины, что соответствует положениям Стратегии
воспитания в Свердловской области.
Отличительные особенности
При разработке программы «Школьный музей» был обобщён и переработан
опыт педагогов дополнительного образования Нечаевой Л.Г. (Артинский ГО,
Свердловская область), Калининой Л.В. (Ирбитский МР, Свердловская область),
Тихоновой Н.Г. (Сорочинский ГО, Оренбургская область) и др. Отличительная
особенность данной программы заключается в содержательном наполнении
программы, в использовании при обучении музейных экспонатов и архивных
материалов школьного музея, упор на историю Урала в целом, историю города
Камышлова и МАОУ «Школа № 58» КГО в частности.
Программа адресована детям с 11 до 15 лет. Программа особенно будет
интересна и полезна тем, кто увлекается историей, краеведением, родословием,
кого привлекают профессии, связанные с музейным делом и экскурсионной
деятельностью. Для обучения по данной программе принимаются все желающие.
Количество обучающихся - 10-12 человек.
Возрастные особенности обучающихся:
Познавательная деятельность учащихся 11-13 лет является ведущей,
появляется новый вид учебного мотива – мотив самообразования, представленный
в активном интересе к дополнительным источникам знаний, на первое место
выходит потребность понимания смысла учения «для себя». Происходит развитие
устойчивых познавательных потребностей и интересов, развитие продуктивных
навыков и приемов учебной деятельности, умение учиться, раскрытие
индивидуальных способностей и особенностей. У обучающихся старшего
школьного возраста (14-15 лет) происходит формирование умения выдвигать
гипотезы, строить умозаключения, делать на их основе выводы, развитие
рефлексии, развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели,
развитие мотивационной сферы, развитие умения овладевать эмоциями и
регулировать поведение, развитие умения выделять круг устойчивых интересов,
развитие интереса к другому человеку и устойчивый интерес к себе, развитие
внутренних критериев самооценки, развитие форм и навыков личного общения в
группе сверстников и выработка способов взаимопонимания, развитие моральных
чувств, форм и способов сопереживания.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 мин.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Объем и срок реализации общеразвивающей программы

Объем программы – 68 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Уровень программы – стартовый (ознакомительный). При обучении будут
использоваться общедоступные и универсальные формы организации материала,
несложное содержание. Практические занятия будут направлены на развитие
мотивации к музейному делу и экскурсионной деятельности.
Форма реализации образовательной программы: очная, с использованием
традиционной модели реализации программы, которая представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного года
обучения. Организационная форма обучения предполагает проведение занятий
всем составом в разновозрастной группе при изучении тем курса и проведении
практических занятий.
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Виды занятий: теоретические и практические знания; самостоятельная
работа с первоисточниками, документами, с дополнительной литературой;
экскурсии; поисковая работа по всем направлениям деятельности (групповая,
индивидуальная); практическая работа; встречи с ветеранами Великой
Отечественной войны, участниками вооруженных конфликтов, с выпускниками,
педагогами школы; работы в архивах и музеях г. Камышлова (групповые,
индивидуальные); создание экспозиции, стационарных и передвижных выставок.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
 оформление материалов и документов для пополнения фондов музея;
 экскурсии по экспозициям музея, беседы, лекции;
 оформительские работы (индивидуальные и групповые);
 участие в городских и областных краеведческих, научно-практических
конференциях, конкурсах;
 создание фото- и видеоматериалов.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: формирование нравственно здоровой, духовно богатой, активной и
ответственной личности, гражданина и патриота своей Родины.
Задачи:
Обучающие:
 познакомить обучающихся с теорией и практикой музейной работы в России
(фондовой, архивной, культурно-образовательной и экспозиционной);
 способствовать формированию целостного представления о многогранности
музейного мира и профессий с ним связанных;
 сформировать знания об историческом прошлом родного края, своей семьи;
 сформировать специальные знания в области музейного дела, навыки создания
музейных экспозиций и ухода за экспонатами;
 сформировать навыки краеведческо-поисковой, исследовательской и
проектной деятельности;

 сформировать информационную компетентность: умение находить,
структурировать, обрабатывать информацию; умение
работать с
историческими источниками;
 формировать коммуникативную компетентность, умение вести продуктивный
диалог;
 способствовать профессиональному самоопределению;
Развивающие:
 развивать эмоционально-чувственную сферу личности, эмоциональную
отзывчивость, эмпатию;
 развивать положительное эмоционально окрашенное отношение к
историческому прошлому;
 развивать логическое мышление, интеллектуальные способности;
 развивать установку на постоянное самообразование и саморазвитие;
 развивать воображение, образное мышление и творческие способности;
 развивать познавательные психические процессы личности: восприятие, речь,
память, внимание;
 развивать уверенность в достижении цели, в себе и своих силах;
 развивать навыки самоанализа и рефлексии.
Воспитательные:
 воспитывать патриотизм, гражданственность, чувство национальной гордости,
национального самосознания;
 воспитывать бережное отношение к историко-культурному наследию Урала,
родного города, своей семьи;
 воспитывать
чувство
партнёрства,
сотрудничества,
взаимопомощи,
ответственности за результат общего дела;
 воспитывать трудолюбие, самостоятельность, активность, инициативность,
организаторские качества.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п
1
1.1

1.2

1.3

Наименование раздела,
темы
Музееведение
Вводное занятие. Музей историческая память
народа
Школьный музей и его
разделы. Наследие в
школьном музее
Специфика школьного
музея как центра музейнопедагогической и
краеведческой работы в
школе.

Количество часов
в том числе:
всего
теории практики
20
8
12

Формы
аттестации/контроля

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Контрольное задание

2

1

1

Контрольное задание

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9
1.10
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12

2.13
2.14
3

Комплектование музейных
фондов и условия хранения
музейных предметов
Учет музейного фонда,
ведение документации.
Музейная профессия
Экспозиция школьного
музея
Знакомство с музейной
профессией «экскурсовод». Виды экскурсий:
виртуальные, обзорные,
тематические
Технология создания
экскурсий. Мастерство
экскурсовода: речь,
владение материалом,
практикум
«Говорящие предметы
музея»: экскурсия для
учеников школы
«Музейные профессии»
Краеведение
Родной край в истории
государства Российского
Моя семья и родной край
Моя родословная.
Принципы составления
родословной
Наша школа в истории края
Культурное наследие
родного края
Наше природное наследие
Город Камышлов:
экскурсия
Выпускники – гордость
школы
Военная слава земляков
Земляки-участники ВОВ
Люди - главное богатство
Урала
История, традиции,
особенности Свердловской
области
Екатеринбург –
исторический центр нашей
области
Природные парки и музеи
Урала
Поисковоисследовательская
деятельность

2

1

1

Опрос, беседа

2

1

1

Опрос, беседа

2

1

1

Контрольное задание

2

1

1

Опрос, беседа

2

1

1

Контрольное задание

2

-

2

Отчет

2
30

12

2
18

Деловая игра

2

2

-

Опрос, беседа

2

1

1

Опрос, беседа

2

-

2

Отчет

2

1

1

Отчет

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

2

-

2

Отчет

2

1

1

Отчет

2
2

1
1

1
1

Опрос, беседа
Отчет

2

1

1

Отчет

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Опрос, беседа

4

-

4

Опрос, беседа

8

2

6

3.1
3.2

3.3
4
4.1
4.2
4.3
5
5.1

Объекты краеведческого
исследования, его выбор,
постановка целей и задач
Алгоритм исследования.
Сбор материалов
Индивидуальная работа
(подготовка к защите
результатов собственных
исследований)
Проектная деятельность
Проектная деятельность:
сущность, содержание
структура
Алгоритм проектирования.
Сбор материалов
Индивидуальная работа
(подготовка к защите
результатов проекта)
Итоговое занятие
Итоговое занятие:
«История моей семьи в
истории родного края»

2

2

-

Наблюдение

2

-

2

Контрольное задание

4

-

4

Наблюдение

8

2

6

2

2

-

Опрос, беседа

2

-

2

Отчет

4

-

4

Отчет

2

-

2

2

-

2

68

24

44

Отчет

Содержание учебного (тематического) плана
1. Музееведение
1.1. Вводное занятие. Музей - историческая память народа
Теория: Школьный музей как организационно–методический центр
музейного движения в школе. Цели, задачи, участники музейного движения.
История, традиции, достижения, перспективный план работы творческого
объединения, музея. Инструктаж по ТБ. Музей. Типы и виды музеев.
Практика: Экскурсия по школьному музею. Игра: «Путешествие в прошлое,
настоящее, будущее».
1.2. Школьный музей и его разделы. Наследие в школьном музее
Теория: Школьный музей и его разделы.
Практика: Игра – практикум «Разделы и экспонаты»
1.3. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и
краеведческой работы в школе.
Теория: Школьный музей как общественное учебно-исследовательское
объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые
функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы
школьного музея.
Практика: Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета
школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп.
Игра-практикум «Разработка структуры музейного собрания». Работа с
инвентарной книгой школьного музея.
1.4. Комплектование музейных фондов и условия хранения музейных
предметов

Теория: Музейные фонды (музейные предметы, копии, тексты, фоно
комментарии, указатели и др.). Особенности комплектования музейных фондов
разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы
краеведческих музеев, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под
открытым небом). Режим хранения музейных предметов. Защита от загрязненного
воздуха. Световой режим. Защита от водных попаданий. Что нельзя хранить в
школьном музее.
Практика: Фондовая работа: заполнение картотеки, инвентарной книги,
оформление фотоматериалов.
1.5. Учет музейного фонда, ведение документации. Музейная профессия
«фондовый работник»
Теория: Научное определение и описание музейных материалов. Шифр
собранных предметов и документов. Порядок приема и выдачи музейных
материалов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга,
инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и
вспомогательные картотеки. Учетная документация: акты приема-сдачи
документов; книга учета основного фонда (инвентарная книга).
Практика: Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам
школьного музея.
1.6. Экспозиция школьного музея
Теория: Оформление краеведческого музея. Стиль, виды оформления
школьного музея. Принципы оформления музеев с учётом их специфических
особенностей. Особенности разработки дизайн-проекта музея.
Практика: Мастер-класс «Оформление музея».
1.7. Знакомство с музейной профессией «экскурсовод». Виды экскурсий:
виртуальные, обзорные, тематические
Теория: Экскурсовод в музее и его деятельность. Экскурсионная работа.
Классификация экскурсий. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, виртуальная.
Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников,
научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Объекты
экскурсий. Правила осмотра экскурсионного объекта (музея) при проведении
экскурсии с экскурсоводом. Подготовка экскурсии с использованием
опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов
музейного собрания. Развернутый план-конспект экскурсии.
Практика: Подготовка и проведение экскурсии по нескольким знакомым
экспонатам
1.8. Технология создания экскурсий. Мастерство экскурсовода: речь,
владение материалом, практикум
Практика: Создание экскурсии с использованием фотоматериалов музея.
Основные этапы экскурсии: оргмомент, самостоятельное путешествие по
предложенному маршруту), рефлексия. Этапы подготовки экскурсии:
подготовительный, исполнительский, заключительный, аналитический. Подбор
экспонатов для проведения экскурсии. Методы подготовки и проведения
экскурсии. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение
материалом, этика. Публичные выступления и их технологии. Виды используемых
текстов: оглавительные (заглавные); ведущие; объяснительные; этикетаж. Ролевая

игра «Услышь меня». Практикум: определение конкретных задач экскурсии,
составление маршрута, текст экскурсовода: вступление, основная часть,
заключение. Умение отвечать на вопросы.
1.9. «Говорящие предметы музея»: экскурсия для учеников школы
Практика: Проведение воспитанниками экскурсии «Говорящие предметы
музея». Обсуждение проведенной экскурсии.
1.10. «Музейные профессии»
Теория: Музейные профессии: археолог, хранитель музейных фондов,
экспозиционер, экскурсовод, художник-реставратор.
Практика: «Хранители истории» - деловая игра
2. Краеведение
2.1. Родной край в истории государства Российского
Теория: Родина, родной край, область. Карта области. Крупные города, села,
поселки. Наши соседи, (области, которые нас окружают). История края, символика
области. Заповедники области. Места туризма и отдыха.
2.2. Моя семья и родной край
Теория: Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии.
Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи,
рода. Как записать рассказы и воспоминания родственников. Описание семейного
архива и семейных реликвий.
Практика: Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях,
связанных с историей рода и родного края. Описание семейных архивов и
реликвий. Обсуждение собранных материалов.
2.3. Моя родословная. Принципы составления родословной
Практика: Мой дом и члены семьи. Моя фамилия. О чем говорят старые
фотографии. Бабушка и дедушка. История рода, потомки рода. Связь между
прошлым и настоящим семей. Родословная. Принципы составление схемы рода.
Семейная летопись. Родственные связи. Составление схем родственных связей.
Оформление родословной.
2.4. Наша школа в истории края
Теория: История школы. Школьные традиции. Учителя и выпускники
школы, их след в истории края. Публикации о школе, ее учителях, выпускниках.
Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, городских,
областных архивах.
Практика: Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись
воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов
по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за
пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы.
2.5. Культурное наследие родного края
Теория: Понятие о культурном наследии. Материальные и духовные объекты
культурного наследия. Живая культура. Разнообразие объектов культурного
наследия на территории края. Основные приемы выявления учета и описания
объектов культурного наследия. Мониторинг объектов культурного наследия.
Музеефикация объектов культурного наследия.

Практика: Выявление и пилотажное обследование объектов культурного
наследия на территории края. Игра-практикум по составлению паспортов объектов
культурного наследия.
2.6. Наше природное наследие
Теория: Природно-климатические условия, геологическое строение и рельеф,
почвы, водные ресурсы, растительность, животный мир региона. Объекты
природного наследия родного края, их выявление, охрана и музеефикация.
Экологические проблемы края.
Практика: Выявление объектов природного наследия родного края, их учет
и разработка программ охранных мероприятий. Составление «Красной книги
флоры и фауны родного края».
2.7. Город Камышлов: экскурсия
Практика: Экскурсия по городу Камышлову.
2.8. Выпускники – гордость школы
Теория: Выпускники школы и их след в истории края. Выпускники –
медалисты. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Публикации о
выпускниках.
Практика: Запись воспоминаний и рассказов выпускников. Переписка с
солдатами Вооруженных Сил России.
2.9. Военная слава земляков
Теория: Военные традиции земляков. Жители родного края – участники
Великой Отечественной войны и других военных действий. Военные реликвии
семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России.
Практика: Выявление ветеранов Великой Отечественной войны,
выпускников школы – кадровых военных или прошедших действительную
военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Ведение
картотеки участников участники Великой Отечественной войны и других военных
действий.
2.10. Земляки – участники ВОВ
Теория: Город в годы ВОВ. Земляки – участники войны. Труженики тыла.
Ветераны ВОВ.
Практика: Изучение списков участников ВОВ, погибших, пропавших без
вести, выживших. Посещение ветеранов и вдов участников ВОВ. Запись
воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов
и реликвий. Обсуждение собранных материалов. Составление родословных
таблиц.
2.11. Люди – главное богатство Урала
Теория: Занятия людей в городе и на селе. Знаменитые люди области. Герои
Социалистического труда. Заслуженные работники.
Практика: Оформление альбома для музея «Человек славен трудом».
2.12. История, традиции, особенности Свердловской области
Теория: Богатое прошлое, интересное настоящее, перспективное будущее.
Традиции и особенности Свердловской области.
Практика: Сочинение – рассуждение «Каким я вижу свой край завтра».
2.13. Екатеринбург – исторический центр нашей области

Теория: Екатеринбург – столица «опорного края державы» и исторический
центр Свердловской области.
Практика: Экскурсия по историческим местам Екатеринбурга.
2.14. Природные парки и музеи Урала
Практика: Экскурсия в природный парк «Оленьи ручьи». Виртуальная
экскурсия в музейный комплекс военной и гражданской техники (г. Верхняя
Пышма).
3. Поисково-исследовательская деятельность
3.1. Объекты краеведческого исследования, его выбор, постановка
целей и задач
Теория: Понятия «объект краеведческого исследования, целеполагание,
структура исследовательской работы, работа с фондами музея, синтез-анализ
материалов. Определение тем и объектов исследования, алгоритма работ и
ожидаемых результатов.
3.2. Алгоритм исследования. Сбор материалов
Практика: Определение хода поисково-собирательной работы во время
встреч с ветеранами и свидетелями событий. Классификация и возможности
использования собранных материалов. Практическое занятие по написанию и
оформлению исследовательских работ. Осуществление проверки черновых работ,
внесение коррективов.
3.3. Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов
собственных исследований)
Практика: Практические занятия по составлению тезисов выступления
авторов работ на конференциях. Подготовка к защите результатов собственных
исследований.
4. Проектная деятельность
4.1. Проектная деятельность: сущность, содержание структура
Теория: Одной из основополагающих характеристик современного человека
является его способность к проективной деятельности. Проектная деятельность
содержит: анализ проблемы; постановка цели; выбор средств ее достижения; поиск
и обработка информации, ее анализ и синтез; оценка полученных результатов и
выводов. Типы проектов.
4.2. Алгоритм проектирования. Сбор материалов
Практика: Выбор темы. Определение хода проектной работы.
Классификация и возможности использования собранных материалов.
Практическое занятие по написанию и оформлению исследовательских работ.
Осуществление проверки черновых работ, внесение коррективов.
4.3. Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов проекта)
Практика: Практические занятия по составлению тезисов выступления,
подготовка к защите результатов проекта.
5. Итоговое занятие
5.1. Итоговое занятие: «История моей семьи в истории родного края»

Практика: Первая часть: подведение итогов и анализ работы объединения за
год и за три года в целом. Анализ результатов работы воспитанников, вклад в общее
дело. Вторая часть. Оформляется выставка проектов. Проходит презентация
проектов. Экскурсия по школьному музею. Награждение воспитанников за
достигнутые результаты.
1.4. Планируемые результаты


















Метапредметные:
сформирован личностный смысл учения;
освоены способы решения проблем творческого и поискового характера;
сформированы коммуникативные навыки в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми младшего и старшего школьного возраста, взрослыми;
формируются навыки самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной
и познавательной деятельности;
Личностные:
формируются чувства ответственности, патриотизма, уважения к своему
народу, гордости за свой край, свою Родину;
сформированы ценностные ориентации по отношению к Родине, природе,
окружающим людям;
формируется установка на активную жизненную позицию;
Предметные:
Обучающиеся знают:
роль Урала в истории развития России;
нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
методику и принципы разработки тематико-экспозиционного плана;
умеют:
пользоваться различными способами изучения краеведения;
оформлять результаты творческих проектов в форме выступлений и
сообщений, защиты проектов, сюжетно–ролевых игр, организации выставок и
т.д.;
использовать туристско-краеведческие знания и умения в повседневной жизни.
имеют навыки:
составления схемы, описания экскурсионного объекта, плана экскурсионного
маршрута, публичного выступления;
работы в микрогруппах по подготовке экскурсии, проектов;
работы со словарем, краеведческой литературой, различными источниками
информации;
подготовки и проведения учебных экскурсий.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год

№
п/п

Основные характеристики образовательного
процесса

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I четверти
Недель во II четверти
Недель в III четверти
Недель в IV четверти
Начало занятий

10

Каникулы

11

Выходные дни

12

Окончание учебного года

34
34
2
68
8
8
10
8
05.09.2022 г.
31.10.2022 – 06.11.2022
30.12.2022 – 08.01.2023
27.03.2023 – 02.04.2023
04.11.2022, 23.02.2023,
24.02.2023, 08.03.2023,
01.05.2023, 08.05.2023,
09.05.2023
26.05.2023

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы используется помещение школьного музея. Под
помещение музея в школе отведена одна комната. Музей находится на первом
этаже здания основной школы. Площадь помещения - 16 кв. м. Музей располагает
достаточным количеством экспонатов для проведения занятий и экскурсий.
Экспонаты размещены на стендах, стеллажах, шкафах. В музее имеется рабочая
поверхность для размещения временных выставок. Музей оборудован
персональным компьютером и принтером для ч/б печати. Для проведения занятий
используется учебный кабинет, оборудованный школьными партами, стульями,
мультимедийным оборудованием. Посадочных мест – 20. При проведении
экскурсии возможно нахождение в музее до 10 человек.
Кадровое обеспечение
Педагог, руководитель музея, реализующий данную программу, должен
обладать следующими личностными и профессиональными качествами:
 умение создать комфортные условия для успешного развития личности
воспитанников;
 умение увидеть и раскрыть творческие способности воспитанников;
 постоянное самосовершенствование педагогического мастерства и повышение
уровня квалификации как руководитель музея.
Требования к образованию: не ниже среднего профессионального
педагогического. Без предъявления требований к стажу работы.
Психолого-педагогическое обеспечение: сотрудничество с классными
руководителями, родителями и родственниками воспитанников, педагогическими
и иными работниками школы.
Методические материалы

 Методические пособия: «Организация работы школьного музея» (авторы:
Шачина Е.А. и др., структурное подразделение юных туристов МБУДО БЦВР
БГО); «Культурно-образовательная деятельность в музее» (под общей
редакцией С.Ю. Измайловой, национальный музей Республики Татарстан);
 методические разработки занятий, маршрутов походов, планы-конспекты
занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям,
инструкционные и технологические карты;
 дидактические материалы: карточки по краеведению; фондовая документация
(инвентарные карточки, полевые этикетки, акты приемки, возврата, передачи и
обмена); образцы рекламных буклетов, проспектов музея; памятки по
организации и проведению экскурсий; словарь основных терминов
музееведения и краеведения;
 зрительный ряд: виртуальные тематические экскурсии, слайды, фильмы,
репродукции, фотоальбомы, журналы, буклеты, альбомы;
 литературный ряд: книги, журналы по краеведению, произведения устного
народного творчества, журналы, газеты, литературные произведения
знаменитых земляков;
 аудио ряд: цифровые аудиозаписи с подбором мелодий, соответствующих
темам занятий и способствующих созданию и поддержанию спокойной
творческой атмосферы;
 источники информации о своем крае (печатные источники, карты, архивы,
памятники истории и культуры, библиографии, наблюдения объектов
природы).
Организация образовательного процесса
В работе по программе «Школьный музей» применяются методы, которые
имеют практическую направленность и одновременно позволяют детям раскрыть
свой творческий потенциал, помогают сформировать представление о музейном
деле, основах краеведения, исследовательской, проектной деятельности.
Методы занятий характеризуются постепенным смещением акцентов с
репродуктивных на продуктивные, с фронтальных на групповые и
индивидуальные.
В процессе реализации программы используются следующие методы и
формы работы:
Методы:
1. Словесный метод – в процессе разъяснения педагог посредством слова
излагает, объясняет учебный материал, а воспитанники активно его воспринимают
и усваивают.
2. Наглядный метод в обучение вносит – живое созерцание, которое является
исходной ступенью всякого познания.
3. Инструктивно-репродуктивный метод. Метод усвоения действий,
формирования умений и навыков (включает задания на тренировку, упражнения,
повторение).
4. Проблемно-поисковый метод. Метод, при котором педагог ставит
проблему, дает проблемную ситуацию, воспитанники решают ее самостоятельно
или с помощью (под руководством) педагога;

5. Индуктивные и дедуктивные методы - раскрытие содержания изучаемой
темы – от частного к общему и от общего к частному.
6. Исследовательский метод. Метод, при котором педагог конструирует
творческие задания, а воспитанники самостоятельно их решают, то есть вычленяют
проблему, определяют заложенные в ней противоречия, формулируют задачи,
ищут пути ее решения (строят гипотезу и доказательства ее решения).
7. Метод проектов. Предполагает решение какой-то проблемы. Решение
проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности
разнообразных методов, средств обучения, а с другой, – необходимость
интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки,
техники, технологии, творческих областей.
8. Игровой метод. Метод стимулирования интереса к обучению. В практике
работы используются настольные, ролевые, деловые игры.
Каждому методу соответствует форма организации занятия:
экспедиция; экскурсия; игровая программа; лекция; мастер-класс; беседа;
презентация; творческие портреты; импровизации; рассказ; беседа; дискуссия;
консультации; практическая работа в музее, библиотеке; праздники; встречи с
интересными людьми; викторины, олимпиады по краеведению; опрос;
исследовательские проекты; тестирование.
Форма организации образовательного процесса
Программа предполагает групповую форму организации образовательного
процесса.
Формы организации учебного занятия
Целесообразно применять следующие формы занятий:
 сбор, накопление, оформление материалов и документов для пополнения
фондов;
 поисковая работа по всем направлениям деятельности (групповая,
индивидуальная);
 ведение инвентарной книги;
 работа по регистрации и сохранности экспонатов;
 экскурсии по экспозициям музея, беседы, лекции;
 оформительские работы (индивидуальные и групповые);
 работы в архивах и местном краеведческом музее (групповые,
индивидуальные);
 встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками
вооруженных конфликтов;
 встречи с выпускниками школы;
 участие в муниципальных и областных краеведческих, научно-практических
конференциях;
 работа лекторских групп;
 участие в различных областных и городских конкурсах;
 сбор воспоминаний людей разных поколений;
 встречи с местными поэтами и художниками;
 подготовка докладов, выступлений по истории школы;

 создание и обновление экспозиции, стационарные и передвижные выставки,
выпуск фотомонтажей и стенных газет;
 создание фото- и видеоматериалов;
 творческие мастерские и мастер-классы;
 виртуальные экскурсии по известным мировым музеям;
 викторины и тесты на знание понятий и терминов музееведения;
 экскурсии в городской краеведческий музей, в городской архив;
 просмотр видеофильмов о музеях нашей страны, области и за рубежом;
 проектная деятельность (защита индивидуального краеведческого проекта);
 разработка и проведение мини-экскурсий по одному из разделов музейной
экспозиции или рассказа об одном экспонате;
 подготовка сообщений и их презентация.
Педагогические технологии
Методологической основой программы является идея личностноориентированного, развивающего обучения, способствующего самоопределению и
самореализации личности на основе принципов ее деятельностного развития,
которая реализуется в учебно-воспитательном процессе через применение
элементов следующих педагогических технологий:
 ИКТ-технологии: использование медиа-ресурсов как источника информации,
компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия.
 игровые технологии: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме
игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный
материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится
элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую,
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом;
 личностно-ориентированные
педагогические
технологии
(педагогика
сотрудничества, гуманно-личностная технология): изучение психологических
особенностей, возможностей и интересов обучающихся, создание ситуации
успеха и т.д.;
 здоровьесберегающие технологии: система мер (технологии, программы,
методы), направленных на воспитание у обучающихся культуры здоровья,
личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению,
формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение
здорового образа жизни.
Условия безопасности жизнедеятельности
Соблюдение правил охраны труда детей и правил противопожарной
безопасности, с которыми педагог знакомит воспитанников в соответствии с
инструкциями.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для отслеживания и фиксации образовательных результатов используются:
 грамоты
 дипломы

 готовые работы
 фотоматериалы;
 материалы контрольных заданий.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов
являются:
 аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики,
 конкурс,
 защита творческих работ.
Оценочные материалы:
Для отслеживания результатов освоения программы используются
следующие методики:
Начальный контроль: Формами первичной диагностики является
собеседование с учащимися с целью определения кругозора и интересов ребёнка,
уровня его общеобразовательных знаний.
Текущий контроль:
 анализ творческих работ учащихся (подборки конспектов, их картотеки,
доклады по программе исследования, реферат);
 индивидуальная консультация с обучающимися и их родителями;
Промежуточный контроль:
 отчёты о проделанной работе;
 оценка эффективности педагогического воздействия: анкеты о впечатлениях
от проведённых занятий (в конце каждого полугодия);
 участие в семинарах и конференциях;
Итоговый контроль:
 участие в школьных конференциях, выступление с докладом на классных часах,
занятиях истории, краеведения;
 проведение самостоятельных экскурсий;
 анализ и итоговое обсуждение освоения программы учащимися в конце
полугодий в форме мини-конференции.
3. Список литературы

1.

2.

3.

4.

Нормативные документы
Международный документ. Конвенция. О правах ребенка (одобрена
Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.: вступила в силу для СССР
15 сентября 1990 г.)
Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации:
федер. закон (принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом
Федерации 26 декабря 2012 г.)
Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации: федер. закон (принят Гос. Думой 3 июля 1998 г.:
одобр. Советом Федерации 9 июля 1998 г.)
Российская Федерация. Концепция развития дополнительного образования
детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р)

5.
6.

7.

8.

9.

10.
11.

12.

13.

14.

15.

1.

2.
3.
4.
5.

Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства».
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
стратегии развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025
года».
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018
N 16.
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»
Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2016 г. № 919ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области
“Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года”»
Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года №
900-ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской
области до 2025 года»
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 06.05.2022 г. № 434-Д «Об утверждении концептуальных подходов
к развитию дополнительного образования детей в Свердловской области»
Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении
изменений в методические рекомендации “Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях”, утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 г. № 934-д»
Устав МАОУ «Школа № 58» КГО.
Литература, использованная при составлении программы
Воспитательный потенциал художественного музея: учебное пособие для
студентов гуманитарных вузов и музейных педагогов. – М. – СПб.: [ГРМ],
2010. - 67 с.
Гетманская Е.В. Воспитательный потенциал музейной педагогики //
Внешкольник. – 2007. - N 1. - С. 45-46.
Золотова Н. Музей и дети. Взаимосвязь эстетического и этического
воспитания //Искусство в школе. - 2009. - N 4. - С. 58-59.
Калинина Л.В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Школьный музей» - Зайково, 2021
Нечаева Л.Г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Музейное дело» - Арти, 2021

6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.

Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев
и развитию детских краеведческих объединений: прил. к письму
Департамента молодёжной политики, воспитания и соц. защиты детей /
Министерство образования и науки Российской Федерации от 12.01.2007 г. №
06-11.
Музей в школе. Практикум: сб.ст. - М.: Современные технологии в
образовании и культуре, 2006. - 64 с.
Музей в школе. Стимул к размышлению: сб.ст. - М.: Современные технологии
в образовании и культуре, 2005. - 64 с.
Персин А.И. Краеведение и школьные музеи. История, теория, практика. – М.:
ФЦДЮТиК, 2006. - 112 с.
Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания: учебнометодическое пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2005. - 104 с.
Тихонова Н.Г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Школьный музей» - Сорочинск, 2017
Туманов В.Е. Школьный музей: методическое пособие. - М.: ЦДЮТиК, 2002.
- 154 с.
Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти: методическое
пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2006. - 228 с.
Литература для обучающихся и родителей
Емельянова Э.Л. Расскажите детям о музеях и выставках Москвы / Э.Л.
Емельянова - «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2009
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2000
Нургалиева М. Проекты Детского музея – забавные и обучающие / М.
Нургалиева // Музей. – 2010. - № 9. – С. 32-35.
Столяров Б.А. Основы экскурсионного дела / Столяров Б.А., Соколова Н.Д.СПб., 2002.
Хабаров В.В. «Живая история», или Лето в музее / В. В. Хабаров // Народное
образование. – 2010. - № 3. – С. 249-252.
Фролова, И. Н. Детский музей в школе / И. Н. Фролова // Музей и общество.
Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 172-180.
Интернет -ресурсы
Российский сайт «Музеи
http://www.museum.ru

России»

[электронный

ресурс].

URL:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».